АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль личности в истории. Толстовские традиции в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

Читайте также:
  1. Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности
  2. АЛЬБЕРТ БАНДУРА: СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
  3. Анализ психолого-педагогической личности учащегося
  4. Анонимность является духовной основой всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности.
  5. АРТТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ.
  6. Афины и Венеция: поклонение эфемерной личности.
  7. Безработица – тоже страшное дело. Люди проедают накопления за несколько месяцев. Спиваются даже вроде сильные личности.
  8. Боевые традиции российских Вооруженных сил
  9. Болгария. Курорт «Белая лагуна».
  10. БОЛГАРСКОЕ СЕЛО – ДУХ И ТРАДИЦИИ
  11. Большая пятёрка факторов» как способ описания личности
  12. В VI в. до н. э. в рамках дидактического эпоса зарождается жанр философской поэмы, продолжающей традиции «Теогонии» Гесиода.

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» как роман о гармоническом состоянии мира — Отечественной войне 1812 года — типологически противопоставлен роману М. Булгакова «Белая гвардия» как роману о русской усобице. Булгаков наследует толстовский взгляд на роль великой личности в истории, глазами Толстого он смотрит на новых «лжегероев», но его внимание обращено к принципиально иной исторической ситуации: «дубине народной войны» Толстого антиномичен булгаковский «корявый мужичонков гнев» и страшная стихия бунта в «Белой гвардии» — то, что Толстой благословил как «великое благо» («дубина народной войны»), отныне гвоздит по своим, становится страшным символом великой трагедии гражданской войны. Контраст и противопоставленность 1812 и 1918 года открывают для писателя иную возможность развития литературной традиции; в романе «Белая гвардия» все реминисценции, связи, аллюзии, связанные с романом Толстого «Война и мир», воссоздают «державное бытие» России, дух государственности, усиливающий резкий контраст с новой исторической обстановкой. Именно здесь, в этом контексте, появляется сравнение белой гвардии, отстаивающей Город от бандитов, с «бородинскими полками», спасающими «гибнущий российский дом».

Типологическая близость произведений Толстого и Булгакова обнаруживается в противопоставлении штабных и армейских, в соотношении частного и исторического, «войны» и «мира». Историческую жизнь Города, России определяет жизнь ДОМА, семейные отношения, которые для создателя «Войны и мира» были «одинаково важны». Приоритет домашних отношений над историческими, социальными, в романе Булгакова «Белая гвардия» очевиден: то, что произошло в Городе, — предательство его жителей, брошенных на откуп Петлюре, — СНАЧАЛА ПРОИСХОДИТ В ДОМЕ (предательство и бегство Тальберга). История России делается в Доме Турбиных так же, как делается в Александровской гимназии, на подступах к Городу, на площади Софийского собора. Именно так было в романе Толстого, где история осуществляла свой смысл и значение в сцене охоты, в измене Наташи Ростовой князю Андрею Болконскому и её увлечении Анатолем Курагиным. Не случайно Толстой подчёркивал, что в этом эпизоде «узел» романа «Война и мир». Толстовское единство частной и исторической жизни содержится в каждом эпизоде романа «Белая гвардия». Внутренняя близость романа Толстого «Война и мир» и романа М. Булгакова «Белая гвардия» проявляется и в теплоте семейных отношений Дома Турбиных, где всегда царит свойственное семье Ростовых общее оживление, звучит музыка, а отношения брата и сестры исполнены такого же лиризма и поэзии. Булгаков некоторыми портретными и «речевыми» деталями подчёркивает сходство Най-Турса и Василия Денисова, Малышева и Кутузова, Николки Турбина и Пети Ростова, а также Николеньки Болконского.

Не давая прямой оценки поступкам и действиям защитников Города, Булгаков благодаря опоре на толстовские традиции («Война и мир» в «Белой гвардии») заостряет и углубляет авторский замысел — поэтизация русской армии, её доблести и геройства как важнейшее нравственное обоснование появления «белого дела» и его рыцарей. Так в условиях 1923-1925 года Булгакову удалось создать роман, который стал памятником российскому офицерству — погибшему в отчаянных попытках ценою жизни вернуть прежнюю Россию или размётанному по городам Западной Европы и Азии» (М. Чудакова).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)