АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РУКОВОДСТВО ПО ЧТЕНИЮ САНСКРИТА

Читайте также:
  1. FAQ по Requiem-online (желательно к прочтению)
  2. Артёмов О.Ю., Архипова Н.И. и др. Кадровый менеджмент: Практ. Руководство. – М.: Изд-во ПРИОР, 2001. – 448 с.
  3. Вся работа проходит под руководством медицинской сестры
  4. ВЫБОР ТЕМЫ И РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ РАБОТОЙ
  5. Глава 32. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ
  6. ГЛАВА XXXIV. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
  7. Диспетчерское руководство расформированием-формированием поездов
  8. Доверяйте людям: с ответственностью поручайте руководство.
  9. Как пользоваться этим руководством
  10. Механизм принятия решений руководством компаний по задачам управления маркетингом
  11. МУСУЛЬМАНИН ПОДДЕРЖИВАЕТ РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ В СООТВЕТСТВИИ С РУКОВОДСТВОМ ИСЛАМА
  12. Научное руководство и порядок предоставления курсовых работ для проверки и защиты

 

 

Для передачи текста сутр, а также санскритских стихов Шри Кришнамачарьи, в книге использована система транслитерации санскрита буквами кириллицы с диакритическими знаками.

 

Такие гласные, как а, и, у, о и согласные к, г, т, д, н, п, б, ч, м, р, в, Ш, с сходны с аналогичными русскими (однако после согласной в произно­сится как английское iv).

 

Е (э) произносится как в слове это; а, п, у вдвое длиннее соответству­ющих кратких гласных. Дифтонги аи, ау звучат как в словах май и аудитория.

 

Слогообразующие р, л можно произносить как ри и ли.

 

Дж произносится слитно, как в слове Джим. Джн по звучанию при­ближается к гь. Церебральные т, тх, д, дх, н отличаются от зубных тем, что кончик языка завернут назад и нижней стороной прикасается к переднему нёбу (на слух m, d воспринимаются как английские альвеольные t, d).

Особенность придыхательных кх, гх, чх, джх, дх, вх, тх, дх, пх, бх в том, что основной взрывной элемент сопровождается слабым звуком типа аглийского h. Носовое н звучит как в слове Конго, мягкое н — как в слове коал.

 

Неносовые сонанты и, ш напоминают русские и и мягкое ш (иена, общ­ность). Хих (висарга) соответствуют звонкому и глухому английским h, а л — английскому l; м — носовой призвук после гласной, как во француз­ском bоп.

САМАДХИПАДА

 

«Сутры» Патанджали подразделяются на четыре главы. Первая называется «Самадхипада» (глава о самадхи). В этой главе дается определение йоги, приводятся ее характеристики и разбираются проблемы, с которыми приходится сталкиваться на пути к состоянию йоги, а также методы решения этих проблем. Каждая сутра представлена сначала шрифтом деванагари, затем идет транслитерация санскритского текста, перевод (курсивом) и комментарий.

 

1.1

атха–йоганушасанам

 

В первой сутре, в соответствии с устной традицией, объявляется тема. В контексте древней санскритской литературы первое слово («атха») имеет дополнительный оттенок молитвы о счастливом начале и об успешном завершении предстоящей работы.

 

Здесь начинается авторитетное наставление по йоге. Патанджали указывает, что, хотя предмет данной работы имеет древнее происхож­дение и не является его собственным творением, он глубоко изучил этот предмет под руководством своего учителя и уже достаточно компетентен, чтобы поделиться сво­им пониманием с учениками. Его стиль рассчитан на то, чтобы они, в свою очередь, тоже могли напрямую передать знание своим ученикам с помощью традиционных устных методов.

 

1.2

йогаш читта-вртти-ниродхах

 

Что такое йога? Это слово имеет много интерпретаций и скрытых смыслов. Па­танджали дает определение, отражающее его собственное понимание данного слова.

 

Йога — это способность направлять ум целиком и полностью на один объект и придерживаться этого направления, ни на что не отвлекаясь.

 

Объект может быть конкретным — либо внешним по отношению к нам, либо являющимся частью нас самих. Объектом также может быть сфера интереса, идея или что-либо, находящееся за пределами эмпирического уровня, например Бог.

 

1.3

тада драштух сварупе вастханам

 

Тогда есть возможность полного и правильного понимания объекта.

 

В состоянии йоги различные предубеждения и плоды нашего воображения, которые могут мешать пониманию или искажать его, контролируются, уменьшаются или унич­тожаются. Преодолеваются склонность закрываться от непосредственного понимания и неспособность понимать.

 

1.4

вртти-сарупйам итаратра

Когда ум не находится в состоянии, называемом «йога»,

 

Способность понимать объект замещается представлением ума об этом объекте или полным непониманием.

 

Беспокойный ум редко может придерживаться одного направления. Если даже у него это получается, понимание объекта все равно будет ошибочным.

 

1.5

врттайах панчатаййах клиштаклиштах

 

Что такое ум? Патанджали определяет ум через виды умственной деятельности. Это единственный способ, позволяющий понять ум.

 

Существует пять видов деятельности ума. Каждый из них может приносить пользу, и каждый из них может быть источником проблем.

 

Невозможно сразу определить, принесет ли тот или иной вид умственной деятель­ности пользу или станет источником проблем. Результаты проявляются только со временем.

 

1.6

 

прамана-випарйайа-викалпа-нидра-смртайах

Вот эти пять видов деятельности: понимание, неправильное понимание, воображение, глубокий сон и память.

 

Каждый вид ментальной деятельности имеет свои характеристики. Хотя они не все­гда видны на поверхности, каждую из них можно распознать. Они воздействуют на наше поведение и на наши взгляды; это то, что формирует личность.

 

1.7

пратйакшануманагамах праманани

Каждому виду умственной деятельности дается определение.

 

Понимание основано на прямом наблюдении объекта, логических выводах и ссылках на надежные авторитетные источники.

 

Ум может регистрировать объект посредством органов чувств. Когда доступная ин­формация не полна или недостаточна для того, чтобы обрести понимание на основе эмпирического опыта, можно достичь более полного понимания объекта с помощью других средств, таких, как память и логика. Когда прямое понимание невозможно, допустимо опосредованное понимание, основанное на информации, полученной из на­дежных авторитетных источников, которыми могут быть письменный текст или человек, которому вы доверяете. Таким образом мы обретаем знание о местах, людях или идеях, находящихся вне сферы нашего непосредственного опыта. Понимание в состоянии «йога» отличается от понимания в обычном состоянии. Оно ближе к истин­ной природе объекта.

 

1.8

випарйайо митхйа-джнанам атад-рупа-пратиштхам

 

Неправильное понимание — это такое понимание, которое принимается за правильное до тех пор, пока более благоприятные условия не позволят раскрыть истинную природу объекта.

 

Этот вид умственной деятельности считается наиболее распространенным. Он мо­жет возникать в результате неправильного наблюдения или неправильной интерпретации увиденного. Причина кроется в нашей неспособности проникнуть вглубь того, что мы видим. Часто это является результатом прошлого опыта и воспитания. Ошибка может быть найдена позже или не найдена никогда. Цель занятий йогой — научиться распознавать и контролировать источники неправильного понимания (см. вторую главу «Сутр»).

 

1.9

шабда -джнананупатп васту-шунйо викалпах

 

Воображение — это понимание объекта на основе одних только слов и фраз, при отсутствии самого объекта.

 

Это происходит, когда нет возможности непосредственного восприятия. Воображе­ние ведет к пониманию, опираясь на значение, подтекст или скрытый смысл описания объекта. Этому может дополнительно помочь поэтическое или ораторское использование слов. Такой вид понимания может также основываться на других источниках: на снах, ощущениях и эмоциях. В данную разновидность ментальной деятельности час­то вносит вклад хранящийся в памяти прошлый опыт.

 

1.10

абхава-пратйайаламбана тамоврттир нидра

 

Глубокий сон — это состояние, в котором ум объят тяжестью, и нет ничего, кроме глубокого сна.

 

Сон — обычная, регулярная деятельность ума, для которой есть свое время. Но тяжесть может также возникать от скуки или истощения — они тоже приводят ко сну. Сон — нормальное состояние для всех живых существ.

 

1.11

апубхута -вишайасампрамошах смртих

Память — это сохранение в уме сознательного опыта.

 

Всякий сознательный опыт оставляет после себя впечатления, которые сохраняются в памяти личности. О воспоминаниях нельзя сказать, являются ли они истинными, лож­ными, неполными или воображаемыми.

 

Все эти функции ума вместе взятые и каждая из них в отдельности являются доказательством существования ума. Они настолько взаимосвязаны и сложны, что любая из них (кроме разве что сна) может рассматриваться скорее как матрица или род деятельности, чем как отдельный объект с ограниченным набором индивидуаль­ных характеристик. Любая из них может, в зависимости от времени и обстоятельств, приносить пользу или вред. Они могут давать немедленные прямые результаты или проявляться опосредованно, в виде будущих последствий.

 

1.12

абхйаса -вайрагййбхйам тан –ниродхах

Как мы приходим в состояние «йога»? Что мы должны делать и чего не должны?

 

Ум может достичь йоги с помощью практики и отрешенности.

 

1.13

татра стхитау йатно бхйасах

 

Каковы основные черты практики и отрешенности? Хотя здесь не описаны конкрет­ные техники, в двух последующих сутрах определяются их качества.

 

Основа практики — правильные усилия, необходимые для движения к состоянию «йога», для его достижения и сохранения (см. 1.2).

 

Выбранные техники следует правильно изучить и выполнять под руководством ком­петентного учителя, понимающего индивидуальные особенности ученика и знающего о его социальном окружении. Следует подобрать и выполнять практику, которая под­ходит данному конкретному ученику, иначе шансы достичь успеха невелики.

 

1.14

са ту дпргха-кала-наирантарйа-саткарадарасевито дрдха –бхумих

 

Успех достигается только в результате не прерывающейся в течение долгого времени практики, осуществляемой с позитивным настроем и рвением.

Мы всегда склонны начинать практику энергично, с энтузиазмом и желанием немед­ленно получить результат. Но постоянное давление повседневной жизни и огромное сопротивление ума подталкивают нас к тому, чтобы уступить человеческим слабос­тям. Это понятно; такие тенденции свойственны всем нам. Данная сутра подчеркивает необходимость подходить к практике серьезно, с позитивным настроем и самодисцип­линой, с долгосрочной ориентацией на будущий успех.

 

1.15

дрштанушравика -вишайа -витршнасйа

ваши-кара-самджна ваирйгйам

 

По мере развития нашей практики в правильном направлении мы обнаруживаем, что наша способность поддерживать самодисциплину и не обращать внимания на посто­ронние влияния возрастает. В итоге, можно достичь состояния отрешенности:

 

На высшем уровне нет никаких влечений — ни к объектам чувств, ни к необычному опыту.

 

Практика дает нам определенные преимущества: физическую силу и ловкость, обостренное внимание и чувствительность. У нас может возникнуть искушение ис­пользовать свои новые способности, чтобы доказать, что мы достигли более высокого уровня. Но это побочные эффекты и соблазны, и если мы будем придавать им слиш­ком большое значение, мы рискуем потерять из виду путь йоги.

 

1.16

 

тат парам пуруша -кхйатер гуна –ваитршшам

 

Далее,

 

Когда индивидуум достигает полного понимания своей истинной природы, его больше не тревожат никакие отвлекающие воздействия, ни внешние, ни внутренние.

 

Отрешенность развивается с пониманием самого себя. Неизбежное желание от­влечься нельзя просто подавить, потому что, пока оно есть, оно будет всплывать снова и снова.

 

1.17

витарка -вичаранандасмита -рупанугамат сампраджштах

 

Затем постепенно приходит полное понимание объекта. Сначала оно появляется на довольно поверхностном уровне. Со временем понимание углубляется. И в конце концов оно становится полным. Достижение такой глубины понимания приносит ощущение чистой радости. В это время индивидуум настолько сливается с объектом, что не замечает ничего вокруг.

 

Такой уровень понимания природы объекта возможен только в состоянии йоги. Часто мы способны понять внешние и наиболее очевидные элементы. Но понимание непол­но, если мы не достигли уровня глубочайшего и безошибочного восприятия.

 

1.18

вирама -пратйайабхйаса -пурвах. самскара -шешо нйах.

Когда ум поднимается до состояния йоги и пребывает в нем,

 

Обычное беспокойство ума отсутствует.

Но воспоминания прошлого сохраняются.

 

В этом состоянии восприятие происходит мгновенно, а не постепенно. Воспоми­нания остаются для того, чтобы помогать нам жить в обычном мире, но они не отвлекают нас.

 

1.19

бхава -пратйайо видеха -пракрти –лайанам

 

Поскольку вместе с нами в этом мире живут миллионы других существ, конечно же

 

Есть те, кто рождается в состоянии йоги. Им не нужно упражняться или вырабатывать самодисциплину.

 

Но таких людей очень мало, их невозможно копировать и не следует им подражать.

Некоторые из них могут поддаться мирскому влиянию и потерять свои выдающиеся качества.

 

1.20

шраддхавпрйа -смрти -самадхи -праджнй-пурвака итарешам

Но как быть с остальными людьми? Действительно ли существует шанс достичь состояния йоги?

 

Устремленность сохраняется за счет веры, которая дает достаточно энергии, чтобы добиться успеха, несмотря ни на что. Достижение цели йогидело времени.

Целью является способность направлять ум на объект, ни на что не отвлекаясь, что со временем приводит к ясному и правильному пониманию этого объекта.

 

Вера — это непоколебимая уверенность в том, что мы можем добраться до цели. Мы не должны самодовольно успокаиваться в случае успеха или отчаиваться в случае неудачи. Следует упорно и настойчиво трудиться, несмотря на все отвлекающие фак­торы, независимо от того, кажутся ли они хорошими или плохими.

 

1.21

тпвра -самвеганам асаннах

 

Чем сильнее вера и чем больше прилагается усилий, тем ближе цель.

 

1.22

мрду-мадхйадхиматратват тапго пи вишешах

Имеем ли мы все одинаковые шансы достичь цели?

 

Неоспоримый факт, что глубина веры различается у разных людей, а также у одного и того же человека в разное время. Эти различия отражаются на результатах.

 

Эти различия — неотъемлемая часть человеческого существования. Они являются порождением культурной среды и способностей индивидуума.

 

1.23

 

пшвара -пранидханад ей

 

Патанджали признает, что наши попытки достичь состояния йоги наталкиваются на многочисленные препятствия разной величины. Но для тех, кто имеет врожденную веру в Бога или способен развивать ее годами,

 

Регулярное вознесение молитв Богу с чувством подчинения его силе гарантирует достижение состояния йоги.

 

В следующей сутре Патанджали дает свое определение Бога.

 

1.24

клеша -карма -випакашаир апарамрштах пуруша-вишеша пшварах

Бог — это Высшее Существо, чьи действия никогда не бывают основаны на неправильном понимании.

 

1.25

татра ниратишайам сарва-джна-бпджам

В чем уникальность Бога?

 

Он знает все, что познаваемо. Его знания находятся за пределами всех человеческих представлений.

 

1.26

 

са эша пурвешам апи гурух каленанаваччхедат

 

Связан ли Бог, о котором говорит Патанджали, временем или для него времени не существует?

 

Бог вечен. Онвысший учитель. Он учитель всех учителей прошлого, настоящего и будущего.

 

1.27

тасйа вачаках пранавах

Как мы должны обращаться к Богу?

 

Таким способом, который лучше всего соответствует качествам Бога.

 

Разные культуры и религии используют для описания Бога и его качеств разные слова. Самое главное — обращаться к Богу с величайшим уважением и без каких бы то ни было внутренних противоречий. В этом большую помощь может оказать учитель.

 

1-28

тадж-джапас тад-артха-бхаванам

 

Что нас связывает с Богом?

 

Чтобы быть связанным с Богом, необходимо регулярно обращаться к нему соответствующим образом и размышлять над его качествами.

 

Патанджали говорит, что необходимо постоянно размышлять над качествами Бога. Этому может помочь повторение имен Бога, а также молитва и созерцание. Но меха­ническое повторение имен и молитв бесполезно; и то, и другое должно сопровождаться сознательным рассмотрением и размышлением в духе глубокого почтения.

 

1.29

татах пратйак-четанадхигамо пйантарайабхаваш ча

Тем, кто верит в Бога, такие размышления обязательно принесут пользу.

 

В свое время индивидуум познает свою истинную природу. Ему больше не будут мешать препятствия, которые могут возникать на пути к состоянию йоги.

 

1.30

 

.

 

вйадхи -стйана -самшайа -прамадаласйавирати -бхранти -даршаналабдха -бхумикатванава –стхитатвани

читта-викшепас те нтарайах

Что это за препятствия?

 

На пути к чистоте ума есть девять видов препятствий: болезнь, апатия, сомнения, невнимательность, усталость, невоздержанность, иллюзии относительно.истинного состояния своего ума, нехватка упорства и регресс. Они являются препятствиями, потому что нарушают равновесие ума и заставляют егб отвлекаться.

 

Чем мы уязвимее для этих факторов, тем труднее нам достичь состояния йоги.

 

1-31

духкха -даурманасйангам -эджайатва -шваса -прашваса

викшепа -сахабхувах

Можем ли мы обнаружить действие или зарождение этих препятствий?

 

Все эти препятствия вызывают один (или несколько) из следующих симптомов: внутренний дискомфорт, негативизм, неспособность чувствовать себя свободно в разных позах, трудности с контролем дыхания.

Любой из этих симптомов может иметь дальнейшие последствия. В следующих восьми сутрах дается ряд рекомендаций по контролю над перечисленными препятствиями и их симптомами. Эти рекомендации полезны как тем, кто глубоко верит в Бога, так и неверующим.

 

1.32

тат -пратишедхартхам эка -таттвабхйасах

Если человек в состоянии выбрать подходящие методы успокоения ума и практиковать их, несмотря на любые провокации, препятствия не могут зародиться.

 

1.33

 

маитрп -каруна-мудитопекшанам сукха -духкха -пунйапунйа -

вишайанам. бхаванаташ читта-прасаданам

В повседневной жизни нам встречаются люди, которые более счастливы, чем мы, и люди, которые менее счастливы. Есть люди, которые делают хорошие дела, и есть люди, которые создают проблемы. Каким бы ни было наше обычное отношение к этим людям и их поступкам, если мы можем радоваться за тех, кто счастливее нас, и сострадать несчастным, быть веселыми с теми, кто делает добрые дела, и не выходить из себя из-за чужих ошибок, наш ум будет совершенно спокоен.

 

1.34

праччхардана-видхаранабхйам ва пранасйа

Когда мы обнаруживаем препятствие или его симптом,

 

Нам может помочь выполнение дыхательных упражнений с удлиненным выдохом.

Однако необходимо, чтобы вас правильно научили этим техникам и контролировали их выполнение.

 

1.35

вишайаватп ва праврттир утпанна манасах стхити-нибандхинп

Роль таких чувств, как зрение или слух, в обеспечении ума информацией может иметь далеко идущие последствия. Чувства — это врата восприятия, и мы часто становимся их рабами. Но разве мы не можем посмотреть, что в нас еще сильнее, чем чувства? Разве мы не можем сделать их более острыми и подчинить себе?

 

Путем регулярного исследования роли органов чувств мы

можем уменьшить ментальные искажения.

 

1.36

вишока ей джйотишматп

Одна из величайших загадок жизни — сама жизнь.

 

Задаваясь вопросом о том, что такое жизнь и что позволяет нам жить, мы можем найти возможность успокоить ум.

 

Рассмотрение чего-то более великого, чем мы сами, помогает нам увидеть себя в ис­тинном свете.

 

1.37

вита -рога -вишайам ва читтам

 

Когда мы сталкиваемся с трудностями, нам может оказать большую помощь совет человека, который уже справился с похожими проблемами.

 

Такой совет можно получить непосредственно от живого человека, а можно найти посредством изучения жизни кого-то ныне живущего или уже умершего.

 

1.38

свапна-иидра-джнаналамбанам ва

 

Если мы считаем, что много знаем, то можем возгордиться. А это способно вывести

нас из равновесия. На самом же деле даже самые обычные повседневные происшествия

не всегда понятны нам до конца.

 

С некоторыми из наших проблем можно разобраться путем исследования сновидений и сна и того опыта, который получен в этих состояниях или с ними связан.

 

Как освежает хороший ночной сон! И какую тревогу может вызвать дурное сновидение!

 

1-39

йатхабхимата -дхйанад ей

 

Любое интересное исследование может успокоить ум. Иногда самый простой объект исследования, например первый крик младенца, помога­ет успокоению ума. Иногда помогают сложные исследования, например рассмотрение Какой-нибудь математической гипотезы. Но эти исследования не должны заменять собой главную цель. Этой целью остается постепенное изменение состояния ума от рассеянности к сосредоточенности.

 

1.40

параману -парома -махаттванто сйа вашп-карах

 

К чему приводит достижение состояния йоги?

 

Когда человек достигает этого состояния, ничто не остается за пределами его понимания. Ум способен отслеживать и понимать простое и сложное, бесконечно большое и бесконечно малое, постижимое и непостижимое.

 

Реальный процесс этого понимания объясняется ниже.

 

1.41

кшина-врттер абхиджатасйева манер грахптр-грахана-

грпхйешу тат-стха-тад-анджаната самапаттих

Когда ум свободен от рассеянности, все ментальные способности могут участвовать в исследовании объекта. Если человек остается в этом состоянии определенное время, он постепенно полностью погружается в объект. После этого ум, подобно совершенному алмазу, отражает только черты объекта и ничего больше.

 

Вначале в процесс постижения объекта вовлекаются все способности ума, кроме сна. Но со временем остаются задействованными только те из них, которые необходимы для правильного, безупречного понимания.

 

1.42

татра шабдартха-джнавикалпаих самкпрна

савитарка самапаттих

Однако это состояние не возникает внезапно. Все происходит постепенно. Вначале, из-за прошлого опыта и наличных идей, наше представление об объекте искажено. На наше восприятие влияет все, что мы слышали, читали или чувствовали. Некоторые из этих влияний необоснованны. Другие излишни.

 

1.43

смрти -паришуддхау сва -рупа -шунйевартха -матра -нирбхаса

нирвитарка

 

Когда поддерживается концентрация ума на объекте, старые идеи и воспоминания постепенно исчезают. Ум становится кристально чистым и сливается с объектом. В этот момент нет чувства «я». Это чистое восприятие.

 

1.44

этайаива савичара нирвичара ча сукшма-вишайа вйакхйата

Здесь нет никаких ограничений.

 

Этот процесс может иметь место в связи с любым типом объектов, на любом уровне восприятияповерхностном и общем или глубоком и подробном.

 

1.45

 

сукшма -вишайатвам чалинга –парпавасанам

Выбор объектов не ограничен, за исключением того, что ум не может постичь сам источник понимания, находящийся внутри нас.

 

1.46

та эва сабпджах самадхих

Может ли ум попасть в состояние йоги без объекта?

 

Все эти процессы управления умом требуют наличия объекта исследования.

 

Они также требуют подготовки, постепенности продвижения и неугасающего инте­реса. Если нет интереса, ум будет отвлекаться. Без подготовки не будет фундамента. А если продвижение не будет постепенным, это может вызвать сопротивление чело­веческого организма.

 

1-47

нирвичара -ваишарадйе Ьхйатма –прасадах

 

Какие последствия влечет за собой приобретение этой способности сосредоточивать ум?

 

Тогда человек получает истинное знание о себе самом.

 

Когда наш опыт начинает обогащаться правильным пониманием объекта, мы начинаем понимать само свое существование.

 

1.48

ртам-бхара татра праджна

 

После этого все, что он видит, и все, чем он делится с другими, безошибочно.

 

1.49

шрутанумана-праджнабхйам анйа-вишайа вишешартхатват

 

Его знание больше не основывается на воспоминаниях или предположениях. Это знание спонтанное, прямое и выходит за рамки обычного знания — как по уровню, так и по интенсивности.

 

В этих обстоятельствах ум просто отражает объект изучения, как чистое и безупречное зеркало.

 

1.50

 

тадж-джах самскаро нйа-самстра-пратибандхп

 

По мере того как это новое качество ума постепенно усиливается, оно начинает вытеснять другие ментальные тенденции, основанные на неправильном понимании.

 

1.51

тасйапи ниродхе сарва-ниродхан нирбпджах. Самадхих

В конце концов

 

Ум достигает состояния, когда в нем не содержится никаких впечатлений. Он открыт, чист и прозрачен.

К такому пониманию не надо специально стремиться. Оно неизбежно приходит само, и ничто не может этому помешать. Это высшее состояние йоги, которое не­возможно описать словами. Только те, кто его достиг, могут понять его природу.

 

 

САДХАНАПАДА

 

 

Вторая глава называется «Садханапада». Она посвящена качествам, которые необхо­димы, чтобы эффективно и последовательно перевести ум из рассеянного состояния в сконцентрированное. Также рассматривается, почему эти качества столь важны и к чему приводит их взращивание.

 

2.1

тапах -свадхпайешвара -пранидханани крипа –йогах

 

Практика йоги призвана уменьшить физические и ментальные загрязнения. Она должна развить нашу способность к самоанализу и помочь понять, что в конечном итоге мы не являемся хозяевами того, что делаем.

 

Если занятия йогой не помогают нам устранить симптомы и причины физических и психических проблем, то они не смогут привести нас к открытию нашего внутрен­него бытия и не приведут к пониманию сущности и качества действий. Ценность таких занятий весьма сомнительна. Чем больше мы очищаем себя с помощью йоги, тем лучше понимаем, что необходимо систематически пересматривать все наши по­ступки и что мы не должны воспринимать плоды наших действий как нечто само собой разумеющееся.

 

2.2

 

самадхи-бхаванартхах клеша-тану-каранартхаш ча

 

Тогда такие практики обязательно устранят препятствия, мешающие ясному восприятию.

 

От природы мы все обладаем способностью к ясному восприятию. Но нам все время что-то мешает. Что это такое?

 

2.3

авидйасмита-рага-двешабхинивешак клешах

 

Препятствиями являются заблуждение, смешение ценностей, чрезмерные привязанности, неоправданная неприязнь и страх.

 

2.4

авидйа кшетрам уттарешам прасупта-тану-виччхиинодаранам

Следующая сутра объясняет взаимосвязь между вышеназванными препятствиями:

 

Заблуждение является источником всех остальных затруднений. Они не обязательно появляются одновременно, и их влияние бывает разным. Иногда они смутны и едва различимы. В другое время они становятся явными и оказывают сильное воздействие.

Только когда такие проблемы полностью проявляются, их сущность становится видна людям, хотя как раз тот человек, который находится под влиянием этих проблем, может их не замечать.

 

2.5

анитйашучи -духкханатмасу нитйа -шучи -сукхатма -кхйатир авидйа

 

Следующие сутры рассказывают о пяти вышеперечисленных препятствиях:

 

Заблуждение приводит к ошибкам в понимании характера, происхождения и сущности воспринимаемых объектов.

То, что в какой-то момент может казаться очень полезным, позже оборачивается не­приятностями. То, чего мы добиваемся, потому что считаем источником удовольствия, может, наоборот, стать источником страдания. Пирит можно спутать с золотом. Вещи, которые подвержены изменениям (например, красота молодости), могут казаться веч­ными. Знание, которое представляется наиважнейшим, может со временем оказаться бесполезным.

 

2.6

дрг-даршана -шактйор экатматевасмита

 

Заблуждение возникает, когда мы считаем ментальную деятельность источником восприятия.

 

Состояние ума и его деятельность подвержены переменам. Они принимают разные формы под влиянием таких факторов, как настроение, привычки и окружение. Тем не менее, нам почему-то часто кажется, что ум является постоянным и неизменным источником восприятия (см. 2.20).

 

2.7

сукханушайп рагах

 

Чрезмерная привязанность основана на допущении, что она способствует вечному счастью.

 

Когда мы с помощью определенного объекта удовлетворяем свое желание, это дает момент счастья. В результате такого опыта обладание объектами начинает казаться нам очень важным, крайне необходимым. Мы стремимся заполучить их любой ценой. В результате человек может в будущем стать несчастным и потерять что-то жизненно необходимое.

 

2.8

духкханушайп двешах

 

Неоправданная неприязнь обычно является результатом болезненного прошлого опыта, связанного с определенными объектами или ситуациями.

 

Эти антипатии сохраняются даже после того, как обстоятельства, вызвавшие нега­тивный опыт, изменились или устранились.

 

2.9

сва-раса-вахп видушо пи самарудхо бхинивешах

 

Страх — это врожденное чувство тревоги за будущее. Оно присуще как невеждам, так и мудрецам.

 

Этот синдром может иметь разумное обоснование в прошлом опыте. Но он может быть и совершенно иррациональным. Он не исчезает, даже если мы знаем, что смерть все равно неизбежна. Вероятно, это самое сложное препятствие на нашем пути.

 

2.10

 

те пратипрасава -хейах сукшмах

 

После того как Патанджали описал препятствия, мешающие чистому восприятию, он объясняет, какую позицию следует занимать тому, кто стремится их устранить.

 

Когда кажется, что препятствий нет, важно сохранять бдительность.

Не следует путать временное состояние ясности с постоянным. Допущение, что с настоящего момента наступает полная свобода, чревато опасностью. В этот момент нужно быть даже бдительнее, чем обычно. Падение из состояния ясности в смятение гораздо болезненнее, чем просто отсутствие ясного понимания.

 

2.11

дхйана-хейас тад-врттайах

Если обнаруживаются симптомы повторного появления препятствий, немедленно

 

Переходите к созерцанию, чтобы уменьшить их воздействие и не позволить им одержать победу.

 

Допускаются любые методы, помогающие нам освободиться от последствий этих пре­пятствий. Это может быть молитва, беседа с учителем или переключение внимания. Патанджали предложил ряд методов в первой главе (1.23, 1.30-39), далее их спи­сок будет расширен.

 

2.12

клеша-мулах кармашайо дрштадршта-джанма-веданпйах

Почему этим препятствиям уделяется так много внимания?

 

Эти препятствия влияют на наши действия и их последствия. Во время совершения действия последствия могут быть видны или не видны.

 

Эти препятствия находятся как в уме, так и в теле. На них основаны все наши дей­ствия. Действия, которые начинаются в условиях доминирования того, что является препятствием, неизбежно влекут за собой нежелательные результаты, потому что препятствия коренятся в заблуждении. Если мы заблуждаемся по поводу того, что видим, то делаем из увиденного неправильные выводы. Об этом более подробно гово­рится в следующей сутре.

 

2.13

сати муле тад-випако джатйайур-бхогах

 

Пока препятствия занимают господствующее положение, они влияют на все аспекты действия: на его исполнение, продолжительность и последствия.

 

Препятствия могут приводить к неправильному выполнению действий. Они могут сказываться на нашем ментальном состоянии во время исполнения действия и вы­зывать уменьшение или увеличение затрат времени на это действие. И наконец, действие может принести плоды, которые усугубят существующие проблемы или создадут новые.

 

2.14

те хлйда-паритапа-пхалах пунйапунйа-хетутват

 

Следует ли из этого, что любые наши поступки могут приводить к тем или иным проблемам?

 

Будут ли последствия действий болезненными или благими, зависит от того, были ли в идее реализации этих действий заложены препятствия.

 

Если в начале и во время исполнения действия препятствия спят, у нас достаточно ясности, чтобы правильно выбрать позицию и методы действия и, таким образом, избежать ошибок. Однако если препятствия в активном состоянии, в это время не может быть достаточной ясности, и это может повлечь за собой нежелательные или болезненные последствия.

 

2.15

паринама-тапа-самскара-духкхаир гуна-вртти-виродхач ча

духкхам эва сарвам вивекинах

В чем причина неприятных или болезненных результатов?

 

Болезненное воздействие какого-либо объекта или ситуации может быть результатом следующих факторов: изменение воспринимаемого объекта, желание повторения приятного опыта и сильное влияние старых привычек. Кроме того, сюда могут вносить вклад изменения, которые происходят в самой личности.

В нас и в воспринимаемых нами объектах постоянно происходят те или иные переме­ны. Они могут происходить незаметно. Иногда нам хочется вновь получить что-то, хотя получить это уже не представляется возможным. Если не происходит того, к чему мы привыкли, у нас из-за старых привычек может возникать сильный протест. К этому следует прибавить сложность моделей, действующих в нас и в окружающем мире. Поэтому любой объект или ситуация имеет потенциальную возможность усугу­бить болезненные и неприятные эффекты. Что мы можем с этим сделать?

 

2.16

хейам духкхам анагатам

 

Следует предвидеть возможные болезненные результаты и избегать их.

 

Нужно делать все возможное, чтобы предупреждать или уменьшать то, что причи­няет страдания. Далее Патанджали переходит к причинам этих болезненных воздействий и к тому, что мы можем сделать, чтобы развить в себе способность пред­видеть, предупреждать, уменьшать или принимать их. Короче говоря, цель практики йоги — ослабить с помощью очищения сознания воздействие факторов, вызывающих страдания. Это означает, что мы должны учиться преодолевать препятствия, пере­численные в сутре 23.

 

2.17

драштр-дршйайох самйого хейа-хетух

 

Сейчас речь идет об основном источнике действий, которые приносят страдания.

 

Причина действий, которые приводят к болезненным результатам, кроется в неспособности отличить воспринимаемое от воспринимающего.

 

В каждом из нас пребывает некая воспринимающая сущность. Она существует от­дельно от того, что воспринимается: от ума, тела, чувств и объектов. Но часто мы не видим границ между ними. Воспринимаемое подвержено изменениям, но мы не осоз­наем этих изменений. Недостаток ясного понимания приводит к болезненным результатам, даже если мы их не распознаем.

 

2.18

 

пракаша -крипа -стхити -шипам бхутендрийатмакам.

бхогапаваргартхам дршйам

 

В чем различие между объектами восприятия и тем, кто воспринимает? Объяснение дано в следующей сутре:

 

Воспринимаемое включает в себя не только внешние объекты, но также ум и чувства. Всему этому свойственны три качества: тяжесть, активность и ясность. Их воздействие может давать два результата: или воспринимающий попадает под их влияние, или использует их как средства для нахождения различий между собой и воспринимаемым.

 

Все, что воспринимается, имеет способность проявлять три вышеупомянутых каче­ства, но степень и интенсивность их проявления меняются. Природа их воздействия на нас рассматривается в нескольких последующих сутрах.

 

2.19

вишешавишеша-линга-матрплингани гуна-парвани

Все воспринимаемое объединено тремя качествами.

 

Кроме того, эти качества влияют друг на друга. Например, то, что мы едим, оказы­вает влияние на состояние нашего ума. Состояние нашего ума влияет на наше отношение к своему телу и к окружающей среде.

 

2.20

драшта дрши-матрах шуддхо пи пратйайанупашйах

Что представляет собой воспринимающий?

То, что воспринимает, не подвержено никаким изменениям. Но оно всегда воспринимает посредством ума.

 

Следовательно, качество восприятия зависит от состояния ума, являющегося инстру­ментом восприятия. Наличие или отсутствие восприятия, его правильность или неправильность зависят от состояния ума — точно так же, как образ объекта окраши­вается в цвет стекла, через которое на него смотрят.

 

2.21

тад-артха эва дршйасйатма

 

Все, что может быть воспринято, существует с единственной целью — быть воспринятым.

 

Так как воспринимаемое служит воспринимающему, оно не имеет своей собственной индивидуальности. Его назначение — быть воспринятым воспринимающим, точно так же как угощение ставится на стол для гостя, а не ради себя самого.

 

2.22

кртартхам. прати наштам апйанашпгам

тад -анйа -садхаранатват

Означает ли это, что без воспринимающего объекты восприятия не существуют?

 

Существование всех объектов восприятия и их вид не зависят от потребностей отдельного воспринимающего. Они не связаны с личностью и служат разным людям по-разному.

 

Потребности индивидуума можно определить только на текущий момент.

Одни потребности могут возникать регулярно, другие — эпизодически. И по свое-

му качеству и правомерности потребности одной личности не могут считаться важнее, чем потребности другой. Машина, не востребованная владельцем, может понадобить­ся его жене. Пища, которая не нужна в данный момент, может понадобиться через несколько часов. Разве угощение исчезнет со стола, если гость не придет?

 

2.23

 

сва-свами-шактйох сва-рупопалабдхи-хетух самйогах

Кроме того,

 

Все воспринимаемое, независимо от того, что это такое и какое воздействие оно может оказывать на конкретную личность, существует только ради одной конечной цели. Эта цель состоит в том, чтобы прояснить различие между внешним (видимым) и внутренним (видящим).

 

Но каким бы могущественным или неприятным ни казалось бы нам что-либо, воздей­ствие на нас определяется нашей реакцией. Следовательно, проводя границу между воспринимающим и воспринимаемым, видимым и видящим, мы можем правильно оце­нить объект и убедиться, что сами определяем его влияние на нас.

 

2.24

тасйа хетур авидйа

Почему у нас нет ясности понимания?

 

Отсутствие ясности в разделении воспринимающего и воспринимаемого вызвано накоплением заблуждения.

 

2.25

 

тад -абхават самйогабхаво ханам, тад дршех каивалйам

 

Насколько уменьшается заблуждение, настолько же возрастает ясность понимания. Это путь к свободе.

Да, такова конечная цель практики йоги. Свобода — это устранение последствий пре­пятствий и отсутствие действий, которые нас отвлекают или выводят из равновесия.

 

2.26

вивека-кхйатир авиплава ханопайах

Как достичь этой свободы? Действительно ли это возможно?

 

Суть в том, чтобы направить усилия на развитие ясности понимания, чтобы стало очевидным различие между переменчивыми свойствами воспринимаемого и неизменными качествами воспринимающего.

 

Это требует непрекращающихся усилий, которые должны уменьшить постоян­ное вторжение препятствий, перечисленных в сутре 2.3, и в конечном итоге полностью искоренить их влияние. Стоит однажды начать — и уже будет зало­жено основание йоги.

 

2.27

тасйа саптадха принта-бхумих праджна

 

Достижение ясности понимания — постепенный процесс.

Первый шаг — понять, что определенные тенденции нашего ума приводят к болез­ненным результатам. Если не ограничить эти тенденции, они могут стать необратимыми.

 

2.28

йогангануштханад ашуддхи -кшайе

джнана-дпптир авивека-кхйатех

 

Можно ли что-то сделать, чтобы выявить и откорректировать эти тенденции? Па-танджали предлагает несколько характерных методов, позволяющих прекратить накопление препятствий, таких, как заблуждение. Только с помощью уменьшения этих препятствий можно изменить тенденции, которые приводят к нежелательным последствиям.

 

Практика и изучение разных составных частей йоги приводит к постепенному устранению таких препятствий, как заблуждение [2.3]. После этого светильник понимания начинает сиять ярче, и различие между воспринимающим и воспринимаемым становится всё очевиднее. После этого можно безошибочно понимать все.

 

Когда ум очищен от препятствий, которые омрачают истинное понимание, в восприя­тии не может быть никаких ошибок. Действия больше не приводят к плачевным последствиям.

Далее Патанджали представляет составные части йоги:

 

2.29

йама -нийамасана -пранайама -пратйахара -дхарана -дхйана -

самадхайо штавангани

Йога состоит из восьми частей:

 

1. «Яма», наше отношение к тому, что нас окружает.

2. «Нияма», наше отношение к самим себе.

3. «Асана», физические упражнения.

4. «Пранаяма», дыхательные упражнения.

5. «Пратьяхара», контроль за органами чувств.

6. «Дхарана», способность концентрировать ум.

7. «Дхьяна», способность входить во взаимодействие с тем, что мы стремимся понять.

8. «Самадхи», полное слияние с познаваемым объектом.

Эти части представлены в порядке перехода от внешних взаимодействий к крайне интенсивному и тонкому состоянию самонаблюдения. Но данный порядок не обяза­тельно связан с последовательностью выполнения практик. Здесь нет строго установленных правил или проторенных путей. Нужно идти тем путем, который наилучшим образом помогает лично вам достичь состояния, описанного в сутре 1.2. По мере того как человек продвигается вперед, все составные части развиваются од­новременно.

 

2.30

ахимса-сатйастейа -брахмачарйапариграха йамах

В следующих сутрах рассматривается каждый из восьми компонентов йоги:

 

Яма включает в себя:

 

1. Внимательное отношение ко всем живым существам, особенно к тем, кто невинен, кто находится в затруднительном положении или в худшей ситуации, чем мы сами.

2. Правильное общение посредством речи, письма, жестов и действий.

3. Отсутствие жадности и способность устоять перед желанием завладеть тем, что нам не принадлежит.

4. Умеренность во всем.

5. Нестяжательство, способность ограничиваться тем, что мы заслужили.

 

Проявления этих качеств и способы, которыми мы их вырабатываем, неизбежно зависят от нашего социального положения, культурной среды, религиозных убеждений, инди­видуального характера и способностей. Но проявление этих качеств в человеке показывает, насколько активны в его уме препятствующие силы. Состояние нашего ума и наша ин­дивидуальность проявляются в том, как мы ведем себя по отношению к другим и к окружающей среде. Характер посетителя можно определить по его стуку в дверь!

 

2.31

джати -деша -кала -самайанаваччхиннах сарва -бхаума маха –вратам

 

Если мы проявляем бескомпромиссность, вводя эти принципы в свою жизнь без оглядки на социальные, культурные, интеллектуальные или индивидуальные условия, процесс становится необратимым.

 

Невозможно сразу воплотить эти принципы в жизнь. Если мы введем их в обиход слишком резко, мы не сможем их соблюдать. Всегда можно найти предлог, чтобы уклониться от их выполнения. Но если мы стараемся выявить причины расхождений наших взглядов с этими принципами и устранить препятствия, их вызывающие, то наша позиция постепенно изменится. Препятствия исчезнут, и наше поведение по отношению к другим людям и к окружающей среде изменится к лучшему.

 

2.32

шауча-сантоша-тапах-свадхйайешвара-пранидханани нийамах

В нияму входят:

 

1. Чистота (поддержание чистоты своего тела и окружающей среды).

2. Удовлетворенность, способность чувствовать себя комфортно с тем, что мы имеем (и чего не имеем).

3. Очищение тела и психики посредством соблюдения правильного режима сна, выполнения упражнений, упорядочения питания, работы и отдыха.

4. Исследовательская работа и обязательное рассмотрение и переоценка своего развития.

5. Глубокое уважение к высшему разуму, признание нашей ограниченности в сравнении с всеведущим Богом.

 

Как и в случае наших отношений к другим людям и к окружающей среде, укрепле­ние этих приоритетов и развитие правильного подхода происходит одновременно с исправлением ошибок и устранением поступков, которые приносят неприятности.

 

2.33

витарка -бадхане пратипакша –бхаванам

 

Как осуществить проверку и перепроверку своего отношения к окружающему миру?

 

Когда возникает вопрос, касающийся отношения к чему-либо, нам может помочь размышление над возможными последствиями противоположного отношения.

 

Это означает, что мы должны найти способ изучить на интеллектуальном уровне последствия разных видов отношения, возможных в данное время или при подобных обстоятельствах. Семь раз отмерь, один отрежь!

 

2.34

витарка химсадайах крта-каританумодита лобха -кродха -моха -пурвака мрду -мадхйадхи -матра духкхаджнанпнанта-пхала ити пратипакша-бхаванам

Далее Патанджали объясняет:

 

Например, если у нас возникает внезапное побуждение поспешно действовать или поощрять и одобрять поспешные действия, его можно сдержать путем размышлений над возможными негативными последствиями. Подобные действия часто являются проявлением таких низших инстинктов, как гнев, собственническое чувство или необоснованные суждения. Независимо от того, имеют ли эти действия главное или второстепенное значение, размышление в подходящей обстановке может сдержать наше стремление действовать неправильно.

 

Часто наше отношение к людям, ситуациям и идеям неоднозначно. В этом случае поспешный шаг может завести нас в ситуацию, в которой нам не хотелось бы оказать­ся. В таких обстоятельствах не следует упускать ни одной возможности лишний раз поразмыслить над предстоящим действием. Лучше профилактика, чем лечение.

 

2.35

ахимса -пратиштхайам тат-самнидхау вайра-тййгах

Мы должны помнить о существовании индивидуальных различий. Кто-то сочтет изучение своих побудительных мотивов и отношений удобным, а для кого-то раз­мышлять о самом себе может оказаться очень трудно. Патанджали описывает признаки прогресса применительно к каждому из десяти принципов, перечисленных в сутрах 2.30 и 2.32.

 

Чем человек внимательнее к другим, тем более дружеские чувства вызывает у окружающих его присутствие.

 

Даже те, кто не дружелюбен в другое время и с другими людьми, могут в нашем присутствии проявить себя с иной стороны и держаться доброжелательно.

 

2.35

сатйа -пратиштхайам крипа –пхалашрайатвам

 

Тот, кто демонстрирует высокий уровень правильного общения, не будет ошибаться в своих поступках.

 

Способность быть честным в общении, дополненная чувствительностью, умение не ранить других и не лгать, плюс необходимые размышления — все это требует очень высокой степени чистоты. Человек такого уровня не может совершать неправильных поступков.

 

2.37

астейа -пратиштхайам сарва –ратнопастханам

 

Тот, кто заслуживает доверия, потому что не влечется к чужой собственности, естественным образом приобретает всеобщее расположение, и с ним делятся всем, даже самым ценным.

 

2.38

брахма -чарйа -пратиштхайам впрйа –лабхах

 

Умеренность чрезвычайно повышает уровень личной жизненной энергии.

Если мы стараемся воспитывать в себе умеренность во всем, то ничего не теряем зря. Если чего-то слишком много, это создает проблемы. Но если чего-то слишком мало, мы можем страдать от его нехватки, придает человеку безобразный вид, но ее можно сменить. Если же грязь находится глубоко внутри, избавиться от нее не так просто.

 

2.39

апариграха -стхаирпе джанма -катхамта –самбодхах

Тот, кто не жаден, находится в безопасности. У него есть время на глубокие размышления. Он полностью понимает себя.

 

Чем большим богатством мы обладаем, тем больше нам нужно о нем заботиться. Те время и энергия, которые тратятся на приобретение новых вещей, их охрану и беспо­койство из-за них, могли бы быть потрачены на основные жизненные вопросы. Чем должны ограничиваться наши приобретения? Какова их цель, для кого и как долго это нужно? Смерть приходит прежде, чем мы успеваем над этим задуматься.

 

2.40

щаучат свинга -джугупса параир асажаргах

 

Когда возрастает чистота, становится видно, что нужно постоянно поддерживать в чистоте, а что никогда не пачкается. То, что разрушается,это внешнее. То, что не разрушается, находится глубоко внутри нас.

 

Когда мы это понимаем, наша чрезмерная озабоченность внешними вещами и привя-

занность к ним уменьшаются.

 

2.41

саттва -шуддхи -сауманаспаикагрйендрийа -

джайатма-даршана-йогйатвани ча

 

В дополнение к этому, человек получает возможность размышлять о глубочайшей природе своего индивидуального «я» (в том числе, об источнике восприятия), не отвлекаясь из-за чувств и оставаясь свободным от заблуждений, накопленных в прошлом.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.193 сек.)