|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модель и смысловое пространство российского города (Н. В. Гоголь — М. А. Булгаков)Модель российского города, смысловое пространство, заключённое в нём, актуализирует типологические связи романа М. Булгакова «Белая гвардия» с художественным миром Н. В.Гоголя. В этой связи Гоголь не только, бытописатель или физиолог Петербурга или уездного городка, а философ города, создавший уникальный «хронотоп провинциального городка» — «ЛЖЕБЫТИЕ», «НЕ — ПРОСТРАНСТВО» и вместе с тем знак душевного города, мечта о Граде Небесном, мистерия, Город, через который проходит Дорога в Будущее: связь Временного и Вневременного. Если Город у Гоголя переворачивает приезд мнимого ревизора Чичикова-Антихриста и в итоге разрушается «циклическое время», то Город Булгакова переживает эпоху настоящего светопреставления — он оказывается в центре гражданской войны, воспринимаемой в романе под знаком Апокалипсиса. «Знаковым пространством» Нового города становится кроваво-красное с сукровицей солнце и чёрная толпа людей, обезумевших от потоков крови, насилия и разложения. Если в начале романа «Белая гвардия» «знаковое пространство» булгаковского Вечного Города было противопоставлено городу-призраку Гоголя, то ситуация гражданской войны меняет знак противопоставленности на знак равенства гоголевского хронотопа города хронотопу гетмановского города. В художественном пространстве булгаковского города оказались возможными не только связи гоголевского хронотопа города как лжебытия и гетмановского города как города-призрака, но и связи принципиально иного содержания: «Ночь под Рождество» как средоточие волшебной прелести гоголевской Украины, знак иного высшего мира, непосредственно связанный с образом булгаковского Вечного города начала романа. Сохранение этой связи стало возможно благодаря тому, что в городе гетмана живут и сохраняют свою самую прочную духовную связь с Вечным городом любимые герои Булгакова — семья Турбиных. В модели российского города своя устойчивая парадигма — два полюса — град земной и Град Небесный. И Гоголь, и про должающий его традиции Булгаков противопоставляют земному, призрачному и лживому городу Град Небесный. В романе «Белая гвардия» он возникает в видении Рая во сне Алексея Турбина, но не ограничивается только этим эпизодом, в лучшие минуты жизни над героя», у Булгакова «загорается» небесный свод, звёзды участвуют в судьбах героев, их положен» определяет будущее России; небесной литургией завершаете; повествование в «Белой гвардии». В Небесном Граде живёт та высшая правда о предназначении человека, которая не дана городу-Вавилону. Дому Турбиных в булгаковской модели Города принадлежит неповторимая духовная миссия — сохранение России как особого культурного пространства, России — Дома, противопоставленной России Нового Града, России, на которую за все прегрешения и нравственную проказу обрушивается праведный Божий гнев (будущая тема Нового Иерусалима в романе «Мастер и Маргарита»). За пространственной моделью Города и Гоголь, и Булгаков, и Бунин ощущают «державное бытие» России. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |