АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воин никуда не торопится

Читайте также:
  1. Расширяющийся Флэт (никуда не идет)

Воин никогда не воспринимает себя всерьез и смеется над собой.

Воин обладает бесконечными возможностями импровизации.

Итак, воин действует обаятельно, но безжалостно, деликатно, но ловко, терпеливо, но активно, мягко, но смертельно опасно, осмотрительно, но без страха, отрешенно, но не безрассудно. Быть воином – самый эффективный способ жить.

Как видите, воин балансирует в применении противоположных подходов. Самая главная идея данной главы в том, что вопрос выбора между противоположными подходами – это не вопрос логики. Она не в состоянии на него ответить. Решения ищут уже в не линейном мышлении, то есть в бессознательном.

В следующих главах будут приведены несколько методик сотрудничества с бессознательным. Это Анализ сновидений, Активное воображение по Юнгу, Использование знаков реальности и Сотворение ритуала.

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЙ

 

Королевская дорога в бессознательное – дикари изобретают швейную машинку – дьявол умеет играть на скрипке – четыре фазы работы со сновидениями – вынашивание сновидений для решения жизненных проблем

 

Наши сны – поразительное и загадочное явление. Еще каких-то три десятилетия назад наука представляла сон как вызванный действием химических веществ бессмысленный поток галлюцинаций, тасование обрывков дневных впечатлений или процесс очищения мозга от излишней информации. И хотя еще в начале двадцатого века Фрейд назвал сновидения королевской дорогой в бессознательное, наука о человеке продолжала по инерции «рыть материю», закопавшись с головой в гормоны, ферменты, нервные синапсы и энцефаллограммы. Все эти исследования, конечно, принесли много замечательных практических результатов, но самым главным результатом стала коренная перестройка представлений о природе сна. В русле этой перестройки обнаружилось, что сны являются далеко не таким простым явлением, как это представлялось в первых естественнонаучных гипотезах.

Один современный опыт показывает одну из удивительных возможностей сновидений. Записанную на магнитофон фразу разделяли на отдельные звуки и распределяли так, что при прослушивании не удавалось не только распознать ее, но и установить сам факт передачи сообщения. Однако некоторые испытуемые после прослушивания слышали во сне голос, узнавали по нему говорившего и понимали смысл произносимой фразы. В данном опыте четко обозначается связь сновидений с возможностями бессознательного.

Попытки объяснить феномены сновидений с позиций рациональности иногда приводили к заблуждениям, длившимся десятилетия. Так, часть научного мира длительное время разделяла теорию Альфреда Маури. Однажды этот ученый увидел сновидение, где его вели на казнь и затем гильотинировали. В тот момент, когда нож гильотины опустился, он проснулся. Это произошло в момент, когда у дивана случайно откинулось изголовье и голова спящего резко изменила положение. Из этого события он сделал вывод, что сновидения являются всего лишь мгновенными разрядами в мозгу, которые при пробуждении мы воспринимаем как длительную последовательность событий. По его мнению, этот разряд произошел тогда, когда изменилось положение головы. Ведь не могло же случиться, уверял он, такого точного совпадения между кратким событием физического мира и длительным развитием сюжета сновидения.

Однако более поздние исследования показали, что сновидения не являются мгновенными разрядами, а имеют длительность от 10 до 40 минут и повторяются несколько раз в течение ночи. Каждый человек за ночь видит несколько снов, хотя чаще всего мы запоминаем только последний. Некоторые люди ошибочно полагают, что вообще не видят снов. Но если их каждый раз будить в момент, который физиологи называют БДГ-фазой (фаза быстрого движения глаз), то они всегда рассказывают об увиденных сновидениях. Тогда получается удивительная вещь: сновидения могут синхронизировать развитие сюжета с внешними событиями. Карл де Прель описал сновидение, в котором он пришел к другу в гости. Комната друга была разделена толстой занавесью на две половины. После долгого разговора друг сказал, что решил, наконец, показать вторую половину комнаты. Он начал поднимать занавес. Ткань издавала шелестящий звук. В это время Карл де Прель проснулся и обнаружил, что его брат шелестит над его ухом лощеной бумагой. Уверен, что некоторые читатели знакомы с подобным явлением. Лично у меня было несколько случаев, когда события сна удивительно точно 1подстраивались под звонок будильника. Сначала это меня удивляло, но потом я понял, что возможности бессознательного не имеют границ.

Поэтому и вещие сны не такое уж невероятное событие. Проблема в том, что современный человек не умеет еще пользоваться возможностями сновидений. Нас этому не учили. Но уже все больше и больше людей начинают понимать и использовать эту часть нашей жизни. В современном западном мире анализ сновидений становится элементом самосовершенствования, частью культурной жизни и является обязательным инструментом в работе психоаналитика. Роберт Мосс в своей книге «Осознанные сновидения» приводит список из более чем двухсот книг на тему анализа сновидений, осознания себя во сне, путешествий вне тела. В них говорится о том, что с помощью сновидений люди входят в иные сферы бытия, приобретают способность осознавать сущность предметов, существ и явлений, решают жизненные вопросы. Предлагается также и много практических методик. Но из всего этого списка лишь около двух десятков книг переведены на русский язык.

Со сновидениями работали все мистические традиции различных культур мира. Но исследование сновидений было доступно не только шаманам и магам. У многих народностей работа со сновидениями считалась неотъемлемой частью жизни каждого человека. У североамериканских индейцев сны рассматривались как источник житейских и духовных советов. В некоторых племенах по утрам традиционно, всем обществом, обсуждались сновидения. Наиболее одаренные сновидящие, те, кто обладал даром пророческих сновидений или даром интерпретации чужих снов, как правило, становились в племени очень уважаемыми людьми. На основании сновидений индейцы совершали важные поступки, отправлялись в путешествия и проводили ритуалы.

Вынашивание сновидений для решения проблем было известно и в Древней Греции, и в Древнем Китае. Инкубационные сны в Египте использовались с 16 века до нашей эры. С помощью сновидений анализировали прошлое, планировали будущее, разбирались в своих желаниях, исцеляли болезни, преодолевали жизненные испытания, искали контакт со своей интуицией.

Известно много случаев, когда по подсказке сновидений делались величайшие научные открытия или писались книги. Менделеев, изучая химические свойства вещества, долго не мог объединить результаты своих наблюдений под общим знаменателем. Но однажды во сне он получил подсказку, на основании которой создал свою знаменитую периодическую таблицу.

Немецкий химик-органик Кекуле долго размышлял о строении органических веществ, пока во сне не увидел шесть змей, лежащих в виде кольца. Благодаря этой подсказке, он предложил формулу бензола из шести атомов углерода, объединенных в кольцо, так называемую циклическую формулу. Это открытие дало мощный толчок развитию химии и химической промышленности, а Кекуле получил Нобелевскую премию.

Элиас Хоув, изобретатель швейной машинки, столкнулся с инженерной проблемой, заключающейся во взаимодействии иглы и челнока. Он довел себя до нервного истощения, пытаясь найти решение. Однажды ему приснился сон, где он был схвачен дикарями, которые посадили его в котел вариться. Когда он пытался выбраться из котла, дикари кололи его копьями и заставляли оставаться в кипящей воде. После пробуждения Хоув вспомнил, что копья имели какую-то странность. Он понял, что наконечник каждого копья имел отверстие. Это и было решение. Размещение отверстия для нити на нижнем конце иглы разрешало все проблемы.

Льюис Стивенсон, английский писатель, часто получал сюжеты своих произведений из снов, в том числе и сюжет известнейшего романа «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

Композитор Вагнер услышал свои знаменитые произведения «Золото Рейна» и «Тристан и Изольда» в сновидениях. Интересна история возникновения «Дьявольских трелей» композитора Джузеппе Тартини. Как-то во сне он руководил оркестром. Тут к нему подошел дьявол и попросил принять его в оркестр. «А ты играть то умеешь?» – спросил Тартини. Дьявол взял скрипку, зашел в оркестровую яму и начал показывать свое мастерство. Эту музыку композитор и записал, когда проснулся. Он говорил, что ему так и не удалось передать всю красоту того, что он слышал. «Дьявольские трели» стали самым исполняемым его произведением. Утверждают, что Юлий Цезарь пересек Рубикон по подсказке сновидений.

Джек Никлаус увидел во сне новый способ обращения с клюшкой, что в дальнейшем помогло ему выиграть чемпионский титул в гольфе.

Рей Хаммерстром, прокатчик сталелитейного завода в Питсбурге, столкнулся с тем, что у первого прокатного стана часто ломался выключатель, управляющий движением проката. Все инженеры, и он в том числе, давно бились над этой проблемой, но не могли ничего исправить. Однажды после обеда он присел, чтобы поспать несколько минут. Перед сном он думал о выключателе. В своем сновидении он увидел безупречную конструкцию приспособления, которым можно было заменить выключатель. Проснувшись, он набросал схему в соответствии с той, что увидел во сне. В итоге он получил крупнейшее вознаграждение, когда-либо выдаваемое сотруднику завода.

Часто записывал и анализировал сны Александр Македонский. Делал он это, видимо, по подсказке своего учителя Аристотеля, у которого среди других трудов есть и три трактата по сновидениям. Подход Аристотеля ко снам сугубо реалистичный. Он отбрасывал любые суеверия, стараясь сохранить не религиозный, а научный подход. Это до сих пор делает его работы достаточно ценными, несмотря на то, что с тех пор прошло уже 24 века.

Занимались истолкованием сновидений Платон, Юлий Цезарь, Наполеон, Рузвельт, Шекспир, Черчилль, Эйнштейн. Томас Эдисон записывал на ночь вопросы, ответы на которые надеялся получить во сне. Личные дневники Толстого и Достоевского изобилуют описаниями снов. Биолог Георг Мендель в сновидении открыл законы наследственности, Александр Флемминг – пенициллин, Рейнольдс – авторучку. Два математических гения 20 века, основатели кибернетики Винер и Нейман, имели привычку класть карандаш и бумагу у изголовья, чтобы использовать образы сновидений в своей работе.

В Древней Греции было построено около 400 храмов бога врачевания Асклепия. После специальных ритуалов желающие излечиться оставались спать в храме, чтобы в сновидении получить указания относительно лечения.

Наши сновидения – это не просто другая реальность, это посредник между сознанием и бессознательным. Сновидения связаны с материальным миром бесконечным количеством проекций. А может быть, наша реальная жизнь – просто долгий сон. Ведь не зря имя «Будда» означает: «Тот, кто проснулся».

Взаимоотношения сна и действительности хорошо отражает притча, рассказанная Идрисом Шахом.

Однажды жарким летним днем двое мужчин, уставших после долгой дороги, присели отдохнуть на берегу реки. Вскоре более молодой из них крепко уснул, приоткрыв рот. И, хотите, верьте, хотите, нет, крошечное создание, по всем признакам похожее на бабочку, вылетело из его рта. Насекомое упорхнуло на речной островок, где, присев на цветок, стало собирать нектар. Потом оно несколько раз облетело свои миниатюрные владения, наслаждаясь солнечным светом и мягким ветерком. Вскоре бабочка встретила другую такую же бабочку, и они закружились в воздухе, словно играя друг с другом.

Затем она вновь присела на тонкий качающийся прутик, а через некоторое время присоединилась к облаку самых разных, больших и маленьких насекомых, весело роившихся около скелета погибшего животного… Прошло несколько минут.

От нечего делать бодрствующий путешественник бросил камешек в воду. Вызванные им волны смыли бабочку. Она чуть не погибла, но, с трудом стряхнув капли с крылышек, все-таки поднялась в воздух. Отчаянно трепеща крылышками, она помчалась обратно ко рту спящего. Но в этот момент его спутник сорвал большой лист и закрыл им его лицо, с любопытством наблюдая за тем, что будет делать бабочка. А бабочка снова и снова билась о препятствие, словно охваченная паникой, пока спящий не начал корчиться и стонать.

Ее мучитель убрал лист, и она молниеносно скользнула меж губ. Как только она оказалась внутри, спящий вздрогнул и сел, проснувшись. Потом он рассказал другу свой сон.

Ты не представляешь, что за ужасный сон мне приснился! Настоящий кошмар! Мне снилось, будто я живу в милом и уютном замке, но мне стало скучно и я решил исследовать мир снаружи.

Какая-то магическая сила перенесла меня в далекую страну, где все было приятным и радостным. Я, например, мог пить из чаши с амброзией столько, сколько хотел. Я познакомился и танцевал с женщиной неповторимой красоты, наслаждаясь вечным летом. Я наслаждался и пировал со множеством друзей и с самыми разными людьми. Так продолжалось много лет, пока не случилась ужасная катастрофа: на землю обрушились исполинские волны. Я весь промок и чуть было не утонул. Я несся обратно к своему замку, но, достигнув его, обнаружил, что гигантский злой джинн закрыл вход огромной зеленой дверью. Я бился об нее снова и снова, но она не поддавалась.

Когда мои силы были уже на исходе, я вспомнил волшебное слово, которое рассеивало злые чары. Как только я его произнес, огромную дверь снесло, словно лист ветром, и я снова попал в свой дом, где зажил в безопасности. Потом я проснулся.

Сновидения, так же, как видения в катарсических техниках психотерапии, отражают в образах и инсценировках психофизиологические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные проблемы. Например, во сне мы иногда не можем сделать простейшие вещи: ускорить шаг, сходить в туалет, преодолеть какой-то страх. Нас затопляет вода из унитаза, мы в очередной раз не успеваем подготовиться к экзаменам или выполнить какие-то детские обязанности. Меня пятнадцать лет, не реже одного раза в месяц, преследовал сон, что я еще служу в армии. Все это – образное отражение внутренних комплексов и неразрешенных подсознательных конфликтов, которые продолжают играть ограничивающую роль в реальной жизни.

Некоторые шаманские традиции утверждают, что любое событие повседневной действительности сначала происходит во сне, а при определенной практике работы со сновидениями мы способны научиться выбирать одно из вероятных будущих событий.

Посредством снов бессознательное символическим образом показывает наши проблемы и пути их разрешения. Образы символические, а эмоции настоящие. Сновидения отражают взаимоотношения нашего внутреннего мира с миром внешним.

Сновидения являются средством, с помощью которого бессознательное пытается связаться с нами, но, так как оно непознаваемо разумом, ему приходится проявлять себя через язык символов. Сны не пытаются запутать нас, они делают все, что в их силах, чтобы выразить невыразимое. Ведь непознанное может быть объяснено только в терминах познанного. Иногда это делается так хитроумно, что многие сновидения можно воспринимать как шедевры. Работа со снами позволяет установить контакт между разумом и бессознательным, получить информацию из не-познанного и реализовать ее практически на физическом и социальном планах. «Сновидения – вот реактивный самолет магов». (К. Кастанеда.)

Записывая сновидение для анализа, желательно отмечать самые мелкие подробности, с первого взгляда не имеющие отношения к основному сюжету сна. В них обычно и кроются подсказки. Очень часто в основном сюжете содержится проблема, а в мелочах – подсказки к ее решению. И всегда нужно обращать внимание на эмоции и чувства, сопровождающие сновидение. Это главное. Объяснять основные принципы работы со снами я буду на примере недавнего сновидения моего друга. Естественно, с его разрешения.

Вот сон моего друга Олега:

«Как-то во сне я собрался лететь куда-то самолетом. Аэропорт в сновидении состоял из огромного асфальтированного поля со взлетно-посадочными полосами и нескольких одиноких зданий, стоящих на значительном расстоянии друг от друга.

В какой-то момент я обнаружил себя гуляющим между зданиями. В это время до меня донеслась информация, что группа, с которой я лечу, отправляется на регистрацию для посадки в самолет. Я бегом кинулся к своему автобусу, но он быстро уехал, оставив только черный дымный след. Я попытался за ним бежать, но не смог его догнать. Здесь моя эмоциональная проблема заключалась в том, что я чувствовал сильную потребность во что бы то ни стало найти свою группу.

Я напряженно искал нужное здание, но тут случайно обратил внимание на посадку какого-то самолета. Внутренним чувством я знал, что в самолете сидит только один пассажир. Через некоторое время после того, как он приземлился, я увидел, что этого пассажира посадили в лимузин с мигалками и вывезли с территории аэропорта. Это был то ли большой политик, то ли крупный бизнесмен. После долгих скитаний по полю, с тяжелым чувством, что я катастрофически опаздываю, я добрался до здания, которое, как мне казалось, было мне нужно. Я надеялся, что здесь будет регистрация и сюда прибудет моя группа. По пути я зачем-то купил пластмассовый макет автомата Калашникова, ничем внешне не отличавшийся от настоящего.

Кроме того, я каким-то образом узнал, что к нашей группе хочет присоединиться бывший ее член, а теперь опасный преступник, чтобы улететь вместе с нами. Руководитель группы сообщил об этом в спецслужбы. Тут к зданию подъехал автобус. Я увидел, что это моя группа. Пока я подходил к автобусу, на меня очень внимательно смотрели двое ребят в джинсах и майках. Я понял, что это представители спецслужб, ожидающие преступника. Я был не тот, кто им нужен, но, когда заходил в здание, услышал, как они обсуждали, не застрелить ли меня прямо сейчас. Решили этого не делать. Группа стала в очередь на регистрацию, но тут выяснилось, что у меня нет ни паспорта, ни денег, ни сумки с вещами. Я мучительно пытался вспомнить, где оставил сумку. То ли в автобусе, то ли забыл на улице во время моих переходов. Но никому нет дела до моих проблем, хотя из вежливости кто-то предложил поискать в автобусе. Когда я подходил к автобусу, мне было приятно, что на мне автомат, который со стороны выглядит, как настоящий, и что на меня смотрят, и что я выгляжу с этим автоматом мужественно и привлекательно. Мне хотелось, чтобы на меня смотрели и чтобы я нравился. Поиски вещей ни к чему не привели.

Автобус внутри был обжитой и уютный. Мне почему-то тяжело было осознавать, что в то время, когда я неприкаянно суетился на улице в поисках своей группы, пассажиры автобуса спокойно, уверенно и уютно, не проявляя никаких усилий, ни о чем не заботясь и даже наслаждаясь, ехали на посадку в самолет. Там были кожаные диваны, брошенные на спинку дивана колготки, упаковка от сникерсов. Все это указывало на домашнюю обстановку. А я всего этого был лишен. Пассажиры и сейчас спокойно готовились в полет, стоя в очереди на регистрацию, а я снова испытывал мучительное чувство от потери сумки с вещами. Кроме того, я знал, что без вещей мне не улететь, что тоже было мучительно. Я проснулся с этим чувством».

Олег говорил: «Пробуждение не принесло облегчения, неприятные ощущения в душе оставались. Я узнал эти эмоции и понял, что они преследуют меня всю мою жизнь и в настоящий период играют в ней важную роль. Таким образом, сон высветил две яркие эмоции. Во-первых, чувство, что от меня ускользает что-то значимое для меня, что-то, что другие имеют без напряжения, и, одновременно, страх отстать, который заставлял догонять и суетиться. Не догоню автобус – не улечу. Не останусь членом группы – пропаду. А это казалось таким важным! Во-вторых, очень неприятное чувство потери вещей, их отсутствия, что напоминает по ощущению потерю безопасности или уверенности в будущем. И одиночество».

Сон показывает именно те эмоции, которые в данный момент являются причинами сегодняшней жизненной ситуации и выражают тот конфликт, разрешение которого приведет к решению проблемы в реальности. «Сначала я провел с этими эмоциями самокатарсис. Я начал работать с ними, наблюдать за ними, как за энергией. Сон сделал их явственными, поэтому попасть в них было легко». Обычно острота эмоций сохраняется в течение двух-трех часов после сновидения, поэтому сразу после сна можно легко вновь их испытать. Затем они уходят глубже и ощутить их уже труднее.

«Самокатарсис на этот раз не принес облегчения. В тот же день я добавил ребефинг. Это тоже не помогло. Видимо, данным сном были затронуты слишком глубинные проблемы, влияющие на все периоды моей жизни. Во время ребефинга удалось только вспомнить несколько эпизодов детства, когда я испытывал подобные эмоции. Но чувствовалось, что напряжение не разрядилось». (О техниках ребефинга и катарсиса читайте в первой книге «Управление реальностью» – А.Н.)

Более эффективным способом проработки является анализ сновидений по методу Юнга. Олег воспользовался им для дальнейшей работы».

Данная методика включает четыре фазы.

Поиск ассоциаций.

2. Поиск взаимосвязей. (Связь образов сна с его сюжетом и с событиями реальной жизни.)

3. Толкование. (Создание девиза сна.)

4. Отправление ритуалов. (Синхронизация символизма сновидения с символизмом текущего тоннеля реальности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)