АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХОТНИЧЬЕГО ПРОМЫСЛА

Читайте также:
  1. I. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ
  2. II. Основы судейского поведения
  3. Teма 5. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИО-
  4. V. Кибернетические (или постбиологические) методы достижения бессмертия (искусственная жизнь “в силиконе”)
  5. V1: Социально-правовые основы природопользования
  6. А) Теоретические основы термической деаэрации
  7. А. Г. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики- Учебное пособие для студентов педвузов. — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
  8. Анатомо-физиологические основы дыхательной системы.
  9. Анатомо-физиологические основы сердечно-сосудистой системы человека.
  10. Биологические
  11. Биологические аспекты
  12. Биологические вирусы.

Большинство диких зверей ведут скрытый сумеречный и ноч­ной образ жизни, другие предпочитают утренние часы и перед закатом солнца. В полдень же они отсиживаются в своих но­рах или отправляются на лежку в лесные дебри, заросли бурь­янов, расщелины скал с нагромождением камней и прочие ес­тественные укрытия. К этому нужно добавить, что все охотни­чьи животные обладают хорошим чутьем, слухом, а многие и зрением, что позволяет им обнаружить охотника раньше и не­заметно скрыться. Поэтому наблюдать зверей в природе чрез­вычайно трудно. Помогают в этом охотнику следы жизнедея­тельности животных.

Наряду с отпечатками лап на снегу, песке и грязи хороши­ми показателями мест обитания животных служат их поеди, погрызы, остатки корма, каловые массы, норы, гнезда, лежки и т. п. Это многообразие следов жизнедеятельности животных охотовед Н. Н. Руковский разбил на группы, включив в каждую определенные явления в жизни животных.

В первую группу вошли следы передвижения зверей и птиц. Это отпечатки лап (ног) на снегу, мягком грунте, песке, или траве, мху, наброды по росе, заломленные кустарники, набитые тропы, посорка под деревьями, по ветвям которых передвига­ется зверек, следы от крыльев взлетающей птицы и др.

Ко второй группе отнесены следы кормовой деятельности животных: остатки пищи, запасы ее в кладовых, разрытые норы грызунов, разоренные гнезда птиц, пчел, ос, раскопанные муравейники, перевернутые валежники и камни, разбитые пни, взрытая земля, кормовые столики. Сюда относятся также обкусы и заломы ветвей и верхушек растений, объеденные кора и грибы, посорка под деревьями, на которых кормились птицы, сле­ды перетаскивания добычи и др.

В третью группу объединены следы, связанные с убежища­ми. Для одних это норы, логова или лежки, для других—дуп­ла или гнезда, расположенные на деревьях или на земле. Сюда же следует отнести хатки и плотины, выбросы земли при копа­нии нор, следы собранной подстилки, подснежные ходы и норы, лунки ночующих в снегу птиц, стойбища как временное место­пребывание некоторых копытных в период глубокоснежья.

В следующую, четвертую группу входят следы, раскрыва­ющие некоторые жизненные отправления животных. К ним сле­дует отнести экскременты и их скопления (уборные), мочевые точки, следы турниров, задиры на деревьях, оставленные при очистке рогов и сброшенные рога, следы линьки и ухаживания за пером и волосяным покровом, грязевые ванны, порхалища, кладки яиц, а также трупы животных, погибших естественной смертью.

К пятой группе отнесены следы общения животных между собой — передачи информации. В первую очередь это метки на стволах деревьев в виде царапин и закусов, царапины на зем­ле, указывающие, что данный участок местности занят особью, семьей или стаей. С этой же целью некоторые животные на­носят на различные предметы выделения мускусных желез, ос­тавляют в хорошо заметных местах экскременты и мочу. К этой же группе следует отнести звуковые сигналы, свидетельст­вующие о занятости территории, например пение птиц, призыв­ные звуки, способствующие встрече разнополых особей, или зву­ки, предупреждающие об опасности и выражающие различные эмоции.

Одни следы жизнедеятельности долговременные, другие— кратковременные. Например, норы песцов, барсуков, постройки бобров, гнезда крупных птиц существуют десятки лет и слу­жат многим поколениям животных. Отпечатки лап на мягком грунте или снегу сохраняются от нескольких дней до несколь­ких месяцев, а следы по росе пропадают через 1—2 ч. Наибо­лее кратковременны звуковые сигналы, которые служат «следа­ми» лишь в момент их звучания.

Разбираясь в следах, нужно обращать внимание на особен­ности самих отпечатков, а также расстояние между ними и порядок их размещения по ходу зверя. Последнее зависит от характера и скорости передвижения животного.

Двигаясь шагом или рысью, зверь переставляет конечности поочередно: сперва поднимает и выносит вперед переднюю пра­вую ногу и одновременно с ней левую заднюю, а затем повто­ряет то же самое с передней левой и задней правой. При мед­ленном шаге отпечатки задних ног накладываются на отпечат­ки передних ног немного сзади. При среднем шаге зверь ста­вит заднюю ногу в отпечаток передней, а при передвижении рысью отпечатки задних ног могут даже перекрывать и выда­ваться вперед отпечатков передних ног. Таким образом по ри­сунку отпечатков ног можно судить, с какой скоростью шел зверь.

Передвигаясь прыжками, галопом, животные отталкиваются одновременно двумя задними ногами и заканчивают прыжок, опираясь на обе передние ноги. Затем, отталкиваясь передними ногами, зверь выбрасывает их вперед, а задние точно ставит в следы передних. Такую побежку зверей называют двухчеткой. Она характерна для зверьков с длинным туловищем и коротки­ми ногами (хоря, горностая, соболя и др.).

Иногда при медленном галопе такой зверек одну или обе задние лапки не доносит до передних, тогда появляются по три или четыре отпечатка, называемые трех- и четырехчетками. Еще реже эти зверьки переходят на бег карьером, когда задние лапы выбрасываются впереди передних лап.

Звери с более пропорциональным сложением тела (волки, лисицы и копытные животные) при беге галопом и карьером всегда выносят задние ноги за передние, при этом ставят их одновременно и параллельно, а при опоре на передние, ставят их поочередно одна за другой.

У зайцев и белок задние ноги намного длиннее и сильнее передних. Поэтому они передвигаются не шагами, а короткими прыжками, опираясь на передние ноги и подтягивая к ним или вперед задние. С увеличением скорости передвижения увеличи­вается вынос задних ног за передние. На полном галопе и карьере это расстояние увеличивается. Растягивается и длина прыжка — расстояние между четырьмя отпечатками лапок.

Умение разбираться в следах диких животных и определять их свежесть и направление - большое искусство, которым овла­девает охотник в результате многолетней работы в полевых ус­ловиях. Определение свежести следа зимой при «глухой» (только что выпавшей) и мелкой пороше у следопыта труд­ностей не вызывает. Отличить свежие следы от старых также нетрудно, если с вечера дул ветер, который замел старые сле­ды, а затем ночью стих. В этом случае даже при слабой по­земке у старых следов края будут сглажены, а на дне углубле­ний будет наметен снег. Отпечаток старого следа бывает много тверже, чем у свежего. Объясняется это тем, что у старых сле­дов стенки углубления в снегу обледеневают и настолько смер­заются, что такой след можно поддеть снизу ногой или рукой и он не развалится Свежий след (10—15-минутной давности) даже в морозную погоду не успевает смерзнуться и при ма­лейшем прикосновении рассыпается. Если через такой след про­вести тонкой хворостинкой, то она, почти не отгибаясь, легко перережет его, тогда как при пересечении старого следа она круто изогнется, а при давнишнем следе даже не перережет его и вывернется из-под снега наружу. Для того чтобы полу­чить более точное представление о давности следов, необходимо накануне, с вечера и ночью, сделать самому несколько отпечат­ков в снегу, а поутру проверить их прочность на смерзание рукой и с помощью пробной хворостинки, запомнив, на какое расстояние она отгибается при перерезывании различной дав­ности следов. С помощью этой хворостинки в этот день можно будет довольно правильно определить свежесть всех встречен­ных в лесу следов.

В сильную оттепель старые следы расплываются, а в сла­бую — покрываются ледяной корочкой. По непрочному насту звери оставляют след с раздробленными кругом корочками эанастившегося снега. У свежего следа они легко сдвигаются, а у старого успевают смерзнуться с поверхностью снега.

По глубокому и сыпучему снегу у отпечатков ног концы пальцев пушных зверей и копыт крупных животных бывают незаметны, что затрудняет правильное определение направления движения животных. В таких случаях следует иметь в виду, что у всех зверей, идущих шагом или рысью, след имеет «вы­волоку» и «поволоку». Вынимая лапу из ямки следа и занося ее на следующий шаг, зверь чертит по поверхности снега кон­цами пальцев короткую черту, которую называют «выволокой». Перед тем как ступить в снег, зверь чертит на нем лапой бо­лее длинную черту — «поволоку». Следовательно, короткая чер­та от следа и покажет направление, куда пошел зверь.

Бывает так, что по глубокому снегу следы оказываются соединены сплошной полосой из «поволоки» и «выволоки», что также не дает возможности определить направление движения зверя. В таких случаях следует внимательно присмотреться к веткам и травинкам, торчащим из снега на линии следов, ко­торые зверь задевал и отгибал по ходу движения, по оставлен­ным им черточкам в снегу можно безошибочно определить на­правление.

В связи с этими особенностями необходимо знать, где и когда бывают животные, какими пользуются тропами и переходами к местам кормежки, чем питаются.

При встрече с человеком подавляющее большинство охот­ничьих животных спасаются бегством. Однако наиболее круп­ные и сильные звери, например тигр, медведь и кабан, могут дорогу не уступить и первыми напасть. Например, лосиха са­моотверженно защищает своих новорожденных телят от собак и человека. Только что отелившаяся важенка также зорко охра­няет своего телочка и не допустит подсесть к нему воронов или подобраться песцу. Даже хорь и горностай смело броса­ются в схватку с собакой и человеком, разоряющим их гнезда с детенышами. Вместе с тем известны и совершенно противо­положные явления в поведении животных. Так, охотники еже­годно на логовах забирают сотни беспомощных волчат и ни разу еще не было зарегистрировано ни одного случая, чтобы волки защищали свое потомство.

В природе у животных имеют место факты и взаимопомощи. Известны случаи, когда на предсмертный стон раненой косули и турихи из стада возвращались к ним на помощь вожаки. Еще более удивительным было видеть на острове Врангеля как бросил­ся на выручку своему собрату белый медвежонок, совсем еще щенок, массой не более полпуда, впервые вышедший из бер­логи. Нападение его было настолько остервенелым, что ловцу справиться с двумя такими медвежатами стало не под силу.

Животные очень наблюдательны и особенно остро восприни­мают необычайные действия, преследующих их охотников, на разумное мышление. Так, известны случаи, когда стая вол­ков спокойно отлеживалась в лесу в нескольких сотнях метрах от лесосеки, где валили деревья, гремели трелевочные тракторы и перекликались лесорубы. И так ловко эти же волки распоз­нали появившихся охотников и незаметно скрылись при первой же попытке обложить их флажками, которые действуют на волков как непреодолимое препятствие.

Очень агрессивны и опасны бывают раневые медведь, кабан, лось и некоторые другие крупные животные. Поэтому вступая в контакт с дикими животными, нужно всегда предвидеть всевозможные неожидан­ности, поскольку действия зверей, попавших в беду, бывают непредсказуемы, молниеносны и неимоверной силы. В таких случаях у зверей особенно проявляется коварство. Так, медведь, кабан или тигр с капканом на ноге или раненые, заметив, что их преследует охотник, как правило, устраивают на него заса­ду — возвращаются стороной и затаиваются в чаще у своего сле­да, откуда первыми набрасываются на охотника.

В свою очередь, неожиданные решительные действия чело­века, не соответствующие создавшейся ситуации, могут вызвать у нападавшего животного растерянность и торможение агрес­сии. В Московском зоопарке был случай, когда в вольеру с африканским страусом вошел с метлой служитель. Страус тут же бросился на него и ударом лапы мог бы убить, но служи­тель не растерялся и на вытянутую руку поднял вверх метлу, которая оказалась намного выше страуса. Птица мгновенно оценила такой «рост» противника, остановилась и, распушив перья, попятилась назад. Зная об этом случае, пришлось при­менить нечто подобное в момент нападения на меня дикого ло­ся, остановившегося в 3 м,—тогда я распахнул перед ним во всю ширь обе полы солдатской шинели. Зверь опустил голову с прижатыми ушами, вздыбившаяся шерсть на загривке улег­лась и лось, свернув в сторону, скрылся в чаще.

ПОВАДКИ ЖИВОТНЫХ.

Под словом повадка понимается поведение животного – реакция и ответные действия на различные факторы окружающей среды.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)