|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Фундаментальные свойства бытия: единство многого и единого; системностьПроблема единства бытия является одной из важнейших онтологических проблем. В реальном мире существует не бытие как таковое, а необозримое множество предметов, явлений, процессов. (Около 30 тыс. видов минералов на планете, около 500 тыс. видов растений, 2 млн. видов животных, в Галактике – около 100 млрд. звезд, а в доступной современным методам исследования части Вселенной – Метагалактике – около 10 млрд. галактик). Пытаясь осмыслить все многообразие мира, человек задается вопросом: можно ли утверждать, что, несмотря на все это многообразие, существует какое-то единство, некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, то что она из себя представляет. Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм, монизм. Категория субстанция обозначает неизменную, неуничтожимую основу бытия, противоположную его меняющимся свойствам и состояниям. Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) – это философская концепция, в которой отрицается единство бытия, признается существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу субстанций бытия, лежащих в основе соответствующих видов бытия. Дуализм (от лат. duolis – двойственный) - это философская концепция, в которой признается существование двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Монизм (от греч. monos - один, единственный) – это философская концепция, признающая основой мира одну субстанцию. Идеалистический монизм признает единой субстанцией, основой бытия идеальное, утверждая, что материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Материалистический монизм основывается на признании материального единства мира, считает материю основой всего существующего. На позициях материалистического монизма стоит марксистская философия, дополнившая признание материалистического единства мира диалектической концепцией развития. Единство мира, согласно этой концепции, состоит в его материальности. Находясь в непрерывном изменении и развитии, многообразные предметы материального мира постоянно меняют свои формы, оставаясь вместе с тем материальными предметами. Позиция диалектического материализма согласуется с естественно-научными данными. Системность бытия -это свойство, означающее, что мир представляет собой сложную систему, состоящую из многих подсистем и элементов, находящихся в многочисленных структурных связях. Все существующее в мире не является хаотичным скоплением отдельных, никак не связанных друг с другом предметов, явлений, процессов. Мир – это сложно организованная система. Система – это множество элементов, находящихся в устойчивых отношениях и связях друг с другом, образующее определенную целостность, единство на основе каких-либо интегративных (системообразующих) свойств. Под элементом понимается объект, который при определенном подходе к системе рассматривается как далее неразложимая ее часть, хотя при другом подходе он может рассматриваться как система. Сложные системы включают в свой состав ее части – подсистемы. Совокупность связей, обеспечивающая упорядоченность элементов системы, ее самоорганизацию, относительную устойчивость, называется структурой. Философские категории система, подсистема, структура, связь и др. широко применяются в современной науке, особенно при анализе сложных объектов. Системность – это философская категория и философский принцип. Принцип системности выражает закономерности общетеоретического мышления, формы его сущности, единства философского и частнонаучного теоретического познания. Принцип системности указывает на сложность развития теоретического мышления, его упорядоченность. Система определяется с помощью категорий «вещь», «качество», «свойство», «количество», «мера», «отношение», «элемент», «единство», «структура» и т.п. Система может быть определена и при помощи категорий «противоречие», «противоречивое развитие» и т.п. Категория «система» может быть определена с такими понятиями как «отрицание», «отрицание отрицания», «системность развития», «целостность», «развитие как единство поступательности и цикличности» и т.д. При определении понятия система учитывается его тесная взаимосвязь с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др. Системность развития выражается через соотношение категорий содержания и формы, целого и части, структуры и элемента, системы и среды. Система в пер.с греч. – целое, составленное из частей; соединение. Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Понятие система является одним из ключевых философско-методологических и специально-научных понятий. В современном научном и техническом знании разработка проблематики, связанной с исследованием и конструированием систем разного рода, проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем, в кибернетике, системотехнике, системном анализе и т.д. Философская категория системы отражает определенным образом организованную совокупность элементов, связанных в единое целое необходимыми и достаточными взаимоотношениями. Понятие системы охватывает и содержит в себе «логику саморазвития», этапы которой и предстают в качестве фиксированных логических ее определений. Именно в этом смысле только и можно говорить о «системе» как универсальном, всеобщем принципе диалектики, о принципе системности. В понятии среды отражается совокупность внешних характеристик возникновения и развития системы. Каждая система характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с которой система проявляет свою целостность. Иерархичность, многоуровневость, структурность – свойства не только строения, но и поведения системы: отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон и уровней. К наиболее сложным видам систем относятся целенаправленные системы, поведение которых подчинено достижению определенных целей, и самоорганизующиеся системы, способные в процессе функционирования видоизменять свою структуру. Для многих сложных биологических и социальных систем характерно наличие разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей. Типы систем: материальные и абстрактные. Материальные (совокупности материальных объектов) делятся: на системы неорганической и биологической (живой) природы. Особый класс материальных живых систем образуют социальные системы, чрезвычайно многообразные по своим типам и формам (от простейших социальных объединений до социально-экономической структуры общества). Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления и могут быть разделены на множество различных типов (понятия, гипотезы, научные теории и т.п.). Кроме этого выделяют динамичные и статичные системы, терминированные и вероятностные, по характеру взаимоотношений со средой выделяю закрытые (замкнутые) и открытые (незамкнутые). Связь – это философская категория для обозначения взаимообусловленности явлений, разделенных в пространстве и (или) времени. Типология связей: внутренние и внешние, необходимые и случайные, существенные и несущественные и др. С позиций диалектического материализма наибольшее значение имеют связи по формам детерминизма – причинные и непричинные (связи состояний, структурные, функциональные, корреляционные и др.). Различают связи также по характеру результата (связи порождения и преобразования), по направлению действия (прямые и обратные), по субстрату (связи, обеспечивающие перенос вещества, энергии или информации) и др. критериям. Структура (от лат.structura – строение, расположение, порядок)- совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, инвариантный аспект системы. Категория «структура» является развитием и модификацией античного понятия «форма». В современной философии форма – это структура содержания. Первоначально понятие структура появляется в биологии и медицине для характеристики свойств организма. Систематически начинает использоваться в психологии (гештальтпсихология), из которой проникает в другие научные области. В современной науке понятие структура обычно соотносится с понятием системы и организации.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |