АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Или она тебя пугает, напрягает, раздражает?

Читайте также:
  1. Как быть в тех случаях, когда ребенок делает “НЕ ТО”, не слушается, раздражает?

Обычно когда мы говорим об ответственности, то имеем в виду какие-то дела, проекты. Мы не так часто думаем о самой главной ответственности – ответственности за свою собственную жизнь. То есть по умолчанию мы предполагаем, что там все ясно. «Кто отвечает за твою жизнь?» – «Конечно, я!» – «На сколько процентов?» – «На сто!» Так обычно отвечают на этот вопрос участники наших тренингов. Действительно, было бы странно услышать от них что-нибудь другое. Например, если бы кто-нибудь из них сказал, что за его жизнь отвечает мама, или начальник, или правительство. Это было бы как-то несерьезно.

И поэтому все знают, что в ответ на вопрос, кто отвечает за твою жизнь, надо отвечать, что ты сам.

Но, как ни странно, это всего лишь красивая концепция. И если чуть изменить вопрос, поинтересоваться, а на сколько процентов от человека зависят ВСЕ результаты в его жизни, тут уже процент снижается – обычно до восьмидесяти (это потому, что в наших тренингах обычно участвуют большие люди, им тридцать процентов писать неудобно). А ведь это тот же самый вопрос! Твои результаты – это и есть твоя жизнь.

А если еще больше конкретизировать вопрос, то можно услышать что угодно.

Во время тренинга мы предлагаем участникам вспомнить какую-нибудь историю из их жизни, в которой они ощущали себя жертвой непреодолимых обстоятельств, которые были сильнее них, когда ничего нельзя было сделать.

Обычно с этим все справляются легко. Кто-то вспоминает тяжелые времена или страшные события, когда все рушилось – с работы уволили, жена бросила, машину угнали, дети двоек нахватали, лучший друг оказался подлецом, партнеры подставили, бизнес увели, деньги украли, ехал по правилам, а грузовик смял новенькую машину в лепешку… Да еще на горнолыжном курорте чайник-сноубордист наехал, и в результате – перелом ног, а кризис съел все сбережения…

Душераздирающие истории.

И каким-то образом в этот момент концепция, будто ты отвечаешь за свою жизнь на сто процентов, рушится. Если бы это соответствовало действительности, с тобой, может, и не произошло бы ничего подобного. А оно произошло, потому что так сложились обстоятельства, и ты ничего не мог сделать!

Какие ощущения возникают, когда слушаешь подобные истории? Обычно целый букет: горечь, разочарование, бессилие, отчаяние, боль, злость, ненависть, безысходность, опустошение.

А потом мы просим каждого рассказать ту же самую историю, но с точки зрения ответственности, то есть, оставив все обстоятельства и события, изменить только свою интерпретацию происходящего, посмотреть на то, как участник сам создал эту ситуацию.

Иначе говоря, рассказывать, отвечая на такие вопросы: «Какие мои действия (или их отсутствие) или слова привели к тому, что произошло?», «Каким образом я создал эту ситуацию?» и «Как я сам, своими руками, привел все к такому результату?».

Вначале это задание кажется абсурдным, особенно тем, кто искренне и честно в предыдущем рассказе ощущал себя абсолютной жертвой и привык рассуждать приблизительно так: «Что же, я сам себя с работы уволил? Или я сам под этот грузовик залез? Я же все делал как надо! Или я, что ли, этот кризис устроил?»

Но задание есть задание, его надо выполнять.

Может быть, для этого придется начать историю чуть раньше, потому что произошедшее было заложено предыдущими событиями.

И тут выясняется масса любопытного. Оказывается, машину угнали потому, что ленился дойти пять минут пешком от платной стоянки до подъезда. А жена ушла из-за того, что зачастую оказывалось важнее доказывать свою правоту, а не любовь к ней. И ребенок двоек нахватал, потому что вечером хотелось поскорее лечь и на просьбу помочь отвечал: «Отстань от меня со своей математикой ради всего святого».

И что лучший друг окажется предателем, тоже заранее мог предположить – ведь были звоночки, но отмахнулся, не хотелось даже думать об этом.

И с работы уволили, потому что хоть и делал «все что мог», но этого было недостаточно. И краешком сознания понимал, что или надо делать больше, чем можешь, или уже искать другую работу.

И грузовик этот видел! Но решил, что он должен притормозить. А ведь мог бы и пропустить его.

И знал, что горные лыжи – опасный спорт. Мог бы не кататься – ноги были бы целы.

И про кризис не трудно было догадаться – не в первый раз. Видел же признаки, так почему не принял меры?

Теперь история представляется совсем иначе! Обстоятельства не изменились – да, жена ушла, грузовик наехал, сбережения пропали. Но только теперь твоя роль выглядит по-другому. Ты уже не беспомощная жертва обстоятельств – это ты сам так или иначе создал такую ситуацию – своим действием или бездействием, невниманием, откладыванием на потом, ленью, безответственностью!

Здесь совсем не обязательно рвать на себе волосы и испытывать чувство вины – если ты чувствуешь вину, значит, по-прежнему остаешься жертвой, только теперь уже самого себя. Что, конечно, приятнее, чем быть жертвой кого-то другого, но есть более мощный вывод.

Раз ты сам все это создал, значит, ты можешь создать и что-то другое. Твоя ответственность – значит, и сила тоже твоя. Захочешь – опять будешь жену изводить, чтобы она в конце концов от тебя ушла. А захочешь – прямо сейчас все так изменишь, чтобы никто от тебя никогда не ушел.

Этот разговор дает совсем другие ощущения. История не изменилась, заметь. А список ощущений, которые испытывают участники, теперь звучит так: сила, гордость, уверенность, легкость, воодушевление, энергия.

Здесь имеется одна тонкость. Да, действительно, пока мы считаем, что результата нет, «потому что они делают все не так», а «я на это влиять не могу», многие возможности для нас закрываются. А когда мы выбираем лидерский подход («я сильный и большой, и все зависит от меня»), вероятность достичь желаемого результата увеличивается во много раз.

Однако существуют вещи, на которые мы повлиять не можем, либо цена, которую придется заплатить за это, слишком велика.

Так, например, мы не можем изменить то, что уже случилось, не в наших силах влиять на Прошлое. Но и тут у нас есть выбор, и он заключается в том, как мы будем интерпретировать факты. Сами по себе они объективны. Для того чтобы событие приобрело какой-либо смысл, к нему необходимо приложить свое отношение. Мы можем выбрать розовые очки или, наоборот, черные, а можем вовсе перестать смотреть. «Ничто не является хорошим или плохим – все зависит от того, как мы смотрим на вещи», – писал Шекспир.

Таким образом, ответственная позиция по отношению к Прошлому состоит из двух элементов. Во-первых, увидеть, каким образом ты это создал, как повлиял на сложившийся результат, сделать выводы и наметить новую цель, в соответствии со своими ценностями и обязательствами. И, во-вторых, не менее важно принять то, что ты изменить уже не можешь, и осознанно выбрать свое отношение к этому.

Слабые люди не выбирают ответственный подход. Хорошая новость заключается в том, что мы можем выбрать, сильными нам быть или слабыми.

Прежде чем говорить о выборе, мы хотим обратить твое внимание на одно из кардинальных отличий человека от животного. Это также один из ключевых моментов этой книги и всей идеологии прорыва в целом.

Действия животного базируются на инстинктах и поэтому предопределены. Оно ведет себя в соответствии со сложившимися обстоятельствами, исходя из собственных ощущений. Можно сказать, что это очень простая система – получив стимул извне, животное немедленно выдает соответствующую реакцию. Ударили – укусит или убежит (учитывая обстоятельства, собственное состояние и ощущения). Может быть, не сразу убежит, а сначала цапнет. Так или иначе, его реакция и, соответственно, действия определяются именно стимулом.

У человека же между стимулом и реакцией может стоять кое-что еще. Именно поэтому наши действия не всегда прямолинейно и однозначно вытекают из того, что подкинула нам окружающая среда. Чем же определяется наше поведение, если не стимулом? Что находится в промежутке? Мы уже говорили раньше, что у человека есть сознание, оно позволяет ему делать ВЫБОР.

Животное тоже, наверное, делает выбор – укусить или убежать, но сознание человека более развито. Ему дано опираться не только на то, что он чувствует, не только на инстинкты, которые в нем разбудили, не только на ощущения (больно ему или нет, укусили его или погладили). Мы, люди, можем делать выбор исходя из того, какое будущее мы хотим построить, исходя из наших целей и мечты.

Простой пример: автоматическая, инстинктивная реакция на критику – отрицание, агрессия, желание дать отпор.

Иногда это выглядит странно. Например, ты мечтал научиться танцевать, нашел преподавателя, заплатил ему деньги, сделал первые па и услышал: «Вы делаете это неправильно». А ты критику, предположим, терпеть не можешь, и вообще у тебя характер не ах, и к тому же стимулом для тебя может быть только похвала. И поэтому ты говоришь своему учителю танцев: «Да вы просто не умеете учить. Со мной так нельзя. Без вас обойдусь», – и уходишь.

Это выглядит странно, потому что твоей целью было не ругаться с учителем, а научиться танцевать. Но в тот момент ты о своей цели забыл и выдал инстинктивную реакцию. Укусил, можно сказать. А потом еще и убежал.

Мог ли ты отреагировать иначе? Конечно! Ты мог бы сделать так, как велел учитель, и сказать спасибо за то, что тебе указали на твои ошибки.

Это был твой выбор! Ты сам выбираешь, как тебе реагировать, иногда даже не отдавая себе в этом отчета.

Между тем чаще всего мы действуем так, будто никакого выбора у нас нет и существует только один способ отреагировать: нас ударили – мы дали сдачи, нас обидели – мы врезали хлестким ответом. Почему люди предпочитают действовать автоматически, даже если это приводит к заведомо неприятным последствиям? Потому что это проще и потому что выбор предполагает ответственность, которой мы привыкли избегать. Гораздо удобнее считать, что никакого выбора не было, «жизнь такая», «обстоятельства сложились так», а следовательно, самое главное – «я не виноват».

Каждый день мы принимаем миллионы различных решений – осознанных и неосознанных. В любой ситуации мы можем выбрать, что сказать, как сказать, что сделать или не сделать, и даже когда кажется, что мы загнаны в угол и поставлены в тупик, у нас все равно остается как минимум возможность по-разному интерпретировать происходящее.

Все, что связано с выбором и ответственностью, – это жизненная позиция. Выбирать мировоззрение лидера – человека, считающего себя источником всего, так или иначе с ним связанного, трудно и рискованно. Гораздо проще выбрать позицию жертвы обстоятельств – именно этот вариант принимается нами инстинктивно, на автопилоте.

Выбирая ответственность, мы обычно отмеряем себе некоторую ее долю. Мы говорим себе: ну да, есть цель, которую я хочу достичь, но есть множество людей, которые на это влияют, то, что зависит от меня, – это двадцать процентов. Или сорок. Или пятьдесят.

От кого зависят твои отношения с женой? Ты влияешь на эти отношения? Влияешь. Она влияет? Конечно. Еще ее родители. И твои. И твой начальник. И ее подруга.

Ну ладно, упростим ситуацию. Никто не влияет, только ты и она. Так что ваши отношения определяются тобой и ею. На сколько процентов ты влияешь на ваши отношения?

Обычно нам отвечают: «Я на пятьдесят, и она на пятьдесят». Иногда говорят: «Пожалуй, я даже на восемьдесят процентов! А она на двадцать!»

Этот подход кажется разумным. Но именно здесь заложена мина замедленного действия, потому что когда что-нибудь в отношениях пойдет не так, у тебя всегда будет соблазн – и возможность – сказать: «Я свои пятьдесят процентов выполнил. Я сделал все что мог, свою дорогу прошел до конца, а она нет». И когда ваши отношения рухнут окончательно, вы будете сидеть – каждый со своими друзьями, – бить себя в грудь и говорить: «Я свою дорогу прошел (прошла) до конца, а она (он) свою – нет!» И может, ты даже скажешь умную фразу: «Отношения – это улица с двусторонним движением». И это абсолютная правда. Только результата нет.

Если бы важна была не правота, а результат – создание счастливой семьи, то, может быть, надо было десять дорог пройти или двадцать, двигаться, искать новые возможности и не останавливаться. Потому что при таком подходе сто процентов означает достижение своей цели, а если она не достигнута – значит, дело еще не сделано, никаких ста процентов нет и останавливаться нельзя.

И потому что при таком подходе слова «я отвечаю за свою жизнь на сто процентов» – абсолютная иллюзия.

Если ты сейчас вспомнишь те области своей жизни, в которых действовал исходя из тезиса «это моя дорога, я за нее отвечаю, вот мои пятьдесят процентов, а все остальное меня не касается», то увидишь, что чаще всего ничем хорошим это не заканчивалось.

Представь себе перспективу открыть новый бизнес с человеком, который говорит «я отвечаю только за половину пути». Вдохновляет?

Или вообрази маму, которая говорит: «Я отвечаю за детей на пятьдесят процентов, а все прочее – папино дело. Мое время с восьми утра до шести вечера, если ребенок упал с табуретки в четверть седьмого, пусть его папа поднимает, я даже не встану».

У себя на работе ты наверняка слышал это сто раз. «Я свой кусок сделал, и сделал хорошо. А это – не моя ответственность». Нравится, как это работает?

Мы говорим сейчас о подходе, при котором ты смотришь на важные для тебя вещи с позиции стопроцентной ответственности за результат. Пока ты преодолеваешь только свою половину дороги, ты никогда не будешь знать, куда придешь, потому что итог от тебя не зависит. Правда, можешь утешать себя сознанием своей правоты, потому что свой кусок ты вроде сделал хорошо (хотя а откуда ты знаешь?). Если именно это для тебя самое важное, то можно оставить все как есть.

Фактически каждый раз, когда мы делаем выбор, то ищем ответ на вопрос: «Что для меня важнее?» Только, как правило, делаем это неосознанно.

Простой пример: допустим, ты приходишь на совещание вовремя, а твои партнеры, коллеги, подчиненные опаздывают.

И вот ты пришел и сидишь с сознанием собственной правоты и ответственности и думаешь: «Ну вот, все как всегда. Ни на кого нельзя рассчитывать. На одного меня только можно. Что за разгильдяйство кругом?» И так каждый день.

Ну хотя бы отдай себе отчет в том, что ты выбрал – пусть подсознательно – никак не влиять на эту ситуацию. Потому что если бы тебе было по-настоящему важно, чтобы все приходили вовремя, ты бы что-нибудь с этим сделал. Если бы ты посмотрел на эту ситуацию с точки зрения стопроцентной ответственности, то задал бы себе вопрос: «Как я создаю ситуацию, в которой мои коллеги опаздывают?»

Может, ты решишь, что не делал ничего для того, чтобы они приходили вовремя. Или делал недостаточно. А может, ты не настаивал на том, чтобы они уважали твое время. А может, ты ничего не делал для того, чтобы совещания стали такими важными и ценными, что все хотели бы на них присутствовать и дорожили бы каждой секундой.

Хочешь, чтобы ситуация менялась в нужную сторону, смотри на себя как на источник событий и исходи из того, что ты можешь и будешь влиять. И не просто влиять, а стремиться к достижению результата.

Как часто нам приходится слышать от сотрудников организаций, с которыми мы работаем и которые не достигают намеченных результатов: «Я сделал все что мог». А откуда ты знаешь, что сделал все что мог? Есть один очень эффективный способ ответить на этот вопрос. Ты сделал все что мог, если добился поставленной цели. А если не добился, лучше реши, что ты сделал НЕ все, что мог. В этом и заключается позиция ответственности, и это очень вдохновляющий подход. Потому что как только ты решишь, что ты еще не все сделал, то тут же увидишь, что еще можно сделать.

Мозг настроен искать решение, если он знает, что это решение есть.

Известен эксперимент, когда людей разделили на две группы и дали обеим решить одну и ту же задачу. Одной группе при этом сказали, что эта задача из учебника пятого класса и все предыдущие группы решили ее за десять минут. Другой группе сказали, что пока справиться с этой задачей еще никому не удалось, это что-то вроде теоремы Ферма и решения, скорее всего, нет. Понятно, что первая группа справилась быстро и легко, во второй только единицы, которых вел вперед спортивный азарт, решили задачу.

Этот подход мы считаем наиболее продуктивным и эффективным. Фактически вся эта книга задумана именно для того, чтобы поделиться этим подходом. Все, что мы тренируем, работая с людьми, – это внутренний разговор, решения, взгляды, позиции. Это именно то, что мы можем изменить, это полностью в нашей власти. Наши чувства и ощущения следуют за теми решениями, которые мы принимаем, за тем выбором, который мы делаем.

Если мы живем с убеждением: «Жизнь – так себе, я неудачник, изменить ничего нельзя, от меня ничего не зависит, я жертва, а все кругом – козлы», то и ощущения, которые за этим следуют, – беда, тоска, серость. Невозможно при таком подходе быть сильным и радостным человеком. Если внутренний разговор звучит так: «Я лидер, я влияю на то, что мне важно, все зависит от меня, жизнь – праздник», то и ощущения становятся соответствующими, и мы действуем гораздо более эффективно.

Эти два подхода – назовем их условно позицией жертвы и позицией ответственности – открывают различные возможности, предполагают разную цену, которую придется заплатить по дороге, и нередко приводят к противоположным результатам, а также, несомненно, несут в себе различные выгоды.

Стать жертвой обстоятельств – легче. Это не связано с риском, практически всегда позволяет подтвердить свою вожделенную правоту и требует очень малого – не надо напрягаться, изменяться и действовать. Можно получить сочувствие, участие и внимание, можно не делать того, чего не хочется, а если повезет, то и спихнуть неприятную работу на чужие плечи. Это путь оправданий, а оправдываться мы все умеем виртуозно.

Для того чтобы выбрать позицию жертвы, не нужно прикладывать никаких усилий – она буквально носится в воздухе, мы выбираем ее автоматически, сами того не замечая. Вся наша культура – эпос, легенды, сказки, анекдоты – оправдывает этот выбор. Главный герой чаще всего – дурак, который добивается успеха с помощью чуда: печки, которая сама едет, скатерти-самобранки, которая сама добывает еду, рыбки, которая машет золотым хвостом, и так далее. Фактически культура поддерживает наш выбор ни за что не отвечать, плыть по течению и надеяться на удачу. И это естественно, потому что культура в первую очередь заботится о ВЫЖИВАНИИ.

Выбор ответственной позиции не только сложен, он нередко идет наперекор культуре (тому, что принято), здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Лидерскую жизненную позицию выбирают не так много людей, но именно среди них – те, кто становятся чемпионами. Этот выбор, как и любой другой, связан с риском, за него иногда приходится дорого платить – лидерам завидуют, их недолюбливают (потому что лидеры показывают нам, какими мы могли быть, но не стали – как же тут их любить?). Это нелегкий путь, но и выигрыш здесь велик. Именно он дает возможность по-настоящему состояться, выиграть по-крупному и достичь самых головокружительных целей.

Мы работали с одной крупной трейдерской компанией, которая покупала и продавала металл по всему миру и была в своей стране лучшей в этой нише. Тем не менее ее руководство не останавливалось на достигнутом и решилось на невероятный прорыв – увеличить оборот вдвое. Для этого нужно было купить в два раза больше металла. Это было не очень просто, но с этим компания справилась быстро. А когда осталась «самая малость» – продать этот металл, разразилась война в Персидском заливе. Рынок металла встал, никто не хотел покупать. Движение судов в заливе было затруднено. Фирма платила огромные деньги за хранение металла на своих складах. Кроме того, цены на рынке металла резко пошли вниз. Компании, торгующие металлом, теряли деньги и разорялись.

Казалось бы, обстоятельства непреодолимой силы встали на пути фирмы. Война! Никто не думал, что она начнется. Проще всего было решить, что это форс-мажор, и сдаться. Но в компании решили по-другому: они не только не сдадутся, не только не потеряют деньги, но выполнят то, что задумали, и все равно заработают столько денег, сколько планировали, когда еще не было войны.

И они не сдались и пересмотрели все свои возможности. Они вошли в смежные области и даже купили собственный порт, где смогли теперь хранить не только свой металл. И это не все – была открыта собственная фрахтовая компания. Они начали перевозить не только металл, но и другие товары. Им пришлось влиять на вещи, на которые до этого момента они даже не видели возможности влиять.

Лидерская позиция, позиция ответственности, которую руководство фирмы приняло с самого начала, помогла ей выстоять, преодолеть обстоятельства и выйти победительницей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)