|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русская история как «известный порядок вещей». «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина и «Белая гвардия» М. А. Булгакова«Корявый мужичонков гнев» и страшная стихия бунта, обезумевшая и озверевшая от крови толпа — вот что противопоставляет М. Булгаков традиционному образу «сеятеля и хранителя земли русской». Здесь он спорит с традицией Некрасова, Толстого, Достоевского, здесь он — наследник и продолжатель Пушкина, преемник взгляда на историю как на «известный порядок вещей» автора «Истории одного города» Н. Щедрина. «Открытая книга пророчеств» как средоточие историософских представлений великого сатирика — «закон естественного возмездия», чрезвычайно близкий «великой эволюции» Булгакова; история «внешняя», призрачная и «внутренняя», настоящая, которая не прерывается и не иссякает», — воссоздаёт все варианты государственного устройства России, в контексте которых история народа есть лишь история «ошеломлений» (сравним пушкинское «комедия народа смутного времени»). В финале этой истории — тема Страшного Суда, катастрофа, неминуемое возмездие — «ОНО», зловещий образ померкшего солнца, страшного гудения колоколов, наследуемый Булгаковым как апокалипсическая традиция русской литературы. В сопоставлении романа Булгакова «Белая гвардия» и повести Щедрина «История одного города» важны не столько реминисценции, внешнее сходство, но сам дух «известного порядка вещей». В этой связи может быть установлена параллельность (симметричность) сцен романа и повести: прибытие нового градоначальника (глава «Органчик») и сцена на площади Софийского собора — «венчание Петлюры на царство»; картина глуповского междоусобия, демонстрирующая пристальное внимание «летописца» к кровожадным инстинктам толпы, булгаковский Город, его жители в ситуации смуты. Это типологические связи на уровне структуры художественного текста. Пушкинский взгляд на социальную историю, не исключающий своего возвышенного варианта («Борис Годунов»), Булгаков дополняет и поверяет «глуповским» вариантом русской истории Щедрина, щедринским умением подавать факт или событие вместе с его последствиями — «скрытыми готовностями». Реализация подобного рода гипотетических прогнозов Щедрина обнаруживается в структуре булгаковского романа. В повествовании «История одного города» господствует полное и безраздельное совмещение временных и пространственных планов благодаря чему Автор «проигрывает» в контексте глуповской истории множество не только известных исторических событий, но и хрестоматийно известных литературных сюжетов, подчёркивающих всю условность глуповского Города и глуповской хронологии. Всякая современность в этом контексте предполагает «всевремешность» (М. Цветаева). Это и есть настоящая философия истории, которая «не далась» современникам великого сатирика, но была гениально схвачена его последователем — М. Булгаковым. Заключение В заключении подводятся итоги сравнительного исследования, позволяющего сделать вывод о романе М. Булгакова «Белая гвардия» как о романе нового типа, соединившем в своём художественном пространстве знакомые черты русского традиционного «семейного», любовного романа, и вместе с тем принципиально иной — новаторский роман. Уровень внетекстовых отношений: судьба Булгакова — судьба Мастера — судьба автора «Белой гвардии» — определяет функцию создаваемого худо ЛАКУНА По теме диссертации опубликованы следующие работы, отражающие основные положения и идеи: 1. Н. Д. Гуткина. Русская историософская традиция и проблема единства и целостности мира в романах М. А. Булгакова // Возрождение России: проблема ценностей в диалоге культур (Материалы второй Всероссийской научной конференции). Ч. 1, Нижний Новгород, 1995, с. 166. 2. Н. Д. Гуткина. Свобода личности и художественного творчества (историко-литературный аспект) // Свет свободомыслия (Теоретико-публицистическая эссеистика), Нижний Новгород, 1994, с. 5—14. 3. Н. Д. Гуткина. Турбины и Верховенские: спор о русской интеллигенции и России (Ф. Достоевский и М. Булгаков) // Судьбы российской интеллигенции (Материалы третьей Всероссийской научной студенческой конферен-ции^Нижний Новгород, 1996, с. 287—294. 4. Н. Д. Гуткина. Народ и толпа (Литературно-исторические сопоставления) // Свет свободомыслия (Теоретико-публицистическая эссеистика), Нижний Новгород, 1996, с. 65—73. 4/5. Н. Д. Гуткина. «Русская история как «известный порядок вещей»: «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина и роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» // Русская словесность, №2, 1998. [1] А. Королев.Блудный сын. Звезда, 1994, №4. [2] В. Я. Лакшин. Предисловие к собр. соч. Булгакова в 5 томах. Т.1, с. 68. [3] М. М. Бахтин. К методологии литературоведения. Контекст-74, М., 1975, с.207 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |