АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Еще кое-что об Ишваре

Читайте также:
  1. БУДУЩЕЕ – НЕ СПЕШИТЕ С ВЫВОДАМИ. ТЕМ БОЛЕЕ С МЕРАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ. ВАМ ЕЩЕ КОЕ-ЧТО НЕИЗВЕСТНО.
  2. Еще кое-что о кундалини
  3. Еще кое-что о пранаяме
  4. Еще кое-что о пратьяхаре, дхаране, дхьяне и самадхи
  5. Еще кое-что о яме и нияме
  6. Итак, кое-что из книги Натальи Воронцовой-Юрьевой
  7. Кое-что еще о моем будущем спутнике жизни
  8. КОЕ-ЧТО ИЗ ТОГО, О ЧЕМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЗНАТЬ
  9. Кое-что о вокале
  10. Кое-что о моем будущем друге
  11. Кое-что о психотравмах и импринтах

 

Вопрос: Когда я пытаюсь петь Ом, должен ли я представлять себе, что такое Ишвара?

 

Произнося Ом, мы всегда подразумеваем Ишвару. Ишвара вне авидьи, Ишвара — это Тот, кто всегда знал, знает и будет знать все. Поэтому мы считаем, что под руководством Ишвары можем стать лучше. Когда мы произносим Ом, это по сути форма медитации, в которой объектом является идея имени Ишвары. Поскольку Ишвара находится вне любых естественно возникающих форм, которые мы в состоя­нии представить, для его обозначения нам нужен символ. Таким символом является Ом. Когда мы произносим Ом, мы думаем о нем как о звуковом представителе Иш­вары. При пении Ом всегда следует давать уму время на осознание истинного значения этого звука.

 

Ом требует одновременно и повторения звука (джапа), и понимания его значе­ния. Иначе существует риск, что повторе'ние станет механическим. Если мы будем повторять мантру как попугаи, это ничего не даст. Смысл Ом очень важен, потому что чем глубже мы в него заглядываем, тем больше мы там видим. И каждое новое открытие влечет за собой следующее.

 

 

Рис. 32: Санскритский символ ОМ.

 

 

В: Не является ли Ом символом индуизма?

 

— Является. Но Ом индуизма и Ом йоги пишутся по-разному. Не нужно их путать. Я расскажу вам один случай. Несколько лет назад меня пригласили на боль­шую международную конференцию по йоге. В первый же день один мусульманин, учитель йоги, показал мне изданную на этой конференции брошюру. На обложке стоял индусский символ Ом. Перевернув книжку, я увидел такой же символ на зад­ней стороне обложки. Когда я заглянул внутрь, я обнаружил этот символ на каждой странице, он использовался в качестве логотипа для отделения друг от друга сообще­ний о различных мероприятиях. Многие люди ходили в футболках с огромным индусским Ом спереди и сзади. Не знаю, сколько еще людей носило украшения с таким же символом. Там была даже собака по кличке Ом!

 

Должен признаться, что я был очень смущен, когда этот преподаватель, хорошо знающий Индию, спросил меня о причине такой повсеместной демонстрации индус­ского Ом. Для нас Ом — не безделушка и не украшение. Мы относимся к нему с огромной серьезностью и уважением.

Я предложил директору конференции позволить мне прочитать лекцию о непра­вильном использовании символа. Я объяснил, какую ценность имеет этот символ для нас, и рассказал о том, как уважительно и бережно нас учили с ним обращаться. Кроме того, я попытался помочь людям понять, что этот символ принадлежит не только йоге, и указал на ошибки, которые были сделаны при использовании символа на этой конференции. Я наивно полагал, что слушатели оценят мои слова, но, как оказалось, некоторые были настолько привязаны к своим украшениям и футболкам, что мое вме­шательство вызвало у них сильное раздражение.

 

По моему мнению, этот случай иллюстрирует путаницу относительно йоги и ин­дуизма, которая имеет место даже среди преподавателей йоги. Ом является также элементом буддийской и джайнской традиций. Он не представляет собой исключи­тельно индусского символа. Умышленное использование его не к месту — проявление неуважения по отношению ко всем этим группам.

 

В: Если я отдаю себя под покровительство Ишвары, что делает мой пуруша? Как я должен понимать

ваши предыдущие слова о том, что пуруша — хозяин?

 

— Если у вас есть проблемы и вы не в состоянии преодолеть какие-то препят­ствия, пуруша в это время не действует! Поэтому вы вверяете себя другому хозяину. Представьте на секунду, что вы сталкиваетесь с трудностями в занятиях. Вам нужна помощь. Но какая? Какую бы помощь вы ни получили, цель этого одна — восстано­вить спокойствие и ясность ума. Когда ум немного успокаивается, вы снова начинаете Двигаться вперед. Вам не нужно, чтобы вас кто-нибудь подталкивал. Если вы зашли Втупик, то можете попробовать немного поделать пранаяму или асаны. Иногда это­го достаточно. Йога предлагает много различных возможностей. Главными из них являются преданность, вера и полное доверие Ишваре.

Если говорить о взаимоотношениях между пурушей, телом и умом с точки зре­ния философии санкхъи и йоги, высшее положение занимает пуруша, за ним следует ум, потом чувства и, наконец, тело*. В нашей жизни эти отношения постепенно переворачиваются с ног на голову, и пуруша оттесняется на самое дно. Им начинает управлять ум, умом — чувства, а чувствами — тело. Такова наша обыденная реаль­ность. Задача йоги заключается в том, чтобы повернуть этот процесс вспять и вернуть пуруше его законное место. Человек наделен способностью следовать за чем-то, что может воспринимать истину. Это «что-то» и есть наш пуруша. Единственная про­блема всегда состоит в том, что мы теряем пурушу из виду и даже забываем о его существовании.

 

Мы находимся в полной зависимости от машин и окружающего мира. Йога пыта­ется вернуть нас к нашей истинной природе, в соответствии с которой пуруша — хозяин, которому подчиняются ум, чувства и тело. Эти трое стоят ниже пуруши и должны ему служить.

 

В: В таком случае, если все они должны служить пуруше, должен ли пуруша служить Ишваре?

 

В йоге этот вопрос не ставится. Между пурушей и Ишварой нет отношений слуги и господина. Я имею в виду следующее: когда кто-то пытается улучшить себя и его продвижение вдруг останавливается, он может прибегнуть к помощи различных техник. Одна из главных среди них — обращение за руководством к Ишваре. Благо­даря этому в уме освобождается больше места, а чем чище наш ум, тем больше у пуруши возможностей выполнять свою истинную роль и обеспечивать нам понимание ситуации. Ишварапранидхана может приносить пользу потому, что Ишвара есть, был и всегда будет вне авидъи.

 

Вот в чем здесь суть. Вопрос о том, должен ли пуруша служить Ишваре, не имеет значения.

 

В: Можете ли вы сказать, что преданность Ишваре — лучший способ преодоле­ния трудностей?

 

— Это зависит от человека. Если кто-то придет ко мне со своими проблемами и я тут же скажу ему: «Почему бы вам просто не помолиться?», — вероятнее всего, это не будет надлежащим ответом данному человеку. Многие люди сразу же отвергнут подобное предложение. «Не говорите нам о молитве, — скажут они. — У нас нет времени на Бога». Я сам был таким. Когда я в первый раз проходил «Йога-сутры» со своим отцом, я сказал ему: «Пожалуйста, не надо проповедей об Ишваре. Я хочу изучать йогу. Я не хочу учиться молиться». Сейчас я так не говорю, но я не всегда был таким, как сейчас.

 

Я еще раз повторю то, что говорил прежде. Мы должны учить человека тому, что является для него приемлемым в данный момент, а не тому, что по нашему мне­нию может оказаться для него наилучшим в конечном итоге. Мы должны считаться с тем фактом, что для некоторых людей идея Ишвары ничего не значит. За годы преподавания мне приходилось часто сталкиваться с людьми, которые в начале своих занятий йогой придерживались таких же взглядов, как и я в прошлом. Я не знаю, как-то происходит, но со временем их отношение к концепции Ишвары почти всегда меняется. У них вырабатывается определенное уважение, и постепенно они начинают соглашаться с существованием чего-то, стоящего выше нас, хотя в начале занятий они низа что не могли это принять. Такая перемена происходит практически всегда, несмотря на то что у этих людей самое разное прошлое и разные исходные условия. Преданность Ишваре не может быть предварительным требованием для начала изу­чения йоги. Главное в йоге — открытость. Все реально, но все меняется. Поэтому я упоминаю о концепции Ишвары только тогда, когда человек к этому готов.

 

* «Чувства выше объектов чувств, рассудок выше чувств, разум выше рассудка, а пуруша выше разума» (Бхагавад-гита 3.42). — Прим. Ред.

 

 

 

Кришнамачарья, в возрасте 79 лет, выполняющий ширшана-париврити (вверху) и випаритконасана-париврити.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)