АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Приглашение бессознательного

Читайте также:
  1. Неожиданное приглашение
  2. Понимание бессознательного К.Юнгом. Архетипы бессознательного.
  3. Приглашение
  4. Приглашение как жанр PR-текста
  5. Приглашение конкретный адрес и обращение к адресату.
  6. Приглашение, назначение и замена защитника
  7. Приглашение, назначение, замена.

Диалог и ощущения.

Этика энергетических взаимодействий.

Ритуал.

*****

Первая фаза. Приглашение бессознательного.

Существует несколько вариантов включения в активное воображение. Можно просто освободить ум, наблюдать за внутренним пространством и ожидать. Начинать работать с тем, что появится. Как писательница Э. Блайтон: «На несколько минут я закрывала глаза и делала свой ум пустым и ждущим и тогда… мои персонажи возникали перед моим внутренним взором. Я не знала, что именно кто-нибудь из них скажет или сделает. У меня была счастливая возможность: сочинять историю и одновременно ее читать. И я подумала: «Думай я хоть сто лет, я не смогла бы придумать такого». А потом подумала: «Хорошо, ну а кто же тогда все это придумал?» Российская писательница Дарья Донцова, автор нескольких десятков популярных романов, пользуется тем же способом: «Наверное, в ваших глазах я сейчас буду выглядеть психопаткой. На самом деле, передо мной просто несется картинка. Герои сами ссорятся, знакомятся, влюбляются. Я только записываю то, что вижу». С помощью активного воображения можно вернуться в сон, который вы видели ночью, заново пообщаться с участниками сна, разрядить негативную эмоцию сна, попытаться изменить сюжет (если не возникает внутреннего сопротивления) либо просто получить дополнительные сведения для анализа. Сразу после пробуждения вхождение в энергетические области последнего сновидения происходит очень легко.

Можно просто придумать произвольный мир, в который вы будете регулярно мысленно возвращаться, и в который будут постепенно вовлекаться ваши внутренние персонажи.

Полезно обращаться к бессознательному с помощью вопросов: «Что мне следует делать? Чего я хочу? Как решить какую-либо проблему? Как вести себя на завтрашней встрече? Как поступить в той или иной ситуации?» И наблюдать за ответом бессознательного, разбираться с ощущениями, интерпретировать их, анализировать, вступать в общение и разрешать в символической форме внутренние конфликты.

Входить в активное воображение можно с помощью различных органов чувств. «Четыре года назад я не мог увидеть ни одного образа. Я думал, что люди обманывают, говоря, что им помогает направленная визуализация. У меня и мысли не было о том, что они видят картины. Конечно, когда я впервые пытался создавать образы, я пошел тем же путем, что и все люди, которые испытывают трудности в этом плане. Они говорят себе: «Ну, еще упорнее смотри на это!» Конечно, чем больше я говорю себе и чем больше чувств я испытываю, тем менее я способен что-либо увидеть. Я выучился делать это по принципу наложения: беря чувство или звук, а потом добавляя к этому визуальное измерение!». (Бендлер, Гриндер.)

Вы можете использовать принцип наложения, чтобы натренироваться. Допустим, у вас хорошо развита тактильная система, но вы совершенно не можете визуализировать. Тогда представляйте себе, какова на ощупь кора дерева. Тактильно исследуйте ее, пока не получите хорошую галлюцинацию на коже пальцев. Затем визуализируйте вашу руку и посмотрите на нее, пытаясь увидеть, как выглядит кора дерева, базируясь на тактильных ощущениях (мягкости или твердости, шершавости или гладкости, температуры). Если же вы, наоборот, легко визуализируете и хотите развить звуковое восприятие, вы можете увидеть машину, заворачивающую за угол, а затем попытаться услышать соответствующие звуки.

Вторая фаза. Диалог и ощущения.

Нам не следует руководить внутренними личностями и происходящими событиями, мы должны следовать им. Не надо пытаться определить или предсказать, что произойдет или будет сказано, пока этого не случится. Никогда не следует работать по заранее написанному сценарию. Погружаясь в воображение, мы не можем знать, как поведет себя и что скажет внутренний персонаж. Сценарий сам разворачивается в глубинах бессознательного и иногда приносит нам сюрпризы и неожиданности. Необходимо дать внутренним фигурам жить своей жизнью. Слушать и наблюдать. Запишите диалоги, пожелания, споры участников событий, все перипетии внутренних путешествий и приключений. Обращайте особое внимание на ощущения. Вы должны ощущать чувства персонажей так же явственно, как свои собственные.

Важное замечание. Создание образов – процесс бесконечный. Сначала мы визуализируем какие-то эмоции, персонифицируем их, то есть начинаем воспринимать их в виде сущностей и образов. Затем между внутренними персонажами возникает общение, они сами начинают испытывать эмоции, которые мы снова можем персонифицировать. Появляются новые сущности. И так далее. Не стоит увлекаться, необходимо держаться золотой середины между удержанием первоначально возникающих образов и необходимыми более глубокими включениями, если этого требует ситуация. Придерживайтесь того образа, что появился первым. Сюжет должен быть закончен, начиная от завязки, проходя через конфликт к гармонизации, к выводу и разрядке. Не позволяйте разуму часто перескакивать на другие образы, которых в процессе внутренней работы появляется достаточно много. Вы работаете со своим первоначальным ощущением так же, как психоаналитик работает со своим пациентом: следуете за его подсказками и ассоциациями, но не забываете о цели, придерживаетесь направления. В противном случае каждая промежуточная эмоция стремится превратиться в основную сущность. «Стремясь к средствам, не забывайте о цели».

Легендарный психотерапевт Милтон Эриксон образно описал этот процесс так. «Однажды я возвращался из колледжа и вслед за нашей компанией на фермерский двор забрел чей-то потерянный конь, видимо, в поисках воды. Конь был весь в поту. Фермер сказал, что это не его конь, и мы привязали его в углу. На нем была уздечка, я сел на него и сказал «Но», и повернул его головой к дороге. Я не знал, какое направление правильное. И конь потрусил и поскакал галопом по дороге. Временами он забывал, что надо бежать по дороге и сворачивал в поле. Тогда я тянул его немного за повод и обращал его внимание на тот факт, что дорога была там, где и ему надо быть. Наконец, через 231 четыре мили конь повернул в фермерский двор и фермер сказал: «Вот как ты вернулся! Как вы узнали, что ему нужно сюда?» Я сказал: «Я не знал. Конь знал. Я просто обращал его внимание на дорогу». Так мы работаем: необходимо удерживать направление, одновременно позволяя бессознательному свободно самовыражаться. В самом правильном исполнении активное воображение не должно плодить лишних сущностей, а работать только с теми персонажами, которые могут принести из бессознательного нужные ответы на наши сегодняшние вопросы.

Активное воображение отличается от позитивного программирования. В своем коммерческом виде методики самопрограммирования потакают нашему Эго (эгоистичному сознанию). Они создают впечатление, что человек сам контролирует и направляет свою жизнь. Публике это нравится; людям нравится думать, что они обладают свободой действий. Бессознательное программируется на выполнение команд осознающего разума. Вы закрываете глаза и представляете, что вам хочется: новую машину, новую должность, новый дом или более высокую зарплату. И вы представляете это. Либо представляете себя обладающим определенными качествами: стройным, привлекательным, энергичным, уверенным и тому подобное. Другими словами, хотите сделать идеальным себя или свою жизнь. Вы пытаетесь изменить свою судьбу, затрагивая глубинные основы психики, и при этом совершенно не желая замечать других аспектов своей личности, находящихся в этих глубинах. В этом случае, как правило, желаемые позитивные образы не становятся реальностью, а мечты так и остаются мечтами. «Мечты, мечты, где ваша сладость? Ушли мечты, осталась гадость!»

Активное воображение строится на более всеобъемлющем представлении о человеке и Вселенной. Бессознательное обладает собственной мудростью, своей точкой зрения, которая более реалистична, чем узкое понимание Эго. Цель – не программировать, а сотрудничать. Если вы будете слушать бессознательное, то оно будет слушать вас. Если вы будете давить на него, не замечать его, то оно не откроет вам смысл возникающих препятствий и сопротивлений на пути к желаемым образам.

Вместе с тем утверждение о том, что мы должны пассивно следовать бессознательному и принимать его команды и подсказки, не отрицает того, что активное воображение должно быть целевым. Вспомните Эриксона: кто-то должен возвращать коня на дорогу. С этой точки зрения, позитивная визуализация может быть полезной. Она задает направление. Ведь бессознательное бесконечно, затеряться там проще простого. Если у нас задано направление, то на пути к желаемой цели нам будут показаны подсознательные программы, которые мешали нам иметь то, что мы хотим. Мы можем ощущать эти программы в виде возникающих страхов, болей, стыда, вины, гнева, потребности контролировать и тому подобное. Прорабатывая все это в активном воображении, мы гармонизируем энергии и расширяем сознание. Это единственный правильный способ применения визуализации и мысленного программирования.

Говоря о целевом использовании активного воображения, мы возвращаемся к теме деяния в недеянии; мы вспоминаем утверждение некоторых мудрецов о том, что любая цель не имеет смысла, но она должна существовать. Любая деятельность также не имеет смысла, но она должна совершаться. Таков закон материального мира. Любое желание не имеет смысла, но оно должно быть. Таков закон существования сознания.

Сотрудничая с бессознательным методом активного воображения, можно решать любые задачи, как абстрактные (духовное совершенствование, объединение двух противоположных начал: мужское – женское, сознание – бессознательное), так и прагматичные (заработать денег, осуществить задуманный проект, получить социальную власть, избавиться от болезни).

Третья фаза. Этика энерговзаимодействий.

В воображении мы можем позволить себе больше, чем в реальности, например, реализовать свой гнев, обиду, со-вершить оскорбление, убийство, злоупотребить властью и силой. Но все во Вселенной имеет свою цену. Все это от-233 разится на внешней жизни и ее результатах в будущем. В нашу задачу входит найти причины жизненных проблем и разрешить их, а не потакать нашим нереализованным потребностям и подавленным энергиям.

Возникающие в нашем активном воображении создания персонифицируют различные силы Вселенной. Не стоит допускать в чем-либо преобладания одной из них, ибо любая сила это всего лишь грубая примитивная энергия природы, которая эгоистически стремится захватить все ваше существо. Но всегда найдется и противостоящая ей сила, с противоположными интересами. В любом конфликте интересов какая-либо сторона стремится взять верх, но мы должны руководствоваться этическим компонентом. Это означает, что когда мы вступаем в разногласия с внутренними силами, мы не уничтожаем и не подавляем какую-либо из них, а признаем их и находим им место в системе наших ценностей. Кроме того, мы не позволяем им завладеть нами в ущерб интересам разума, а также в ущерб другим частям личности.

Одна пациентка долгое время общалась с внутренним мужчиной, который подсказывал ей, как решать свои жизненные проблемы. Однажды он сказал, чтобы она отдала ему ключи и кошелек. Эти вещи символизируют управление собственной жизнью. Ее психоаналитик предупредил об опасности такого шага. Она забрала эти вещи обратно, но в дальнейшем не смогла справиться с этой стороной своей натуры и полностью подчинилась внутреннему мужчине. В итоге она позволила властной части своей личности руководить всей ее жизнью. Жажда власти захватила ее сущность. Это сильно изменило ее внешнее поведение, смысл и стиль жизни.

Желательно стремиться к сохранению равновесия, не отдаваться одной полярной точке зрения, всегда представляющей какую-либо крайность. Конечно, активное воображение – это приключение. Мы сами и наши внутренние сущности должны участвовать в битвах и бороться за победу, но нельзя допускать победы над важными частями своей личности.

Еще один важный момент. Желательно не допускать смешивания жизни и воображения. Сохранение трезвости, разграничения и контроля – обязательное условие роста. Данное предупреждение важно для того небольшого процента людей, чья психика слишком подвижна. Им следует «заякориться» в действительности кругом реалистичных знакомых либо постоянной деятельностью, требующей ответственности, или чем-то еще, что требует регулярного возврата в действительность.

Люди с подвижной психикой без всяких психоделических препаратов и без специальных психотехник могут контактировать со своим бессознательным. Этот дар часто оборачивается для них серьезными испытаниями.

«Карен слышала женские голоса, которые говорили ей, что она вступает в полезные и важные для нее переживания. На протяжении нескольких дней тело Карен излучало необычайно сильный жар, у нее были видения огня и пространств красного цвета, а время от времени она ощущала при этом, что ее тело охватывает пламя.

Ей казалось, что ее ведет через все ее переживания некая чрезвычайно большая энергия, которая текла прямо через нее, вводя ее в различные уровни ее бессознательного, а также в те воспоминания, эмоции, чувства и ощущения, которые содержались в ее внутреннем мире. Испытывая состояние, когда она была подобна маленькому ребенку, Карен вспоминала заново и проживала биографические эпизоды, такие, как самоубийство ее матери и ее последующая зависимость от второй жены отца. Однажды всплыли детские воспоминания о том, как ее били ремнем, и она почувствовала себя страдающим черным африканцем, избиваемым плетью на корабле, перевозившем рабов. Периодически она чувствовала свою связь с умершей матерью, так же, как с одним своим другом, который погиб в катастрофе почти год назад. Она говорила, что тоскует по ним и хотела бы к ним присоединиться. В иное время она видела других людей, которые умирали, или же видела саму себя умершей. Напоминая ей о том, что есть возможность пережить смерть символически, без действительного физического умирания, ее помощники предлагали ей оставаться с закрытыми глазами, поощряя ее к полному переживанию своего умирания внутренне и к выражению тех тяжелых эмоций, которые при этом возникали. Она согласилась с этим и за достаточно короткое время прошла через наиболее интенсивное столкновение со смертью и другими переживаниями.

Временами Карен чувствовала, что она была древней колдуньей, участвующей в магических ритуальных жертвоприношениях; в других случаях она чувствовала присутствие внутри себя ужасного чудовища.

После примерно двух недель некоторые из наиболее трудных и болезненных состояний стали ослабевать, и переживания Карен становились все более приятными, светлыми и, по ее ощущениям, связывались с божественным источником. Она видела внутри себя божественную драгоценность – излучающую свет жемчужину, которая символизировала ее подлинный центр, и она проводила большую часть времени, нежно разговаривая с этой жемчужиной, питая и взращивая ее. Карен получила указания из внутреннего источника о том, как с любовью и заботой относиться к самой себе, и чувствовала, что эмоциональные раны, нанесенные ее сердцу, зажили.

По мере того, как Карен постепенно выходила из своих переживаний, она все меньше и меньше была поглощена своим внутренним миром и все больше интереса проявляла к своей дочери и к тем людям, которые ее окружали. Она начала регулярно спать и принимать пищу и вскоре уже способна была самостоятельно заботиться о всех своих повседневных нуждах.

Если бы она подверглась обычному лечению и в результате пришла к убеждению, что она психически больна, она была бы не способна сформировать в себе такое отношение, которое отражало бы разрушение старых ограничений и освобождение для чего-то нового». (Гроф.)

Четвертая фаза. Ритуалы.

Эта фаза похожа на четвертую фазу работы со снами. Необходимо перенести желаемое развитие событий в реальность физического мира через символы бессознательного. Например, в воображении произошло событие, символизирующее ваш успех. Вы были одеты там в красный костюм. Найдите кусочек красной ткани и прикрепите к одежде. Существуют и другие ритуальные действия, позволяющие установить связь между образами бессознательного и физическим миром.

Некоторые выражают каждую часть своей личности в танце, живописи, стихах, речи. Другие описывают на бумаге все, что с ними происходило во время активного воображения. Все это – ни что иное, как установление связи физического мира с бессознательным, что расширяет возможности управления реальностью.

Может случиться так, что, путешествуя во внутреннем мире, вы забрались глубоко в подсознание и рестимулировали там какую-то негативную программу, затронули травмирующий эпизод детства и вернулись в реальность с сохранением состояния эмоциональной боли, стыда, обиды и тому подобное. Самое худшее, что вы можете в этом случае сделать, это отыграть эмоцию: в действительности обидеть кого-нибудь, отомстить или другим образом получить облегчение. С этой эмоцией нужно работать во внутреннем пространстве. Сама рестимуляция (то есть осознание) уже лишила программу гипнотической силы, а значит, вы уже можете справиться с ней. Уход от боли негативных эмоций через отыгрывание на других будет означать, что испытание не пройдено и карма не отработана. Отработайте эту эмоцию с помощью любой техники катарсиса, возвратившись в активное воображение.

Лучше понять практику активного воображения помогут отрывки из книги доктора медицины, выдающегося швейцарского психолога Карла Густава Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления».

 

*****

 

«Я старался записывать свои фантазии так подробно, насколько это было возможно, стараясь выявить их психологические источники. Но адекватного отображения не получалось: мой язык был слишком беспомощным. Поначалу я писал языком темным и архаическим, архетипы выглядели патетическими и высокопарными, что меня раздражало. (Мне это действовало на нервы, как если бы кто-то скреб ногтем по штукатурке или ножом по тарелке.) Но я не знал, каким языком пользовалось мое бессознательное, и у меня не было выбора: я записывал то, что слышал. Создавалось впечатление, будто мои уши слышат его, мой язык произносит; наконец я слышал собственный шепот я повторял вслед за бессознательным.

С самого начала я расценивал свой диалог с бессознательным как научный эксперимент, который проводил сам и в результатах которого был жизненно заинтересован. Сегодня можно сказать, что это был эксперимент, который я поставил на себе. Одна из самых больших сложностей была связана с моими собственными негативными реакциями. Я позволил чувствам овладеть мной. Я, зачастую против воли, записывал фантазии, ошеломлявшие меня своей абсурдностью. Ведь когда не понимаешь их смысла, они кажутся чудовищной смесью высокого и смешного. Все это дорого мне обошлось, но это, на мой взгляд, было предназначено мне судьбой. Ценой невероятных усилий мне удавалось наконец выбраться из лабиринта моих собственных фантазий.

К этим фантазиям, которые так волновали меня и, можно сказать, управляли мной, я испытывал не только непреодолимое отвращение, они вызывали у меня неописуемый ужас. Больше всего я опасался потерять контроль над собой и сделаться добычей своего бессознательного. Как психиатру мне было слишком хорошо известно, что это значит. И все же я пошел на риск, позволяя этим образам завладеть мной, и главным образом потому, что, не испытав сам, я не решился бы поставить в подобную ситуацию пациента.

Для того, чтобы удержать фантазии, я часто изображал некий спуск и однажды даже попытался дойти до самого низа. Сначала я будто бы спустился метров на 300, но уже в следующий раз оказался на некоей космической глубине. Это напоминало путешествие на Луну или погружение в пропасть. Сначала возник образ кратера, и мне почудилось, будто я нахожусь в стране мертвых. Под скалой я увидел двоих: седобородого старика и прекрасную девушку. Я приблизился к ним, словно они были реальными людьми, и стал прислушиваться к их беседе. Старик ошеломил меня, заявив, что он – Илья-пророк. Но ответом девушки я был просто возмущен: она назвала себя Саломеей!

Несколько позже мое бессознательное явило мне другой образ, он стал развитием и продолжением Ильи-пророка. Я назвал его Филемоном.

Я видел небо, но оно походило на море. Его покрывали не облака, а бурые комья земли, между которыми просвечивала голубизна морской воды, но эта вода была небом. Вдруг откуда-то справа ко мне подлетело крылатое существо – старик с рогами быка. В руках у него была связка ключей, один из них он держал так, будто собирался открывать замок. Окрас его крыльев напоминал крылья зимородка.

Филемон и другие образы фантазий помогли мне осознать, что они, возникнув в моей психике, созданы тем не менее не мной, а появились сами по себе и живут своей собственной жизнью. Филемон представлял некую силу, не тождественную мне. Я вел с ним воображаемые беседы. Мой фантом говорил о вещах, которые мне никогда бы не пришли бы в голову. Я понимал, что это произносит он, а не я. Он объяснил, что мне не следует относиться к своим мыслям так, будто они порождены мной. «Мысли, утверждал он, живут своей жизнью, как звери в лесу, птицы в небе или люди в некоей комнате. Увидев таких людей, ты же не заявляешь, что создал их или отвечаешь за их поступки». Именно Филемон научил меня относиться к своей психике объективно, как к некоей реальности.

Психологически я воспринимал Филемона как некий высший разум. Он казался мне фигурой таинственной, временами совершенно реальной. Я гулял с ним по саду, чувствуя, что он является для меня чем-то вроде того, что в Индии называют гуру. Лучшее, что я мог себе пожелать, это иметь настоящего гуру, чтобы кто-то был рядом со мной: и кто-то, превосходящий меня знаниями и опытом, способный разобраться в путанице непроизвольных созданий моей фантазии. Эту задачу взял на себя Филемон, которого волей-неволей я признал своим наставником.

Затем на смену Филемону пришел другой образ, я назвал его Ка. В моей фантазии дух Ка явился из земли, из глубокой расщелины. Я нарисовал его, попытавшись передать эту связь с землей.

Записывая эти фантазии, я как-то спросил себя: «А чем я, собственно, занимаюсь?» Все это явно не имеет никакого отношения к науке. Но тогда что же это такое? Ответ мне дал некий голос: «Это – искусство». Я удивился, мне и в голову не приходило, что мои фантазии имеют какое-то отношение к искусству. У меня была абсолютная уверенность, что этот внутренний голос принадлежал женщине, и, более того, одной моей пациентке, весьма одаренной, но страдавшей психопатией.

…Меня крайне занимало то, что внутри меня существует какая-то женщина и вмешивается в мои мысли. Много позже я осознал, что «женщина во мне» – это некий типический, или архетипический, образ, существующий в бессознательном любого мужчины. Я назвал его «анима». Аналогичный образ в бессознательном женщины получил имя «анимус».

Разговоры с самим собой весьма походили на беседы с психоаналитиком, причем здесь в роли моего пациента выступал некий женский призрак. Каждый вечер, записывая свои фантазии, я думал об одном: если не запишу, моя анима не запомнит их. Можно назвать и другую причину добросовестности: в записанном уже трудно что-либо исказить или перепутать. Между тем, что сказано и тем, что записано, существует огромная разница. Постепенно я научился отличать свои собственные мысли от того, что говорила моя анима.

 

*****

 

Но решающим в конечном итоге является все же сознание. Именно оно должно определиться по отношению ко всякого рода бессознательным проявлениям. Тем не менее анима обладает и некоторыми положительными свойствами. Она является посредником между сознанием и бессознательным, и в этом мне видится ее преимущество. Я всегда призывал ее на помощь, когда чувствовал, что мое душевное равновесие нарушено, что в моем подсознании что-то происходит. В этот момент я задавал ей вопрос: «Что с тобой? Что ты видишь? Дай мне знать». После некоторого сопротивления анима, как правило, являла мне образ, вполне зримый, и тогда беспокойство и подавленность исчезали. Вся моя эмоциональная энергия обращалась в любопытство, сосредоточивалась на содержании образа. Потом, обсуждая с анимой эти образы, я понимал, что должен объяснить их себе, как в свое время сны.

Я видел, что фантазиям требуется некоторое твердое основание, что мне самому необходимо спуститься на землю, вернуться в реальный мир. Но обрести основание в реальном мире я мог, только научно осмыслив его. Я поставил перед собой цель осмыслить данный мне бессознательный материал. И отныне это стало смыслом всей моей жизни.

По иронии судьбы я, психиатр, на каждом шагу обнаруживал в себе тот самый материал, который лежит в основе психозов и с которым можно столкнуться разве что в сумасшедшем доме.

Подвергая себя этому рискованному эксперименту, я понимал, что нужна точка опоры, которая находилась бы в «этом мире», и такой опорой были моя семья и моя работа. Я как никогда нуждался в чем-то нормальном, самоочевидном, что составляло бы противоположность всему странному в моем внутреннем мире. Семья и работа оставались спокойной гаванью, куда я всегда мог вернуться, напоминали мне, что я реально присутствую в этом мире, что я такой же человек, как и все. Погружаясь в бессознательное, я временами чувствовал, что могу сойти с ума. Но я знал, что у меня есть диплом врача и я должен помогать больным, что у меня жена и пятеро детей, что я живу в Кюснахте на Озерной улице 228, все это было той очевидностью, от которой я не мог уйти. Ежедневно я убеждался в том, что на самом деле существую и что я не легкий лист, колеблемый порывами духовных бурь, как это случилось с Ницше. Ницше утратил почву под ногами, поскольку у него не было ничего, кроме собственных мыслей, и те имели над ним куда больше власти, чем он над ними. У Ницше не было корней, он парил над землей и потому впадал в крайности. Такой неадекватности я страшился, стараясь представить себя в этом мире и в этой жизни. Какой бы бездонной ни была глубина моего погружения в бессознательное, куда бы ни увлекали меня фантазии, я всегда знал: все, мной переживаемое, – реальная жизнь, и я должен наполнить ее смыслом.

Семья и работа оставались надежной реальностью моей жизни, гарантией того, что я нормален и действительно существую.

Научные занятия для меня были единственным способом и единственной возможностью преодолеть тот хаос, иначе я потерялся бы во всем этом нагромождении образов. Ценой огромных усилий я старался осмыслить каждый отдельный образ, каждый устойчивый элемент бессознательного, и настолько, насколько это удавалось, упорядочить их на каком-то рациональном основании, а главное, установить их связь с реальной жизнью. Для нас куда предпочтительней придумывать пространные отговорки о негативном влиянии бессознательного.

Не менее серьезную ошибку допускают те, по мнению которых достаточно лишь как-то объяснить образ и это уже будет знанием о нем. Если человек рассматривает это знание как этическую заповедь, он впадает в иллюзию собственной власти над бессознательным, что может привести к опасным последствиям, гибельным не только для других людей, но и тех, кто считает себя «посвященным». Образы из бессознательного налагают на человека огромную ответственность. Непонимание этого, равно как и уклонение от морального долга, лишает человека целостности и придает его жизни характер болезненной раздробленности.

Я очень болезненно переживал противоречие между окружающим меня миром и тем, что находил в себе. Тогда я еще не знал, что два эти мира могут взаимодействовать, и видел лишь разлад между внутренним и внешним. Тем не менее моя главная цель не вызывала у меня никаких сомнений: я смогу вынести свои идеи на суд общества и добиться признания только в том случае, если ценой неимоверных усилий сумею доказать реальность моих психологических опытов, суть которых касается не меня лично и как некий «коллективный» опыт имеет отношение ко всем людям.

Тогда же, в период между 1918 и 1920 годами, ко мне пришло понимание того, что цель психического развития – самодостаточность. Не существует линейной эволюции, есть некая замкнутая самость. Однонаправленное развитие возможно лишь в начале, затем все отчетливее проступает центр. Сознание это вернуло мне уверенность в себе и внутреннее равновесие.

Мне понадобилось сорок пять лет, чтобы облечь в строгие научные формы все, что я тогда пережил и записал. В молодости я мечтал о научной карьере, но этот пламенный поток, эта страсть захватили меня, преобразив и переплавив в своем огне всю мою жизнь. Именно страсть оказалась первоэлементом, и все мои работы лишь более или менее удачная попытка сделать ее достоянием современников, частью их мировидения.

Годы, когда я следовал своим внутренним образам, я считаю самыми важными в моей жизни. Они определили ее смысл, ее основу, а последующие частности – это только дополнения и уточнения. Вся моя дальнейшая деятельность была посвящена последовательной разработке того, что в те годы прорвалось из бессознательного. Это стало первоосновой моей работы и моей жизни». (Юнг.)

 

*****

 

Принцип активного воображения многими творческими людьми найден самостоятельно в процессе интуитивного решения жизненных задач. В частности, в бизнесе используются некоторые подходы, напоминающие работу с внутренними сущностями. Несколько интересных мыслей предлагает Даг Холл, наиболее дерзновенный и преуспевающий предприниматель сегодняшней Америки. Сам о себе он говорит следующим образом: «Я – лысый коротышка в кроссовках и голубых джинсах, которого ценят в некоторых компаниях вроде «Пепси-Кола», «Прок-тор энд Гэмбл», «Найк», «Уолт Дисней», «ЮС инвент бизнес айдиас». Образно говоря, вы можете не знать меня, но вы знаете мою работу. Исследования показывают, что средняя американская семья ежедневно пользуется плодами по меньшей мере восемнадцати моих изобретений, моих и моей команды». Вот такой монстр творческого подхода в бизнесе. «Сухомозглые повсюду», – говорит он. Этот замечательный термин относится как раз к тем, кто не умеет пользоваться возможностями своего бессознательного. «Реализм неуместен!!!» – пишет он и ставит три восклицательных знака. Офис его фирмы назван клиентами «Центр детоксикации от рабочей деятельности». Это место, где бизнесмены, которых он обучает, могут высказать все, что у них есть в голове, не опасаясь осуждения и не волнуясь, что по этому поводу подумают. Это место, где они припоминают детские слова, играют героические роли, а также роли злодеев, которых они неизменно побеждают. И тогда приходят решения и всплывают ответы на неразрешимые вопросы. «У меня нет научных доказательств правильности моих методик, – говорит он, – зато у меня есть доказательства их эффективности». Все, что нужно, по его мнению, – это закрыть глаза и попросить подсознание дать ответ, и оно откликнется. А для извлечения, анализа и применения этого ответа он предлагает несколько десятков методик. Любой метод без применения бессознательного Холл называет иссушением мозгов и мыслительным запором.

Но еще задолго до него в бизнесе существовали и успешно применялись методики активного воображения. Есть упражнение «Внутренний локатор». Сразу опишу его в действии и вы сами поймете принцип применения. «Пока Дебби слушала уверения спонсора о преимуществах сотрудничества с ним, внутренний локатор стал подавать сигналы опасности. Она не могла этого объяснить. Но она испытывала сверлящее чувство в желудке и видела образ черного ворона. При следующих встречах она услышала четкий голос: «Берегись! Берегись! Не работай с этим человеком, ты будешь иметь неприятности». Проект был заманчивый, она не могла отказаться от него только по указке внутреннего голоса, поэтому решила навести справки. Внутренний голос оказался прав».

«Иногда я представляю, что сижу перед экраном компьютера. Я формулирую вопрос таким образом, чтобы на него можно было ответить словами «да» и «нет». Я задаю вопрос и жду. Иногда на экране появляется написанное слово, иногда – цвет (зеленый – да, красный – нет). Иногда слово звучит как сигнал в голове. Если я не получаю четкого ответа, я повторяю попытку через несколько часов, иногда формулирую вопрос по-другому. Если полученный ответ не удовлетворяет и не соответствует желаемому, следует принять его. Если начнете переспрашивать, подсознательное даст вам то, что вы желаете услышать, но жизнь показывает, что только первый ответ является правильным и то при условии, что вы изначально настроены его принять». (Дж.Гр. Скот.) «Обращайте внимание на любой появляющийся образ. Большинство людей ищут лишь успокаивающие образы, положительные признаки, безопасный путь, отбрасывая другие ощущения, которые иногда бывают неприятными. Они отказываются видеть реальное, потому что у них возникает искушение избавиться от беспокоящего образа, не соответствующего 245 их желаниям. Многие люди, которые приходили ко мне на прием, сами уже почувствовали, что у них что-то не в порядке. Но они надеялись, что я придам этому положительное значение, типа «вы всего лишь испытываете естественные изменения в теле, но физически с вами не происходит ничего страшного». Очень важно говорить правду, а не то, что вы хотите увидеть. Интуитивные способности людей так же точны, как и мои, но страх говорит:

«Не замечай этого». Надо быть готовым посмотреть в лицо своему страху». (Лора Дей.) Если ты действуешь под влиянием страха, тогда внутренний проводник не для тебя. Боишься неудач? Значит, боишься жизни. Один бизнесмен после семинара по развитию интуиции и воображения каждый рабочий день начинал с того, что записывал внутренние образы и ощущения, а затем давал их секретарше напечатать. Секретарша смеялась над ним. Однажды он записал образ кролика, который быстро спускался на лыжах с горы, а затем начал медленное восхождение на более высокую гору. После этого перед его внутренним взором возникла рука с пятью растопыренными пальцами. По внутреннему ощущению он ассоциировал образ кролика с компанией по производству садового инвентаря, акции которой он собирался скупать. Спрос на акции был так велик, что он опоздал: акции были скуплены более расторопными компаниями, а к концу дня их цена взлетела на 25 % от первоначальной. Тут он вспомнил, что кролик скатывался с горы вниз. Действительно, через некоторое время спрос на акции стал резко падать. Цена упала ниже первоначальной. Все потеряли интерес к акциям этой компании. Аналитики охарактеризовали положение компании как крах. Но тот бизнесмен, помня о том, что после спуска кролика он видел восхождение на более высокую гору, продолжал наблюдать за курсом акций. Когда цена акций упала до цены пяти долларов, он вспомнил о пяти пальцах, увиденных в воображении вместе с кроликом, и начал постепенно скупать акции. На следующий день он разместил крупный заказ на покупку акций. А затем акции начали медленно расти. Он продолжал скупать акции. Через несколько месяцев их цена достигла первоначальной и продолжала расти. В конечном итоге, когда он продал акции на новом пике их спроса, он завершил самую крупную сделку в своей жизни. Секретарша перестала смеяться.

Есть интересные упражнения по общению с внутренними мудрецами. Многим людям нравится образное упражнение Джинн Грехем Скотт. Обратите внимание на количество подробностей. «Представьте, что вы на лугу и окружены сочной зеленой травой. Воздух чист и нагрет солнечными лучами. Рядом вы слышите жужжание пчел и щебетание птиц. Вдалеке вы видите высокую гору и направляетесь к ней. Когда вы идете, то замечаете маленькие цветы. Маленькие грибки растут в тени деревьев. Вы чувствуете ковер мха под ногами. Коровы пасутся на пологих склонах горы.

По мере того, как вы идете к горе, деревья растут все реже и реже, и вы проходите через небольшие пастбища. Ветер становится сильней и холодней. Вы проходите через небольшой ручей. Опустите ноги в ручей. Ощутите, как вода омывает ваши ноги. Это позволяет вам хорошо расслабиться. Вы ощущаете полный покой. Теперь сядьте спокойно и слушайте. Заметьте разнообразие движения вокруг вас. Стрекозы стремительно проносятся, касаясь ручья. Краб выползает из-под камня и ищет, где лучше спрятаться. Мимо проплывают головастики, птицы перелетают с ветки на ветку у вас над головой. Белки взбираются на деревья. Насекомые качаются на травинках. Неподалеку стоит и смотрит на вас олень. Сядьте на большой камень и осмотритесь вокруг. Что вы еще видите?

Теперь идите дальше. Поднимаясь в гору, обратите внимание, что деревья сменяются кустами. Вы выходите на поляну и смотрите на луг, долину, лежащую у вас под ногами. Заметьте, как далеко они от вас: совсем другой мир. Теперь, по мере того, как вы поднимаетесь все выше и выше, заметьте, как воздух становится холоднее. Однако солнце светит прямо на вас и согревает вас. Затем, взбираясь вверх, испытывайте чувство ясности и самопостижения по мере того, как вы уходите все дальше и дальше от вещей, которые вас занимают. Вы оставляете позади весь мир и его заботы.

Теперь вы подходите к вершине горы. На вершине стоит маленькая хижина, построенная из дерева с затейливой резьбой. Окна и двери увешаны зеркалами и маленькими предметами, которые блестят и сверкают на солнце. Здесь и живет мудрец из гор. Говорят, что он все знает. Вы подходите к хижине. При этом обдумайте вопросы, которые вы хотите задать.

Теперь, четко представляя себе вопрос, подойдите к двери и постучите три раза. Мудрец ответит вам. Открыв дверь, он спросит вас: «С каким вопросом пришли?» В ответ посмотрите ему в глаза и четко сформулируйте свой вопрос. При этом внимательно смотрите на него. Обратите внимание на его глаза, на то, как он одет. Похож ли он на провидца, который знает ответы на все вопросы?

Потом он приглашает вас в хижину выпить чая. Когда вы пьете чай, он отвечает на ваши вопросы. Теперь слушайте, что он вам отвечает. Если есть дополнительные вопросы, задайте их, когда он закончит свой ответ. Затем поблагодарите его за эти ответы. Поговорите о другом. Побудьте там некоторое время, если хотите. Попрощавшись, возвращайтесь по тому же маршруту».

Одна из разновидностей активного воображения – это известная каждому детскому психологу методика «Нарисуй свою проблему». Пусть ребенок нарисует свои страхи, монстров, которых он боится, или изобразит сцену, выражающую его болезненные взаимоотношения с мамой или папой. Затем ребенка просят нарисовать желаемое развитие событий. Воображение ребенка живо участвует во всех этих сценах. Очень часто такой сеанс освобождает его от значительного негативного заряда или навязчивого иррационального страха.

«Научитесь символическому видению. Слова «все это – только воображение» я давно засунул в мусорное ведро. Оно столь же реально и столь же нереально, как мой собственный мир». (Гурджиев.)

В начале книги мы много говорили о религии. Еще одно дополнение. «Всю историю святых, которые переживали Бога, разговаривали с Богом, нужно исследовать большим психологическим прозрением. Они ничем не отличаются от сумасшедших. Все их претензии, заявления, что они единственные сыновья Бога, что они единственные пророки Бога, что они единственные инкарнации Бога, не что иное, как безумные высказывания. Настоящим шоком будет, если вы установите, что этих людей окружали галлюцинации. Их боги, их собственное воображение, их послания приходят из их собственных умов, и оставленные ими писания созданы ими самими». (Ошо.) Действительно, все боги – это лишь символическое видение энергий бессознательного. Человек нерелигиозный увидит эти энергии в другом виде. Все эти идолы, религиозные ритуалы и талисманы являются попыткой перенести символизм бессознательного в реальную жизнь для того, чтобы использовать для решения жизненных задач. Правда, 99 % верующих повторяют только внешнюю сторону обряда, не понимая его глубинных механизмов. Поэтому в большинстве случаев он не работает. «Религия – это живые истины, которые стали мертвыми, когда стали распространяться посредством стадного инстинкта». А правильно перенесенный символизм действительно помогает. Нерелигиозный человек с таким же успехом может использовать в своих ритуалах любые нерелигиозные образы. Например, методика катарсиса, которую я подробно описывал в первой книге, является разновидностью активного воображения. Два примера.

«… Вы верите в ангелов?

– Конечно, – ответила я.

– Хорошо, потому что вот что со мной произошло дальше. Я обнаружила, что парю над собственным телом, легче, чем даже воздух. И я встретила чудесное существо, которое сказало мне, что она мой ангел. Она пожаловалась:

«Рут, Рут, ты знаешь, как тяжело быть твоим ангелом?» Я сказала, что никогда об этом не задумывалась, тогда она предложила: «Давай я тебе покажу, какой я тебя воспринимаю». С этими словами она указала мне на моего двойника, он был весь обмотан резиновыми жгутами. Мой ангел сказала: «Вот какой я тебя вижу. Каждый из этих жгутов – это твой страх, который контролирует тебя. У тебя столько страхов, что ты никогда не слышишь меня, когда я пытаюсь поговорить с тобой, сказать, что я держу все под контролем».

Потом ангел сказала: «Вот ножницы. Почему бы тебе не разрезать все эти жгуты и не освободить себя?» Именно это я и сделала. С каждым взмахом ножниц я чувствовала приток энергии. После того, как я разрезала все жгуты, ангел вновь обратилась ко мне: «Теперь ты чувствуешь себя лучше?» Я сказала, что я стала легче, чем воздух, и счастливее, чем когда-либо. Я не могла перестать смеяться. Мой ангел сказала: «Теперь ты должна вернуться в свое тело …» (Каролайн Мисс. «Анатомия духа».)

Второй пример. Анна заболела раком кишечника. Одновременно с этим она потеряла работу. Вся ее жизнь разрушилась, а ведь она воспитывала двоих детей. Однажды в видении она увидела свою опухоль в виде сорняков на грядках. После этого в качестве ритуала она стала у себя на участке выращивать цветы. Работая, она повторяла: «Я сажаю новое начало для себя и своих детей. Я выпалываю опухоль в кишечнике». Через шесть недель ей позвонила подруга, которая зарабатывала на жизнь тем, что шила для театров костюмы. Подруга повредила запястье и попросила помочь ей сделать работу. Анна не только пошила костюмы, но и внесла много творческих идей. Ее работа понравилась, и у нее появился постоянный заработок. Еще через некоторое время Анна прошла медицинское обследование. Опухоль исчезла. Со временем у нее стало столько заказов, что она решила открыть собственное ателье по пошиву костюмов для театров. Затем при ателье открылся магазин. Анна стала здоровой и процветающей женщиной.

Книгу можно написать на различных языках. Несмотря на то, что печатные символы, слова и предложения будут не похожи друг на друга, информация в них будет заложена одна и та же. Точно так же любое событие материального мира можно воспринимать в терминах различного символизма. Опухоль может стать сорняками, а сложная жизненная ситуация или отсутствие денег в воображении может превратиться в приключения и романтические испытания. И разрешить проблему, пользуясь другим символизмом, гораздо легче.

Например, существует специальная тренировочная программа по развитию чувствительности пальцев. Некоторые люди даже начинают распознавать пальцами цвет бумаги. Причем, если просить обучающихся видеть именно цвет, результат оказывается почти всегда неудачным. Никто не говорит, что он видит пальцами цвет. Обучаемые говорят о различных ощущениях: о шершавости, ощущении липкости, прохладе, тепле или особых энергетических вибрациях. Причем восприятие идет не только пальцами и ладонями, но различными частями тела. Какое-либо из этих ощущений человек увязывает затем с определенным цветом. Главное – эффективность, а через какой символизм она достигается, не имеет никакого значения.

 

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)