АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этические проблемы и права человека в медицине

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. C. разрушение или существенное нарушение экологических связей в природе, вызванное деятельностью человека ?
  3. Ca, P, в питании человека их роль и источники.
  4. D. Особенностями «хромосомного набора», определяющего пол человека
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Философия - ВикпедиЯ Свободная энциклопедия (тексты, биографии философов, проблемы)
  6. I. Дополните предложения глаголами, данными справа, поставив их в Imperfekt.
  7. I. Личные права и свободы.
  8. I. НОРМА ПРАВА, ИЛИ ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
  9. I. О СУЩЕСТВЕ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ
  10. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  11. I. Поняття й ознаки об'єкта авторського права.
  12. II. Внедоговорные источники трудового права.

Права человека в области охраны его здоровья и получения различных видов медицинской помощи отражены во многих международных и отечественных правовых документах. Это Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948 г.), Лиссабонской декларации о правах человека (ВМА,1981 г.), Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (ВОЗ, 1994 г.), Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1996 г.), Конституция РФ (1993 г.), «Об основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (2011 г.) и др. В Лиссабонской декларации о правах человека сказано, что все работники здравоохранения несут коллективную ответственность за признание и осуществление основополагающих прав пациента. Важнейшим их них является право пациента на высококачественную медицинскую помощь.

Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе подготовлена в соответствии с документом ВОЗ «Основы концепции прав пациента в Европе: общие положения». В данной концепции отмечалось, что в системах здравоохранения, существующих в разных странах, произошли такие перемены, как «нарастающая комплексность, деперсонализация и дегуманизация медицинской практики, бюрократические издержки». В сочетании с прогрессом, достигнутым в медицинской науке, технологии и вопросах организации здравоохранения, особую значимость приобретает проблема права каждого человека на свободное волеизъявление, а также соответствующее определение гарантий других прав пациента. В Декларации провозглашены права человека, обусловленные общечеловеческими моральными ценностями и которые являются основой для всех прав пациента. Это право человека на уважение собственной личности, самоопределение, сохранение своей физической и психической целостности, безопасность своей личности, на уважение его тайн, на защиту собственного здоровья в той мере, в какой это позволяют существующие меры профилактики и лечения болезней.

Права пациента затрагивают три основные области его взаимодействия с системой здравоохранения: информация о здоровье, согласие на определенное медицинское вмешательство, организацию лечения и медицинской помощи, конфиденциальность личной информации. В каждой области права пациента детализированы в соответствии с наиболее типичными ситуациями оказания медицинской помощи.

В Декларации сказано, что пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья и на отказ от информации. Пациент имеет право на получение медицинской помощи, соответствующей состоянию его здоровья, включая профилактическую и лечебную помощь. Причем это право дополняется правом на качественную медицинскую помощь, отвечающую как высоким технологическим стандартам, так и принципам человечности в отношениях между пациентом и производителями медицинских услуг. В то же время пациенты имеют право на отказ от медицинского вмешательства. Пациенты имеют право выбора и замены врача или иного поставщика медицинских услуг, в том числе и лечебно-профилактического учреждения. Пациент имеет право на достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное отношение к своим культурным и личностным ценностям, религиозным и философским убеждения. В Декларации подчеркивается, что осуществление прав пациента должно происходить не в ущерб здоровью других членов общества и не нарушать их человеческих прав. Пациенты имеют право на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Умирающий человек имеет право на гуманное обращение и на достойную смерть.

Права пациента в области согласия на медицинское вмешательство и сохранение конфиденциальности личной информации, обозначенные в Декларации, в полной мере соответствуют пониманию этих проблем в биомедицинской этике и отражены в действующем в нашей стране законодательстве.

Исходным правовым положением в области определения прав граждан нашей страны в области охраны здоровья является статья 41 Конституции РФ, в которой сказано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Это означает, что государство берет на себя обязательство обеспечить меры по охране здоровья своих граждан и условия получения медицинской помощи. В соответствии с законодательными актами нашей страны гражданам гарантируется право на получение своевременной и качественной медицинской помощи.

Проблема отказа от лечения является наиболее актуальной в случаях тяжелых, угрожающих жизни заболеваний, лечение которых может не излечивать заболевание, а только продлевать жизнь человека. В Федеральном Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержится статья 19 (п.8), отражает право каждого гражданина отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.Отказ от медицинской помощи или требование ее прекращенияозначает сознательный отказ пациента от возможности продлить свою жизнь. В статье 20 (п. 4) также отмечается, что гражданину (или его законному представителю) должны быть разъяснены возможные последствия отказа от медицинской помощи или ее продолжения в доступной для него форме. Это налагает особую моральную ответственность на медицинских работников, прежде всего врачей, за предоставляемую пациентам и их законным представителям информации, от которой может зависеть решение пациентом вопроса «Лечиться или не лечиться?», а значит – жить ему или не жить. Формальный, основанный только на должностных инструкциях подход к пациенту в таких ситуациях может стоить человеку жизни. Никто и ничто не может заставить человека жить, предпринимать какие-либо действия для сохранения собственной жизни, но государство, окружающие люди, в том числе и медицинские работники, в состоянии сделать так, чтобы человек захотел жить, почувствовал свою важность и нужность окружающим.

«Жить – в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа. Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия, у разных людей и в разные мгновения жизни разные. Значит, вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа. Жизнь, как мы ее здесь понимаем, не есть нечто смутное, расплывчатое – она конкретна, как и требования ее к нам в каждый момент тоже весьма конкретны. Эта конкретность свойственна человеческой судьбе: у каждого она уникальна и неповторима»[11].

В настоящее время, согласно действующему законодательству, каждый пациент «имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи». Эти права пациента на информацию о состоянии его здоровья зафиксированы в статье 22 закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» (от 21.11.2011). В этой же статье особо отмечено, что «информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли» (п. 3). Таким образом, обществом признано за пациентом право свободного получения информации о своем здоровье на основе этического принципа уважения прав и достоинства личности пациента.

Вопрос о том, в каком объеме и форме доводить до сведения боль­ного информацию, касающуюся его состояния, является одним из на­иболее дискуссионных. В настоящее время существуют две основные точки зрения по этому вопросу. 1. Учитывая право личности на информацию, следует сообщать пациенту точный диагноз и возможный прогноз исхода заболевания. 2. Информация должна даваться дозированно с учетом характе­ра и стадии заболевания, а также личностных особенностей больно­го, его отношения к заболеванию, методам обследования и лечения. Частным случаем этого подхода является мнение о том, что пациенту не следует сообщать диагноз смертельно опасного, неизлечимого заболевания.

Первый подход распространен в западноевропейских странах и США. Его сторонники исходят из того обстоятельства, что «щадящая ложь» нарушает кон­такт между врачом и больным, вызывая у последнего чувство недо­верия, покинутости и одиночества. Поэтому более адекватной, по их мнению, является правдивая информация, полученная от врача, который, учитывая личность больного, стремится помочь ему укрепить самоуважение, обрести силы в борьбе с болезнью. Кро­ме того, знание оставшегося срока жизни дает возможность больно­му завершить важные для него дела, сделать необходимые распоряжения, составить завещание и т.д.

Второй подход традиционно доминирует в отечественной меди­цине. Считается, что большинству больных врач должен сказать правду, но делать это необходимо в соответствующих форме и объеме, по­зволяющих, по возможности, щадить психику больного. Универсальных рекомендаций в этом вопросе быть не может. Необходимо учитывать особенности личности пациента, характер болезни, его актуальную жизненную ситуацию. У больного всегда, даже в случае тяжелого, неизлечимого заболевания должна оставаться надежда. Утрата надежды приводит в жизненный тупик, в котором борьба за жизнь теряет смысл и остается только пассивное ожидание смерти.

В медицинской практике на протяжении длительного времени существует этическая проблема информирования пациента о смертельно опасном заболевании. В рамках патерналистского подхода проблема решается однозначно: никакой информации пациенту о его диагнозе и прогнозе лечения давать не следует, т.к. неприятные переживания больного в связи с полученными сведениями могут ухудшить его состояние. Этот подход получил название «ложь во спасение» («святая ложь»). В данном случаенарушается этический принцип уважения прав и достоинства личности на основании присвоения информации о собственном здоровье пациента. Это относится и к тем случаям, когда пациент не изъявляет желания реализовать свое право на информацию, не хочет знать ее в полной мере. Это своеобразная психологическая защита личности от неприятной информации, которая может поколебать его веру в благоприятный исход лечения. В этом случае пациенту сообщается информация в таком объеме и такого содержания, какая будет способствовать мобилизации его ресурсов на борьбу с заболеванием.

Соблюдение этических норм в процессе профессиональной деятельности медицинских работников в условиях современной биомедицины – дело сложное и требующее высокого уровня морального самосознания от каждого медицинского работника.

К главным этическим требованиям относится обязанность сохранения профессиональной (медицинской) тайны, которая предполагает сохранение в тайне всей конфиденциальной информации о пациенте, полученной в ходе профессиональной деятельности

Этические требования к профессиональной деятельности медицинского работника вырабатывались в медицине со времен глубокой древности. Размышления об этих проблемах содержатся в трудах многих выдающихся врачей, начиная с трудов Гиппократа и заканчивая современными исследованиями в области биоэтики. Принцип уважения личности пациента, его прав и достоинства сформулирован в биомедицинской этике сравнительно недавно – во второй половине 20 века, но он фактически присутствовал в медицинской этике с начала ее эволюции. Этические требования соблюдения «медицинской тайны», непричинения вреда пациенту, направленности всей деятельности медика на благо больного – это проявление уважения к личности пациента.

Отношения с коллегами в среде медицинских работников должны строиться на принципах уважения личности коллеги, взаимопомощи, доброжелательности, нацеленности на выполнение дела наилучшим образом. Объединяющим медработников нравственным мотивом должно быть благо больного, и в более широком смысле – благо каждого человека (родственника больного, коллеги и т.д.). В реальной действительности моральные принципы и нормы, которыми руководствуются медицинские работники в отношении с больными, их родственниками и своими коллегами, часто бывают далеки от требований профессиональной медицинской этики. Это ставит задачу самосовершенствования каждого медицинского работника, прежде всего в нравственной сфере, которой в отличие от области специальных профессиональных знаний и навыков, дающей возможность занимать определенную должность, уделяется недостаточное внимание.

Деятельность современного медицинского работника требует от него высокого уровня личной профессиональной ответственности. Профессиональная ответственность медицинского работника – явление сложное, включающее в себя и моральную, и административную, и правовую ответственность.

Моральная ответственность – это форма деятельности совести человека, которая включает в себя анализ собственного поведения (поступков, чувств, отношений и т.д.) и соотнесения его с этически должным. Применительно к профессиональной медицинской деятельности моральная ответственность представляет собой соотнесение реального поведения с эталоном, задаваемым требованиями профессиональной этики и деонтологии.

Несоответствие между реальным и должным поведением оценивается как невыполнение профессионального долга. В зависимости от степени несоответствия и уровня развития морального самосознания медработника, следуют угрызения совести, действия, направленные на устранение этого несоответствия и т.п. В случае значительных нарушений профессионального долга может последовать наказание в виде моральных, административных или правовых санкций.

Принцип «не навреди» стал для медиков основополагающим этическим требованием в их профессиональной деятельности. Но парадоксальность медицинской деятельности заключается в том, что достижение блага больного идет через причинение ему определенной (в каждом случае своей) степени вреда. «Есть больные, которым нельзя помочь, но нет больных, которым нельзя навредить»[12].

Применительно к медицинской деятельности вред – это негативные последствия, которые возникают в результате взаимодействия и общения медицинских работников, пациентов и их родственников.

В ходе медицинской деятельности могут быть причинены различные виды вреда, как пациенту, так и медицинским работникам. Вред для пациента может быть материальный (затраты на лечение, потеря заработка за время болезни и т.д.), физический (ущерб здоровью вследствие профессиональных ошибок, от «побочных эффектов» лечебных и диагностических средств), психологический (ятрогении, соррогении), социальный (инвалидность, изменение социального статуса, качества жизни и т.д.), моральный (неуважение к личности пациента, оскорбление, грубость, пренебрежение и т.п.).

В основном вред пациенту причиняется без злого умысла. При наличии намерений причинить вред пациенту действия медицинского работника переходят из области профессиональной этики в область права. Умышленное причинение вреда другому человеку, в том числе и пациенту, - это преступление, которое наказуемо в соответствии с действующим законодательством и имеющее отрицательную моральную оценку.

Вред может быть причинен человеку не только действиями, но и не совершением их. Не помочь подняться упавшему человеку (например, поскользнувшемуся на льду) – это причинить ему вред. Применительно к деятельности медицинских работников данный вариант причинения вреда пациенту проявляется в этическом и правовом требовании оказывать медицинскую помощь нуждающемуся в ней во всех жизненных ситуациях. Неоказание медицинской помощи нуждающемуся в ней человеку является для медицинского работника не только нарушением этической нормы, но и противоправным действием, за нарушение которой предусмотрено серьезное наказание.

Вред может быть прямой и косвенный. Косвенный вред – это все негативные воздействия на пациента, которые сопутствуют основным действиям медицинских работников. К ним относятся все «побочные эффекты», возникающие при проведении медицинских манипуляций, использовании лекарственных средств, всех биомедицинских технологий в целом. Боль, аллергические реакции, облучение, нарушения в деятельности сердечно-сосудистой, нейро-эндокринной, желудочно-кишечной и других систем организма, вызванные использованием лекарственных средств и различных биомедицинских технологий – это формы косвенного вреда, причиняемого в процессе оказания медицинской помощи людям. Косвенный вред является в настоящее время неотъемлемой частью большинства современных биомедциинских технологий лечения, диагностики и реабилитации пациентов.

«Primum non nocere!» («Прежде всего – не вредить!») – это моральный принцип, который позволяет в реальной практической деятельности медицинских работников выбирать варианты действий, в которых присутствовала бы наибольшая степень блага и наименьшая степень вреда для пациента.

В настоящее время в медицинской практике действует незыблемое правило: мера получаемой пользы должна всегда превышать меру причиняемого при этом вреда. Другими словами: ожидаемое от медицинского вмешательства благо пациента всегда должно превышать причиняемый ему вред. Данное правило отражено в известной фразе: «Никогда лекарство не должно быть горше болезни».

Моральный и психологический вред, причиняемый пациенту при оказании ему медицинской помощи является хоть и менее заметным, но не менее значимым для человека, чем физический или материальный.

Моральный вред неразрывно связан с психологическим, т.к. осознание оскорбления личности, неуважения к ней, пренебрежение какими-либо ее правами и т.п. всегда сопровождается разнообразными негативными эмоциями, чувствами и переживаниями.

Медицинские работники, особенно врачи и медицинские сестры, в ходе своей профессиональной деятельности часто оказываются обладателями наиболее сокровенных, интимных сведений о жизни пациентов. Такая информация помогает наиболее точно поставить диагноз, выбрать методы лечения, проводить лечебно-диагностические мероприятия. Получение максимально полной информации о состоянии здоровья больного возможно только при доверительных отношениях пациента с врачом, доверии к медицинским работникам и медицине в целом. От степени полноты и точности этой информации зависит выбор методов лечения и реабилитации пациента, профилактики возможных заболеваний. Важность доверительных отношений между врачом и пациентом была признана медиками еще в глубокой древности.

Среди сведений, которые становятся известны медицинским работникам в процессе оказания консультативно-диагностической, лечебно-профилактической и реабилитационной помощи оказываются такие, которые человек при других обстоятельствах никогда не сообщил бы никому. Это сведения, которые касаются интимных сторон человеческой жизни, различных физических недостатков, душевных переживаний, особенностей семейной и профессиональной деятельности и др.

В истории медицинской этики и права данная проблема традиционно обозначалась как «врачебная тайна». «Врачебная тайна» - это понятие, которое обозначает требование профессиональной медицинской этики и деонтологии сохранять в тайне всю информацию, которая становится известна врачу в процессе лечения больного. Сохранение «врачебной тайны»является одним из важнейших вопросов медицинской этики и деонтологии.

По мере усложнения медицинской деятельности и появления новых специальностей – фармацевта, медсестры, медицинского лаборанта – этическое требование сохранения в тайне конфиденциальной информации о пациенте распространялось и на них. В настоящее время все правовые и этические требования относительно сохранения медицинской (врачебной) тайны относятся не только к врачам, но и другим медицинским работникам. Такое понимание и оценка обществом проблемы необходимости сохранения в тайне информации, касающейся жизни и здоровья пациента, отразилось в изменении названия данной проблемы.

С изменением структуры медицинской деятельности, появлением среднего и младшего медицинского персонала, ее название преобразовалось в «медицинскую тайну», что подразумевает распространение соответствующих этических и правовых требований на всех медицинских работников и лиц немедицинских специальностей, работающих в медицинских учреждениях или вступающих в общение, взаимодействие с пациентами.

В настоящее время требование сохранять конфиденциальность информации о пациенте, ставшей известной медицинским работникам в процессе их профессиональной деятельности имеет этико-правовой статус.

В современном медицинском праве под медицинской (врачебной) тайной понимают «все сведения, полученные от больного или выявленные при медицинском обследовании либо лечении, не подлежащие разглашению без согласия больного»[13].

В биомедицинской этике понятие «медицинская тайна» обозначает этическое требование сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию о пациенте, полученную в процессе профессиональной деятельности медицинского работника, кроме случаев, оговоренных законодательством.

«С этической точки зрения, понятие «медицинская тайна», во-первых, есть конкретизация принципа гуманизма в медицине, уважения человеческого достоинства пациента, его законных прав, а во-вторых – распространение принципа непричинения вреда на все стороны жизнедеятельности, образа жизни пациента, его благополучие, которому может нанести ущерб разглашение медицинским работником конфиденциальной профессиональной информации»[14].

Понятие «врачебная тайна» более узкое, т.к. касается только деятельности врача. Понятие «медицинская тайна» отражает этические требования, относящиеся ко всем медицинским работникам, в том числе и врачам. В связи с тем, что врач является главным действующим лицом процесса диагностики и лечения больного, то соблюдение «врачебной тайны» требует большей ответственности. Именно врач предоставляет информацию о пациенте в случаях, оговоренных законом, именно он определяет меру медицинской информации о диагнозе, лечении и прогнозе заболевания конкретного пациента, которой должна владеть медсестра.

Это этическое требование было зафиксировано в «Клятве» Гиппократа. В «Клятве» Гиппократа сказано: «Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»[15].

Позднее оно было законодательно закреплено в ряде правовых документов во многих странах мира. Сохранение «врачебной тайны»является одним из важнейших вопросов медицинской этики и деонтологии.

К концу 20 века этическое требование соблюдения профессиональной медицинской тайны («врачебной тайны») оказалось зафиксировано во всех значительных этико-правовых документах международного уровня.

врачебную тайну составляет информа­ция о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоро­вья пациента, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении больного. Это сведения о функциональных и физических недостатках организма, наследственных болезнях, вредных привычках, диагнозе, осложнениях, прогнозе, семейной и интимной жизни, факт усыновления и удочерения, сведения о состоянии здоровья родственников. Сюда относятся также сведения немедицинского характера, высказанные врачу или другому медработнику, юристу в присутствии врача, касающиеся его завещания, наличия коллекций или иных ценностей, увлечений, личных взаимоотношений с близкими родственниками и др. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицам, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных Законом.

Обязанность сохранения врачебной тайны распространяется не только на врачей, но и на других медицинских работников, а также студентов медицинских вузов, училищ и колледжей.

Значимость соблюдения требования сохранять конфиденциальную информацию о пациенте обусловлена изменениями в области медицины и здравоохранения, которые произошли (и продолжают происходить) в конце 20 - начале 21 века. В связи с важностью проблемы сохранения медицинской тайны Европейское бюро ВОЗ приняло «Декларацию о политике в области обеспечения прав пациента в Европе».

Этические проблемы, связанные с сохранением медицинской тайны в современной медицине связаны с тем, что информация о состоянии здоровья больного, его жизни и личностных особенностях имеет множество источников и передается по различным каналам от одних людей к другим.

В связи с особенностями информационных процессов в современной медицине, информация о состоянии здоровья, результатах лечебно-диагностических мероприятий, наследственных болезнях и других особенностях состояния здоровья пациента фиксируется в медицинской документации, которая хранится не только на бумажных, но и электронных носителях, все чаще составляя электронную базу данных о пациентах отделений, больниц, поликлиник, диагностических центров и т.д. Эта информация оказывается в большей или меньшей степени доступна различным категориям медицинских работников, а в отдельных случаях и другим людям. Конфиденциальная информация становится известна и передается в процессе оказания медицинской помощи достаточно широкому кругу медицинских работников: работники регистратуры, санитары, медлаборанты, медсестры, врачи-консультанты, представители администрации лечебного учреждения, знакомые и родственники, студенты медицинских учебных заведений.

Таким образом, сохранение в тайне информации о состоянии здоровья пациента происходит в достаточно обширной области, границы которой варьируют в каждом конкретном случае. В зависимости от проблемы, возникшей со здоровьем у конкретного человека, в лечебно-диагностический и реабилитационный процесс вовлекается различное количество людей. Соответственно конфиденциальная информация может сохраняться на различных уровнях профессиональных и социальных взаимосвязей людей. Это микроуровнь (врач, медсестра, близкие родственники), мезоуровнь (несколько врачей, медсестер, санитарки, представители администрации, родственники, знакомые, коллеги по работе и т.д.), макроуровнь, на котором в систему взаимоотношений включаются представители нескольких медицинских учреждений и других организаций, и мегауровень, на котором конфиденциальная информация распространяется через средства массовой информации, научные и учебные издания.

На мезо- и макроуровне действует принцип презумпции согласия пациента на сообщение сведений о нем всем лицам, от которых зависит сохранение здоровья, а чаще всего, жизни пациента. При распространении конфиденциальной информации на мегауровне через средства массовой информации всегда имеется согласие пациента или его родственников, что соответствует этическим и правовым нормам в этом вопросе. При использовании информации о пациенте в научных и учебных изданиях также соблюдаются определенные этические требования: фамилия и имя обозначаются только инициалами, особенности личной жизни, кроме случаев из психиатрической практики, как правило, пропускаются, на фотографиях скрываются глаза.

Соблюдение медицинской тайны способствует созданию атмосферы доверия во взаимоотношениях между медицинскими работниками, пациентом и его родственниками. Любая неискренность и разглашение конфиденциальной информации представляет собой пренебрежение доверием, которое оказывается медицинским работникам людям, обращающимися к ним за помощью.

Особое значение сохранение медицинской тайны приобретает в случаях наличия у пациента заболевания, имеющего в общественном сознании статус «стыдного», неблагоприятного для взаимодействия с таким человеком (психическое заболевание, ВИЧ-инфекция и др.). По мере расширения области использования биомедицинских технологий к особо значимой информации, составляющей медицинскую тайну, начинают относиться сведения об искусственном оплодотворении, изменении пола, генетических особенностях.

Наибольший вред пациенту и/или его родственникам приносит нарушение конфиденциальности информации о жизни и здоровье пациента, затрагивающей его духовные и социальные ценности. Это информация о перемене пола, наличии неизлечимого заболевании, факты из личной жизни пациента.

Процессы дифференциации и специализации в области медицинской науки и практики, внедрение в практику новейших биомедицинских технологий, информатизация медицины отразились на процессе получения, хранения и передачи информации о пациенте в ходе лечебно-диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий. В таких условиях сохранение в тайне конфиденциальной информации становится возможным только при наличии высокого уровня ответственности и этической грамотности у всех медицинских работников, включенных в лечебно-диагностический и реабилитационный процессы.

В 1991 г. Совет Европы принял документ «Принципы, относящиеся к автоматизированным банкам медицинских данных», имеющий важное значение в связи с расширением процессов компьютеризации практического здравоохранения. В нем определены особенности хранения информации в автоматизированных банках медицинских данных, правилах доступа к ней как медработников, так и других категорий граждан, включая самих пациентов. Основу этих принципов составляют этические нормы сохранения конфиденциальной информации, утвердившиеся в биомедицинской этике.

Глоссарий

Биоэтика – междисциплинарная наука, в которой исследуются моральные проблемы, порожденные новейшими достижениями биомедицинской науки и практики.

Благо – универсальное понятие, используемое для обозначения положительной ценности различных явлений.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) -принцип мировоззрения, согласно которому человек есть высшая ценность. В то же время это теоретическое направление, в котором разрабатывается система духовно-нравственных принципов, ценностей норм жизнедеятельности человека в мире. Главной ценностью признается сам человек во всей полноте своего бытия.

Деонтология – раздел этики, в котором исследуются проблемы долга и должного

Деонтология медицинская – учение о должном в медицине, прежде всего - долге врача и других медицинских работников перед больным.

Добро -фундаментальное, предельно широкое понятие этики, обозначающее нравственно положительное значение каких-либо феноменов или их совокупности.

Долг – это этическая категория, обозначающая индивидуально осознаваемую необходимость выполнения определенных нравственных обязанностей.

Достоинство – этическое понятие, которое обозначает представление о моральной значимости любого человека как представителя человечества.

Здоровый образ жизни -это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Зло – этическая категория, которая обозначает нравственно-отрицательное значение каких-либо феноменов или их совокупности.

«Золотое правило» нравственности – универсальный принцип нравственного поведения, отражающий обобщенное моральное предписание применительно к отношению к другим людям. Все формулировки «золотого правила» сводятся к следующей: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Конфиденциальность (сохранение врачебной тайны) - этическое правило, согласно которому медицинскому работнику запрещено без разрешения пациента разглашать о нем информацию, ставшую известной медработнику в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей.

Медицинская деонтология – раздел медицинской этики, в котором рассматриваются проблемы профессионального долга и должного поведения медицинских работников

Милосердие нравственная характеристика, предполагающая наличие в характере человека таких качеств, как отзывчивость, сострадание и потребность оказывать безвозмездную помощь нуждающимся.

Норма (от лат. norma – правило, образец) – одна из наиболее простых форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания.

Оптимизм – способ восприятия мира, основанный на жизнерадостном, позитивном отношении к нему в этическом плане - уверенность (или вера) в действенности добра, возможности достижения справедливости.

Ответственность -этико-деонтологическое понятие, выражающее соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей.

Пессимизм – мироощущение, основанное на негативной оценке бытия, безнадежности, неверии в лучшее будущее; в этическом контексте – отрицание смыла жизни из-за непреодолимости страданий и неизбежности смерти.

Праксеология – научная дисциплина, изучающая ценности практической деятельности человека, в частности, ценности профессиональной деятельности.

Профессиональная этика – это наука, изучающая профессиональную специфику морали; наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.

Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за свое общественное поведение.

Сострадание -этическое понятие, обозначающее отношение человека к другим людям, которое основывается на признании законности их интересов и выражается в понимании их чувств, оказании им моральной поддержки, готовности содействовать осуществлению их намерений

Ценность – термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту.

ЮНЕСКО – отделение ООН по вопросам образования, науки и культуры.

Ятрогения (jatros – врач, gennao – делать, производить) – это такой способ обследования, лечения или проведения профилактических мероприятий, в результате которых врач причиняет вред здоровью больного. В более широком смысле слова речь идет о нанесении вреда больному медицинским работником.

 

Литература

1. Биоэтика: вопросы и ответы. / сост. и отв. ред. Б.Г. Юдин, П.Д. Тощенко. – ЮНЕСКО, www.unesco.ru

2. Биоэтика: междисциплинарные стратегии и приоритеты. – Минск, 2007.

3. Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления / Пер. с греч. В.И. Руднева. – Мн.: Современный литератор, 1998.

Жизнь как ценность: сборник статей. – М., 2000.

4. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебник для факультетов высшего сестринского образования, медицинских колледжей и училищ. – М.: Авторская академия, 2010.

5. Моральный кодекс медсестер (с комментариями) // Теоретические основы сестринского дела: Сборник материалов Первой Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела. 26 июля – 13 августа 1993 г. – М., 1993.

6. Основы социальной концепции Русской православной церкви. - Информационный бюллетень отдела Внешних церковных отношений Московского Патриархата, №8, 2000.

7. Поттер В.Р. Биоэтика: мост в будущее. - Киев: Изд. Вадим Карпенко. 2002. С.81.

8. Православие и проблемы биоэтики /отв. ред. д.ф.н., проф. И.В.Силуянова. - М.: Жизнь, 2000.

9. Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». / Министерство здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/laws/104

10. Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. – М.: Смысл, 2004.

11. Хрусталев Ю.М. Введение в биомедицинскую этику: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ю.М. Хрусталев. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

12. Философия здоровья / отв. ред. А.Т. Шаталов. — М.: ИФ РАН, 2001.

13.Философия медицины. /Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004, 408 с.

14. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009. – 1072 с.

15. Хрусталев, Ю.М. Философия. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

16. Хрусталев, Ю.М., Царегородцев, Г.И. Философия науки и медицины. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.


[1] Модификация человека. Круглый стол Института философии РАН и журнала «Человек». // Человек, 2006, №5, с.54.

[2] Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. Пер. с англ. И.В.Кувакина, ред. В.А.Кувакин. Изд. 2-е, исправленное.// Библиотека журнала «Здравый смысл». – М.: Российское гуманистическое общество, 2002, С. 104.

 

[3] Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма…, С. 105.

[4] Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма…, С. 204

[5] Давыдовский И.В. Общая патология человека. – М.: Издательство «Медицина», с. С.17.

[6] Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела / Учебное пособие. В 2 частях. Ч. 2. – М.: Родник, 1998, с. 7.

[7] Иванюшкин А.Я., Курило Л.Ф., Лопухин Ю.М., Седова Н.Н., Тищенко П.Д., Юдин Б.Г.Биоэтика. Вопросы и ответы. / сост. и отв. ред. Б.Г. Юдин, П.Д. Тищенко – М.:ИФРАН, московское бюро ЮНЕСКО, 2005

[8] Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Гардарики, 1998, с.261-262.

[9] Юдин Б.Г. Социальная институционализация биоэтики. / Биоэтика: проблемы и перспективы. – М., 1992, с.113.

[10] Ю.Шрейдер. Смысл / Новая философская энциклопедия [электронный ресурс] http://iph.ras.ru/elib/2768.html

 

[11] Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. – М.: Смысл, 2004. С. 107.

 

[12] Ригельман Р. Как избежать врачебных ошибок: Пер. с англ. – М.: Практика, 1994. С. 109.

[13] Акопов В.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности медсестер. (Основы медицинского права). – Москва: ИКЦ «Март», Ростов-н/Д: Издательский центр «Март», 2005, с. 234.

[14] Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела: Учебное пособие. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003, с. 132.

[15] Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления / Пер. с греч. В.И. Руднева. – Мн.: Современный литератор, 1998, с.10.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.)