|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мы иногда не знаем правды, но делаем выводы, как будто знаем ее. И иногда случается, что потом эти выводы работают против нас всю оставшуюся жизньГлава 6Что стоит на пути, или Барьеры, которые мы выбираем Ничто так не мешает видеть, как точка зрения. Дон-Аминадо Обычно ты легко замечаешь, как мешают нам всякие внешние обстоятельства. Их трудно не заметить, они всегда возникают внезапно. То снегопад зимой создал проблемы на дорогах – только ты привык, что снега зимой не будет, – тут на тебе! То цены на нефть перестали расти и даже начали падать, а казалось, они теперь будут расти всегда. Тут закон приняли, который мешает тебе вести бизнес. Откладывали-откладывали, ты уж решил, что так и будут откладывать, – ан нет! Мы еще поговорим о том, что со всем этим делать, это же насущный вопрос, правда? Но сейчас давай остановимся на тех преградах, которых ты НЕ замечаешь. По крайней мере они не так бросаются в глаза. Все это мы сделаем не для того, чтобы ты облегченно вздохнул: «Ну вот же, теперь я знаю, почему у меня что-то не получалось – так оно и должно было быть». Вовсе нет. Наша задача – убедить тебя обратить внимание на те невидимые барьеры, что преграждают тебе путь, потому что кто предупрежден – тот вооружен. Преграды можно разрушить, а установки – изменить. Первый барьер – уверенность, что понимание равно результату, то есть если ты уже что-то знаешь, то этого достаточно. Теперь остается ждать, когда результат придет в твою жизнь – ждать и не предпринимать решительных действий, надеяться на чудо. Прочитаешь книгу, ну, может, даже сделаешь несколько заданий – и на этом твоя работа закончена. Это ложная надежда. В этой книге нет никакой магии, ни одного заклинания, мы не делали над ней таинственных пассов руками и ногами, поэтому никакого чуда не случится, и твой прорыв в прекрасное будущее сам по себе не произойдет. На тренингах часто встречаются люди, которые считают, что их задача – дождаться, когда с ними произойдут качественные изменения, а все остальное – работа тренера. Так не бывает. Если ты не начнешь работать, то есть действовать не так, как привык, не как раньше, а продвигаясь вперед, используя свое новое понимание, – все останется как и было. Это как в спортзале. Представь – множество снарядов, беговые дорожки, велотренажеры, гири… Люди подходят, каждый что-то делает, кто-то сбрасывает вес, кто-то качается, кто-то крутит педали, а один человек сидит. Приобрел абонемент на месяц, пришел, переоделся в красивую форму, сел на лавочку и давай сидеть – час прошел, два, три… Время от времени проверяет: «Как там у меня мышечная масса, нарастает? Живот убирается? Трицепсы появляются?.. Нет? Ну, наверное, мало сижу. Наверное, по плану завтра нарастет. Такой хитрый тренерский план. Наверное, завтра». А сам смотрит на площадку, а там народ – ну смешной! – пыхтит, потеет, у кого-то живот трясется, майки мокрые, лица красные… Обхохочешься. А над ним не похихикаешь – он сидит красивый, в чистой форме, не потеет, хорошо пахнет. И никто не смеется. Есть только один минус – ничего не происходит. Что, не видел такого в спортзале? А на наших тренингах мы это видим регулярно… Чтобы что-то менялось – в мышцах, голове или глубинных установках, – необходимо очень сильное, мощное участие, нужно по-настоящему выкладываться, даже если иногда это будет выглядеть смешно или нелепо. Второй барьер заключается в том, что взрослые думают, что они УЖЕ все знают, и поэтому не могут учиться. То есть профессионально-то, конечно, могут! На курсы повышения квалификации или на MBA – с превеликим удовольствием! Или вот английский учить – любимая забава. Некоторые десятилетиями учат – так любят! Но учиться ЖИТЬ по-другому, менять себя, принимать обратную связь, подвергать сомнению то, что ты привык думать о себе, о людях, о мире, – это нет. Ты даже не слушаешь никого. Точнее, есть один-единственный человек, которого ты слышишь всегда. И этот человек – ты. Вот то, что здесь написано, – ты слышишь это? Нет! Ты слышишь СВОЙ РАЗГОВОР по поводу этого. То, что мы говорим, не попадает прямо и непосредственно в твою голову, и это естественно. Ты же не копировальный аппарат, у тебя есть ты, твой опыт, прошлое, уровень образования, психика, особенности, темперамент. У тебя есть свои цели и причины, по которым ты читаешь эту книгу. Может быть, среди этих целей – ничего не слушать, не принимать на веру, не воспринимать сразу. А может быть, твоя цель – прочитать и забыть. Так или иначе, вся информация, которая попадает к тебе, сперва сталкивается с твоим уже существующим разговором, то есть с некой системой фильтров. Фильтр номер один: согласен ли я с тем, что читаю? Если согласен, это еще куда ни шло, это будет один способ восприятия информации. Если не согласен – совсем другой. Фильтр номер два: нравится ли мне то, что я читаю? Если нравится, это еще куда ни шло, а если не нравится, то шансов быть услышанным – нет. Фильтр номер три: нравится ли мне сам автор? Если нравится, еще куда ни шло, а если не нравится, то – увы. Наш мозг работает как сложная система фильтров, которая искажает, видоизменяет, что-то забирает, а что-то добавляет к той информации, которая поступила к нам изначально. Представь себе, что квадрат, изображенный ниже, – это ты. Эта информация как, нормально легла? Услышал? Или твой мозг уже возмутился: «А почему я? Почему квадрат? Почему не круг? Почему такого размера?» Ну хорошо, допустим. Вот это – ты. И внутри у тебя – крестики. Крестики – это все, во что ты веришь, твой внутренний разговор, глубинные установки, стереотипы, взгляды на жизнь. Ты просто битком набит крестиками, состоишь из них. Все, во что ты веришь, – крестики. То, с чем ты идешь по жизни, – это крестики. Все, чему тебя жизнь научила, – это крестики. Вот такая исходная позиция. Итак, ты веришь в крестики, ты привык к ним, сроднился с ними, идешь с ними по жизни, холишь их и лелеешь. Берешь эту книгу и читаешь в ней – крестик! Какая у тебя будет реакция? Ура! Свои! Удача в доме! Заходи, крестик! Он вписывается в любое место! Свои приветствуют своих. Ты думаешь: «Да, точно, крестик! Какая хорошая книга! И автор не дурак! Надо будет друзьям рассказать, жене дать почитать!» Отличная книга, не зря купил, адреналин в кровь идет, ты верил в это, ты знал! Обрати внимание: ничего НОВОГО ты не узнал. Как был с крестиками, так с ними и остался, зато чувствуешь себя хорошо. Теперь меняем условия задачи. Исходная позиция та же самая. Всю жизнь верил в крестики, холил их и лелеял, всех вокруг убедил, что крестики – это правильно, детей вырастил на этих крестиках. Открываешь книгу, а в ней – нолик (что-то противоположное, не соответствующее привычным, своим крестикам). Какая может быть реакция? Вероятнее всего – ты его просто не заметишь. Чаще всего, на бессознательном уровне, мы просто не замечаем нолики, пропускаем мимо. Иногда во время разговора один из собеседников вдруг спрашивает: «Что? Что ты сказал?» Его оппонент понизил голос? Сказал свою реплику шепотом? Вряд ли. Скорее он произнес что-то, не вписывающееся в картину мира собеседника, выпустил нолик, который был проигнорирован крестиками, не услышан ими. Твой мозг, как радиоприемник, настроен на другую волну (на крестики), как же ты можешь услышать нолик? Ну а если ты все же услышишь его, вряд ли он тебе понравится. Скорее всего, он вызовет раздражение, и ты не захочешь его принять, потому что он подвергает сомнению то, во что ты верил как в ПРАВИЛЬНОЕ. А значит, он ставит под угрозу твою правоту. Ты ведь не любишь оказываться неправым? Другая распространенная стратегия – «заходи, посмотрим, проверим». Может, ты не такой упертый и готов присмотреться к новому. Но кто будет смотреть и проверять нолик? Крестики. Протестируют его, обработают, там подтолкнут, здесь подрежут, тут откусят – получится новый крестик, может быть, немного ноликообразный. Вот такой нолик мы еще можем принять, мы его переделали под себя, теперь он безопасен. Почему же мы с таким трудом принимаем все новое и непривычное? В чем причина стремления переделать все нолики под себя, чтобы они стали знакомыми и понятными? Риск? Страх? Чего мы боимся, что мы стараемся уберечь? Возможно, принять нолик для нас означает признать, что наши крестики были неправильными или неэффективными. Тогда, возможно, мы придем к выводу, что наши прошлые установки необходимо поменять на другие. Что же в этом страшного? Почему так трудно принимать новое, даже когда есть понимание, что старое не работает? Потому что от старого придется отказаться. Есть такая восточная пословица – если ты хочешь налить новую воду, нужно вылить старую. Наливать новую нам не больно, а вот выливать то, что было… Особенно это трудно, когда речь идет об основополагающих вещах. Приходится признать, что жил неправильно, – в результате падает самооценка, страдает чувство собственной значимости, теряются ориентиры… Мы ненавидим быть неправыми! Феномен отстаивания собственной правоты для многих из нас уже давно стал смыслом жизни. Мы готовы пожертвовать чем угодно, чтобы отстоять и доказать собственную правоту. Это становится важнее цели, мечты, результата – пусть я ничего не добился, отношения испорчены, зато я прав! Когда уже никак нельзя не признать свою неправоту, прижали к стенке, обложили со всех сторон – и то язык с трудом поворачивается, и мы говорим «да» и тут же добавляем «но!..» – и переходим в атаку. Нам жизненно необходимо хоть чуть-чуть зацепиться, отстоять хоть каплю собственной правоты. Сто тысяч лет назад ошибка означала смерть, если человек оказывался неправым, он погибал – попадал в костер к чужому племени, звери его съедали… Теперь нет ни чужих племен, ни костров, ни диких зверей вокруг, никто за нами не гоняется и не старается нас съесть или извести. Но страх оказаться неправым давно перешел с физиологического уровня на психологический, подсознательный, социальный. Для современного человека признать собственную неправоту, потерять лицо – смерти подобно. Мы все готовы отдать… Да мы умереть готовы за свою правоту! Ты никогда не представлял себе эту сладкую картинку? Ты лежишь в гробу и там, в гробу, доказываешь свою правоту. Вокруг стоят родные и близкие, все пришли и плачут. И самый близкий человек, например жена, произносит слова, которых ты всю жизнь ждал. Детям говорит: «Дети! Это был лучший в мире отец, лучший в мире муж, как я его не ценила, как я была не права, как он был прав…» Только ты уже в гробу, а мертвые не умеют испытывать кайф, ведь правда? Но картинка греет, да? «Ну, если сейчас не поймут, то потом оценят, кого потеряли». Когда-то один знакомый рассказывал историю. Он упертый парень, этакий боец, и сын у него такой же. Мальчику тогда было лет восемь, наверное. Оба с места не сойдут, лишь бы доказать свою правоту. В общем, сын и отец, один другого стоит. Сын собирается идти на улицу гулять, а за окном идет дождь. Папа ему говорит: – Там мокро, надевай сапоги. – Там сухо. Не надену. – Мокро. Надевай! – Сухо. Не надену. – Там лужи, льет дождь. Я сказал – надевай сапоги. – Нет, я не надену. – Ты придешь с мокрыми ногами. – Нет, с сухими. Пять минут перепалки, сын пулей вылетает, хлопает дверь, сапоги остаются стоять в коридоре. Отец ходит из угла в угол, меряет комнату шагами – и так все время, пока его сын гуляет. Он ждет, с какими ногами придет его сын, и, конечно, уверен, что не с сухими. Через 50 минут открывается дверь, входит ребенок. Ноги мокрые насквозь. Папина первая реакция – победа, у меня праздник. Адреналин в кровь. Он кричит сыну: – Я говорил тебе! При этом «я говорил тебе» означает «ты понял, кто прав?». У папы радость – он победил. Апрель, холодно, ребенок синий весь стоит, мог воспаление легких получить. Конечно, через пару минут, как нормальный отец, он начинает растирать ребенку ноги, достает таз с горячей водой, заваривает чай, ищет шерстяные носки и так далее. Он любящий отец, но его естественная реакция в первые пару минут – это победа, и не важно, какой ценой. «Я с ужасом подумал, что было бы, если бы он пришел с сухими ногами», – признался он потом. Вдумайтесь: это говорит любящий отец. Мы ненавидим быть неправыми. Это один из базовых инстинктов. Особенно для нас важно доказать свою правоту, когда речь идет о том, во что мы верим и из чего исходим. Мы смотрим на мир сквозь призму своих взглядов и таким образом подгоняем мир под эту призму – чтобы быть правыми. Возможно, для тебя даже в этой книге уже много ноликов – это могут быть непривычные точки зрения, подходы, то, что противоречит твоим представлениям о том, как должно быть и как не должно, что можно делать, а что – нет. Этот барьер останавливает нас не только при чтении книги – так же происходит и в жизни. Мы упираемся в свою точку зрения, застываем и не можем принять что-то новое, даже если это критически важно. Третий барьер – страх. Пожалуй, поговорим о нем в отдельной главе – это того стоит. Глава 7Управление страхом, или Как побеждает мечта Ты страшился тысячи вещей… Но все это были лишь маски, лишь видимость. На самом деле страшило тебя только одно: решиться сделать шаг в неизвестное, маленький шаг через все существующие предосторожности. Герман Гессе Однажды Путник шел по дороге в сторону стотысячного Города и повстречал на своем пути Чуму. – Куда ты идешь? – спросил Путник. – В Город. Я заберу тысячу человек и уйду прочь. Когда Путник дошел до Города, Чума уже побывала там. Улицы были пусты, в живых не осталось никого из ста тысяч человек. Он пошел дальше и вскоре нагнал Чуму. – Почему ты убила всех? – накинулся он на нее. – Ты же собиралась взять только тысячу! – Я и взяла тысячу. Остальных я не трогала – они умерли сами. Их убил страх. Смелый – не тот, кто не боится. Трусливый – не тот, кто боится. Они оба боятся. Разница в том, что смелый боится и все равно действует, несмотря на страх. При этом многие из нас представляют себе героические ситуации – вот хулиганы обижают ребенка, а я их разгоняю! Или младший брат тонет в реке, а я ныряю с головой в набежавшую волну и спасаю его от смерти! Между тем ситуации, в которых мы взаимодействуем со страхом, случаются гораздо чаще, чем встречи с хулиганами или глубокими реками. И боимся мы не только боли или смерти. Если присмотреться, можно заметить, что наши страхи во многом определяют наше ежедневное поведение, влияют на отношения с другими людьми, на то, какие мы ставим цели, чего в результате добиваемся и как сами себя оцениваем. Чего же мы боимся чаще всего? Специалисты американского консультационного портала CTRN опубликовали список фобий современного мира. И знаешь, что возглавляет длинный список человеческих страхов? Нет, не страх болезни или смерти. На самом верху, на первом месте – страх публичных выступлений! В действительности люди боятся не публичных выступлений. Если бы ты был уверен, что выступишь замечательно, тебе будут аплодировать и скажут: «Огромное спасибо, это было лучшее выступление из всех!» – ты бы не боялся. Просто мы боимся оказаться в глупом положении, плохо выглядеть, стать объектом насмешек. Страх плохо выглядеть. Это самый мощный барьер на пути к успеху. Очень многие еще в раннем детстве усваивают накрепко – лучше сидеть тихо, не высовываться, не поднимать лишний раз руку на уроке, не предлагать необычных решений на рабочем совещании – и тогда поводов мучительно краснеть не будет. Лучше заранее подстраховаться, чтобы потом не было больно. Да, побочным результатом будут, возможно, посредственные результаты или их отсутствие, не самое лучшее образование, потому что на экзамене было страшно выглядеть идиотом, низкая зарплата, потому что боязно оказаться в невыгодном свете перед коллегами и начальством, предлагая новые идеи, зато не будет больно, неловко, стыдно. Некоторые женщины из страха выглядеть глупо и неловко предпочитают сидеть дома в одиночестве, лишь бы кто не подумал, что на самом деле им хочется быть востребованными, любимыми, замуж выйти, наконец. Этот страх побуждает отсиживаться, никогда не делать первый шаг. Ведь тому, кто идет первым, могут достаться шишки! Правда, и призы все – его. Но страх нередко бывает сильнее. На тренингах иногда можно наблюдать странную ситуацию. Вроде люди заплатили большие деньги, выделили драгоценное время, пришли для того, чтобы с ними поработали, – и ждут, ждут до последнего, надеясь, что до них очередь не дойдет! Лишь бы избежать страха выглядеть плохо, говорить публично. Люди боятся выглядеть не только смешными, но и уязвимыми. Нередко человек предпочитает славу циничного, беспринципного, жестокого тирана, потому что показать истинную уязвимость и ранимость – опасно. Что такого ужасного произойдет, если окружающие заметят «нежное нутро»? А вдруг сделают больно? А вдруг перестанут уважать? Лучше нацепить непроницаемую маску – ну что поделаешь, если в качестве побочного эффекта рушатся отношения, не создается доверия, не возникает близости и тепла… Страх быть неправым. Мы уже говорили об этом в предыдущей главе. Многие из нас настолько сроднились со своими убеждениями, что кажется, будто признание собственной неправоты автоматически приравнивает «я ошибся» к «я плохой», «неправильный», «ничего не стою». Страх перед изменениями. Страх потерять статус-кво. Да, сейчас все ни шатко ни валко, да, это не самая интересная работа и не самая большая зарплата, и отношения с женой не такие, о которых я всегда мечтал, и вместо трехэтажного особняка – обычная квартира. Но вдруг попробуешь изменить – и потеряешь то, что имеешь? Страшно. Лучше уж пусть будет хоть как-то… Лучше синица в руках… На этот счет существует известная притча. Одной семье довелось пережить войну и сопутствовавший ей длительный голод. После того как война закончилась, мать и отец пообещали, что их дети никогда не будут голодать, что бы ни случилось. Землетрясение, цунами, пожар – у их детей всегда будет пропитание. Для того чтобы гарантировать это, они решили с этих пор всегда носить с собой хоть какую-то еду и держать ее в руках, потому что оставить где-то, даже на несколько минут, – страшно. Каждый день они набирали земляных орехов, давали их в руки своим детям и строжайше запрещали выпускать их из рук. Вдруг пожар? Между тем их соседи праздновали окончание войны. Везде были развешаны гирлянды, стояли столы, ломившиеся от праздничных угощений, звучали смех и песни. Дети подходили к столам, но взять с тарелок ничего не могли – ведь руки были заняты, а родители строго-настрого запретили им оставлять орехи. Вдруг опять война? Вдруг пожар? Вдруг голод? Нередко бывает так, что люди отказываются от чего-то нового, потому что боятся, что не справятся с новой реальностью, не готовы к переменам, даже если мечтали о них. Им страшно, что вместе со старым образом жизни уйдет из-под ног опора, исчезнет то, на что они раньше могли рассчитывать. Со страхом изменений тесно переплетается боязнь разочарования. Лучше не пробовать, вдруг окажется невкусно? Лучше не выходить замуж – вдруг после свадьбы выяснится, что любимый вовсе не идеальный мужчина? Одним словом, «если у вас нету тети – ее вам не потерять!»[1]. Рассказывают, что Святослав Федоров, автор уникальной методики в области лечения различных нарушений зрения, создатель Института микрохирургии глаза, предложил Всероссийскому обществу слепых бесплатно вылечить группу незрячих пациентов. Были обследованы тысячи людей, сотням из них было возвращено зрение (полностью или частично). Однако (и этот факт зафиксирован документально) несколько десятков пациентов категорически отказались и от операции, и от обследований. Они боялись положительного результата, им было страшно при мысли, что их мир – тот, к которому они привыкли, мир темноты, звуков и запахов, в котором они умели ориентироваться, – будет разрушен. И они не захотели рисковать ради возможности видеть. Страх потери комфорта. Еще один «классический» страх. Это не только нежелание вылезать из-под теплого одеяла утром (с прилагающимся призом вроде опоздания на важную встречу), это еще и сопротивление любому риску, отказ выходить за пределы того, что казалось нам возможным. Пусть это и обещает сказочный выигрыш, но ведь столько придется перетерпеть на пути… Страх брать на себя ответственность. Люди неохотно берут на себя ответственность. Почему? Даже имея намерение выполнить те или иные действия, многие избегают озвучивать их в виде публичных обещаний. Они боятся не справиться, оказаться несостоятельными. Сказал – и не потянул. Нет ответственности – нет и наказания, поэтому так часто можно слышать: «Это не моя ответственность». Причем произносится это не с сожалением, а почти с гордостью. Звучит как «не мое дело» или даже «не моя вина». Мы возвращаемся к двум страхам, которые уже обсуждали выше, – во-первых, плохо выглядеть, подставить себя под колкости и насмешки (пусть даже невысказанные), а во-вторых, базовый страх оказаться неправым, неправильным, плохим. Именно поэтому люди боятся давать громкие обещания, озвучивать экстремальные цели, публично замахиваться на высокие планки, публично признаваться в собственных мечтах. Это страшно. Небезопасно. Рискованно. Только цена такой безопасности – нереализованные мечты. Фактически страх – следствие одного из базовых человеческих инстинктов, а именно инстинкта самосохранения. Любая биологическая популяция, в том числе человеческая, стремится к тому, чтобы выжить, и страх – необходимый элемент, обеспечивающий это выживание. Все, что работает против инстинкта самосохранения, вызывает страх. Страх действительно часто помогает человеку ВЫЖИТЬ, но нередко он одновременно обрекает любые яркие проявления, фантастические достижения, громкие мечты на провал, даже когда не идет речь о физическом выживании. Можно сказать, что иногда мы начинаем ВЫЖИВАТЬ в социальном смысле, когда просто бредем по жизни, стараясь свести риск к минимуму. Почему же мы все-таки не только выживаем, но и рискуем, мечтаем, ставим цели и достигаем их? Что люди противопоставляют страху? Почему матери бросаются за своими детьми в огонь и воду, невзирая на смертельную опасность? Кстати, а почему спасатели это делают каждый день? Ради чего медики уезжают в страны, пораженные страшными эпидемиями, и подвергают собственную жизнь риску? Что-то оказывается важнее, чем страх и выживание. Это и можно назвать приверженностью – любви, чести, долгу, самым различным внутренним ценностям. Мы называем это обязательствами – по отношению к своим мечтам и целям, к своему будущему, к тому, что важно настолько, что ради этого можно преодолеть страх, не позволить ему превратить жизнь в посредственное выживание. У нас всегда есть возможность взять на себя ответственность за свою жизнь, то есть решить, какой она будет, и не позволять страху управлять ею. Глава 8Ответственность – наказание или привилегия, или Как я сам это создал В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить. Иосиф Бродский Даже если вас съели, у вас есть два выхода. Николай Фоменко Каждый выбирает для себя. Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку — Каждый выбирает для себя. Юрий Левитанский Ответственность за свою жизнь, то есть возможность управлять, распоряжаться ею по собственному усмотрению, – это звучит замечательно. Кто же признает, что за его жизнь отвечает не он, а кто-то другой? Но ответственность за свою жизнь предполагает ответственность за то, что происходит вокруг, а это уже не всегда выглядит так привлекательно. С одной стороны, ответственность может быть привилегией – тебе дали больше ответственности, значит, больше возможностей! Выходит, тебе доверяют, перед тобой открыта дорога! С другой стороны, ответственность может быть тяжелым грузом. Мы так и говорим: «груз ответственности». В нашей культуре, к сожалению, брать на себя ответственность не принято. Само это слово в целом отрицательно окрашено и предполагает связь с виной и наказанием. «Там не надо ни за что отвечать» – чаще всего это положительная характеристика, например, для должности. Достойная мотивация для выбора места работы – многие поймут и одобрят. Нас с детства учат – не надо брать на себя слишком много, не стоит проявлять инициативу, высунешь нос – по нему и получишь, мир большой, а ты маленький и ничего в нем изменить не сможешь. Ответственная позиция небезопасна и противоречит базовому инстинкту самосохранения. Именно этот инстинкт, будучи направленным исключительно на выживание, побуждает нас держаться подальше от сложностей и в итоге пестует посредственность. Для многих ответственность не привилегия, а что-то вроде наказания. На кого бы нам повесить ответственность? Только не на меня! Я не буду за это отвечать! Это вообще не моя ответственность! И действительно, нет ответственности – и спроса нет. Нам часто приходится слышать: «Хорошо бы мне иметь свой бизнес, чтобы работать на себя, а не на дядю». Но не так уж и многие действительно РЕШАЮТСЯ на свое дело, потому что в таком случае ответственность возрастает многократно. Свалить на начальника не получится – теперь ты сам начальник. Взял кредит – твоя ответственность отдавать. Набрал контрактов – с тебя и спросят. Сотрудников принял на работу – ты теперь за них и отвечаешь. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.) |