|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Это сердце всегда полно страха,Ум постоянно в опасениях, Существует ли жизнь, свободная от тревог, Сообщи мне это в ответ на мой вопрос. Это стихотворение написано 2500 лет назад, и с тех пор человек не изменился. Каждый день мы испытываем негативные ощущения. Жизненные проблемы и неудачи, болезни, потеря контроля над событиями, бедность, уязвленное самолюбие, ненависть. Проиграть, потерпеть неудачу, испытать унижение, оказавшись дураком в чужих глазах, испытать гнев, зависть, стыд, страх, дискомфорт при общении, боль в теле – со всем этим медитирующий работает. Когда страшно или больно и все внутри кричит: «действуй, убегай, прячься, уничтожь источник боли», ты остаешься бдительным и работаешь со своими страхами, пропускаешь их сквозь себя, смотришь им в глаза. Все эти ощущения прорабатываются как энергия. Вы начнете обнаруживать, что многие эмоциональные проблемы являются блокировками энергии в различных частях тела. «В европейском членстве мир построен в основном из того, что глаза сообщают уму. В магии все тело служит рецептором. Наши глаза питают наш рассудок. Согласно магии, эта ноша не является необходимой. Мы познаем всем телом. Надо настроить и привести в порядок тело так, чтобы сделать его хорошим рецептором. Тело – это сознание, и с ним надо обращаться безупречно». (Кастанеда.) Самвел Гарибян, обладатель самой сильной в мире памяти, что подтверждает книга Гиннеса, проводит семинары для желающих развить способности к запоминанию. Свое выступление он начинает с вопроса: «Вы знаете, сколько весит мой мозг?» И сам на него отвечает: «Мой мозг весит 82 килограмма, потому что я думаю всем телом». На определенном этапе основным понятием в практике становится бдительность. Следует постоянно быть начеку, чтобы не отождествляться, оставаясь лишь наблюдателем энергии, сторонним наблюдателем за своими реакциями, и не возобновлять мысленный диалог. Мыслящий человек может спросить: «Хорошо, мы будем работать со страхами, неудовлетворенностью, самолюбием и болью во внутреннем пространстве, со всем тем, что заставляет нас действовать в жизни; ничего не будем делать во внешнем мире, наши дети пусть остаются нищими, самому умирать с голоду, но если от этого будешь страдать, испытывать страх смерти и чувство вины, то просто наблюдай за страданиями и прорабатывай их внутри себя. Так что ли?» «Причем здесь вера? Ведь нельзя же не жить». (Кафка.) Вот тут мы подходим к основному вопросу всех религий, философий и мистических учений. Это вопрос противоречия между необходимостью деятельности и освобождением от мотивов деятельности. В буддизме этот принцип называется деяние в недеянии, у Толтеков – контролируемая глупость, у индусов – бхакти, деятельность, очищенная от сознания. Именно этот принцип пытаются объяснить американские технологи успеха, когда говорят «Относись к жизни искренне, но не воспринимай ее всерьез».
ГЛАВА ПЯТАЯ ДЕЯНИЕ В НЕДЕЯНИИ
Мудрецы отказываются от знаний – почему ложь служит истине – от беседы Кришны и Арджуны волосы встают дыбом – формирование намерения – орлята учатся летать – иногда полезно не думать – 7 правил воина
Деяние в недеянии – краеугольный камень любого учения. Поскольку это понятие затрагивает все парадоксы физического мира, его нельзя объяснить в последователь-ном, логически-понятийном, линейном изложении. Поэтому данная глава состоит из нескольких разрозненных фрагментов. Каждому фрагменту я дал отдельное название. Если вы обнаружите, что мысли, представленные в одном фрагменте, противоречат мыслям из другого фрагмента, значит, вы на правильном пути к пониманию принципа деяния в недеянии. Одновременное восприятие взаимоисключающих истин приводит к пониманию их на более высоком уровне. «Свойства системы не могут быть поняты из нее самой, а только с позиций системы более высокого уровня». (Теорема Геделя.) Это похоже на процесс рассматривания куба, на каждой грани которого нанесен какой-либо отдельный рисунок. Мы никак не можем увидеть все рисунки одновременно. Мы можем только поворачивать куб и рассматривать их по очереди. И только после этого у нас создается общее впечатление о всей той информации, которую несут рисунки на гранях куба. Таким образом, эта глава представляет собой нечто вроде буддистского коана. Хороший коан, как и жизненная задача, заменяет целые тома философии. Одним из лучших коанов для совершенствующегося в духе является парадокс Зенона: «Если Бог всемогущ, может ли он создать скалу, которую сам не сможет поднять?» Принцип деяния в недеянии перекликается со всеми темами, рассматриваемыми ранее. Поэтому прошу простить за повторения, избежать которых не представлялось возможным. Фрагмент первый. Несколько дополнительных замечаний о невозможности логического объяснения парадоксальных истин. «О, вступившие на Путь, воистину трудно быть верным самому себе. Истина Будды темна и бездонна, но, будучи понята, как она легка! Я провел весь день, рассказывая людям об Истине, но слушатели до сих пор пребывают в полнейшем неведении. Люди, ущербные в вере, стремятся постигнуть Истину посредством слов. Полжизни растрачивают они, нося от одних дверей к другим безжизненные трупы учений, наполненных словами. Владыка подземного мира спросит с них за все впустую стоптанные сандалии». (Дзен-буддизм.) У человека несколько центров осознания, и разум только один из них. «Что касается любого учения, провозглашающего полную истину, то знай, что истина невыразима». (Алмазная сутра.) Именно поэтому любая философия, избегающая неопределенности, будет ущербна. А любые психотехники могут тогда только считаться высокотехнологичными, когда используют бессознательное и интуицию. Принцип деяния в недеянии, как и другие сложные феномены, присущие природе человека, должен передаваться не только в пределах интеллекта, но и дополняться чувственным восприятием. Смогут ли слова передать знания, полученные чувственно? Сумеете ли вы слепому объяснить, что такое голубой или красный цвет? Кто-то подсчитал, что для того, чтобы описать словами один час игры в футбол, понадобится 250 лет. Но будут ли слова соответствовать непосредственному восприятию? Так и с чувственным познанием Истины: мы не имеем еще тех органов чувств, которыми могли бы полностью ее осознать, а тем более описать словами. «Знания и рассуждения не приносят постижения. Муд-рецы решили отказаться от них». (Дзен-буддизм.) «Но прежде всего, не теряйся из-за того, что не можешь описать это событие. Оно за пределами синтаксиса нашего языка». (Кастанеда.) «Нельзя обрести знание этого принципа, просто беседуя о нем, его можно пережить в своем внутреннем я». «Век живи, век учись – дураком помрешь». (Русская пословица.) «Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем». «Нельзя выпить слово вода». «Не все вмещают слово мое». (Матф. 19:11.) «Любой крупный ученый должен уметь доказать все, что угодно, в том числе и совершенно обратное тому, что он только что доказал. Большие истины всегда содержат в себе два абсолютно противоположных утверждения». (Д.В. Кандыба.) Фрагмент второй. Любой аспект физического мира в своем линейном пределе переходит в противоположность. Мы знаем: ничто в физическом мире не может существовать без своей противоположности, и ничто не может восприниматься без сравнения с чем-либо другим. Более того, любое качество при полной реализации переходит в свое отрицание. В Древней Греции существовало философское течение эсхатология, которое утверждало, что доведение любого свойства до крайности приводит к отрицанию данного свойства. Даже принципиальные различия межу духом и материей, в пределе изучения каждого из аспектов, обнаруживают постепенный переход одного в другое. Можно сказать, что бессмысленна сама идея быть духовным, ибо мы и так дух. «Кто познает только дух – невежда. Кто познает только материю – невежда». (Будда.) Единство и борьба противоположностей является главным свойством материального мира и человеческого сознания. «Война – это мир, свобода – это рабство, незнание –сила». (Оруэлл.) «Абсолютное право становится абсолютным беспра-вием, поэтому следуйте не только букве закона, но и духу его». (Римское право.) «Очень печально, что стремление людей уменьшить зло порождает так много нового зла». (Г. Лихтенберг.) «Благими намерениями вымощена дорога в ад». «Мои недостатки – продолжение моих достоинств». «То, что раньше нас продвигало, вскоре начинает нас ограничивать». «То, что сжимают – расширяется, что ослабляют –укрепляется, что уничтожают – расцветает, кто хочет отнять у другого – непременно потеряет». (Лао-Цзы.) «Богословы пытаются изобрести мир, где нет места горестям и страданиям, а значит, нет места чувственным наслаждениям. Пресный мир, разве это рай?» «Ни насыщение, ни голод, и ничто другое не хорошо, если преступает меру природы». (Гиппократ.) «Сила несет в себе слабость, если она чрезмерна». «Страсти без конца осуждают, им приписывают все человеческие несчастья и при этом забывают, что они являются источником всех человеческих радостей». (Дидро.) «Тот, кто породил тебя, породил и радости твои, и то, что ты проклинаешь. И то, и другое необходимо, согласно его законам. Целостность мира будет нарушена, если ты посягнешь на что-то в нем. А ты это неизбежно сделаешь, будь у тебя достаточно власти. Только тому будет дана такая власть, кто сможет принять до сих пор неприемлемое, а также не привяжется к сладким ощущениям бога, испытав их». (Марк Аврелий.) «Говорят, деньги – корень всех бед; то же можно сказать и про отсутствие денег». (Батлер.) «Жизнь – это материя, в которой мы непременно запутаемся, если будем рассуждать о ней слишком много или слишком мало». (Батлер.) «Болезнь, боль и страдания – важнейший источник духовности». (Кафка.) «Все, в том числе и ложь, служит истине». (Кафка.) Эти парадоксы – цена, которую следует платить за наше воплощение в форме наделенных сознанием существ, которые неизбежно делят реальность на объекты и видят себя как нечто отличное от мира. Каждое явление жизни существует только благодаря другому. Разве можно познать победу без борьбы, ощущать себя богатым, когда не существует бедных, понять смысл наслаждения без страданий, наслаждаться здоровьем, не пережив болезни. Только сравнение дает нам осознание реальности, и оно же приносит нам страдания. Но мы часто принимаем одну сторону и хотим избавиться от ее противоположности. Мы считаем противостоящую часть дуальной пары за помеху, за препятствия. Это заставляет нас страдать – препятствия делают нас несчастными. А правильно ли это? К чему приведет беспрепятственная реализация нашего желания? Удовольствие от утоления голода при неумеренности переходит в страдание от обжорства. Это в лучшем случае. Возьмем физиологию. К каждому внутреннему органу подходит пара нервов. Один нерв отвечает за усиление функциональных процессов, другой за ослабление. Пропуская электрический импульс по одному нерву, мы можем поднять интенсивность деятельности любого органа до максимального уровня, а пропуская импульс по другому – полностью прекратить его функционирование. В здоровом организме эта пара нервов находится в тончайшем равновесии. В зависимости от изменяющихся условий, это равновесие колеблется в ту или иную сторону. При необходимости сердечный ритм ускоряется или замедляется, активность желудка, печени и кишечника усиливается или затухает. На физическую нагрузку, эмоции, болезни, влияния внешней среды подобным образом реагируют все системы организма. Но после максимального функционирования необходим отдых, иначе наступит истощение. С другой стороны, полное прекращение деятельности на длительное время приводит к атрофии органа. Чтобы орган продолжал нормально функционировать, ему необходима нагрузка. Другими словами, после работы необходимо отдыхать, но надо знать меру. Немецкие и американские ученые обнаружили, что после двухнедельного отпуска IQ снижается на 20 %. Для полноценной работы организма использование противоположных качеств, как видим, необходимо. Надо отметить и то, что качество, полезное в одних условиях, становится вредным при других обстоятельствах. Физиологическая реакция страха, например, очень полезна для выживания. При страхе повышается свертываемость крови, учащается сердцебиение, происходит освобождение кишечника и мочевого пузыря. В джунглях это поможет выжить, а на школьном экзамене? Интересно также рассмотреть работу мышц-антагонис-тов. Сгибатели и разгибатели работают в противоположных направлениях. Отсутствие их согласования – это отсутствие управления телом. И только их тончайшее взаимодействие приводит ко всему многообразию движений, начиная от ходьбы и бега и заканчивая сложнейшими номерами гимнастов, грациозными движениями танцовщицы, мастерством рук пианиста или рабочего. Работу мышц-антагонистов мы можем брать за пример всегда, когда обсуждаем вопросы сочетания труда и отдыха, активности и пассивности, интересы мужа или жены в семье, личных интересов и морали, даже добра и зла. Здесь мы увидим бесконечные типы сочетаний и весь диапазон силы напряжений. Муж и жена всегда спорили по поводу расходования денег. Она обвиняла его в скупости, а он ее – в расточительности. И каждый находил своему поведению убедительные оправдания. Наконец, устав от споров, они обратились к мудрецу, чтобы он помог решить, кто из них прав. Мудрец показал им открытую ладонь и спросил: «Как вы назовете человека, у которого ладонь не сгибается?» «Инвалид» – ответили супруги. Тогда мудрец показал им сжатый кулак: «А так?» «Тоже инвалид» – ответили муж и жена. И через мгновение все поняли. (Лавский.) А сколько людей мечтает о безграничной свободе и вечном счастье. Допустим, приятные события породят ощущение счастья. Но если эти события будут происходить постоянно, это повысит уровень наших ожиданий и нам все труднее будет получать ощущение счастья от событий одного уровня. «Такова природа человека, что за первый твой подарок он падает перед тобой ниц, за второй – целует руки, за третий – подлизывается, за четвертый – лишь кивает головой один раз, за пятый – становится фамильярным, за шестой – оскорбляет тебя, за седьмой – судится с тобой за то, что ты дал недостаточно». (Гурджиев.) Мы повышаем уровень наших запросов и страдаем, если не получаем желаемого. Таким образом, предыдущее счастье стало причиной нового несчастья. Чтобы остаться на том же уровне удовлетворения, надо напрягаться все сильнее. А несчастья, наоборот, снижают уровень притязаний так, что человек может быть счастлив уже от самой малости. Так что для частого ощущения счастья необходимо так же часто быть несчастным. «Всегда наслаждаться – это значит вовсе не наслаждаться». (Вольтер.) «Счастье, как и здоровье; если их не замечаешь, значит, они есть». (Тургенев.) «Свободу невозможно определить из самой себя, она существует только как отрицание препятствия». «Удовольствие состоит только в прекращении всякого страдания». «Клиент больше доволен не тогда, когда его просто хорошо обслуживают, а тогда, когда он получает больше, чем ожидал». (Форд.) Свобода – это миф. Птица в полете не свободна от законов аэродинамики, желающий иметь раба не свободен от того, чтобы не кормить его. Желающий властвовать над народом не свободен от того, чтобы потакать его потребностям. Чтобы быть свободным, необходимо подчиниться законам более высокого уровня. Чтобы получить свободу на высоком уровне, надо стать зависимым от требований еще более высокого уровня. В воспитании детей, как мы помним, постоянное потакание ребенку, как и политика тирании, строгости и ограничений, одинаково приводят к формированию ущербности его личности. В этом плане я всегда вспоминаю дочку Онассиса – самого богатого человека в мире в середине прошлого века. У нее было все, в ее честь даже назывались корабли. Но в возрасте двадцати восьми лет она покончила жизнь самоубийством. «Привилегии рождения губительны, нужен великий стимул». (Ницше.) Перейдем к социальным законам. Излишний контроль государства ослабляет экономику, но отсутствие контроля ослабляет государство. Только тонкое сочетание свободы и контроля сделает государство сильным. Около двадцати лет назад в Италии развернулась кампания против коррупции. Экономическую деятельность, решения чиновников и совершение сделок стали жестко контролировать. Усилили наказания за нарушение законов. В итоге все стали бояться работать. Экономика резко пошла вниз. Правительству пришлось вернуться к более либеральной политике. Конечно, при ней процент незаконных сделок высок, но зато все работает. Экономика взаимосвязана. Незаконно заработанные деньги все равно участвуют в обороте, производстве, занятости населения, тесно сплетаясь с законной экономической деятельностью и являясь важной частью общегосударственного оборота. В то же время нельзя дать полную свободу, так как ничем не ограниченные частные интересы разрушат государство изнутри, и общественное богатство поделят между собой преуспевающие и наглые авантюристы. Государство и личность необходимы друг другу, при этом их интересы часто вступают в конфликт. Вспомним кармические законы. Допустим, сегодня ты в чем-то победил, и ты наслаждаешься. Проигравший страдает. Тогда в следующей жизни, наоборот, тебе придется пострадать в качестве проигравшего. Это поможет стать победителем в третьей жизни, чтобы снова быть проигравшим в четвертой. И так бесконечно? Где же смысл? Замкнутый круг. От непонимания того, что все переходит в свою противоположность, многие впадают в заблуждение. Подобно персонажам Уильяма Джеймса в книге «Многообразие религиозного опыта». «Величайшим утешением монашеской жизни, – говорит один выдающийся иезуит, – служит убеждение, что, повинуясь другому, мы не можем совершить ошибку. Ваш начальник может ошибаться, приказывая вам сделать то или другое, но у вас есть уверенность, что, повинуясь ему, вы свободны от ошибки, потому что Бог спросит у вас только, исполнили ли вы как следует его приказание. И если вы будете в состоянии дать в этом отношении удовлетворительный отчет, вы совершенно свободны от ответственности. Правильно ли вы поступили или вам следовало бы поступить иначе, это будут спрашиваться не с вас, а с вашего начальства. Раз вы совершили то, что вам было назначено, Бог снимет с вас ответственность за ваш поступок и возложит ее на вашего начальника. И святой Иероним был вполне прав, восхваляя в следующих словах преимущество послушания: «Какая безбрежная свобода! Какое блаженное ощущение уверенности, при которой человек делается почти безгрешным!» Святой Иоанн Климах придерживается того же мнения относительно послушания, называя его оправданием перед Господом. Поистине завидный удел – переплыть бушующее море на плечах и руках другого человека, и милость эта даруется Богом только тем, кто принял обет послушания». Как незаметно смирение из духовного упражнения превращается в обыденный уход от ответственности. Следуя такой логике, все подсудимые – нацистские преступники на Нюрнбергском процессе в 1945 году – были невинны. Ведь своим основным оправданием они считали то, что выполняли приказ. Значит, эти «святые», считавшие духовным ростом умение переплыть бушующее море на руках и плечах другого человека, в других исторических условиях вполне могли стать основателями концлагерей и нацистскими министрами. А последних обвиняли, ни много ни мало, в преступлениях против человечества. Пока у подчиняющегося есть свобода выбора между неповиновением и смирением, он несет ту же ответственность, что и его начальник. Гессе являлся начальником концентрационного лагеря Освенцим. Он всегда старался быть исполнительным человеком. Сначала он слушался своих родителей, а затем и своих начальников. Исполнительность была его сильным качеством. Именно исполнительность и высокая ответственность заставила его сделать Освенцим безупречным предприятием по уничтожению человека. «Как это трагично; я, от природы спокойный, добродушный и всегда отзывчивый, стал величайшим убийцей», – писал он в тюрьме. Недавно разговаривал с другом. Он подарил бывшей жене машину, через месяц она сбила ребенка. «Она на меня сильно давила психологически, – говорит он, – требовала, изматывала нервы. Я подумал, что, отдавая машину, освобождаюсь от привязки к собственности и, делая доброе дело, зарабатываю хорошую карму. Другой бы человек злорадствовал после аварии, я же переживал. Получается, что я сделал не добро, а зло. Следовательно, терпеть ее недовольство, чувствовать себя плохим, не отдавать ей машину было бы лучшим и для меня, и для нее. Тогда в плохом поступке, в жадности и заключается истинная святость и доброта». «Во многой мудрости много печали». Или поразмышляем о сложности выбора по мотивам книг одного из наиболее выдающихся российских исследователей сознания С.Н. Лазарева «Диагностика кармы». «Сначала отработайте тему гордыни, пройдите по жизни, сохраняя любовь. Примите крах вашей судьбы, воли, способности и возможности управлять. Почувствовали, отпустило, переходите к теме ревности. Крах отношений, измены, унижение желаний». Логически продолжаю. Научитесь сохранять любовь, когда вас убивают, насилуют ваших жену и детей. Готовы отрабатывать гордыню до этого уровня? В линейности не найдем ответа. Смирение становится потаканием злу. Все превращается в свою противоположность, когда уровень силы не соответствует уровню поставленной задачи. «Больше еды – вместо здоровья болезнь, больше тренировок – вместо рекордов инвалидность, хотели чайку попить и воду вскипятить – она вся выкипела». (Веллер.) Фрагмент третий. Деятельность в физическом мире необходима, но любые мотивы этой деятельности по большому счету бессмысленны. Желание это и мотив нашей деятельности, и проклятие нашего существования. Мы хотим освободиться от неудовлетворенности, от страхов. А именно они и являются главными мотиваторами для наших действий. Нет мотива – нет деятельности. Отсутствие деятельности приводит к снижению уровня выживаемости, вплоть до смерти. Одновременно в задачу каждого живого существа входит максимальное повышение уровня выживаемости. В пределе любому нашему выбору невозможно найти смысл при помощи чистой логики. «Куда? Зачем? Для чего? В чем смысл двигателя внутреннего сгорания? Из банки бензина выделяется куча энергии, она может совершать работу. В чем смысл этой работы? Автомобиль может двигаться быстрей и на большее расстояние. В чем смысл такого передвижения? Гора кирпичей будет перемещена быстро и легко, всего одним человеком. В чем смысл этой перевозки? Рабочие быстро построят огромный дом. В чем смысл этого строительства? Сто семей будут жить в комфорте. В чем… и так далее, и так далее, и все они умрут. Вот черт! Так на хрена нам этот двигатель и эти кирпичи… Просто пожить послаще и все? Так зачем мы тогда мучились, любили, работали, квартиры украшали, детей растили, если конец один?» (Веллер.) Все стремления жизни при глубоком анализе выглядят полной нелепостью. «Кто не замечает суеты мира, тот суетен сам». (Паскаль.) Поэтому любое интеллектуальное обоснование мотивации будет ущербно. Действительно, наш ум не может представить себе активность без желания и проявление усилий без мотива. Страсти, чувства и ощущения – единственные мотиваторы, доводы которых неоспоримы, но от них надо отвязываться. Чем же руководствоваться? Ведь если лишены смысла победы и поражения, лишены смысла и поступки. Больной перед операцией: «Доктор, я буду жить?» Доктор: «А смысл?». Об этом парадоксе повествует Бхагават-гита, памятник древнеиндийской культуры. «И Арджуна увидел в обеих армиях своих отцов, дедов, учителей, дядей по матери, братьев, сыновей, внуков, друзей, а также тестей и благожелателей. «Что может принести мне эта битва, где погибнут все мои сородичи? Такой ценой, о, Кришна, как я могу желать победы в ней, надеяться на царство и радости, которое оно мне принесет? О Говинда, зачем мне царства, счастье и даже сама жизнь, если те, ради кого мы могли бы этого желать, выстроены сейчас против нас в боевом порядке на этом поле? О Ты, поддерживающий жизнь во всех твоих созданиях, я не готов сражаться с ними, даже в обмен на все три мира, не то что за эту землю. Какую радость принесет нам убийство сыновей Дхритаташтры? Лучше жить нищенствуя, нежели существовать ценою гибели великих душ, моих учителей. Пусть ими овладела мирская корысть, они все равно остаются моими учителями. Если они будут убиты, все наши радости будут окрашены кровью. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |