АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этико-философские основы медицины. Деонтология. Биоэтика

Читайте также:
  1. I. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ
  2. II. Основы судейского поведения
  3. Teма 5. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИО-
  4. V1: Социально-правовые основы природопользования
  5. А) Теоретические основы термической деаэрации
  6. А. Г. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики- Учебное пособие для студентов педвузов. — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
  7. Анатомо-физиологические основы дыхательной системы.
  8. Анатомо-физиологические основы сердечно-сосудистой системы человека.
  9. Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины.
  10. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХОТНИЧЬЕГО ПРОМЫСЛА.
  11. Биотические отношения как основы формирования биоценоза.
  12. БИОХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В обществе во все времена существовали определенные правила и нормы, определяющие формы поведения людей, их совместной деятельности и общения. Для профессиональной деятельности и общения медицинских работников с другими людьми моральные принципы, ценности и нормы должны выступать главными ориентирами.

Понятие «моральная норма» обозначает правило, которое определяет, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Древнейшей этической нормой является «золотое правило» нравственности. Его наиболее распространенная формулировка гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Мораль­ные нормы находят наиболее обобщенное выражение в моральных принципах. Если нормы предписывают, какие поступ­ки совершать, то принципы в общей форме раскрывают содержа­ние нравственности, дают человеку общее направление деятельности. Моральные нормы реализуются в нравственной деятельности и нравственных отношениях, которые могут существовать само­стоятельно (например, отношения дружбы, любви, долга, межличностные отношения), а могут включаться в другие отношения, как, например, включены в профессиональную деятельность медицинских работников. К непреходящим этическим ценностям относятся жизнь, милосердие, доброта, любовь, труд. Именно эти ценности являются центральными и определяющими для профессиональной медицинской морали.

Профессиональная мораль представляет собой совокупность знаний об особенностях нравственного сознания и поведения людей как представителей определенной профессии. Она, с одной стороны, отражает и исследует реально существующие нравственные нормы, принципы и идеалы профессиональной деятельности и ее представителей, с другой стороны, вырабатывает моральные критерии профессиональной деятельности и личности специалиста в этой деятельности. Профессиональная мораль возникает в истории развития общества в первую очередь в тех областях деятельности человека, от которых в наибольшей степени зависит жизнь людей в обществе – медицинской, правоохранительной, военной и т.д.

Профессиональная этика – это наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающихся в процессе труда и вытекающих из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная медицинская этика возникает и существует как целостная система этических взглядов, норм и принципов, регламентирующих всю систему деятельности и отношений медицинского работника в обществе. Медицинская этика, медицинская деонтология и биомедицинская этика являются формами профессиональной этики медицинских работников.

Медицинская этика – это наука, изучающая профессиональную специфику морали медицинской деятельности и медицинских работников. В ней исследуется вся совокупность моральных факторов, которыми руководствуются медицинские работники во всех сферах своей профессиональной деятельности.

Целью медицинской этики является поддержание социально одобряемого содержания и сущности профессиональной деятельности медицинских работников. Сохранение жизни человека, общества и человечества в целом – это общая задача и медицины, и медицинской этики, которая решается при помощи различных методов и средств. Медицинская этика нацелена на выработку таких этических принципов и норм, которые позволили бы осуществлять гармоничное воздействие на человека с целью его физического, духовного и социального совершенствования. Предметом исследования медицинской этики является этическое сознание, этические действия медицинских работников и возникающие в процессе их профессиональной деятельности этические отношения. Медицинская этика рассматривает вопросы врачебного гуманизма, проблемы долга, ответственности, чести и совести медицинских работников в процессе лечения и профилактики заболеваний, организации высококачественной, доступной и своевременной медицинской помощи населению.

На протяжении двух с половиной тысячелетий профессиональная медицинская этика была этикой врача. В 20 веке в связи с развитием системы оказания медицинской помощи населению формируется этика сестринского и фармацевтического дела. Эти виды профессиональной медицинской этики возникают на основе врачебной этики и традиций деятельности сестер милосердия, основанных на христианской морали, правовых и социальных нормах, регламентирующих деятельность медицинских работников в обществе. В настоящее время профессиональная медицинская этика – это система этического знания, отражающего мораль всех категорий медицинских работников.

Медицинская этика является динамичной, активно развивающейся областью теоретических знаний, видоизменяющихся в соответствии с культурно-историческими условиями общества и практическим опытом медицины. Многие моральные принципы и нормы профессиональной медицинской этики остаются неизменными в течение всей истории медицинской деятельности человека и составляют основу традиционной медицинской этики, другие - формируются под влиянием новых, современных условий профессиональной деятельности медицинских работников и находят свое отражение в биомедицинской этике. В истории медицинской этики существовали различные формы закрепления различных моральных норм и принципов профессиональной деятельности врачей и других медицинских и фармацевтических работников. Это Клятвы, Обещания, Присяги, Этические Кодексы, Декларации и другие, основу которых составляют положения всемирно известной Клятвы Гиппократа. Каждая страна имеет ряд правовых документов и законодательных актов, соответствующих этико-правовым документам Всемирной Медицинской Ассоциации (ВМА), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и других международных организаций по вопросам медицины и здравоохранения.

Специфика медицинской этики состоит ещё и в том, что правилами и нормами медицинской этики и деонтологии нельзя пользоваться автоматически, без учета конкретных условий и творческого подхода. Жесткое, механическое применение этих норм может привести к тому, что деятельность медицинского работника будет сведена к шаблонным, стандартным действиям, которые принесут не пользу, а вред.

Деонтология (от греч. deon – должное, необходимость и logos – учение, наука) – это раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Понятие «долг» в современной этике обозначает осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что составляет моральный идеал. Долг человека состоит в следовании по пути добродетели, на котором он делает добро другим людям по мере своих возможностей, не допускает в себе порочности, противостоит злу. Моральный долг - это общеэтическая категория, которая обозначает общественную и личную необходимость, выраженную в таких формах ее реализации, которые определяются обществом, коллективом и соответствует внутренним убеждениям человека.

Медицинская деонтология – раздел медицинской этики, в котором рассматриваются проблемы профессионального долга и должного поведения медицинских работников. Медицинская деонтология рассматривает моральный, профессиональный долг медицинских работников перед больным, обществом, коллегами. Это разного рода правила, нормы и обязанности, которые определяют, что должен делать человек, исполняющий обязанности профессионального медицинского работника. Профессиональный долг – это осознанная необходимость выполнения профессиональной деятельности в соответствии с предъявляемыми обществом требованиями. Профессиональный долг медицинского работника состоит в осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с нормами, выработанными в обществе и профессиональном сообществе для в области медицины и здравоохранения. Проблема долга медицинского работника органически связана с высшей мерой ответственности за результаты своей деятельности. Ответственность за больного и его здоровье – это комплексная этико-правовая характеристика деятельности медицинского работника.

Профессиональная медицинская этика и деонтология являются неотъемлемой частью медицины как особой научно-теоретической области знания и социальной деятельности людей.

Этико-аксиологический компонент духовной медицинской культуры включает в себя систему норм и ценностей, главное отличие которой в том, что это – основополагающие общечеловеческие моральные ценности, благодаря которым человечество продолжает существовать. Прежде всего – это: «Жизнь человека – высшая ценность», «Сохранение жизни человеку – высшее благо». Понятия «гуманность», «альтруизм», «милосердие», «человеколюбие» являются основополагающими для всей этических норм в медицине.

В Древней Индии в 1 тысячелетии до н.э. существовали школы, в которых обучались будущие медики. По окончании обучения молодой лекарь давал клятву соблюдать правила врачебной деятельности, которые включали обязательство быть гуманным, справедливым с пациентами, отзываться на призыв о помощи, безотказно проявлять заботу о больных и страждущих. Врачебная этика Индии начала новой эры требовала от целителя аккуратности, скромности, огромного терпения, сохранения в тайне сведений, касающихся здоровья больного и всего, чему врач оказывается свидетелем, входя в дом больного.

В «Аюрведе» также подчеркивается, что врач для больного должен быть отцом, для выздоравливающего – охранителем, для здорового – другом. В «Аюрведе» есть раздел, который называется «Этика в случаях, требующих неотложной помощи». В нем подчеркивается обязанность врача принять в необходимых случаях срочные меры, действовать так, «как если бы собственный дом его внезапно охватило пламя».

Основные принципы и нормы медицинской этики древней Индии и Китая, Персии и Вавилона сходны с этическими нормами, определенными Гиппократом в. Пять основных сочинений Гиппократа («Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприятном поведении» и «Наставления»), составляющие сборник «Корпус Гиппократа», содержат представления о должном обучении и моральном воспитании врачевателей, а также требования, которые предъявляет ему общество.

Гиппократ в своей «Клятве» провозглашает: «чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного…». Гиппократ справедливо отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и результативностью профессиональной деятельности врача. Человеколюбие является не только основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно влияет на успех медицинской деятельности.

«Где есть любовь к людям, там - любовь к врачебному искусству», - говорил Гиппократ. Природа, по мнению Аристотеля, дала человеку в руки оружие – интеллектуальную силу, но он может пользоваться ею не только во благо, но и в обратную сторону. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым несчастным и диким.

Этические требования, сформулированные Гиппократом, получили дальнейшее развитие в работах римских врачей Асклепиада, Цельса, Галена и др.

Этические учения Гиппократа и Галена являются примером доктринального учения, в котором определяется «что делать» в сочетании с назидательными наставлениями. Поэтому система этических взглядов Гиппократа, его современников и последователей, зафиксированные в «Клятве» и других его этических работах, не объясняют, что такое добродетель, а учат, как поступать добродетельно.

На протяжении многих веков главной этической нормой, которая приобрела статус профессионального долга, было требование использовать все возможные средства для облегчения страданий больного и максимального продления его жизни. Но отношение к больному менялось в зависимости от того, относился ли он к категории «своих» или «чужих». Эта тенденция в различной степени проявлялась во всех культурах, при этом в роли «чужих» могли выступать самые разные категории людей.

Медицинская этика и деонтология изначально содержат в себе ряд противоречий.

Профессиональной этической нормой, сформулированной еще в работах Гиппократа, стало требование оказывать медицинскую помощь, не причиняя вреда, всегда заботиться о благе больного. Но большинство методов и средств лечения изначально предполагают причинение различной степени вреда больному для получения дальнейшего блага, т.е. благо (здоровье, облегчение страданий) достигается через промежуточное зло (боль, страдание, увечье).

В современных условиях становится нормой спасение жизни и сохранение (восстановление) здоровья человека за счет причинения ущерба здоровью другого человека. Это имеет место, например в трансплантологии с случаях пересадки органов или тканей от живых доноров.

Для современной медицинской этики характерно признание нормой жертвенности, альтруистичности медицинских работников. Альтруизм считается необходимой этической составляющей медицинской профессии. Жертвенность, способность пожертвовать своим здоровьем, жизнью всегда присутствовали у представителей медицинской профессии. Наиболее ярко это проявилось в русской медицинской культуре. В конце 20 века эта аксиоматичная моральная норма стала пересматриваться. В основе этого явления лежит развитие правовой основы обеспечения профессиональной деятельности медицинских работников, определение прав медицинских работников.

Профессиональный долг всегда требовал от врача использования всех возможных средств для спасения жизни больного, облегчения его страданий. Но на протяжении всей истории медицины существовало противоречие между желанием медицинского работника помочь больному и его реальными возможностями (индивидуальным объемом профессиональных знаний, уровнем научного медицинского знания, конкретными условиями оказания медицинской помощи).

 

Биомедицинская этика является современной формой этико-философского знания, вобравшего в себя потенциал этического знания в области традиционной медицинской этики и деонтологии, накопленный в истории медицины, этики и философии. Биоэтика представляет собой сложный феномен современной культуры, возникший в конце 60-х – начале 70-х годов 20 века в США. Термин «биоэтика» дословно означает этика жизни. Его предложил в 1970 г. американский онколог Ван Ренсселер Поттер. В.Р.Поттер, считал, что биоэтика как «наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности». К концу 20 века биоэтика стала одной из ведущих областей, исследующих актуальнейшие проблемы жизни современного общества.

В отечественной науке биоэтика определяется какобласть междисциплинарных исследований, учебный предмет и формирующийся социальный институт, связанные с осмыслением, обсуждением и разрешением моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практики[7].

 

Биоэтика – междисциплинарная наука, в которой исследуются моральные проблемы, порожденные новейшими достижениями биомедицинской науки и практики. В биоэтике осмысливаются важные, касающиеся здоровья и болезни, жизни и смерти человека ситуации и осуществляется поиск достойных моральных путей выхода из них в условиях сосуществования возможных альтернативных решений. В биоэтике анализируются и решаютсяосновополагающие проблемы жизнедеятельности человека - проблем жизни и смерти, свободы и ответственности, милосердия и причинения вреда человеку в условиях медицинской науки и практики.

В биоэтике исследуются традиционные этические проблемы медицинской этики, такие как проблема этических норм и принципов взаимодействия медицинских работников с пациентами, их родственниками, с коллегами, с обществом, проблема «врачебной тайны» (конфиденциальности информации о пациенте), проблема информированности пациента, а также современные этические проблемы биомедицины. К ним относятся: проблема статуса человеческого эмбриона, этические проблемы искусственного прерывания беременности, репродуктивных и генных технологий, трансплантологии, эвтаназии, оказания паллиативной помощи, проведения биомедицинских исследований и экспериментов с участием человека и многие другие. Все этические проблемы современной биомедицины в связи с их многоплановостью рассматриваются в этическом, философско-антропологическом, социальном, правовом, религиозном и научном аспектах. Главная особенность этих проблем заключается в противоречиях, обнаруживающихся при их рассмотрении в различных аспектах и попытках найти комплексное, синтетическое решение. Данные противоречия делают их трудноразрешимыми, а порой и парадоксальными.

В ходе исследований биоэтических проблем сформировались два основных подхода к их решению, которые получили название консервативный и либеральный. В основе консервативного подхода лежат моральные принципы и нормы традиционной медицинской этики, зафиксированные в Клятве Гиппократа. Либеральный подход базируется на современных этических и правовых нормах, отражающих тенденции развития современного общества.

Биоэтика не просто изучает моральные проблемы, порождаемые научно-техническим прогрессом в области медицины и биологии, но и участвует в формировании новых социальных и политических институтов, характерных для демократического общества. Биоэтические идеи развиваются и реализуются в рамках различных общественных организаций и движений. Это независимые врачебные ассоциации, организации защиты прав пациентов, прав животных, сторонников и противников права на аборт и т.д. Биоэтика как социальный институт имеет систему этических комитетов и комитетов по биоэтике национального и международного уровня, которые осуществляют разработку моральных норм и требований для решения конкретных этических проблем современной биомедицины и контроль за их выполнением.

Биоэтика существует в двух формах – теоретической и практической. Биомедицинская этика – это практическая биоэтика, в которой рассматриваются насущные проблемы медицинской науки и практики. Она включает в себя систему этических комитетов, комитетов по биоэтике и других организаций, деятельность которых нацелена на разработку и контроль за соблюдением этических принципов, требований и норм в системе современной биомедицины. В теоретической биоэтике исследуются и вырабатываются моральные ценности, принципы и нормы медицинской деятельности.

В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества).

Ценности – это понятие, обозначающее человеческое, социальное или культурное значение определенных явлений действительности. Мир человека – это мир ценностей. Определение ценности объектов окружающего мира выявляет их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Каждая вещь или явление имеет для человека свою ценность. Понятие ценности отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей.

Ценности представлены моральными нормами, принципами, идеалами. Моральные нормы фиксируют наиболее значимые для общества ценности, моральные принципы выполняют роль механизма, позволяющего при различных социокультурных условиях сохранять моральные ценности, идеал выполняет роль эталона нравственности, на который следует ориентироваться и к которому человек должен стремиться в своем духовном развитии.

Любая деятельность, в том числе и медицинская, может быть представлена как деятельность по реализации социально и/или индивидуально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее универсальным регулятором. В то же время сама деятельность представляет определенную ценность, как для человека, выполняющего ее, так и для общества, в условиях которого она осуществляется.

Моральные ценности составляют ценностное ядро медицины, которое позволяет ей сохранять в самых разных культурно-исторических условиях свою сущность. Они составляют целостную систему ценностей, различающихся по значимости и уровню функционирования.

В области медицины ценностное отношение вырабатывается к самой медицинской деятельности, ее элементам (медицинский работник, пациент, средства для осуществления этой деятельности), статусу этой деятельности в системе жизнедеятельности общества, а также к процессу получения знаний, необходимых для ее осуществления.

Медицинская деятельность возникла в истории человечества как деятельность, нацеленная на сохранение жизни и здоровья человека и основанная на признании жизни человека моральной и социальной ценностью. Она изначально ориентирована на сохранение жизни человека как высшее проявление добра, блага и милосердия. Но в условиях современной медицинской культуры отношение к вопросу сохранения жизни человека видоизменяется, ориентиры добра и зла становятся относительными. Внедрение новейших биомедицинских технологий ставит все новые этические вопросы, связанные с ценностью человеческой жизни для общества и самого человека. Особенно ярко проблема ценности человеческой жизни проявляется в процессе использования репродуктивных технологий, медицинских методах и средствах, увеличивающих продолжительность жизни и улучшающих ее качество. Ситуации морального выбора в медицине возникают все чаще и становятся все сложнее, что делает проблему определения моральных ценностей и норм все более актуальной.

Потребности людей изменчивы, поэтому ценность может иметь различное значение для разных индивидов, обществ и даже одного и того же индивида в разное время. Ценность жизни, здоровья каждого человека – это ценности, составляющие моральную основу медицинской деятельности. Их значение проявляется при оказании медицинской помощи при рождении и угрозе смерти человека, при обращении пациента за медицинской помощью при различных заболеваниях. Понимание и признание тех или иных моральных ценностей человеком определяет систему его взаимоотношений и характер общения с другими людьми.

Моральные ценности и нормы, как и все остальные нормы, существующие в обществе, действуют при условии их усвоения и признания в качестве регуляторов деятельности человека самим человеком. Каждый врач, каждый медицинский работник, постоянно сталкиваясь в своей профессиональной деятельности с ситуациями, в которых жизнь человека оказывается под угрозой, вольно или невольно обращается к вопросу о ценности жизни человека в соотнесении с ее хрупкостью, неопределенностью во времени и изменчивостью в отношении качества здоровья. Условия оказания медицинской помощи, возможности медицинской науки и конкретного врача в условиях конкретного медицинского учреждения часто заставляют задуматься о подлинной ценности человеческой жизни для самого пациента, его близких, медицинских работников, общества в целом.

Главными моральными ценностями для медицинской деятельности являются жизнь человека, здоровье, доброта, милосердие, сострадание, справедливость, ответственность, долг, честь, совесть, достоинство.

Понятие «добро» в этике используется для обозначения того, что должно быть и заслуживает одобрения с точки зрения общества. Доброта в деятельности медработника является формой поведения, в которой проявляется стремление помочь, облегчить страдания, избавиться от болезни. Добро в медицинской деятельности существует в различных формах – словах, делах, чувствах человека. К медицинским работникам вполне применимы слова мудреца: «Чтобы быть по-настоящему добрым, нужно быть добрым чуть-чуть сверх меры…».

Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердное отношение к страдающим, оказавшимся в беде людям помогает им переносить трудности, проявлять терпение, избавляет от чувства одиночества, покинутости. Милосердие предполагает не столько состояние души, сколько определенные действия человека в отношении других. Деятельное сострадание – моральная сущность медицинской деятельности.

Понятие честь отражает степень соответствия человека тому положению, которое он занимает в системе общественных отношений. Положение человека в обществе налагает на него определенные обязанности, предоставляет права и предъявляет те или иные требования. Честь семьи, честь женщины, честь офицера, профессиональная честь и другие – эти выражения отражают многоплановость понятия честь. Во все времена понятию профессиональной чести врача и врачебного сословия придавалось очень большое значение. По мере развития медицины и появления в ней новых медицинских специальностей формируется представление о профессиональной чести других категорий медицинских работников.

В настоящее время значение профессиональной чести отмечено в Кодексе врачебной этики РФ и Этическом Кодексе медицинской сестры России: «Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества», «Медсестра должна поддерживать авторитет и репутацию своей профессии. Медсестра несет личную моральную ответственность за поддержание, внедрение и улучшение стандартов сестринского дела».

Совесть – это понятие морального сознания, обозначающее внутреннюю убежденность в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за свое общественное поведение. Совестьмедицинскогоработника проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступатьв соответствии со своими личными представле­ниями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. «Голос» совести вызывает чувство стыда. Поэтому совесть понимается как специфическая форма стыда. Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга. В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Совесть требует быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто. Субъективно совесть может восприниматься как хотя и внутренний, но чужой голос (в особенности, когда он редко о себе заявляет или к нему редко прислушиваются)[8].

Достоинство – это понятие, которое обозначает представление о моральной значимости любого человека как представителя человечества. Оно означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором проявляется признание человека неповторимой, уникальной личностью.

В современном обществе идея признания за каждым человеком права уважения достоинства его личности находит все большее признание. Уважение достоинства личности предполагает и реализацию права личности на достойную жизнь, достойный уровень медицинского обслуживания, образования, трудовой деятельности, достойную смерть. Это означает признание права личности на определенное место в системе общественных и личных отношений, достойный его уровень удовлетворения жизненных потребностей, уровень качества жизни, соответствующий современным достижениям социокультурного развития общества.

Деятельность современного медицинского работника требует от него высокого уровня личной профессиональной ответственности. Профессиональная ответственность медицинского работника – явление сложное, включающее в себя и моральную, и административную, и правовую ответственность.

Моральная ответственность – это форма деятельности совести человека, которая включает в себя анализ собственного поведения (поступков, чувств, отношений и т.д.) и соотнесения его с этически должным. Применительно к профессиональной медицинской деятельности моральная ответственность представляет собой соотнесение реального поведения с эталоном, задаваемым требованиями профессиональной этики и деонтологии.

Традиционные ценности милосердия, благотворительности, не причинения вреда пациенту, нравственной ответственности медиков остаются неизменными в их профессиональной деятельности на протяжении многих столетий существования медицины.

Биоэтика представляет собой нравственную область философии медицины, в которой осмысливаются морально-этические проблемы.

Биоэтика – это способ осмысления важных, касающихся здоровья и болезни, жизни и смерти человека ситуаций и поиск достойных моральных путей выхода из них в условиях сосуществования возможных альтернативных решений.

Биоэтика возникает в ходе социокультурной эволюции общества. Предпосылками ее зарождения стали три основные группы факторов.

1. Научно-технический прогресс. Развитие науки и техники, особенно бурное в 20 веке, обусловило появление новых биомедицинских технологий, позволяющих кардинально вмешиваться в вопросы жизни и смерти человека, его здоровья, влиять на течение болезней. Достижения в области медицинского знания стали основой развития новых отраслей медицинской науки и практики. Трансплантология, реаниматология, репродуктивные и генетические технологии – это направления медицинской науки и практики, в рамках которых проявились острые, требующие ответственного решения этические проблемы. Принципиальная новизна медицинских проблем второй половины 20 века заключается в том, что медицина и биология позволяет вмешиваться (и вмешивается) в процессы рождения и умирания человека, модифицировать тело и психику человека.

Достижения НТП имеют все более серьезные, глобальные последствия для человечества. Кризис цивилизации – это прежде всего острота нерешенных морально-этических проблем, возникших на основе научно-технических достижений.

1. Социальные факторы. Социальная политика всех государств ориентирована на сохранение жизни и здоровья своих граждан. В конце 20 века возник новый общецивилизационный феномен – реальность отрицательных как для отдельного человека, так и для общества в целом, последствий научно-технического прогресса в области биологии и медицины. Это поставило ряд практических задач по социальному регулированию научной деятельности и на уровне экспериментальных исследований, и на уровне практического внедрения и использования их результатов. Обострилась проблема социальной ответственности ученых-исследователей.

Внедрение новых биомедицинских технологий влечет за собой ряд изменений в социальной сфере жизнедеятельности общества. Использование репродуктивных технологий, как искусственного прерывания беременности, так и технологий искусственного оплодотворения влечет за собой изменение половозрастного состава общества. Возникла проблема социального статуса женщины -«суррогатной матери», статуса человеческого эмбриона, статуса человека, находящегося в персистирующем вегетативном состоянии и ряд других, обусловленных изменениями жизнедеятельности человека при помощи биомедицинских технологий.

Утверждение гражданских прав и свобод личности в обществе вызвало изменения в области взаимодействия человека со сферой здравоохранения и медицины. Это вызвало необходимость решения проблем прав пациентов, участников биомедицинских исследований и экспериментов в соответствии с современными условиями медицинской науки и практики. Процессы демократизации и либерализации, происходящие в обществе, способствовали актуализации проблемы социальной справедливости в области оказания медицинских услуг различным категориям граждан.

Достигнутые успехи в области генетических исследований и разработка технологий клонирования обусловили необходимость решения проблемы статуса клонированного человеческого эмбриона и обсуждение проблемы клонирования человека. Перспектива создания человека-клона вызвала настолько серьезные и разноплановые опасения, что был принят ряд документов международного и государственного уровня, налагающих временный запрет на клонирование человека.

Биоэтика представляет собой не частную дисциплину, а часть социальной доктрины общества. Обсуждение биоэтических проблем на социально-политическом уровне обусловлено следующими причинами: во всех обществах жизнь как планетарный феномен оказалась под угрозой (глобальные проблемы человечества охватывают население всех государств); право на жизнь и здоровье все больше признается главным правом человека. В программах всех политических партий, международных фондов выдвигаются именно эти вопросы. Появился ряд проблем, в которых соединились медицинские, правовые, социально-политические, нравственные, религиозные аспекты (клонирование, суррогатное материнство и др.). Законодательная и моральная сферы общества оказались не готовы к решению этих проблем.

Биоэтика не просто изучает моральные проблемы, порождаемые научно-техническим прогрессом в области медицины и биологии, но и участвует в формировании новых политических институтов, характерных для плюралистического общества. Особую роль в этом играют этические комитеты.

3. Ценностно-мировоззренческие факторы. В общественном сознании сосуществует ряд морально-этических систем с различных позиций, оценивающих современные медико-биологи-ческие проблемы. Происходит трансформация традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Это проявляется в переосмыслении основополагающих проблем жизнедеятельности человека - проблем жизни и смерти, свободы и ответственности, милосердия и причинения вреда человеку, традиционно относящихся к области философских проблем.

Некоторые классические этические стандарты медицинской деятельности обнаружили свою несостоятельность для решения новых медико-биологических проблем. Накопленный опыт и знания в области медицинской и врачебной этики, общей и медицинской деонтологии дают основания к выработке новых решений традиционных и современных этических проблем.

Мировоззренческий плюрализм, существующий в области современного социального и гуманитарного знания, обусловливает и существование двух форм биоэтики – либеральной и консервативной. Отсутствие единого мнения по ряду проблем, которыми занимается биоэтика, объясняется с одной стороны, логикой ее развития как науки, с другой стороны – ее молодостью. Многообразие мнений в решении биоэтических проблем определяется признанием значимости каждой точки зрения.

Биоэтика является междисциплинарной наукой. Сложность и многоплановость проблем, возникших в обществе в связи с развитием биомедицины, вызвало необходимость участия в их решении представителей медицины, философии, биологии, психологии, социологии, правоведения, политиков, религиозных деятелей и других.

Особенность биоэтики состоит также в том, что она является одновременно и теоретической, и прикладной наукой, и социальным институтом. Член-корр. РАН Б.Г. Юдин считает, что «биоэтику следует понимать не только как область знаний, но и как формирующийся социальный институт современного общества»[9]. Биоэтические идеи развиваются и реализуются в рамках различных общественных организаций и движений. Это независимые врачебные ассоциации, организации защиты прав пациентов, прав животных, сторонников и противников права на аборт и т.д.

Биоэтика как социальный институт имеет систему этических комитетов и комитетов по биоэтике национального и международного уровня, которые осуществляют разработку моральных норм и требований для решения конкретных этических проблем современной биомедицины и контроль за их выполнением.

Этические комитеты – это социальный институт, который представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских учреждениях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах (парламентах, президентских администрациях), международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.). Во многих государствах мира создаются системы этических комитетов и комиссий, активно участвующих в решении этических проблем медицинской науки и практики.

Термины «биоэтика» и «биомедицинская этика» часто используются как синонимы, однако они имеют определенные различия. Биоэтика существует в двух формах – теоретической и практической. Теоретическая – это система этического знания, в которой исследуются этические проблемы современной биомедицины в этико-философском, социальном, правовом, религиозном аспектах.

Практическая биоэтика часто называется биомедицинская этика. Биомедицинская этика имеет практическую направленность, в ней рассматриваются насущные проблемы медицинской науки и практики. Она включает в себя систему этических комитетов, комитетов по биоэтике и других организаций, деятельность которых нацелена на разработку и контроль за соблюдением этических принципов, требований и норм в системе современной биомедицины.

Термин «биоэтика» чаще используется для обозначения теоретической области знания об этико-философских проблемах биомедицины.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)