|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности научно-технического знания. Смысл вопроса о сущности техникиВиду важности влияний техники на содержание современной системы культуры, обеспечение ее структурных связей, степень распространения технических артефактов в повседневной жизни, так что последняя, по сути, моделируется ими, философское осмысление техники заслуживает глубокого рассмотрения. При посредстве техники наука обретает реально ощутимое, наглядное и осязательное присутствие в бытии человека. Значение техники столь велико, что без ее поддержки наше привычное существование едва ли представляется мыслимым. Культурные ценности, интересы и цели незаметно, но давно и прочно обрели технизированную сущность. Если отталкиваться от целевого назначения техники – служить средством интенсификации природных человеческих возможностей, то легко согласиться, что всякое техническое дополнение к таковым принимается позитивно, а значит, в пределе, масштаб угрозы их атрофии также возрастает (ср.: напоминание о естественном пользовании мускулами собственного тела производится за счет искусственных, технических сооружений - тренажеров). Теоретический уровень научно-технического знания включает в себя три слоя: функциональные, поточные и структурные теоретические схемы. Функциональная схема, которая совпадает для целого класса технических систем, фиксирует общее представление о технической системе независимо от способа ее реализации и является результатом ее идеализации на основе принципов, заданных данной технической теорией. Поточная схема, или схема функционирования, описывает естественные процессы, протекающие в технической системе, исходя из естественно-научных, например физических, представлений, и связывающие ее элементы в единое целое. Блоки таких схем отражают различные действия, выполняемые над естественным процессом элементами технической системы в ходе ее функционирования. Структурная схема технической системы фиксирует те узловые точки, на которые замыкаются потоки — процессы функционирования и которыми могут быть единицы оборудования, детали или даже целые технические комплексы, представляющие собой конструктивные элементы различного уровня, входящие в данную техническую систему, отличающиеся по принципу действия, техническому исполнению и ряду других характеристик. Объем смыслов, эксплицирующих «техническое» в истории культуры, довольно обширен: техника как противоположность естественно-природному, техника как созданное человеком для облегчения труда, техника как умение (в этом отношении в античности техника понималась сродни искусству, скажем, техника игры на музыкальных инструментах), техника как совокупность механизмов, машин, средств управления… Отсюда вполне философский вопрос: что является основанием для выделения столь разнообразных фактов в единую группу, т.е., что делает объект именно техническим? – то есть вопрос о сущности технического. В самом широком смысле, техника есть изменение природы посредством человеческого сознания в соответствии поставленным целям. Сразу же требуется ограничение определения: речь идет не об изменении законов природы, но приспособлении к ним (по этой причине в античности техника трактовалась не как средство познания природы, а как способ обмануть ее). С данной позиции ценностно-эффективным измерением техники будет степень пользы и полезности, куда включается и чисто практическая, материальная польза, и польза духовная – от самопознания человека в стратегиях его могущества над природой, а, следовательно, собственных возможностей. Человек лишь тогда осознает себя, когда он деятелен. Впервые понятие «философия техники» встречается в последней трети XIX века в названии труда немецкого философа Э. Каппа («Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения», 1877). В дальнейшем традиция осмысления феномена была продолжена трудами Ф. Дессауэра, Л. Мамфорда, М. Хайдеггера, Ж. Эллюля, К. Ясперса. В числе отечественных исследователей - Н. Бердяев, инженер П. К. Эгельмейер, позже акад. И.И. Артоболевский. Основной проблемой, решение которой открывало путь признанию техники как раздела научного знания, явилась возможность построения и допущения понятия «техническая теория» (по аналогу с теорией научной, без чего наука немыслима). Данное понятие обрело свой статус благодаря немецкому инженеру Ф. Рело, предложившему интерпретацию любого технического объекта как абстрактной структуры, состоящей из кинематических пар – звеньев – цепей, что и подлежит классификации. Философский смысл понятия техники определен К. Ясперсом. Его сущность раскрывается в утверждении человеком собственной реальности (значимости, присутствия в мире) за счет расширения преобразованной (подчиненной) человеку среды. Тем самым, техника сближает два фактора оппозиции объективное – субъективное, снимая их в опосредуемом феномене технического артефакта, именуемого «второй природой». Ввиду столь содержательного культурологического значения техника в социальной истории получила самые противоречивые оценки – от восторженных дифирамбов до акцентации демонических и античеловеческих свойств. Последнее выражается преимущественно по поводу непредвиденных последствий и неправильного использования – о чем напоминают древние мифы: Икар гибнет, ослушавшись совета отца не приближаться к Солнцу, Прометей, по словам Горация, совершил зло, украв огонь и нарушив тем самым естественный природный порядок. Главное искушение: труд сделал из обезьяны человека, способна ли техника сделать из человека бога? Ответы на этот вопрос ищутся в культовых образах из «Терминатора», «Матрицы», «Дня независимости»… Безусловно, с помощью техники можно решить многие социальные проблемы, например, уничтожить нищету и экономическое неравенство. Вместе с этим человечество приобретает и сопутствующие: техника из средства обеспечения жизни превращается в ее цель («Иметь или быть»?). Современное состояние технического развития таково, что техника все более навязывает человеку свои образы и смыслы. У Хайдеггера по поводу власти имеется такое высказывание: «Сущность власти в самовозрастании власти». Если помнить о том, что техника есть форма власти, она неизбежно должна распространиться и на самого субъекта власти – человека, сделав его объектом, подвластным. Иначе она уничтожит саму себя, проще говоря, от нее придется отказаться, что едва ли возможно: многие ли из нас, после реплики «Если вам надоела реклама, выключите телевизор» способны последовать данной рекомендации? Устраняет ли техника человека из современной жизни, если человек тем более охотно передает (или интенсифицирует?) в ее сферу свои возможности, чем более делает ее совершенной – такова философская постановка вопроса о ее сущности. Особо отметим, что на сегодняшний день, в качестве наиболее методологически эффективного и репрезентативного, принят деятельностный подход к определению техники: техника есть организованная в форме правил схема деятельности, в которой центральным является отношение «цель – средство» (причем под деятельностью понимается деятельность 1)социально-коллективная, 2) прежде всего ментальная, мыслительная). Подобный подход позволяет учитывать и технологические, и естественно-научные, и социальные измерения техники, вырабатывать адекватные социальные программы общественно-культурного развития.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |