|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинар 7. Культура и общественная мысль в России в XVIII вОсновные проблемы: 1.Формирование светского мировоззрения в России: а) идеи «эпохи Просвещения» в России, б) масонство в России. 2. Становление российской науки и образования: а) система образования в России в XVIII в. б) развитие отечественной науки в XVIII в. 3. Художественная культура России в XVIII в.: а) литература, б) изобразительное искусство, в) архитектура, г) театр и музыка. Темы для докладов и рефератов: 1.Проекты создания гражданского общества в России в XVIII в. 2. Социально-философские идеи периода петровских преобразований (И.Т. Посошков, Ф.С. Салтыков). 3. Достижения русских ученых в области естествознания в XVIII в. 4. Географические открытия российских исследователей в XVIII в. 5. Художественные стили в России в XVIII в.
Определите и выпишите в глоссарий понятия:: парадигма, буржуазия, масонство, барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, секуляризация, европеизация. Основные деятели: Н.Н. Новиков, Д.И. Фонвизин, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Н.И. Панин, П.И. Панин, Н.В. Репнин, М.М. Щербатов, А.Н. Радищев, Л. Эйлер, Д.И.Н. Бернулли, Х. Гольбах, Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, Г.Р. Державин, В.К., А.К. Нартов, А.Д. Кантемир, Д. Трезини, Б.Б. Растрелли, И.Е. Старов, В.И. Баженов, Ч. Камерон, Д. Кваренги, М.И. Козловский, Ф.И. Шубин, Ф.Ф. Щедрин, Э. Фальконе, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф.Г. Волков, П. Ковалева-Жемчугова.
Литература [основная – 1 - 15; дополнительная - 1, 6, 11 – 13, 17, 18, - 20, 22, 24 - 27].
Приступая к изучению темы «Культура и общественная мысль в России в XVIII в» необходимо помнить, что культуру этого периода характеризует модернизация и европеизация, определившие особенности историко-культурного процесса. Дальнейшее обмирщение обмирщение и утверждение нового взгляда на человеческую личность. При рассмотрении второго вопроса следует учитывать, что светское мировоззрение стало результатом процесса обмирщения культуры. Изучение вопроса надо начинать с определения понятия «эпоха Просвещения» и знакомства с важнейшими идеями философов Просвещения: Ж.Ж.Руссо, Дидро, Монтескье и др. Масонство не являлось российской идеей, а потому стало возможно в России также благодаря европеизации и сближению с культурой Европы. Масонство появилось в России в 30-е гг. XVIII в. Распространение нового духовно-общественного движения связано и с определенным разочарованием в просветительском рационализме и поиском выхода из нравственного тупика. Движение состояло из нескольких лож, объединяющей чертой которых являлись религиозно-нравственные поиски. При изучении второго вопроса обратите внимание на то, что изменения, произошедшие в стране: создание регулярной армии и флота, рост промышленности, оформление абсолютизма с его огромным чиновничье-бюрократическим аппаратом потребовали появления специалистов, которых могла подготовить только новая, светская школа. В России отсутствовали специальные учебные заведения (все вопросы образования решались церковью). Начало светскому образованию было положено в 1701 г. созданием «Школы математических и навигационных наук» и Пушкарской школы в Москве. В 1708 г. Петр ввел новый гражданский алфавит, что привело к разделению сферы светской и церковной книжности, к распространению грамотности. В 1725 г. была создана академия наук. При изучении третьего вопроса необходимо помнить, что серьезные изменения затронули также и все виды искусства. Литература представлена тремя направлениями: 1)классицизм, 2)реализм, 3)сентиментализм. В живописи утвердились новые жанры и техника. Ведущее место теперь занимают картины на светские сюжеты. Наибольших успехов добилось искусство портрета. В архитектуре появляется новый художественный язык, а важнейшим атрибутом становится ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы: переход к регулярной планировке, рационально спланированному ансамблю. В первой половине XVIII в. в архитектуре господствует барокко, в 60-е гг. его сменяет классицизм. Вторая половина XVIII в. – это время становления русского театра. В 1756 г. был создан театр для представления трагедий и комедий под руководством Ф. Волкова. В 1779 г. частный театр на Царицынском лугу под руководством Дмитриевского. В 1780 г. Петровский театр, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и балетные спектакли. Большое распространение получили крепостные театры. В последней трети века начинается формирование национальной композиторской школы. Появляется камерный лирический жанр (российская песня). Ведущим жанром становится опера.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |