|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
XIV. ГИППИЙ БОЛЬШИЙ 49 страницаТеэтет. Так. Чужеземец. Оказывается, некрасивое есть противопоставление бытия бытию. Теэтет. Весьма справедливо. Чужеземец. Что же? Не принадлежит ли у нас, согласно этому рассуждению, красивое в большей степени к существующему, некрасивое же в меньшей? Теэтет. Никоим образом. 258 Чужеземец. Следовательно, надо признать, что и небольшое и самое большое одинаково существуют. Теэтет. Одинаково. Чужеземец. Не дулжно ли и несправедливое полагать тождественным справедливому в том отношении, что одно из них существует нисколько не меньше другого? Теэтет. Отчего же нет? Чужеземец. Таким же образом будем говорить и о прочем, коль скоро природа иного оказалась принадлежащей к существующему. Если же иное существует, то не в меньшей степени нужно полагать существующими и его части. Теэтет. Как же иначе? Чужеземец. Поэтому, как кажется, противопоставление природы части иного бытию есть, если позволено так сказать, b нисколько не меньшее бытие, чем само бытие, причем оно не обозначает противоположного бытию, но лишь указывает на иное по отношению к нему. Теэтет. Совершенно ясно. Чужеземец. Как же нам его назвать? Теэтет. Очевидно, это то самое небытие, которое мы исследовали из‑за софиста. Чужеземец. Может быть, как ты сказал, оно с точки зрения бытия не уступает ничему другому и должно смело теперь говорить, что небытие, бесспорно, имеет свою собственную природу, c и подобно тому, как большое было большим, прекрасное – прекрасным, небольшое – небольшим и некрасивое – некрасивым, так и небытие, будучи одним среди многих существующих видов, точно таким же образом было и есть небытие? Или по отношению к нему, Теэтет, мы питаем еще какое‑либо сомнение? Теэтет. Никакого. Чужеземец. А знаешь ли, мы ведь совсем не послушались Парменида в том, что касалось его запрета. Теэтет. Как так? Чужеземец. Стремясь в исследовании вперед, мы доказали ему больше того, что он дозволил рассматривать. Теэтет. Каким образом? d Чужеземец. А так, ведь он где‑то сказал:
Этого нет никогда и нигде, чтоб не‑сущее было; Ты от такого пути испытаний сдержи свою мысль.
Теэтет. Конечно, он так сказал. Чужеземец. А мы не только доказали, что есть несуществующее, но и выяснили, к какому виду относится небытие. Ведь, указывая на существование природы иного и на то, e что она распределена по всему существующему, находящемуся во взаимосвязи, мы отважились сказать, что каждая часть природы иного, противопоставленная бытию, и есть действительно то самое – небытие. Теэтет. И кажется мне, чужеземец, мы сказали это в высшей степени правильно. Чужеземец. Пусть же никто не говорит о нас, будто мы, представляя небытие противоположностью бытия, осмеливаемся утверждать, что оно существует. Ведь о том, что противоположно бытию, мы давно уже оставили мысль решить, существует ли оно или нет, обладает ли смыслом или совсем бессмысленно. 259 Относительно же того, о чем мы теперь говорили, – будто небытие существует, – пусть нас либо кто‑нибудь в этом разубедит, доказав, что мы говорим не дело, либо, пока он не в состоянии этого сделать, пусть говорит то же, что утверждаем и мы, а именно что роды между собой перемешиваются и что в то время, как бытие и иное пронизывают всё и друг друга, само иное, как причастное бытию, существует благодаря этой причастности, хотя оно и не то, чему причастно, а иное; вследствие же того, что оно есть иное по отношению к бытию, оно – совершенно ясно – необходимо должно быть небытием. b С другой стороны, бытие, как причастное иному, будет иным для остальных родов и, будучи иным для них всех, оно не будет ни каждым из них в отдельности, ни всеми ими, вместе взятыми, помимо него самого, так что снова в тысячах тысяч случаев бытие, бесспорно, не существует; и все остальное, каждое в отдельности и все в совокупности, многими способами существует, многими же – нет. Теэтет. Это верно. Чужеземец. Если, однако, кто‑либо не верит этим противоречиям, то ему надо произвести исследование самому и привести нечто лучшее, чем сказанное теперь. c Если же он, словно измыслив что‑либо трудное, находит удовольствие в том, чтобы растягивать рассуждение то в ту, то в другую сторону, то он занялся бы делом, не стоящим большого прилежания, как подтверждает наша беседа. Ведь изобрести это и не хитро, и не трудно, а вот то – и трудно, и в такой же мере прекрасно. Теэтет. Что именно? Чужеземец. А то, что было сказано раньше: допустив все это как возможное, быть в состоянии следовать за тем, что говорится, отвечая на каждое возражение в том случае, если кто‑либо станет утверждать, будто иное каким‑то образом есть тождественное или тождественное есть иное в том смысле и отношении, в каких, будет он утверждать, это каждому из них подобает. d Но объявлять тождественное каким‑то образом иным, а иное – тождественным, большое малым или подобное неподобным и находить удовольствие в том, чтобы в рассуждениях постоянно высказывать противоречия, – это не истинное опровержение, здесь чувствуется новичок, который лишь недавно стал заниматься существующим. Теэтет. Именно так. Возможность лжи в речах и мнениях Чужеземец. И в самом деле, дорогой мой, пытаться отделять все от всего[1193]и вообще‑то не годится, и обычно это свойственно человеку необразованному и нефилософу. e Теэтет. Почему же? Чужеземец. Разъединять каждое со всем остальным означает полное уничтожение всех речей, так как речь возникает у нас в результате взаимного переплетения идей. Теэтет. Правда. 260 Чужеземец. Обрати поэтому внимание, как была полезна для нас сейчас борьба с такими людьми и как хорошо, что мы заставили их допустить смешение одного с другим. Теэтет. В каком отношении? Чужеземец. А в том, что речь для нас – это один из родов существующего: лишившись ее, мы, что особенно важно, лишались бы философии. Нам теперь же надо прийти к соглашению о том, что такое речь. Если бы она была у нас отнята или ее бы совсем не существовало, мы ничего не могли бы высказать. А ведь мы бы лишились ее, если бы признали, что нет никакого смешения между чем бы то ни было. b Теэтет. Это справедливо. Но я не понимаю, для чего надо согласиться относительно речи. Чужеземец. Быть может, ты скорее бы понял, следуя вот каким путем. Теэтет. Каким? Чужеземец. Небытие явилось у нас как один из родов, рассеянный по всему существующему. Теэтет. Так. Чужеземец. Поэтому надо теперь рассмотреть, смешивается ли оно с мнением и речью. Теэтет. Как так? c Чужеземец. Если оно с ними не смешивается, все по необходимости должно быть истинным, если же смешивается, мнение становится ложным и речь тоже, так как мнить или высказывать несуществующее – это и есть заблуждение, возникающее в мышлении и речах. Теэтет. Так. Чужеземец. А если есть заблуждение, то существует и обман. Теэтет. Да. Чужеземец. Но если существует обман, тогда все необходимо должно быть полно отображений, образов и призраков. Теэтет. Как же иначе? d Чужеземец. О софисте мы сказали, что, хотя он и скрылся в этой области, сам он, однако, полностью отрицал существование лжи: мол, о небытии никто не мыслит и не говорит и оно никак не при‑частно бытию. Теэтет. Да, так и было. Чужеземец. Теперь же небытие оказалось причастным бытию, так что он, пожалуй, не станет здесь спорить. Но он легко может сказать, что одни из идей причастны небытию, другие – нет и что речь и мнение как раз относятся к непричастным. Поэтому софист снова может спорить, что вовсе нет искусства, творящего отображения и призраки, e в области которого, как мы утверждаем, он пребывает, раз мнение и речь не взаимодействуют с небытием. Заблуждения вовсе не существует, раз не существует такого взаимодействия. Поэтому прежде всего надлежит точно исследовать, что такое речь, мнение и представление, дабы, когда они для нас станут ясными, мы увидели и их взаимодействие с небытием; 261 видя это последнее, мы сможем доказать, что заблуждение существует, доказавши же это, мы свяжем с ним софиста, если, конечно, он в нем виновен, или, оставив его на свободе, станем искать его в ином роде. Теэтет. Вполне справедливо, чужеземец, было вначале сказано о софисте, что род этот неуловим. У него, как кажется, полно прикрытий, и, когда он какое‑нибудь из них выставит, то приходится его преодолевать, прежде чем удастся добраться до самого софиста. Едва мы теперь одолели одно прикрытие – что, мол, небытия нет, – b как уже другое пущено в ход, и теперь надо доказать, что существует заблуждение и в речах и в мнениях, а вслед за этим, быть может, возникнет еще одно, а после еще и другое, и, кажется, никогда им не будет конца. Чужеземец. Не надо, Теэтет, терять мужества тому, кто может хоть понемножку пробираться вперед. Кто падает духом в таких случаях, что будет он делать в других, когда либо ни в чем не преуспеет, либо будет отброшен назад? Такой, по словам пословицы, едва ли когда возьмет город. c Теперь, мой дорогой, когда с тем, о чем ты говоришь, покончено, нами должна быть взята самая высокая стена; остальное будет легче и менее значительно. Теэтет. Ты прекрасно сказал. Чужеземец. Прежде всего, как уже сказано, возьмем‑ка речь и мнение, дабы дать себе ясный отчет: соприкасается ли с ними небытие или и то и другое безусловно истинны и ни одно из них никогда не бывает заблуждением. Теэтет. Правильно. d Чужеземец. Давай, как мы говорили об идеях и буквах, рассмотрим таким же образом и слова, так как примерно таким путем раскрывается то, что мы теперь ищем. Теэтет. На что же надо обратить внимание в словах? Чужеземец. А вот на что: все ли они сочетаются друг с другом или ни одно из них? Или некоторые склонны к этому, другие же нет? Теэтет. Ясно, что одни склонны, а другие нет. Чужеземец. Быть может, ты думаешь так: те, что, будучи произнесены одно за другим, e что‑то выражают, между собой сочетаются, те же, последовательность которых ничего не обозначает, не сочетаются. Теэтет. Как? Что ты сказал? Чужеземец. То, что, как я думал, ты принял и в чем со мной согласился. У нас ведь есть двоякий род выражения бытия с помощью голоса. Теэтет. Как? 262 Чужеземец. Один называется именем, другой – глаголом[1194]. Теэтет. Расскажи о каждом из них. Чужеземец. Обозначение действий мы называем глаголом. Теэтет. Да. Чужеземец. Обозначение с помощью голоса, относящееся к тому, что производит действие, мы называем именем. Теэтет. Именно так. Чужеземец. Но из одних имен, последовательно произнесенных, никогда не образуется речь, так же и из глаголов, произнесенных без имен. Теэтет. Этого я не понял. b Чужеземец. Очевидно, недавно согласившись со мною, ты имел в виду что‑то другое; ведь я хотел только сказать, что эти слова, высказанные в таком порядке, не представляют собою речь. Теэтет. Как? Чужеземец. Возьми, например, [глаголы] «идет», «бежит», «спит» и все прочие слова, обозначающие действие: если бы кто‑нибудь произнес их по порядку, то этим он вовсе не составил бы речи. Теэтет. Да и как он мог бы составить? Чужеземец. Таким же образом, если произносится «лев», «олень», «лошадь» и любые другие слова, обозначающие все, что производит действие, то и из их последовательности не возникает речь. c Высказанное никак не выражает ни действия, ни его отсутствия, ни сущности существующего, ни сущности несуществующего, пока кто‑либо не соединит глаголов с именами. Тогда все налажено, и первое же сочетание [имени с глаголом] становится тотчас же речью – в своем роде первою и самою маленькою из речей. Теэтет. Как ты это понимаешь? Чужеземец. Когда кто‑либо произносит «человек учится», то не скажешь ли ты, что это – самая маленькая и простая речь? d Теэтет. Да. Чужеземец. Ведь в этом случае он сообщает о существующем или происходящем, или происшедшем, или будущем и не только произносит наименования, но и достигает чего‑то, сплетая глаголы с именами. Поэтому‑то мы сказали о нем, что он ведет речь, а не просто называет, и такому сочетанию дали имя речи. Теэтет. Верно. Чужеземец. Подобно тому как некоторые вещи совмещаются одна с другой, другие же нет, так же и обозначения с помощью голоса: одни не сочетаются, другие же, взаимно сочетаясь, образуют речь. e Теэтет. Несомненно, так. Чужеземец. Теперь еще вот какая малость. Теэтет. Какая же? Чужеземец. Речь, когда она есть, необходимо должна быть речью о чем‑либо: ведь речь ни о чем невозможна. Теэтет. Так. Чужеземец. Не должна ли она иметь и какое‑то качество? Теэтет. Как же иначе? Чужеземец. Обратим‑ка теперь внимание на нас самих. Теэтет. Действительно, это следует сделать. Чужеземец. Я тебе произнесу речь, соединив предмет с действием через посредство имени и глагола; ты же скажи мне, о чем будет речь. 263 Теэтет. Так и будет, по мере возможности. Чужеземец. «Теэтет сидит». Эта речь, конечно, не длинная? Теэтет. Нет, напротив, в меру. Чужеземец. Твое дело теперь сказать, о ком она и к кому относится. Теэтет. Очевидно, что обо мне и ко мне. Чужеземец. А как вот эта? Теэтет. Какая? Чужеземец. «Теэтет, с которым я теперь беседую, летит». Теэтет. И относительно этой речи едва ли кто скажет иначе: она обо мне и касается меня. Чужеземец. Мы утверждаем, что всякая речь необходимо должна быть какого‑то качества. b Теэтет. Да. Чужеземец. Какого же качества должно теперь считать каждую из этих двух? Теэтет. Одну истинной, другую ложной. Чужеземец. Из них истинная высказывает о тебе существующее, как оно есть. Теэтет. Конечно. Чужеземец. Ложная же – нечто другое, чем существующее. Теэтет. Да. Чужеземец. Она говорит поэтому о несуществующем, как о существующем. Теэтет. Похоже, что так. Чужеземец. По крайней мере, о существующем, отличном от существующего, которое должно быть высказано о тебе. Ведь мы утверждали, что в отношении к каждому многое существует, а многое и нет. Теэтет. Именно так. c Чужеземец. Вторая речь, которую я о тебе произнес, прежде всего в силу нашего определения, что такое речь, необходимо должна быть одною из самых коротких. Теэтет. Мы ведь недавно в этом согласились. Чужеземец. Затем, речью о чем‑либо. Теэтет. Так. Чужеземец. Если она не о тебе, то и ни о ком другом. Теэтет. Как это? Чужеземец. Ведь, не относясь ни к чему, она и вообще не была бы речью. Мы доказали, что невозможно, чтобы речью была ни к чему не относящаяся речь. Теэтет. Вполне справедливо. d Чужеземец. Если, таким образом, о тебе говорится иное как тождественное, несуществующее – как существующее, то совершенно очевидно, что подобное сочетание, возникающее из глаголов и имен, оказывается поистине и на самом деле ложною речью. Теэтет. Весьма верно. Чужеземец. Как же теперь? Не ясно ли уже, что мышление, мнение, представление, как истинные, так и ложные, все возникают у нас в душе? Теэтет. Каким образом? e Чужеземец. Ты это легче увидишь, если сначала узнаешь, что они такое и чем отличаются друг от друга. Теэтет. Говори, говори. Чужеземец. Не есть ли мысль и речь одно и то же[1195], за исключением лишь того, что происходящая внутри души беззвучная беседа ее с самой собой и называется у нас мышлением? Теэтет. Вполне так. Чужеземец. Поток же звуков, идущий из души через уста, назван речью. Теэтет. Правда. Чужеземец. И мы знаем, что в речах содержится следующее… Теэтет. Что же? Чужеземец. Утверждение и отрицание. Теэтет. Да, знаем. 264 Чужеземец. Если это происходит в душе мысленно, молчаливо, то есть ли у тебя другое какое‑либо название для этого, кроме мнения? Теэтет. Да каким же образом? Чужеземец. Что же, когда подобное состояние возникает у кого‑либо не само по себе, но благодаря ощущению, можно ли правильно назвать его иначе, нежели представлением? Теэтет. Нельзя. Чужеземец. Таким образом, если речь бывает истинной и ложной и среди этого мышление явилось нам как беседа души с самою собой, мнение же – как завершение мышления, а то, что мы выражаем словом «представляется», – b как смешение ощущения и мнения, то необходимо, чтобы и из всего этого как родственного речи кое‑что также иногда было ложным. Теэтет. Как же иначе? Чужеземец. Замечаешь ли ты теперь, что ложное мнение и речь найдены нами раньше, чем мы предполагали, опасаясь, как бы, исследуя все это, не приняться за дело совершенно невыполнимое? Теэтет. Замечаю. Чужеземец. Не будем же падать духом и во всем остальном. Ввиду того что все это теперь стало нам ясным, вспомним о прежних делениях на виды. c Теэтет. О каких? Чужеземец. Мы различали два вида изобразительного искусства: один – творящий образы, другой – призраки. Теэтет. Да. Чужеземец. И мы сказали, что недоумеваем, к какому из них двух отнести софиста. Теэтет. Так это и было. Чужеземец. И пока мы так недоумевали, разлился еще больший мрак, как только возникло рассуждение, ставящее все под сомнение, – d будто нет ни образов, ни отображений, ни призраков и потому никак, никогда и нигде не возникает ничего ложного. Теэтет. Ты говоришь верно. Чужеземец. Теперь, когда обнаружилось, что существует ложная речь и ложное мнение, освободилось место для подражаний существующему, а уж из этого возникает искусство обмана. Теэтет. Пожалуй. Чужеземец. И действительно, что софист принадлежит к одному из этих двух [искусств], мы уже признали раньше. Теэтет. Да. e Чужеземец. Попробуем‑ка, снова разделяя надвое находящийся перед нами род, каждый раз держаться в пути правой части, имея в виду то, что относится к софисту, пока мы, пройдя мимо всего общего [между ним и другими видами] и оставив ему его собственную природу, не выставим ее напоказ прежде всего нам самим, а потом и тем, кто от природы близок такому методу исследования. 265 Теэтет. Правильно. Чужеземец. Не с того ли мы начали, что различили искусства творческое и приобретающее? Теэтет. Да. Чужеземец. И не явился ли нам софист в области охоты, состязания, торговли и некоторых других видов приобретающего искусства? Теэтет. Конечно, так. Чужеземец. Теперь же, когда его захватило подражательное искусство, ясно, что сперва надо расчленить творческое искусство надвое. Ведь подражание есть какое‑то творчество; мы, однако, говорим об отображениях, а не о самих вещах. Не так ли? b Теэтет. Несомненно, так. Чужеземец. Пусть, следовательно, будут прежде всего две части творческого искусства. Теэтет. Какие? Чужеземец. Одна – божественная, другая – человеческая. Теэтет. Я пока не понял. Чужеземец. Творческое искусство, говорили мы, – если вспомнить сказанное вначале – есть всякая способность, которая является причиной возникновения того, чего раньше не было. Теэтет. Да, мы это помним. c Чужеземец. Станем ли мы утверждать относительно всех живых существ и растений, которые произрастают на земле из семян и корней, а также относительно неодушевленных тел, пребывающих в земле в текучем и нетекучем виде, – станем ли мы утверждать, говорю я, что все это, ранее не существовавшее, возникает затем благодаря созидательной деятельности кого‑либо иного – не бога[1196]? Или же будем говорить, руководствуясь убеждением и словами большинства… Теэтет. Какими? Чужеземец. Что все это природа порождает в силу какой‑то самопроизвольной причины[1197], производящей без участия разума. Или, может быть, мы признаем, что причина эта одарена разумом и божественным знанием, исходящим от бога? d Теэтет. Я, быть может, по молодости часто меняю одно мнение на другое. Однако теперь, глядя на тебя и понимая, что ты считаешь, что все это произошло от бога, я и сам так думаю. Чужеземец. Прекрасно, Теэтет! И если бы мы полагали, что в будущем ты окажешься в числе мыслящих иначе, то постарались бы теперь с помощью непреложно убедительной речи заставить тебя с нами согласиться. Но так как я знаю твою природу, знаю, что и без наших слов она сама собою обратится к тому, к чему, как ты утверждаешь, ее ныне влечет, то я оставляю это: e ведь мы напрасно потеряли бы время. Лучше я выставлю положение, что то, что приписывают природе, творится божественным искусством, то же, что создается людьми, – человеческим и, согласно этому положению, существует два рода творчества: один – человеческий, другой – божественный. Теэтет. Верно. Чужеземец. Расчлени‑ка, однако, каждый из них двух снова надвое. Теэтет. Как? 266 Чужеземец. Подобно тому как ты все творческое искусство делил в ширину, раздели его теперь, напротив, в длину[1198]. Теэтет. Пусть будет разделено. Чужеземец. Таким образом, в целом возникают четыре части: две, относящиеся к нам, – человеческие, и две к богам – божественные. Теэтет. Да. Чужеземец. Теперь они снова разделены, уже иначе: одна часть в каждом отделе собственно творческая, обе же остальные могут быть лучше всего названы изобразительными. И в силу этого творческое искусство снова делится на две части. b Теэтет. Скажи, как теперь образуется каждая из них? Чужеземец. Мы знаем, что и мы, и другие живые существа, и то, из чего произошло все природное, – огонь, вода и им родственное – суть произведения бога, каждое из которых им создано. Или как? Теэтет. Так. Чужеземец. Каждое из них сопровождают отображения, а вовсе не сами вещи, тоже произведенные божественным искусством. Теэтет. Какие? Чужеземец. А [образы] во сне и все те [образы], которые днем называются естественными призраками: тени, когда с огнем смешивается тьма, затем двойные отображения, c когда собственный свет [предмета] и чужой сливаются воедино на блестящих и гладких предметах и порождают отображение, которое производит ощущение, противоречащее прежней привычной видимости. Теэтет. Следовательно, здесь два произведения божественного творчества: сама вещь и образ, ее сопровождающий. Чужеземец. Но что же с нашим искусством? Не скажем ли мы, что оно с помощью строительского мастерства воздвигает дом, а с помощью живописи нечто другое, создаваемое подобно человеческому сну для бодрствующих? d Теэтет. Конечно, так. Чужеземец. Так же обстоит и с остальным: соответственно двум частям двояки и произведения нашего творчества: с одной стороны, говорим мы, имеется сам предмет, а с другой – его изображение. Теэтет. Теперь я понял значительно лучше и допускаю два вида творческого искусства, расчлененных в свою очередь надвое: согласно одному делению, это человеческое и божественное искусства, согласно же другому, произведения каждого из них состоят, с одной стороны, из самих предметов, а с другой – из некоторых подобий последних. Чужеземец. Вспомним‑ка теперь, что один [вид] изобразительного искусства должен быть творящим образы, а другой – призраки, если ложь действительно о есть ложь и представляет собой нечто принадлежащее по своей природе к существующему. e Теэтет. Да, так было. Чужеземец. Не явилась ли она именно таковой? И в силу этого не будем ли мы, отбросив сомнения, считать ее теперь двух видов? Теэтет. Да, будем. Чужеземец. Разделим‑ка искусство, творящее призраки, снова надвое. 267 Теэтет. Как? Чужеземец. Одно – это то, которое выполняется посредством орудий, в другом тот, кто творит призраки, сам делает себя орудием этого. Теэтет. Что ты имеешь в виду? Чужеземец. Я подразумеваю, когда кто‑либо своим телом старается явить сходство с твоим обликом или своим голосом – сходство с твоим, то этот [вид] призрачного искусства обычно называется подражанием. Теэтет. Да. Чужеземец. Называя этот [вид] подражающим, выделим его. Все остальное оставим без внимания, так как мы устали, и предоставим другому свести это воедино и дать этому какое‑то подобающее название. b Теэтет. Пусть одно будет выделено, а то передано другому. Чужеземец. Однако, Теэтет, и первое надо считать двояким. Реши, почему? Теэтет. Говори ты. Чужеземец. Из лиц подражающих одни делают это, зная, чему они подражают, другие же – не зная. А какое различие признаем мы более важным, чем различие между знанием и незнанием? Теэтет. Никакое. Чужеземец. Подражание, недавно указанное, было, таким образом, подражанием знающих. Ведь только тот, кто знает твой облик и тебя, мог бы подражать всему этому. Теэтет. Как же иначе? c Чужеземец. А что же с обликом справедливости и вообще всей в целом добродетели? Не примутся ли многие, не зная ее, но имея о ней какое‑то мнение, усердно стараться, чтобы проявилось то, что они принимают за живущую в них добродетель, и не станут ли, насколько возможно, на деле и на словах ей подражать? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.038 сек.) |