|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Духкху порождают гуны
Чтобы понять духкху, мы должны понять три описываемых в йоге качества ума. Эти три качества — тамас, раджас и саттва — вместе называются «Гунами»**.
* Различные аспекты духкхи, о которых здесь идет речь, классифицируется следующим обрс^зом: неспособность понять или принять перемены порождает паринама-духкху; ситуация, когда невозможно удовлетворить ютребность, порождает тапа-духкху; нежелание отказаться от привычек юрождает санскара-духкху. Описание разных источников духкхи можно найти в «Йога-сутрах» 2.15. ** «Йога-сутры» не вдаются в подробности концепции трех гун, но ссылаются на нее в 2.18 и постоянно ее подразумевают. Эта концепция изъясняется в текстах санкхьи, где под Гунами понимаются три качества, "рисущие всему материальному (сюда относятся также наши мысли, эмоции и полный спектр психической деятельности) — но не пуруше. Источником духкхи может быть даже движение трех гун. См. «Йога-сутры» 2.15.
Томас относится к состоянию тяжести и медлительности в чувствах и решениях. Например, вам нужно произнести речь, а вами овладевает апатия. Вдруг становится трудно сохранять внимание, аудитория (и вы сами) будет недовольна, и, в итоге, вы почувствуете духкху. Такая апатия — это то, что понимается под тамасом. В другом случае приходит время спать, а ваш ум говорит: «Вставай! Пойдем в кино! Ты должен пойти в кино! Как ты можешь сейчас хотеть спать?» Ум в таком состоянии требует действия, он хочет танцевать. Это вызвано качеством, которое называется «раджас»; оно тоже приводит к духкхе. Третье качество ума характеризуется отсутствием двух предыдущих. Здесь нет ни тяжести и апатии, ни возбуждения и нетерпения, есть только чистота. Это называется «саттва», и это единственное качество, которое не порождает духкху.
Эти три качества имеют свои собственные циклы: иногда преобладает одно, иногда другое. В смысле движения к избавлению от духкхи, абсолютно позитивным качеством является только саттва (чистота). Раджас и тамас могут приводить к духкхе. Например, если мне действительно необходим сон и я собираюсь пойти спать, то мой ум погружается в тамас, и это хорошо. Но если я хочу прочитать или послушать лекцию, а в моем уме преобладает тамас, то это явно создаст сложности. Все факторы, вызывающие духкху, действуют в нас как силы, которые уменьшают степень нашей свободы и, в конце концов, сковывают нас. Если мы достаточно бдительны, мы можем всегда осознавать игру этих сил внутри себя. С помощью практики йоги мы пытаемся научиться лучше осознавать такие внутренние процессы, уменьшать проистекающие из них ограничения и избегать появления духкхи в будущем. Когда мы осознаем наличие духкхи и принимаем необходимость иметь с ней дело, мы можем найти и способ освободиться. Поэтому осознание существования духкхи является первым шагом на пути к освобождению от нее.
И наконец, йога говорит, что существует состояние, называемое «кайвалья», в котором человек свободен от внешних забот, вызывающих беспокойство и приводящих к духкхе*. Допустим, у меня был радиоприемник, которым я очень дорожил, и однажды мой сын его сломал. Я прихожу в ярость и сержусь на него, хотя он сделал это не нарочно. На самом же деле я не должен сердиться — в конце концов, это всего лишь приемник. Хотя не следует поощрять в сыне небрежность, я все же должен обладать достаточной гибкостью, чтобы трезво оценить ситуацию. Проявив немного гибкости, всегда можно уменьшить духкху. * «Йога-сутры» 2.25. Концепция кайвальи является центральной в учении йоги. Последняя глава «Йога-сутр» называется «Кайвалья («Свобода»).
Кришнамачарья показывает варианты триконасаны: уттхита и паривритти.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |