|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФЕСЕНКОВА Лидия Васильевна — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН
ОТ РЕДАКЦИИ. В современной социологии стали появляться работы, в которых содержатся попытки обратить внимание исследователей на некие эзотерические идеи, без которых, мол, нам не обойтись. Живое Слово, Живая Этика, Высший Разум, Абсолют и другие подобные термины предлагается внедрить в научно-исследовательскую практику. При этом не утруждают себя вопросом, а как это сделать. В результате поле социологии (особенно ее теория и методология) засоряется соображениями, далекими от науки. Статья Л. И. Фесенковой посвящена одному из способов соединения мистики и науки и будет, на наш взгляд, полезной читателям, хотя она затрагивает не столько социологические, сколько философские проблемы. Это важно, так как и в нашей науке не должно быть того, что граничит с ясновидением, пророчеством, просто с шарлатанством. Публикация этой статьи соответствует принципиальной позиции комиссии Президиума РАН в отношении различных версий лженауки.
Многолетнее господство натурализма, который в советский период был ориентирован на философию диалектического материализма, породило реакцию — тоску по духовному, жажду веры. Стремление к духовности представляет собой достаточно значимое явление в жизни общества. Его социальные последствия трудно прогнозировать. Неизвестно, во что оно выльется и куда оно может завести. Ясно одно: чем сильнее эта духовная жажда, тем серьезнее могут быть ее последствия для общества, тем страшнее соблазны и угрозы духа, особенно для неискушенного в духовных борениях интеллигента. Не секрет, что общественное сознание сегодня наполняется разнообразными оккультными и эзотерическими учениями. Представления о Высшем Разуме, Абсолюте, Великих учителях, переселении душ и др. сопровождают нас повсюду. Что же происходит, почему оно стало сегодня столь восприимчиво к этим представлениям? Почему магия и оккультизм так востребованы сейчас? Особенное внимание привлекают сегодня точки возможного соприкосновения науки и эзотерики (т.е. те моменты, когда научные данные подтверждают или якобы подтверждают некоторые представления эзотерики). Стремление видеть в отдельных результатах науки (например, квантовой механики) научное подтверждение эзотерических учений маскирует принципиальные различия между эзотерикой и наукой. В сознании нашего современника стираются грани между оккультизмом и научными представлениями о мире: биополя, Высший разум, космический магнит и другие представления современного оккультизма приобретают сегодня иллюзию научной доказанности. Тем самым создается устойчивое впечатление, что наука и эзотерика не противоречат, а дополняют друг друга. Этот тезис о дополнительности науки и эзотерики получил сегодня широкое распространение. (93:) В какой мере этот взгляд на соотношение науки и эзотерики является справедливым? На чем основываются предположения о научном обосновании эзотерики и о возможности совмещения эзотерических и научных взглядов в новой мировоззренческой парадигме как единой системе непротиворечивых представлений? Что представляют собой онтологические утверждения эзотерики с точки зрения научной методологии? Современная эзотерика выступает в наукообразном обличий, часто в сопровождении графиков, формул и математических таблиц. Она апеллирует к науке, провозглашая принцип «единства науки, религии и философии». «Современная теософия входит в мир через науку» — так утверждает Л.В. Шапошникова, вице-президент Международного центра Рериха. Что же представляет собой этот «синтез науки и религии», каково действительное, а не декларируемое отношение теософии к научному знанию? Эзотерика имеет, безусловно, свое собственное мировоззрение. Это мировоззрение — энергетическое: «Мироздание является огромной энергетической системой, а человек — одна из структур этой системы. В огромном поле энергетики происходят самые сложные процессы, в первую очередь связанные с энергетическим обменом. Последний и является главной силой эволюции человечества. Энергетический обмен (горизонтальный, вертикальный и глубинный) идет по разным направлениям... Горизонтальный обмен — это обмен на поверхности планеты, вертикальный — это обмен человека с космическими телами, с созвездиями Зодиака, с Солнцем, с планетами Солнечной системы, с созвездием Ориона, которое играет огромную роль как пространственно-временное помещение Космического Магнита» [1, с. 14]. Утверждается основная тенденция мирового развития — движение к Синтезу, в котором глубинный энергетический обмен — обмен с другими мирами, мирами иных измерений — играет решающую роль. В этой онтологической картине все понимается через энергетику, даже такие, казалось бы, далекие от нее объекты, как культура, Россия, человек. Современные представители эзотерической мысли говорят о существовании некоего энергетического поля культуры и роли России в его формировании. К людям они относятся как к «субъектам» или «объектам» эволюции. Первые выполняют функцию одухотворения энергетической системы мироздания. Вторые — идут по энергетическому каналу эволюции неосознанно. Итак, все вокруг — энергетика; везде усматриваются биополевые структуры, тонкие миры, вибрации — все имеет энергетическую природу. Даже любовь рассматривается как энергетическое притяжение двух людей друг к другу и зависит от степени энергетического потенциала. Возникает и физическая модель семьи как 2-х шариков, испытывающих попеременное притягивание и отталкивание. Соединение двух людей, сложнейшие чувства, их связывающие, идущие от традиций, культуры, морали, долга — все рассматривается энергетически как притяжение и отталкивание шариков. Все очень просто, очень страшно и… забавно. В этом одномерном мире — мире энергетических потоков, нас могут окружать вампиры и отсасывать нашу энергию… В «биополевых» картинках мы встречаемся и с мифами о переселении душ, о жизни после смерти, с Шамбалой, Буддой, Христом и святыми. В них Шамбала является энергетическим центром мира, а святые и мудрецы, живущие в ней, являются проводниками энергии между космосом и Землей. Будда и Христос — это вовсе не пророки буддизма и христианства. Их действия жестко определены физическими законами. Имеют ли эти представления реальную почву? Прежде всего отметим, что научная картина мира кардинально отличается от эзотерической. Это можно проследить по центральным вопросам происхождения мира, жизни, человека. Вот взгляды эзотерики на происхождение человека: «Лунные боги создали тонкие тела человека, вокруг которого Природа строила эфирные и иные оболочки. Первоначально человек не обладал сознанием, но мог летать, не имел физического тела. Это первая раса. Вторая раса возникла путем уплотнения всех этих тел. Воспроизведение потомства людей второй расы происходило путем почкования». Об этом мы узнаем в эзотерическом словаре [2, с. 194], пропагандирующем взгляды Е. П. Блаватской на антропогенез [3, т. 2, с. 148]. С точки зрения науки такие воззрения являются явной профанацией и не имеют права на существование в серьезной литературе. Так же как и «научные» высказывания Е. И. Рерих о том, например, что Юпитер и Венера населены более совершенными, чем люди, обитателями, а гималайские махатмы пришли на нашу планету с Венеры для ускорения нашей эволюции. Сегодня это всерьез повторяют проповедники эзотерических учений [4, с. 61]. Не менее поразительны представления современных адептов Живой Этики и об историческом процессе: «Этот процесс называется закладыванием магнитов, что связано с созданием в определенном пространстве энергетического поля, которое служит основой для дальнейшего эволюционного и исторического развития этого пространства»... «На нашей планете такие (94:) действия производились регулярно и определяли формирование земного исторического процесса. Магниты закладывались в преддверии переломных моментов эволюции и истории человечества». Л. В. Шапошникова рассказывает, как экспедиция Рерихов в Центральную Азию заложила такие магниты по своему экспедиционному маршруту, причем вибрация камня, который закладывала Елена Ивановна, так же как и ее собственная энергетика, была согласована с ритмом Космического Магнита. В результате этого «места, по которым проходил путь Центрально-Азиатской экспедиции, станут со временем центрами развития нового энергетического вида человечества. Сформированное Рерихом энергетическое поле предопределило развитие этих регионов на много веков вперед... Магнит, ритм которого созвучен Космическому Магниту, или предмет, принадлежащий Высокому Духу и использованный в качестве магнита, могут, по утверждению великих учителей, предрешать историю государства или страны по крайней мере на 1000 лет» [5, с. 332-333]. В таком же противоречии с научными данными находятся представления эзотерики и по другим основополагающим проблемам космологии, биологии, палеонтологии и других наук. Все авторитеты бестрепетно отбрасываются. Для эзотериков не существует ни Менделеева, ни Дарвина, ни Эйнштейна, ни других гигантов науки, воззрения которых лежат в основе современных представлений о мире. Создается впечатление, что они не слышали ничего ни об естественном отборе, ни о генетике, ни о теории относительности, ни о Большом взрыве. Примеры воскрешения архаики «от имени» науки бесчисленны. Вот некоторые из них: «С точки зрения современной физики, торсионные поля души (то есть поля кручения души) широко распространяются вокруг. Добрые мысли раскручивают торсионные поля в одну сторону, а злые в противоположную... Элементы торсионных полей отвечают за чувства страха, тревоги, негодования... Злые мысли и болезни действуют на душу одинаково — они раскручивают торсионные поля в негативную сторону» [6, с. 191,193]. И еще: «Иисус Христос …блестяще провел воскрешение Лазаря, соединив его с источником космической энергии. Поступление энергии вдохнуло душу в тело Лазаря. При этом Христос должен был пробить энергетический барьер, отделяющий их обоих от нематериального мира, и обрушить на Лазаря поток энергии из некоего энергетического резервуара, которым и пользовался сам» [7, с. 149]. Комментарии здесь излишни… Во многих современных эзотерических учениях постулируется наличие энергоинформационного поля Вселенной. Предполагается, что в нем отражена история развития нашей планеты и вся информация, накопленная человечеством. Именно существованием этого поля эзотерики объясняют явления спиритизма, ясновидения, пророчеств, экстрасенсорики: экстрасенс, подключившись к данному полю, получает знания о прошлом и будущем. На концепции информационного суперполя, связывающего все сущее во Вселенной и на Земле, основывается биоэнергоинформатика — «новое научное направление, которое объясняет все аномалии (не признаваемые официальной наукой) с позиций информационно-энергетического обмена» [8, с. 128] — так позиционирует ее А. Ю. Савин — автор «ноокосмологии», представляющей собой соединение рерихианства и русского космизма. Духовная практика этой «новой науки» — прикосновение к высшим мирам, явления откровения и даже диалоги с «духовными субстанциями умерших людей», которые протекают через знание законов биоэнергоинформатики. Старинные идеи тайновидения, магии и оккультизма выступают здесь в предельно сциентизированном виде. Победное шествие теософских идей свидетельствует о том, что они отвечают каким-то важным запросам европейского сознания. Учение оказалось воистину неистребимым, несмотря на многочисленные обвинения в неграмотности и шарлатанстве. Какие же тайные склонности, дремлющие в бессознательном человека — как XIX в., так и современного — делают его жизнеспособным и нечувствительным к любой критике? Широкое распространение позитивизма в европейском обществе и отход образованных слоев общества от религии породили потребность в духовности и сакральности, которые дремали до поры до времени в неосознаваемых слоях общественного сознания. Но потребность в духовности, угнетаемая позитивизмом, отнюдь не отменяет другой столь же характерной для него потребности — в рациональном обосновании своих верований. Сегодня они должны быть, хотя бы по видимости, научно обоснованы. Наукообразное обличие современной эзотерики как раз и дает ей возможность вписаться в систему требований современного менталитета. Очень важной чертой, характеризующей сознание европейца, является его потребность в самоутверждении, укоренении своей индивидуальной, личностной значимости. Теософия резко повышает онтологический статус личности в общей картине мироздания и тем самым удовлетворяет одну из базисных духовных потребностей. (95:) Воздействие на европейское общество магических представлений античности и Египта, иудейской каббалы и других эзотерических учений можно проследить на протяжении всего развития западной культуры. В этих представлениях человек выступает как властелин природы. Магия используется для достижения власти над ее законами в собственных целях, без участия и благодати Бога. Это открытый вызов христианской традиции — подмена христианского учения о Богочеловеке мечтой о человекобоге, который собственным магическим усилием достигает божественного состояния. Эта подмена совершается в эпоху Возрождения в рамках самого христианства и пропагандируется ее авторами как дальнейшее развитие христианской традиции. На деле же это — традиция оккультная. Она имеет гностические истоки, развиваясь в европейской культуре параллельно с христианством. В теософии Блаватской и Рерихов эта черта возвеличивания человека достигает своего апогея. Их сторонники утверждают, что человек в своей эволюции способен обрести сверхчеловеческие качества (телепатию, способность к путешествиям в астральных мирах и т.д.). Этих качеств достигают восточные адепты или махатмы — таинственные существа, обладающие всеми атрибутами божественности. Человек, совершенствуя себя, становится сверхчеловеком, т.е. тем бессмертным и безгрешным человекобогом, о котором мечтали маги и тайновидцы. Как утверждают эзотерики, Махатмы — это Великие Учителя, старшие братья человечества. Они могут выделять из своего физического тела тонкие материально-энергетические оболочки, пребывающие в глубинах психики, свободно путешествовать в этих оболочках по миру, посещать учеников. Они участвуют в жизни человечества, сохраняя анонимность. Другой чертой, дремлющей в темном бессознательном европейского человека (и чертой поразительной), является неодолимая тяга к построению совершенного общества, в котором разрешатся все противоречия, несправедливости и неправда нашей жизни и реализуется вера в возможность построить такое общество не в потустороннем мире, а здесь на земле силами самого человека, с помощью науки. Эта мессианская, эсхатологическая идея глобального спасения человечества выливается в конкретные модели построения гармоничного общества. Психологическая подпочва этого явления может быть отчасти раскрыта с помощью учения Юнга об архетипах коллективного бессознательного, которые он рассматривает в качестве ментальных форм и выводит присутствие их из первобытных и унаследованных источников человеческого разума. Это — «первобытные образцы», которые являются «инстинктивным вектором, направленным трендом, точно так же как импульс у птиц вить гнездо и у муравьев строить муравейник» [9, с. 64-65]. С этой точки зрения мессианские чаяния о преобразовании мира и самого человека представляют собой проявления архетипа «золотого века», вечно воспроизводимого в менталитете разных наций, в разные эпохи, разных странах. В представлениях теософии и других эзотерических учений архетип «золотого века» разрастается до вселенских масштабов. Идея спасения человечества не ограничивается здесь одним островом (как у Т. Мора), одной страной и даже одной нашей планетой, а приобретает космические размеры: целые космические цивилизации эволюционируют к совершенству. Сама жизнь человека приобретает космический смысл. Ее эволюционное совершенствование происходит путем восхождения по лестнице космических Иерархий, приближаясь к Высшему Разуму. В этих представлениях воплощаются мечты утопических мыслителей, которые проходят красной нитью через всю историю европейской мысли. Итак, эзотерика генетически связана с европейским типом мышления и отражает глубинные запросы и потребности западного менталитета. Какие изменения в общественном сознании можно ожидать в будущем под влиянием воздействия эзотерических идей? Мы уже видели, что эзотерика возвращает к архаическим представлениям о мире. Но главное не в этом, а в самом ее способе рассмотрения своих объектов. Течения эзотерической мысли подходят к духовным явлениям с мерками естествознания и дают им объяснение через природные процессы. «Теософическое знание слишком ориентировано на естественные науки и требует лишь их расширения на другие планы бытия... С легкостью переводит современная теософия сверхчувственное на чувственный язык и материализует духовное» [10, с. 4] — так писал Бердяев о теософии своего времени. «Дух есть энергия, сила Природы» — провозглашает Л. В. Шапошникова сегодня [11, с. 87]. Таким образом, духовные явления рассматриваются как материальные. Например, нимбы святых оказываются результатом проявления квантовых оболочек их мозга, а вовсе не святости, свидетельства духовного подвига и служения. В биополевой картине мира, которую пропагандируют современные эзотерики, все нравственные понятия: добро, зло, грех, справедливость — приобретают сугубо материалистическое звучание. А призывы к духовности, разговоры о том, что материю нужно понимать по-другому, чем понимает ее наука, как проявление Духо-материи (каждый высший (96:) уровень материи по отношению к низшему, с точки зрения эзотериков, является Духом) — все это лишь слова. На деле же мы видим энергетическое понимание всех духовных явлений, опрощение всего высокого и духовного, их материализацию. Эти идеи активно вливаются в современное общественное сознание. В результате развитие общественной мысли явно движется в направлении элиминирования духовных явлений и замене их сугубо материальными. Понимание мира становится все более грубо материалистическим, позитивистским. Современная эзотерика обращается преимущественно к естественным наукам, и потому представления гуманитарных наук о человеке и его истории, религии, искусстве — весь сложный комплекс духовных, социальных и культурологических характеристик человека неправомерно упрощается и рассматривается исключительно как энергетический феномен. Научная картина мира заменяется биополевой — псевдофизической картиной. Любовь, добро, красота понимаются в системе биополей разной степени тонкости, вибраций на разных планах бытия, то есть наделяются физическими характеристиками. Мир утяжеляется. Он лишается покрова Божественной Тайны и Тайны Божественного Промысла. Популяризация такого рода «материалистической» картины мира означает пропаганду непрофессиональных, псевдонаучных представлений. Именно они, а не представления науки, внедряются в массовое сознания и получают статус «научности» в глазах рядового члена общества, не обремененного научным образованием. Этот процесс поддерживается средствами массовой информации, проповедующими астрологию, алхимию и эзотерические учения. Об опасном для общества проникновении псевдонауки во все слои общества предупреждает обращение Президиума Российской академии наук к научным работникам, учителям и всем членам российского интеллектуального сообщества, призывающее к активной борьбе с фальсификацией науки магией и оккультизмом [12, с. 256-258]. Каковы же причины столь бурного наступления на науку со стороны модернизированной мистики и оккультизма? Я полагаю, что крушение марксистского мировоззрения, так долго заменявшего религию, оставило многих на пустом месте без всякой веры, которая является насущной потребностью человеческого духа. Сейчас масса откатывается к традиционной религии. Но для интеллектуалов возврат к верованиям предков является нелегкой проблемой. Христианство с его верой в чудо, Тайну, в Воскресение Христово в большинстве случаев остается недосягаемым для их «элитарного» сознания. В метаниях духа интеллигент обычно и встречается с эзотерическими представлениями разных оттенков. Как писал Бердяев, «современный европейский человек, рационалист и материалист по своему сознанию, одну лишь эволюционно-натуралистическую теософию может примирить со своей наукой и научностью» [13, с. 514]. Его слова и сейчас звучат современно, как и его соображения о том, что атеистическое и рационалистическое сознание западного человека, привыкшего видеть в науке ключ к решению всех вопросов, более способно к восприятию теософских, восточных учений, нежели христианства. Наш современник — интеллигент, оглушенный наукообразием эзотерической фразеологии, — вполне подпадает под это определение. От понимания подлинной научности мы движемся к усвоению научности мнимой. Наука дискредитируется, а общество становится все более материалистическим и бездуховным. Анализ влияния эзотерики на современный менталитет позволяет выявить и другую тенденцию в эволюции общественного сознания, дальнейшее развитие которой может привести к возникновению непредсказуемых явлений в нашем социуме. Мы говорим о неожиданно открывшемся поразительном факте — тяготении нашего современника к авторитарности и тоталитаризму. Свободолюбивое сознание европейца сегодня с готовностью воспринимает учения, внутренне заряженные крайней несвободой. Парадокс ли? Вчитываясь в тексты теософии и Живой Этики, мы приходим к выводу, что они только на первый взгляд повышают значимость индивида, на деле же все обстоит совершенно иначе. Учение, провозглашая тезис о безграничных возможностях человека и санкционируя его духовное совершенствование, в то же время полностью лишает его свободы. Каждая мысль индивида контролируется. Ни одно действие не остается без оценки. Самое существование его зависит от решений Высшего Разума. Эволюция души человека протекает под неусыпным контролем высших сил, начиная с первого воплощения. Так, свободолюбивые мечты о высоком метафизическом достоинстве человека, о его светлой миссии во Вселенной оборачиваются максимальной несвободой — глобальной космической тюрьмой, из которой некуда бежать. Да это и невозможно, так как за каждым человеком пристально наблюдают специально приставленные соглядатаи, доносящие Верховным Иерархам о любом его действии и мысли [8, с. 86]. И все это с необходимостью следует из основных принципов Учения, согласно которому подчинение низшего высшему есть вечный и неизбежный закон мироздания, а иерархическое начало (97:) управления Космосом вытекает из таинства самой космической жизни. Итак, контроль, подчинение, повиновение во вселенском масштабе — какой-то космический ГУЛАГ, из которого нет исхода. Удивительно, что эти идеи, казалось бы в корне противоречащие внутренним потенциям европейского духа, находят сегодня сторонников и ярых пропагандистов. Тяга к свободе человека понятна, как и его приверженность идеям гуманизма и демократии, лежащих в основании общественного устройства и гарантирующих его права. Но подчинение? Почему оно так привлекательно? Какие темные движения бессознательного влекут к нему? Кстати, почему тоталитарные установки возникли у таких безусловно духовных личностей, как авторы Учения? Ответить на последний вопрос достаточно просто. Стоит лишь обратиться к духовной атмосфере времени формирования доктрины теософии и особенно Живой Этики. Конец XIX и начало XX веков — предреволюционное время. Оно было насыщено утопическими мечтами о будущем идеальном обществе. Менталитет той эпохи определялся ожиданием скорого возникновения земного рая. «Мы увидим все небо в алмазах» — провозглашали идеальные герои Чехова, вызывая сочувствие и приобретая огромную популярность. В светлых лучах этого предчувствуемого будущего повседневность казалась пошлой и чудовищной. Чем ярче были мечты о победе Правды и Добра, тем страшнее и грязнее представлялась окружающая реальная жизнь. Она воспринималась как воплощенное зло. Переделать хотели все — государство, семью, религию и даже язык. Это витало в воздухе: жажда нового и ненависть ко всему старому, мещанскому. Создатели эзотерических учений впитали в себя эту атмосферу напряженного ожидания скорого наступления эпохи Света и стремление к разрушению всего пошлого и низкого. Понятна поэтому ненависть Рерихов к мещанству, их неприятие консервативных начал жизни, нетерпимость к людям, не принимающим новое (Е. И. Рерих характеризует их как «грязь», «тряпье»), и их выступления против ветхих предрассудков. «Народы неграмотны и покрыты вонью и мерзкими насекомыми. Который из ветхих предрассудков оплакивать? Весь сундук насекомых надо сжечь» [14, с. 46], — провозглашает Елена Ивановна. Отмена сословий и даже народностей, переделка городов как гнойников разврата, введение в Общине исключительно растительного питания, разрушение домашнего очага и даже самого понятия дома во имя коллективизма — вот те перемены, которые обещают Рерихи [14, с. 20]. Эти высказывания могут шокировать современного человека. Но их и нужно воспринимать как типичные всплески настроений предреволюционной эпохи. Грозные нотки в письмах и трудах Рерихов так и дышат революционным гневом и революционной нетерпимостью. Их симпатии к большевизму также симптоматичны для того времени. Ими страдали многие интеллигенты — вершители дум той эпохи. Кстати, сегодня это создает большие трудности для современных последователей Живой Этики, заставляет их маскировать большевистские пристрастия Рерихов и их нетерпимость к иным, чем их собственные, идеям, религиозным убеждениям, книгам (планируемая чистка библиотек), умалчивать о тоталитарном характере рериховской Общины, в которой управление людьми должно осуществляться путем психического зомбирования. Позиция понятная. Но мы хотим получить ответ на другой вопрос — вопрос о тенденциях нашего менталитета, когда мы оказываемся лицом к лицу с ясно выраженным стремлением современника к несвободе. В самом деле, почему же люди, из той относительной свободы, которой они обладают сейчас, так тянутся к тоталитарному режиму, которым изнутри заряжено Учение, к Общине, где не будет ни дома, ни собственного стола, ни теплых застолий с пивом, ни даже права держать домашних животных? Тянутся к жесткой иерархической структуре общества, где будет всеобщее подчинение и контроль высших над низшими, где человек потеряет свою самостоятельность и даже личность. Может быть, исследования мазохизма и некрофилии откроют нам эту загадку? А пока лишь согласимся с К. Г. Юнгом, что западный человек — создатель науки, рационалист, детерминист и активный покоритель природы — остается полным профаном в познании собственного внутреннего мира. Возможно, архетипы европейского человека разыгрывают собственный сценарий, невидимый и непонятный нам. Возможно, сейчас происходит смена идеологий, в результате которой идеал свободы и гуманизма, заставляющий европейца видеть будущее в розовом свете (как осуществленное общество справедливости и ненасилия), заменится другими идеалами — более страшными. И, может быть, разгул насилия и садизма, который обрушивается на нас по телевизору, со сцен театров и кино, оформится в новый идеал, который и станет новым символом веры? А может быть в нас незримо работают какие-то непонятные законы, аналогичные тем стремлениям, которые заставляют леммингов совершать массовые самоубийства при повышении численности их популяции и очищать территорию для будущих (98:) поколений? Может быть, наше сознание таинственно работает в деле подготовки какого-то нового типа общества, способного выжить в ситуации нарастающей экологической катастрофы? Прогнозов нет, но есть симптомы. И симптомы грозные…
Список литературы
Пути восхождения. М., 1995. Эзотерический словарь. Москва-Рига, 1993. Блаватская Е. П. Тайная доктрина. М., 1991. Ключников С. В. Как читать Агни-Йогу. М., 1993. Шапошникова Л. В. Мудрость веков. М., 1996. Мулдашев Э. От кого мы произошли. М., 1999. Юрьев В. Вселенная экстрасенсов. М., 1993. Савин А. Ю. Ноокосмология. М., 1994; см. также: Ажажа А. Ю. Контуры философской парадигмы // Филос. науки. 2001. № 3. Юнг К. Г. Подход к бессознательному // Архетип и символ. М., 1991. Бердяев Н. А. Теософия и антропософия в России. М., 1991. Мир огненный. 3/96. № 11. Кругляков Э. П. Ученые с большой дороги. М., 2001. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1989. Рерих Н.А. Агни Йога, кн. 3. // Сердце (приложение к № 4-5). СПб., 1993.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |