|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
XIV. ГИППИЙ БОЛЬШИЙ 53 страницаАристотель. Непременно. Парменид. Допустим, что она пребывает в целом. Не будет ли она в таком случае либо равномерно простираться по всему единому, либо охватывать его? Аристотель. Очевидно, будет. Парменид. Но, простираясь равномерно по единому, не окажется ли малость равна ему, а охватывая его – больше, чем оно? Аристотель. Как же иначе? Парменид. Выходит, что малость может быть равной чему‑либо или больше чего‑либо и выступать в качестве великости или равенства, а не в качестве самой себя. Аристотель. Нет, это невозможно. b Парменид. Итак, малость не может находиться в целом едином, разве только в его части. Аристотель. Да. Парменид. Однако и не во всей части, иначе роль малости будет та же, что и в отношении к целому, то есть она будет или равна или больше той части, в которой будет находиться. Аристотель. Да, непременно. Парменид. Итак, малость никогда не будет находиться ни в чем из существующего, раз она не может пребывать ни в части, ни в целом; и значит, не будет ничего малого, кроме самой малости. Аристотель. Выходит, что не будет. Парменид. Следовательно, в едином не будет и великости: ведь тогда окажется бульшим нечто другое, помимо самой великости, c а именно то, в чем будет содержаться великость, и вдобавок при отсутствии малости, которую это великое должно превосходить, если оно действительно велико. Но последнее невозможно, так как малость ни в чем не находится. Аристотель. Верно. Парменид. Но сама великость больше одной только малости и сама малость меньше одной только великости. Аристотель. Конечно. Парменид. Следовательно, другое не больше и не меньше единого, так как оно не содержит ни великости, ни малости; далее, эти последние обладают способ пастью превосходить и быть превосходимыми не по отношению к единому, d а лишь по отношению друг к другу; и наконец, единое тоже не может быть ни больше, ни меньше великости и малости, а также другого, так как и оно не содержит в себе ни великости, ни малости. Аристотель. Очевидно. Парменид. Итак, если единое не больше и не меньше другого, то не необходимо ли, чтобы оно его не превышало и им не превышалось? Аристотель. Необходимо. Парменид. Но совершенно необходимо, чтобы то, что не превышает и не превышается, было равной меры, а, будучи равной меры, было равным. Аристотель. Как же иначе? e Парменид. Далее, и само единое будет находиться в таком же отношении к самому себе; поскольку оно не содержит ни великости, ни малости, оно не будет превышаться самим собой и не превысит себя, но, будучи равной меры, будет равно самому себе. Аристотель. Конечно. Парменид. Следовательно, единое будет равно самому себе и другому. Аристотель. Очевидно. Парменид. Далее, находясь в самом себе, единое будет также извне окружать себя и, как окружающее, будет больше себя, а как окружаемое – меньше. Таким образом, единое окажется и больше и меньше самого себя. 151 Аристотель. Да, окажется. Парменид. Не необходимо ли также, чтобы вне единого и другого не было ничего? Аристотель. Как же иначе? Парменид. Но существующее должно же всегда где‑нибудь находиться[1222]. Аристотель. Да. Парменид. А разве находящееся в чем‑либо не будет находиться в нем, как меньшее в большем? Ведь иначе одно не могло бы содержаться в другом. Аристотель. Конечно, нет. Парменид. А так как нет ничего, кроме другого и единого, и они должны в чем‑то находиться, то разве не необходимо, чтобы они либо находились друг в друге – другое в едином или единое в другом, либо нигде не находились? b Аристотель. Видимо, да. Парменид. Поскольку, стало быть, единое находится в другом, другое будет больше единого, как окружающее его, а единое, как окружаемое, меньше другого; поскольку же другое находится в едином, единое на том же самом основании будет больше другого, а другое – меньше единого. Аристотель. Выходит, так. Парменид. Следовательно, единое и равно, и больше, и меньше самого себя и другого. Аристотель. Очевидно. Парменид. Далее, Коль скоро оно больше, меньше и равно, то в отношении к себе самому и к другому оно будет содержать столько же, больше и меньше мер, – а если мер, то и частей. c Аристотель. Как же иначе? Парменид. Но, содержа столько же, больше и меньше мер, оно, следовательно, и численно будет меньше и больше самого себя и другого, а также равно самому себе и другому тоже численно. Аристотель. Каким образом? Парменид. Если единое больше чего‑либо, то по сравнению с ним оно будет содержать также больше мер, а сколько мер, столько и частей; точно так же будет обстоять дело, если оно меньше или если равно чему‑либо. Аристотель. Да. Парменид. Итак, будучи больше и меньше себя и равно себе, оно будет содержать столько же, больше и меньше мер, чем содержится в нем самом; а если мер, то и частей? d Аристотель. Как же иначе? Парменид. Но, содержа столько же частей, сколько их в нем самом, оно количественно будет равно себе, а содержа их больше – будет больше, содержа меньше – меньше себя численно. Аристотель. Очевидно. Парменид. Не будет ли единое точно так же относиться и к другому? Поскольку оно оказывается больше его, оно необходимо должно быть и численно большим, чем оно; поскольку оно меньше – меньшим, а поскольку оно равно другому по величине, оно должно быть равным ему и количественно. Аристотель. Непременно. e Парменид. Таким образом, единое снова, по‑видимому, будет численно равно, больше и меньше самого себя и другого. Аристотель. Да, будет. Парменид. А не причастно ли единое также времени? Будучи причастным времени, не есть ли и не становится ли оно моложе и старше самого себя и другого, а также не моложе и не старше себя самого и другого? Аристотель. Каким образом? Парменид. Если только единое существует, ему, конечно, как‑то присуще бытие. Аристотель. Да. Парменид. Разве «есть» означает что‑либо другое, а не причастность бытия настоящему времени? А «было» разве не означает причастность бытия прошедшему времени, и «будет» – времени будущему? 152 Аристотель. Да, конечно. Парменид. Итак, если только единое причастно бытию, оно причастно и времени. Аристотель. Конечно. Парменид. Следовательно, текущему времени? Аристотель. Да. Парменид. Значит, оно всегда становится старше себя самого, Коль скоро идет вперед вместе со временем. Аристотель. Непременно. Парменид. А разве ты не помнишь, что старшее становится старше того, что становится моложе? Аристотель. Помню. Парменид. Но раз единое становится старше себя, оно должно становиться старше себя как становящегося моложе. b Аристотель. Непременно. Парменид. Получается, что оно становится и моложе и старше себя. Аристотель. Да. Парменид. А не старше ли оно, когда совершается его становление в настоящий момент, находящийся между прошедшим и будущим? Ведь, переходя из «прежде» в «потом», оно никак не минует «теперь». Аристотель. Конечно, нет. Парменид. Итак, не перестает ли оно становиться старше тогда, когда оказывается в настоящем и больше уже не становится, но есть старше? c В самом деле, поскольку единое непрерывно идет вперед, оно никогда не может быть удержано настоящим: ведь уходящее вперед имеет свойство соприкасаться с обоими моментами настоящим и будущим, оставляя настоящее и захватывая будущее и оказываясь таким образом между ними. Аристотель. Правда. Парменид. Если же все становящееся необходимо должно пройти через настоящее, то, достигнув его, оно прекращает становление и в это мгновение есть то, чего оно достигло в становлении. d Аристотель. Очевидно. Парменид. Следовательно, когда единое, становясь старше, достигнет настоящего, оно прекратит становление и в то мгновение будет старше. Аристотель. Конечно. Парменид. Но не того ли оно старше, старше чего становилось? И не старше ли самого себя оно становилось? Аристотель. Да. Парменид. А старшее старше того, что моложе? Аристотель. Да. Парменид. Следовательно, единое и моложе себя в то мгновение, когда, становясь старше, оно достигает настоящего. Аристотель. Непременно. e Парменид. Но настоящее всегда налицо при едином в течение всего его бытия, ибо единое всегда существует в настоящем, когда бы оно ни существовало. Аристотель. Как же иначе? Парменид. Следовательно, единое всегда и есть и становится и старше и моложе самого себя. Аристотель. Выходит, так. Парменид. Но большее ли или равное себе время оно есть или становится? Аристотель. Равное. Парменид. А если оно становится или есть равное время, то оно имеет один и тот же возраст. Аристотель. Как же иначе? Парменид. А что имеет один и тот же возраст, то ни старше, ни моложе. Аристотель. Конечно, нет. Парменид. Следовательно, если единое становится и есть равное себе время, то оно не есть и не становится ни моложе, ни старше самого себя[1223]. Аристотель. По‑моему, нет. Парменид. А другого? 153 Аристотель. Не могу сказать. Парменид. Но ведь можешь ты сказать, что другие вещи, иные, чем единое, Коль скоро они иные, а не иное, многочисленнее единого, ибо, будучи иным, они были бы одним, а будучи иными, они многочисленнее одного и составляют множество? Аристотель. Да, составляют. Парменид. А будучи множеством, они причастны большему числу, чем единица. Аристотель. Как же иначе? Парменид. Далее. Что, станем мы утверждать, возникает и возникло прежде: большее числом или меньшее? Аристотель. Меньшее. Парменид. Но наименьшее – первое, а оно есть единица. Не правда ли? Аристотель. Да. b Парменид. Итак, из всего, имеющего число, единое возникло первым; но и все другие вещи обладают числом, поскольку они другие, а не другое. Аристотель. Да, обладают. Парменид. Возникшее первым, я думаю, возникло раньше, другие же вещи – позже; возникшее же позже моложе возникшего раньше, и таким образом окажется, что другие вещи моложе единого, а единое старше других вещей. Аристотель. Да, окажется. Парменид. Ну, а что сказать относительно следующего: могло бы единое возникнуть вопреки своей природе, или это невозможно? Аристотель. Невозможно. c Парменид. Но единое оказалось имеющим части, а если части, то и начало, и конец, и середину. Аристотель. Да. Парменид. А не возникает ли как в самом едином, так и в каждой другой вещи прежде всего начало, а после начала и все остальное, вплоть до конца? Аристотель. А то как же? Парменид. И мы признаем, что все это остальное – суть части целого и единого и что оно само лишь вместе с концом стало единым и целым? Аристотель. Признаем. Парменид. А конец, я полагаю, возникает последним и вместе с ним возникает, согласно своей природе, единое; d так что если единое необходимо возникает не вопреки природе, то, возникнув вместе с концом позже другого, оно возникло бы согласно своей природе. Аристотель. Очевидно. Парменид. Итак, единое моложе другого, а другое старше единого. Аристотель. Для меня это опять‑таки очевидно. Парменид. И вот что: не представляется ли необходимым, чтобы начало или другая какая‑либо часть единого или чего‑либо другого – если только это часть, а не части – была единым, как часть? Аристотель. Представляется. e Парменид. Но если так, то единое будет возникать одновременно с возникновением и первой и второй [части] и при возникновении других оно не отстанет ни от одной, какая бы к какой ни присоединялась, пока, дойдя до последней, не сделается целым единым, не пропустив в своем возникновении ни средней, ни первой, ни последней, ни какой‑либо другой [части]. Аристотель. Верно. Парменид. Следовательно, единое имеет тот же возраст, что и все другое, так что если единое не нарушает своей природы, то оно должно возникнуть не прежде и не позже другого, но одновременно с ним. 154 И согласно этому рассуждению, единое не может быть ни старше, ни моложе другого и другое ни старше, ни моложе единого, а, согласно прежнему, оно и старше и моложе [другого], равно как другое и старше и моложе единого. Аристотель. Да, конечно. Парменид. Вот каково единое и вот как оно возникло. Но что сказать далее о том, как единое становится старше и моложе другого, а другое – старше и моложе единого, и о том, как оно не становится ни моложе, ни старше? Так ли обстоит дело со становлением, как и с бытием, или иначе? b Аристотель. Не могу сказать. Парменид. А я ограничусь следующим: если одно что– нибудь старше другого, то оно может становиться старше лишь настолько, насколько оно отличалось по возрасту уже при возникновении, и равным образом младшее не может становиться еще моложе, потому что равные величины, будучи прибавлены к неравным – времени или чему‑либо другому, – всегда оставляют их различающимися настолько, насколько они различались с самого начала. Аристотель. Как же иначе? c Парменид. Итак, одно существующее никогда не может становиться старше или моложе другого существующего, коль скоро по возрасту они всегда различаются одинаково: одно есть и стало старше, другое есть и стало моложе, но они не становятся [таковыми]. Аристотель. Верно. Парменид. Поэтому единое существующее никогда не становится ни старше, ни моложе другого существующего. Аристотель. Конечно, нет. Парменид. Но посмотри, не становятся ли они старше и моложе [друг друга] таким образом? Аристотель. Каким именно? Парменид. Таким, каким единое оказалось старше другого и другое старше единого. Аристотель. Так что же из этого следует? Парменид. Когда единое старше другого, то оно, надо полагать, просуществовало больше времени, чем другое. d Аристотель. Да. Парменид. Но посмотри‑ка еще: если мы станем прибавлять к большему и меньшему времени равное время, то будет ли большее время отличаться от меньшего на равную или на меньшую часть? Аристотель. На меньшую. Парменид. Итак, впоследствии единое будет отличаться по возрасту от другого не настолько, насколько оно отличалось сначала, но, получая то же приращение времени, что и другое, оно по возрасту будет постоянно отличаться от другого меньше, чем отличалось прежде. Не правда ли? Аристотель. Да. e Парменид. Итак, то, что различается по возрасту сравнительно с чем‑нибудь меньше, чем прежде, не становится ли моложе прежнего по отношению к тому, сравнительно с чем прежде было старше? Аристотель. Становится. Парменид. Если же оно становится моложе, то другое не становится ли в свою очередь старше единого, чем было прежде? Аристотель. Конечно, становится. Парменид. Итак, то, что возникло позже, становится старше сравнительно с тем, что возникло раньше и есть старше. Однако младшее никогда не есть, а всегда только становится старше старшего, потому что последнее увеличивается в направлении к «моложе», а первое – в направлении к «старше». 155 В свою очередь старшее таким же образом становится моложе младшего, потому что оба они, направляясь к противоположному им, становятся взаимно противоположными: младшее – старше старшего, а старшее – моложе младшего. Но стать таковыми они не могут, потому что если бы они стали, то уже не становились бы, а были бы. На самом же деле они [только] становятся старше и моложе друг друга: единое становится моложе другого, потому что оказалось старшим и возникшим раньше, b а другое – старше единого, потому что возникло позднее. На том же основании и другое подобным же образом относится к единому, поскольку оказалось, что оно старше его и возникло раньше. Аристотель. Да, это представляется так. Парменид. Значит, поскольку ничто никогда не становится старше или моложе другого и оба всегда отличаются друг от друга на равное число, постольку и единое не становится ни старше, ни моложе другого и другое – единого; поскольку же представляется необходимым, чтобы раньше возникшее отличалось всегда c на разную часть от возникшего позже, равно и позднейшее – от более раннего, постольку необходимо также, чтобы другое становилось старше и моложе единого, а единое – другого. Аристотель. Именно так. Парменид. В силу всех этих соображений единое, с одной стороны, и есть и становится и старше и моложе себя самого и другого, а с другой – не есть и не становится ни старше, ни моложе себя самого и другого. Аристотель. Совершенно верно. d Парменид. А так как единое причастно времени и [свойству] становиться старше и моложе, то не должно ли оно быть причастным прошедшему, будущему и настоящему, Коль скоро оно причастно времени? Аристотель. Должно. Парменид. Итак, единое было, есть и будет; оно становилось, становится и будет становиться. Аристотель. Как же иначе? Парменид. Поэтому возможно нечто для него и его и это нечто было, есть и будет. Аристотель. Конечно. Парменид. Возможно, значит, его познание, и мнение о нем, и чувственное его восприятие, Коль скоро и мы сами сейчас все это с ним проделываем. Аристотель. Ты прав. Парменид. И есть для него имя и слово, и оно именуется и о нем высказывается; и все, что относится к другому, относится и к единому. e Аристотель. Все это, безусловно, так. Парменид. Поведем еще речь о третьем. Если единое таково, каким мы его проследили, то не должно ли оно, будучи, с одной стороны, одним и многим и не будучи, с другой стороны, ни одним, ни многим, а кроме того, будучи причастным времени, быть какое‑то время причастным бытию, поскольку оно существует, и какое‑то время не быть ему причастным, поскольку оно не существует? Аристотель. Должно. Парменид. Но может ли оно, когда причастно бытию, не быть ему причастным, и когда оно не причастно ему, наоборот, быть? Аристотель. Не может. Парменид. Следовательно, оно причастно и не причастно [бытию] в разное время; только таким образом оно может быть и не быть причастным одному и тому же. 156 Аристотель. Правильно. Парменид. Но не есть ли время и тот момент, когда единое приобщается к бытию, и тот, когда отрешается от него? Ведь как будет в состоянии единое то обладать, то не обладать чем‑либо, если не будет момента, когда оно либо завладевает им, либо его оставляет? Аристотель. Никак. Парменид. А приобщение к бытию ты разве не называешь возникновением? Аристотель. Называю. Парменид. А отрешение от бытия не есть ли гибель? Аристотель. Конечно. Парменид. Таким образом, оказывается, что единое, приобщаясь к бытию и отрешаясь от него, возникает и гибнет. Аристотель. Безусловно. b Парменид. А так как оно – единое и многое, возникающее и гибнущее, то не гибнет ли многое, когда оно становится единым, и не гибнет ли единое, когда оно становится многим? Аристотель. Конечно. Парменид. А поскольку оно становится и единым и многим, не должно ли оно разъединяться и соединяться? Аристотель. Непременно должно. Парменид. Далее, когда оно становится неподобным и подобным, не должно ли оно уподобляться и делаться неподобным? Аристотель. Должно. Парменид. А когда становится большим, меньшим, равным, не должно ли оно увеличиваться, уменьшаться, уравниваться? c Аристотель. Да. Парменид. А когда оно, находясь в движении, останавливается или из покоя переходит в движение, то, полагаю я, оно не должно пребывать ни в каком времени. Аристотель. Как это? Парменид. Прежде покоясь, а затем двигаясь и прежде двигаясь, затем покоясь, оно не будет в состоянии испытывать это, не подвергаясь изменению. Аристотель. Конечно. Парменид. Ведь не существует времени, в течение которого что‑либо могло бы сразу и не двигаться, и не покоиться. Аристотель. Конечно, нет. Парменид. Но оно ведь и не изменяется, не подвергаясь изменению. Аристотель. Это было бы невероятно. Парменид. Так когда же оно изменяется? Ведь и не покоясь, и не двигаясь, и не находясь во времени, оно не изменяется. d Аристотель. Конечно, нет. Парменид. В таком случае не странно ли то, в чем оно будет находиться в тот момент, когда оно изменяется? Аристотель. Что именно? Парменид. «Вдруг»[1224], ибо это «вдруг», видимо, означает нечто такое, начиная с чего происходит изменение в ту или другую сторону. В самом деле, изменение не начинается с покоя, пока это – покой, ни с движения, пока продолжается движение; e однако это странное по своей природе «вдруг» лежит между движением и покоем, находясь совершенно вне времени; но в направлении к нему и исходя от него изменяется движущееся, переходя к покою, и покоящееся, переходя к движению. Аристотель. Кажется, так. Парменид. И коль скоро единое покоится и движется, оно должно изменяться в ту и в другую сторону, потому что только при этом условии оно может пребывать в обоих состояниях. Изменяясь же, оно изменяется вдруг и, когда изменяется, не может находиться ни в каком времени, и не может, значит, в тот момент ни двигаться, ни покоиться. Аристотель. Конечно, нет. Парменид. Но разве не так обстоит дело и при прочих изменениях? Когда что‑либо переходит от бытия к гибели или от небытия к возникновению, 157 происходит его становление между некими движением и покоем и оно не имеет в тот момент ни бытия, ни небытия, не возникает и не гибнет. Аристотель. Выходит, так. Парменид. По той же причине, когда единое переходит из единого во многое, и из многого в единое, оно не есть ни единое, ни многое, оно не разъединяется и не соединяется; точно так же, переходя из подобного в неподобное и из неподобного в подобное, оно не есть ни подобное, ни неподобное, оно не уподобляется и не становится неподобным; наконец, переходя из малого в великое и равное и наоборот, оно не бывает ни малым, ни великим, ни равным, не увеличивается, не убывает и не уравнивается. b Аристотель. Выходит, что нет. Парменид. Значит, единое испытывает все эти состояния, если оно существует. Аристотель. Как же иначе? Относительное и абсолютное полагание единого с выводами для иного Парменид. Не рассмотреть ли теперь, что испытывает другое, если единое существует? Аристотель. Да рассмотрим. Парменид. Будем поэтому рассуждать о том, что должно испытывать другое – не‑единое, – если единое существует. Аристотель. Будем. Парменид. Итак, поскольку другое есть другое по отношению к единому, оно не есть единое, иначе оно не было бы другим по отношению к единому. Аристотель. Правильно. c Парменид. Однако другое не вовсе лишено единого, но некоторым образом причастно ему. Аристотель. Каким именно? Парменид. Другое – не‑единое – есть другое, надо полагать, потому, что имеет части, ибо если бы оно не имело частей, то было бы всецело единым. Аристотель. Правильно. Парменид. А части, как мы признаем, есть у того, что представляет собою целое. Аристотель. Да, мы это признаем. Парменид. Но целое единое должно состоять из многого; части и будут его частями, потому что каждая из частей должна быть частью не многого, но целого. Аристотель. Как это? d Парменид. Если бы что‑либо было частью многого, в котором содержалось бы и оно само, то оно, конечно, оказалось бы частью как себя самого – что невозможно, – так и каждого отдельного из другого, если только оно есть часть всего многого. Но не будучи частью чего‑нибудь отдельного, оно будет принадлежать другому, за исключением этого отдельного, и, значит, не будет частью каждого отдельного; не будучи же частью каждого, оно не будет частью ни одного отдельного из многого. Если же оно не есть часть ни одного, то невозможно ему быть чем‑нибудь – частью или чем‑то иным – по отношению к сумме таких отдельных [членов], ни для одного из которых оно не есть нечто. Аристотель. Очевидно, так. Парменид. Значит, часть есть часть не многого и не всех [его членов], но некоей одной идеи и некоего единого, которое мы называем целым, ставшим из всех [членов] законченным единым; часть и есть часть такого целого. e Аристотель. Именно так. Парменид. Значит, если другое имеет части, то и оно должно быть причастным целому и единому. Аристотель. Конечно. Парменид. Необходимо, значит, чтобы другое – не‑единое – было единым законченным целым, имеющим части. Аристотель. Необходимо. Парменид. Далее, то же самое относится и к каждой части: части тоже необходимо причастны единому. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.032 сек.) |