АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда

Читайте также:
  1. I Я-КОНЦЕПЦИЯ
  2. I. Герменевтика культуры
  3. I. ДОИСТОРИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ КУЛЬТУРЫ
  4. I. Общие работы по теории культуры
  5. I. ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ
  6. VII. Концепция отношений личности
  7. АВТОРИТЕТ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
  8. Авторитет учителя физической культуры
  9. Американская концепция
  10. Анализ организационной культуры ОАО «Монди СЛПК»
  11. Арабоязычная средневековая философия и её роль в формировании европейской культуры.
  12. Арх. культуры верхнего палеолита Евразии.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в книге «Тотем и табу» попытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры. Он показал, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, табу. Фрейд счи-тал, что ему удалось найти источник социальной организации, мораль-ных норм и, наконец, религии. Он понимал под человеческой культу-рой все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животны-ми условиями и чем она отличается от жизни животных. Культура, по его мнению, демонстрирует две свои стороны. С одной стороны, она охватывает все приобретенное людьми знание и умение, дающее чело-веку возможность овладеть силами природы и получить от нее матери-альные блага для удовлетворения своих потребностей. С другой сторо-ны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упоря-дочения взаимоотношений между собой, а особенно, для распределе-ния достижимых материальных благ. Характерной чертой психологического направления в исследова-нии культуры является то, что предметом анализа становится личность в культуре, ее психологические характеристики, поведенческие стерео-типы, взаимодействие с окружающей средой, а также внутриличност-ные процессы. Культура у Фрейда выступает в качестве системы норм и запретов, которой присущ психологический конфликт между уст-ремлениями к индивидуальной свободе и сдерживающими (во имя ин-тересов социума) эти устремления культурными нормами. Предложенная Фрейдом трактовка психики человека позволила создать оригинальную концепцию культуры, методом познания кото-рой и стал психоанализ. Культура, по Фрейду, является средством принуждения человека к социальному порядку, механизмом подавле-ния первичных желаний, угрожающих действительности, препятст-вующим проявлению темных природных сил первичных влечений. Чтобы выполнить свою функцию, культура должна подчинить се-бе «Оно», в котором сосредоточена вся психологическая энергия чело-века, «переключить» его на иные пути. Способ, которым культура осуществляет свои цели, используя «Оно», Фрейд называет сублимаци-ей. Сублимация - это изменение цели первичных влечений и направ-ление сексуальной энергии на цели культурного творчества. Чтобы вы-полнить свои функции, сама культура присутствует в бессознательном как специфическая установка – «Сверх-Я». Таким образом, человече-ское «Я» раздирается между крайними противоположностями - причи-ной этой борьбы между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» и является культура. Таким образом, культура, в рамках психоаналитической теории, осно-вана на принуждении и запрете влечений, она есть механизм подавле-ния первичных желаний, угрожающих обществу, она направляет ин-стинкты, в том числе и агрессивность, в иное русло, и именно поэтому культура, с точки зрения Фрейда, является источником психического нездоровья индивида. Вклад Фрейда в развитие культурологической мысли огромен. Впервые предметом анализа культуры стали психологические характе-ристики личности. Впервые на основе психоанализа были исследованы культурные нормы, вскрыта причина конфликта между стремлением индивида к личной свободе и нормами культуры. В создании психоаналитической теории приняли участие также ученики Фрейда - К.Г.Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе и др.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)