|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
XIV. ГИППИЙ БОЛЬШИЙ 52 страницаАристотель. Единым. По крайней мере, я так думаю. b Парменид. Посмотрим. Бытие не должно ли неизбежно быть отличным от него и оно само отличным от бытия, Коль скоро единое не есть бытие, но как единое ему причастно? Аристотель. Должно. Парменид. Итак, если бытие и единое различны, то единое отлично от бытия не потому, что оно – единое, равно как и бытие есть что‑то иное сравнительно с единым не потому, что оно – бытие, но они различны между собою в силу иного и различного. Аристотель. Совершенно верно. Парменид. Поэтому иное не тождественно ни единому, ни бытию. Аристотель. Как же иначе? c Парменид. И вот если мы выберем из них, хочешь – бытие и иное, хочешь – бытие и единое, хочешь – единое и иное, то не будем ли мы брать при каждом выборе два таких [члена], которые правильно называть «оба»? Аристотель. Как это? Парменид. Вот как: можно ли сказать «бытие»? Аристотель. Можно. Парменид. А можно ли сказать также «единое»? Аристотель. И это можно. Парменид. Но не названо ли таким образом каждое из них? Аристотель. Названо. Парменид. А когда я скажу «бытие и единое», разве я не назову оба? Аристотель. Конечно, оба. Парменид. Следовательно, если я говорю «бытие и иное» или «иное и единое», то я всегда говорю о каждой [паре] «оба». Не правда ли? Аристотель. Да. d Парменид. Но возможно ли, чтобы то, что правильно называется «оба», было бы таковым, а двумя нет? Аристотель. Невозможно. Парменид. А когда перед нами два, есть ли какая‑либо возможность, чтобы каждое из них не было одним? Аристотель. Нет, никакой. Парменид. Но каждая из взятых нами [пар] представляет собою сочетание двух [членов]; следовательно, каждый из них будет одним. Аристотель. Очевидно. Парменид. Если же каждый из них один, то при сложении какой угодно единицы с любым парным сочетанием не становится ли все вместе тремя? Аристотель. Да. Парменид. А не есть ли три нечетное число, а два – четное? Аристотель. Как же иначе? e Парменид. Далее, когда есть два, то необходимо ли, чтобы было н дважды, а когда есть три трижды, Коль скоро в двух содержится дважды один, а в трех трижды один? Аристотель. Необходимо. Парменид. А когда есть два и дважды, то не необходимо ли, чтобы было и дважды два? И когда есть три и трижды, но необходимо ли также, чтобы было трижды три? Аристотель. Как же иначе? Парменид. Далее, когда есть три и дважды, а также два и трижды, то но необходимо ли быть дважды трем и трижды двум? Аристотель. Безусловно, необходимо. 144 Парменид. Следовательно, могут быть произведения четных чисел на четные, нечетных на нечетные, а также четных на нечетные н нечетных на четные. Аристотель. Конечно. Парменид. А если это так, то не думаешь ли ты, что остается какое‑либо число, существование которого не необходимо? Аристотель. Нет, не думаю. Парменид. Следовательно, если существует одно, то необходимо, чтобы существовало и число. Аристотель. Необходимо. Парменид. Но при существовании числа должно быть многое и бесконечная множественность существующего[1217]. В самом деле, разве число не оказывается бесконечным по количеству и причастным бытию? Аристотель. Конечно, оказывается. Парменид. Но ведь если все числа причастны бытию, то ему должна быть причастна и каждая часть числа? Аристотель. Да. b Парменид. Значит, бытие поделено между множеством существующего и не отсутствует ни в одной вещи, ни в самой малой, ни в самой большой? Впрочем, нелепо даже спрашивать об этом, не правда ли? Как, в самом деле, бытие могло бы отделиться от какой‑либо существующей вещи? Аристотель. Да, никак не могло бы. Парменид. Следовательно, оно раздроблено на самые мелкие, крупные и любые другие возможные части, в высшей степени расчленено, и частей бытия беспредельное множество. c Аристотель. Ты прав. Парменид. Итак, частей бытия больше всего. Аристотель. Да, больше всего. Парменид. Что же, есть ли между ними какая‑нибудь, которая была бы частью бытия и в то же время не была бы частью? Аристотель. Как это возможно? Парменид. Напротив, если она существует, то, полагаю я, пока она существует, ей необходимо быть всегда чем‑то одним, а быть ничем невозможно. Аристотель. Да, это необходимо. Парменид. Таким образом, единое присутствует в каждой отдельной части бытия, не исключая ни меньшей, ни большей части, ни какой‑либо другой. Аристотель. Да. d Парменид. А остается ли единое целым, находясь во многих местах одновременно? Поразмысли над этим! Аристотель. Размышляю и вижу, что это невозможно. Парменид. Следовательно, оно расчленено, Коль скоро оно не целое; ведь, не будучи расчлененным, оно никак не может присутствовать одновременно во всех частях бытия. Аристотель. Это правда. Парменид. Далее, безусловно необходимо, чтобы делимое количественно соответствовало числу частей. Аристотель. Необходимо. Парменид. Следовательно, утверждая недавно, что бытие разделено на наибольшее число частей, мы говорили неправду: ведь, как оказывается, оно разделено на число частей, не большее, чем единое, а на столько же, e ибо ни бытие не отделено от единого, ни единое – от бытия, но, будучи двумя, они всегда находятся во всем в равной мере[1218]. Аристотель. По‑видимому, так именно и есть. Парменид. Таким образом, само единое, раздробленное бытием, представляет собою огромное и беспредельное множество. Аристотель. Очевидно. Парменид. Следовательно, не только существующее единое есть многое, но и единое само по себе, разделенное бытием, необходимо должно быть многим. Аристотель. Именно так. Парменид. Однако так как части суть части целого, то единое должно быть ограничено как целое. В самом деле, разве части не охватываются целым? 145 Аристотель. Безусловно, охватываются. Парменид. А то, что их охватывает, есть предел. Аристотель. Как же иначе? Парменид. Следовательно, существующее единое есть, надо полагать, одновременно и единое, и многое, и целое, и части, и ограниченное, и количественно бесконечное. Аристотель. Очевидно. Парменид. А коль скоро оно ограничено, то не имеет ли оно и краев? Аристотель. Безусловно, имеет. Парменид. Далее, поскольку оно есть целое, не должно ли оно иметь начала, середины и конца? Разве может что‑либо быть целым без этих трех [членов]? И если нечто лишено одного из них, может ли оно остаться целым? Аристотель. Не может. Парменид. Выходит, что единое должно обладать и началом, и концом, и серединой. b Аристотель. Должно. Парменид. Но середина находится на равном расстоянии от краев, ибо иначе она не была бы серединой. Аристотель. Не была бы. Парменид. А, будучи таким, единое, по‑видимому, оказывается причастно и какой‑нибудь фигуре, прямолинейной ли, круглой или смешанной. Аристотель. Да, это верно. Парменид. Но, обладая такими свойствами, не будет ли оно находиться и в себе самом, и в другом? Аристотель. Каким образом? Парменид. Ведь каждая из частей находится в целом и вне целого нет ни одной. Аристотель. Так. Парменид. А все части охватываются целым? Аристотель. Да. c Парменид. Но единое – это и есть все его части: не более и не менее как все. Аристотель. Конечно. Парменид. Так не составляет ли единое целого? Аристотель. Как же иначе? Парменид. Но если все части находятся в целом и если все они составляют единое и само целое и все охватываются целым, то не значит ли это, что единое охватывается единым и, таким образом, единое уже находится в себе самом[1219]? Аристотель. Очевидно. Парменид. Но с другой стороны, целое не находится в частях – ни во всех, ни в какой‑нибудь одной. В самом деле, если оно находится во всех частях, то необходимо должно находиться и в одной, d так как, не находясь в какой‑либо одной, оно, конечно, не могло бы быть и во всех; ведь если эта часть – одна из всех, а целого в ней нет, то каким же образом оно будет находиться во всех частях? Аристотель. Этого никак не может быть. Парменид. Но оно не находится и в некоторых частях: ведь если бы целое находилось в некоторых частях, то большее заключалось бы в меньшем, что невозможно. Аристотель. Да, невозможно. Парменид. Но, не находясь ни в большинстве частей, ни в одной из них, ни во всех, не должно ли целое находиться в чем‑либо ином или же уж вовсе нигде не находиться? Аристотель. Должно. e Парменид. Но, не находясь нигде, оно было бы ничем, а так как оно – целое и в себе самом не находится, то не должно ли оно быть в другом? Аристотель. Конечно, должно. Парменид. Следовательно, поскольку единое – это целое, оно находится в другом, а поскольку оно совокупность всех частей – в самом себе. Таким образом, единое необходимо должно находиться и в себе самом, и в ином. Аристотель. Да, это необходимо. Парменид. Но, обладая такими свой должно ли оно и двигаться, и покоиться? Аристотель. Каким образом? Парменид. Оно, конечно, покоится, Коль скоро находится в самом себе: ведь, находясь в едином и не выходя из него, оно было бы в том же самом – в самом себе. 146 Аристотель. Так. Парменид. А что всегда находится в том же самом, то должно всегда покоиться. Аристотель. Конечно. Парменид. Далее, то, что всегда находится в ином, не должно ли, наоборот, никогда не быть в том же самом? А никогда не находясь в том же самом, – не покоиться и, не покоясь, – двигаться? Аристотель. Конечно. Парменид. Итак, всегда находясь в себе самом и в ином, единое должно всегда и двигаться, и покоиться. Аристотель. Очевидно. Парменид. Потом оно должно быть тождественным самому себе и отличным от самого себя и точно так же тождественным другому и отличным от него, Коль скоро оно обладает вышеуказанными свойствами. b Аристотель. Каким образом? Парменид. Всякая вещь, полагаю, относится ко всякой другой вещи следующим образом: она или тождественна другой, или иная; если же она не тождественна и не иная, то ее отношение к другой вещи может быть либо отношением части к целому, либо отношением целого к части. Аристотель. Видимо, так. Парменид. Итак, есть ли единое часть самого себя? Аристотель. Никоим образом. Парменид. Значит, если бы единое относилось к себе самому как к части, оно не было бы также целым по отношению к себе, будучи частью. Аристотель. Да, это невозможно. Парменид. А не иное ли единое по отношению к единому? Аристотель. Конечно, нет. c Парменид. Следовательно, оно не может быть отлично от самого себя. Аристотель. Разумеется, нет. Парменид. Итак, если единое по отношению к себе самому не есть ни иное, ни целое, ни часть, то не должно ли оно быть тождественным с самим собой? Аристотель. Должно. Парменид. Как же, однако? То, что находится в ином месте сравнительно с самим собой, пребывающим в себе самом, не должно ли быть иным по отношению к самому себе вследствие этого пребывания в другом месте? Аристотель. По‑моему, должно. Парменид. Но именно таким оказалось единое, поскольку оно одновременно находится и в себе самом, и в ином. Аристотель. Да, оказалось. Парменид. Значит, в силу этого, единое, по‑видимому, должно быть иным по отношению к самому себе. Аристотель. По‑видимому. d Парменид. Далее, если нечто отлично от чего‑либо, то не от отличного ли будет оно отлично? Аристотель. Безусловно. Парменид. Итак, есть ли все не‑единое иное по отношению к единому и единое – иное по отношению к тому, что не‑едино? Аристотель. Как же иначе? Парменид. Следовательно, единое должно быть иным по отношению к другому. Аристотель. Да, должно. Парменид. Но смотри‑ка: само тождественное и иное не противоположны ли друг другу? Аристотель. Как же иначе? Парменид. Так может ли тождественное находиться когда‑либо в ином или иное в тождественном? Аристотель. Не может. Парменид. Но если иное никогда не может находиться в тождественном, то среди существующего нет ничего, в чем находилось бы иное в течение какого бы то ни было времени; e ведь если бы оно хоть какое‑то время в чем‑либо находилось, то в течение этого времени отличное находилось бы в тождественном. Не так ли? Аристотель. Так. Парменид. А если иное никогда не находится в тождественном, то оно никогда не может находиться ни в чем из существующего. Аристотель. Верно. Парменид. Следовательно, иное не может находиться ни в том, что не‑едино, ни в едином. Аристотель. Конечно, нет. Парменид. Следовательно, не посредством иного будет отличным единое от того, что не‑едино, и то, что не едино, – от единого. Аристотель. Нет. Парменид. Равным образом и не посредством себя самих они будут различаться между собою, так как не причастны иному. Аристотель. Конечно. 147 Парменид. Если же они различны не посредством себя самих и не посредством иного, то не ускользнет ли вовсе их обоюдное различие? Аристотель. Ускользнет. Парменид. Но с другой стороны, то, что не‑едино, не причастно единому; в противном случае не‑единое не было бы не‑единым, а каким‑то образом было бы единым. Аристотель. Правда. Парменид. Но не‑единое не будет также и числом, потому что, обладая числом, оно ни в коем случае не было бы не‑единым. Аристотель. Конечно, нет. Парменид. Что же? Не есть ли не‑единое часть единого? Или и в этом случае не‑единое было бы причастно единому? Аристотель. Было бы причастно. b Парменид. Следовательно, если вообще это – единое, а то – не‑единое, то единое не может быть ни частью не‑единого, ни целым в отношении него как части; и, с другой стороны, не‑единое тоже не может быть ни частью единого, ни целым в отношении единого как части[1220]. Аристотель. Конечно, нет. Парменид. Но мы говорили, что вещи, между которыми нет ни отношения части к целому, ни целого к части, ни различия, будут тождественными между собою. Аристотель. Да, говорили. Парменид. Но если дело обстоит так, не должны ли мы утверждать, что единое тождественно не‑единому? Аристотель. Должны. Парменид. Следовательно, выходит, что единое отлично от другого и от себя самого и в то же время тождественно ему и самому себе. c Аристотель. Пожалуй, это верный вывод из данного рассуждения. Парменид. Но не будет ли единое также подобно и неподобно себе самому и другому? Аристотель. Может быть. Парменид. По крайней мере, раз оно оказалось иным по отношению к другому, то и другое должно бы быть иным по отношению к нему. Аристотель. Как же иначе? Парменид. Но, не правда ли, оно так же отлично от другого, как другое от него, – не более и не менее? Аристотель. Конечно. Парменид. Если не более и не менее, то, значит, одинаково. Аристотель. Да. Парменид. Итак, поскольку единое испытывает нечто отличное от другого и наоборот, постольку единое по отношению к другому и другое по отношению к единому испытывают одно и то же. d Аристотель. Что ты хочешь сказать? Парменид. Вот что. Не прилагаешь ли ты каждое из имен к какой‑либо вещи? Аристотель. Прилагаю. Парменид. А одно и то же имя можешь ли ты использовать чаще, чем один раз? Аристотель. Конечно. Парменид. Но разве, произнося его один раз, ты обозначаешь им то, к чему оно относится, а произнося его много раз, обозначаешь нечто другое? Или же неизбежно, произносишь ли ты одно и то же имя однажды или многократно, ты всегда обозначаешь им одно и то же? Аристотель. Как же иначе? Парменид. Но ведь и слово «иное» есть имя чего‑то. Аристотель. Конечно. e Парменид. Следовательно, когда ты его произносишь – однажды или многократно, – то делаешь это не для обозначения чего‑либо другого, и не другое ты называешь, а только то, чему оно служит именем. Аристотель. Безусловно. Парменид. И вот, когда мы говорим, что другое есть нечто отличное от единого и единое – нечто отличное от другого, то, дважды сказав «отличное», мы тем не менее обозначаем этим словом не другую какую‑либо природу, но всегда ту, названием кота слово. Аристотель. Совершенно верно. 148 Парменид. Итак, в какой мере единое отлично от другого, в такой же мере другое отлично от единого, и что касается присущего им свойства «быть отличными», единое будет обладать не иным каким‑либо отличием, а тем же самым, каким обладает другое. А что хоть как‑то тождественно, то подобно. Не правда ли? Аристотель. Да. Парменид. И вот, в силу того что единое обладает отличием от другого, по этой же самой причине каждое из них подобно каждому, ибо каждое от каждого отлично. Аристотель. Выходит, так. Парменид. Но с другой стороны, подобное противоположно неподобному. Аристотель. Да. Парменид. Следовательно, и иное противоположно тождественному. Аристотель. Да. Парменид. Но обнаружилось также, что единое тождественно с другим. b Аристотель. Да, обнаружилось. Парменид. А ведь это противоположные состояния – быть тождественным с другим и быть отличным от другого. Аристотель. Совершенно противоположные. Парменид. Но поскольку они различны, они оказались подобными. Аристотель. Да. Парменид. Следовательно, при тождестве они будут неподобными в силу свойства, противоположного свойству уподобления. Ведь подобным их делало иное? Аристотель. Да. Парменид. Значит, неподобным их будет делать тождественное, иначе оно не будет противоположно иному. Аристотель. Видимо. c Парменид. Итак, единое будет подобно и неподобно другому: поскольку оно иное – подобно, а поскольку тождественное – неподобно. Аристотель. Да, как видно, единое имеет и такое истолкование. Парменид. А также и следующее. Аристотель. Какое? Парменид. Поскольку оно обладает свойством тождественности, оно лишено свойства инаковости, а не имея свойства инаковости, оно не может быть неподобным, не будучи же неподобным, оно подобно. Поскольку же оно имеет свойства инаковости, оно – другое, а будучи другим, оно неподобно. Аристотель. Ты прав. Парменид. Следовательно, если единое и тождественно с другим, и отлично от него, то в соответствии с обоими свойствами и с каждым из них порознь оно будет подобно и неподобно другому. d Аристотель. Совершенно верно. Парменид. А так как оно оказалось и отличным от себя самого и тождественным себе, то не окажется ли оно точно так же в соответствии с обоими свойствами и с каждым из них порознь подобным и неподобным себе самому? Аристотель. Непременно. Парменид. А теперь посмотри, как обстоит дело относительно соприкосновения и несоприкосновения единого с самим собой и с другим. Аристотель. Я слушаю тебя. Парменид. Ведь оказалось, что единое находится в себе самом как в целом. Аристотель. Оказалось. Парменид. Но не находится ли единое и в другом? Аристотель. Находится. e Парменид. А поскольку оно находится в другом, оно будет соприкасаться с другим, поскольку же находится в себе самом, соприкосновение с другим будет исключено и оно будет касаться лишь самого себя, ибо на холится в себе самом[1221]. Аристотель. Очевидно. Парменид. Таким образом, единое будет соприкасаться с самим собой и с другим. Аристотель. Будет. Парменид. А как обстоит дело относительно следующего: не нужно ли, чтобы все, что должно прийти в соприкосновение с чем‑либо, находилось рядом с тем, чего оно должно касаться, занимая смежное с ним место, где, если бы оно там находилось, то с ним бы соприкасалось? Аристотель. Нужно. Парменид. И следовательно, если единое должно прийти в соприкосновение с самим собой, то оно должно лежать тут же рядом с самим собой, занимая место, смежное с тем, на котором находится само. Аристотель. Да, должно. 149 Парменид. Конечно, если бы единое было двумя, оно могло бы это сделать и оказаться в двух местах одновременно, но, пока оно одно, оно этого не сможет. Аристотель. Безусловно. Парменид. Значит, одна и та же необходимость запрещает единому и быть двумя, и соприкасаться с самим собою. Аристотель. Одна и та же. Парменид. Но оно не будет соприкасаться и с другим. Аристотель. Почему? Парменид. Потому что, как мы утверждаем, то, чему надлежит прийти в соприкосновение, должно, оставаясь отдельным, находиться рядом с тем, чего ему надлежит касаться, но ничего третьего между ними быть не должно. Аристотель. Верно. Парменид. Итак, если быть соприкосновению, требуется, по меньшей мере, чтобы было налицо два [члена]. Аристотель. Да. b Парменид. Если же к двум смежным членам присоединится третий, то их будет три, а соприкосновений два. Аристотель. Да. Парменид. Таким образом, всегда, когда присоединяется один [член], прибавляется также одно соприкосновение и выходит, что соприкосновений одним меньше сравнительно с числом членов соединения. Действительно, насколько первые два члена превысили соприкосновения, то есть насколько число их больше сравнительно с числом соприкосновений, точно настолько же каждое последующее их число превышает число всех соприкосновений, так как дальше уже одновременно прибавляется единица к числу членов и одно соприкосновение к соприкосновениям. c Аристотель. Правильно. Парменид. Итак, сколько бы ни было членов, число соприкосновений всегда одним меньше. Аристотель. Это так. Парменид. Но если существует только одно, а двух нет, то соприкосновения не может быть. Аристотель. Как же так? Парменид. Ведь мы утверждаем, что другое – не‑единое – не есть единое и ему не причастно, коль скоро оно другое. Аристотель. Конечно, нет. Парменид. Следовательно, числа в другом нет, так как в нем нет единицы. Аристотель. Как же иначе? Парменид. Следовательно, другое – и не единица, и не два, и к нему вообще неприменимо имя какого бы то ни было числа. d Аристотель. Да, неприменимо. Парменид. Значит, единое только одно и двух быть не может. Аристотель. Очевидно, нет. Парменид. А потому нет и соприкосновения, коль скоро нет двух. Аристотель. Нет. Парменид. Следовательно, единое не соприкасается с другим и другое не соприкасается с единым, так как соприкосновения нет. Аристотель. Конечно. Парменид. Итак, согласно всему этому единое и соприкасается и не соприкасается с другим и с самим собой. Аристотель. Выходит, так. Парменид. Но не будет ли оно также равно и неравно себе самому и другому? Аристотель. Каким образом? e Парменид. Ведь если допустить, что единое больше или меньше другого или, наоборот, другое больше или меньше единого, то – не правда ли – они не будут сколько‑нибудь больше или меньше друг друга в силу самих своих сущностей, то есть в силу того, что единое – это единое, а другое – другое в отношении к единому? Но если кроме своей сущности то и другое будет обладать еще и равенством, то они будут равны друг другу; если же другое будет обладать великостью, а единое – малостью или единое будет обладать великостью, а другое – малостью, тогда та из идей, к которой присоединится великость, окажется больше, а к которой присоединится малость – меньше. Не правда ли? Аристотель. Непременно. Парменид. Значит, существуют обе эти идеи – великость и малость. Ведь если бы они не существовали, они не могли бы быть противоположны одна другой и пребывать в существующем. Аристотель. Не могли бы. 150 Парменид. Но если в едином пребывает малость, то она содержится либо в целом, либо в его части. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.038 сек.) |