|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Науки естественные и гуманитарные. Научный рационализм в перспективе философской антропологииЕстественные, или природные («естество» - природа), науки— это раздел науки, отвечающий за изучение всех внешних по отношению к человечеству, природных явлений. Возникновение всех естественных наук связано с изучением и применением натурализма к научным исследованиям. Основные принципы натурализма и естественных наук ставят перед собой цель изучать и применять все законы природы, не внося в них законы, которые вносятся человеком, а именно - исключая произвол человеческой воли. Само понятие о естественных науках и исследованиях введено для их размежевания гуманитарными и социальными науками. Основой всех естественных наук необходимо считать естествознание — науку о всех существующих природных явлениях. Таким образом, первыми яркими представителями естественных наук нужно считать величайших естествоиспытателей, таких как: Михаил Ломоносов, Блез Паскаль, Исаак Ньютон. Со времени общее направление всего естествознания разделилось на разнообразные научные направления. Наиболее проработанной в их ряду – физика. Гуманитарные (социальные) науки — это определенная группа дисциплин, пытающиеся дать определение и изучают абсолютно все аспекты сущности и бытия человека в его общественной деятельности и социуме. Социальные науки отличаются от искусства тем, что используют проверенный научный метод и всевозможные научные стандарты и факторы, которые дают объяснения в исследовании человечества и его поведения, включая качественные и количественные научные методы изучения социальных факторов. Социальные науки, в учении и объективных и межсубъективных или структурных аспектах общества и социума, часто упоминают как гуманитарные науки. Данной отличие «заведомо» естественных наук, которые фокусируются только на объективных аспектах природы и Земли. Также, социологи принимают участие в практических и теоретических исследованиях, расценивая социальные науки как совокупность индивидуального поведения человека в обществе. Очень близко с социальными науками находятся гуманитарные науки, которые изучают духовную и моральную сторону жизни человека в социуме. Самой старой из социальных наук, как правило, считают политику. В аристотелевском смысле и понятии - науки о государстве. В широком смысле понимания, к числу политических наук относят также те экономические и юридические дисциплины, которые каким-либо образом касаются государства. Социальные науки никак не могут претендовать на совершенство, каким более или менее отличаются науки о природе. Данный фактор зависит от таких понятий: 1) От большей сложности различных временных социальных явлений, сравнительно с разнообразными явлениями физического характера;
Поскольку философия сама находится в разряде гуманитарных дисциплин, в отношении их она выступает и интегративной формой знаний о человеке, культуре, обществе, а также и методологией социально-гуманитарных наук. Современная методология предполагает выдвижение на первый план выяснение специфики отношения человека к миру и самому себе (ранее превалировал классический, логико-гносеологический подход, специализирующийся на установлении закономерностей социальных процессов и сущности феномена homo sapiens), т.е. антропологический метод. В традиционном рационализме (отличном от антропологизма) человек, история, социум трактуются как производные от абсолютных феноменов - разума, реализованного в природе и материи, проявляющего себя в их гармоническом и целесообразном устроении. Мир в целом развивается по собственным закономерностям. С позиций философской антропологии человек исследуется в контексте присущих ему смыслов и факторов, субъект формирует бытие мира, сообразуясь с его законами. Далее, рационализм направлен на обобщенное постижение бытия, сознания, познания, в философской же антропологии предметом внимания становится смысл бытия, понимания и коммуникаций в конкретных жизненных ситуациях: экзистенциальной, психологической, историко-культурной. Именно философско-антропологический подход предопределяет аналитические тенденции прочих гуманитарных наук (что называется антропологизацией гуманитарного знания). Так, значительное место в современных исследованиях занял феномен «повседневности», под которым понимается упорядоченный, рутинный процесс жизнедеятельности людей, понятный и предсказуемый в той мере, в какой он неожиданно не нарушается. Анализ повседневности позволяет расширить проблемное поле исследования социума, потому как привычные жизненные практики характерны для любых слоев населения, и элитарных, и массовых. В данном случае количественные способы анализа оказываются менее эффективными в сравнении с качественными, позволяющими глубже понять смыслы социально-кульурных акций, ценностные и прагматические ориентации человека в его повседневном бытии. Общепризнано, что социальные явления, культура, человек, общество представляют собой сложные многомерные образования. В данной связи исходными принципами в гуманитарных науках являются микроанализ и многомерность. Отсюда первая проблема: по какому основанию следует объединять различные философские и научные знания о человеке в целостную картину? Точка зрения австрийского психолога и философа Л. Франкла: подобное единство требуется усматривать в высших измерениях человеческой субъективности, поскольку чисто механическое сложение разрозненных данных (полученных в конкретных науках – биологии, психологии, социологии, которые предоставляют односторонние интерпретации) приводят к противоречивым построениям. Данную область ученым названа «измерением специфически человеческих проявлений». Еще один рекомендуемый метод – метод «интервальной антропологии». Его сущность сводится признанию того, что в различных конкретных условиях действие и поведение человека ситуативно и ни одна ситуация («интервал») не способна воспроизвести его полностью. Человек многомерен, и ни одна концепция философии или науки не дает его универсальной картины. Главный принцип данной методологии -отыскание и установление границ каждого интервала, в рамках которого индивид проявляет свою подлинную специфику, а потому как необходимость принимается оправданность сосуществования всех возможных проекций, содержащих собственные истины. В целом же философско-антропологический подход зиждется на дедуктивной схеме вывода: от многомерной целостности к ситуативному объяснению, раскрывающему единство субъекта через конкретные и наглядные действия. Поскольку человек в своей цельности и открытости нам никогда не дан, возникает проблема: как усмотреть его единство в актуальных вариативных ситуациях? Допущение разносторонних, взаимодополняющих друг друга методик и форм анализа, здесь оказывается объективно необходимым. Следовательно, привлечение их большего числа вполне правомерно и продуктивно, требуется лишь установление их диалогической и гармоничной координации.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |