АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материя (лат.material – вещество) – философская категория для обозначния чувственного, вещественного мира

Читайте также:
  1. II. Мифологическая картина мира. Исследования в области античного и средневекового искусства
  2. III. Категория переходности – непереходности глагола
  3. III. Категория рода имен существительных
  4. IV. Категория залога глагола
  5. IV. Категория степеней сравнения имен прилагательных
  6. S: Установите соответствие между категориями мобильности и характеризующими их признаками.
  7. V. Категория состояния
  8. VI. Категория падежа
  9. VIII. Категория времени глагола
  10. XIV. ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ
  11. Анализ существующих интерактивных аудиовизуальных пособий по познанию мира.
  12. Библия является великим памятником культуры Древнего мира.

Существование материи признают все светские и религиозные мыслители, но расходятся в ответе на вопрос: сотворена материя или пребывает вечно?

Христианство отрицает вечность материи, ибо вечность – атрибут Бога, творящего «все из ничего».

Материализм 17 в. отстаивал принцип «из ничего не возникает ничего», приписывая материи вечность существования, отождествляя ее с чувственным миром.

В материализме общепризнанным является и используется до сих пор определение, данное В.И.Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Единственным свойством материи, имеющим значение для этой философии, является свойство «быть объективной реальностью», а потому никакие отдельные природные тела, вещества, элементы и т.д. не есть материя. Марксизм строит понятие материи как метафизическое, поскольку утверждает, что материя как таковая – это чистое создание мысли и абстракции и не является «чем-то чувственно существующим» (Ф.Энгельс). Кроме того, материи приписываются такие атрибуты (неотъемлемые свойства) как вечность, неуничтожимость, несотворимость и т.п., присущие трансцендентному Абсолюту.

Диалектико-материалистическое понимание материи.

Материя – это объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания.

Материалистическая философия не обсуждает, откуда и как произошла материя, постулируя, т.е. принимая без доказательств, утверждения о ее вечности, несотворимости. Материя рассматривается как основа единства мира. В этом смысле она есть субстанция, т.е. первопричина всех существующих в мире материальных и духовных образований.

Материальный мир развивается через взаимодействие, которое, согласно материализму, является причиной разнообразия вещей объективного мира и их свойств, источником их изменений.

Диалектико-материалистическое понимание материи признает первичность материи по отношению к сознанию. Главным свойством материи признается свойство быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания.

Материя существует только в многообразии конкретных объектов и никакие тела, вещи, процессы, как природные, так и произведенные человеком, не могут претендовать на исключительное право именоваться материей. Люди открывают все новые свойства природных тел и процессов, создают новые, не существующие в природе вещи, и это позволяет утверждать, что материя неисчерпаема.

Диалектико-материалистическое понимание материи признает принципиальную познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение между собой содержания законов мышления и законов объективного мира.

Это объясняется следующим образом. Мышление – это продукт человеческого мозга; но и человек, и его мозг – продукты природы, которые развиваются вместе с ней. Следовательно, в конечном счете мышление – это продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира.

Материи, таким образом, приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворенность. Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования существования не только материально мира, но и духовного. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие (а не Бог) выступает, согласно материализму, основанием мира. Другими словами, в вопросе о существовании здесь отдается первое и последнее слово только и исключительно самым конкретным вещам. Это и есть позиция науки. Наука и материализм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования этого существования приписывается материи, которая существует в бесконечном многообразии конкретных объектов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)