АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основания для совершенного и безусловно необходимого каждому исключения из своего питания мяса убитых животных

Читайте также:
  1. B. Подогреватель детского питания
  2. D. Физиологическое состояние организма, которое обусловлено характером питания
  3. IV. Основания для приобретения статуса волонтера
  4. V. Конкретные основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации.
  5. X. Требования к организации питания детей
  6. Административно-правовые отношения: основания возникновения, объекты, субъекты.
  7. Алгоритм обоснования энергетической ценности и нутриентного состава рациона питания на основе определения физиологической потребности организма в энергии и пищевых веществах.
  8. Анализ движения и текучести кадров комбината питания УВЗ
  9. Анализ результатов теста. Стили и методы семейного воспитания
  10. АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
  11. Анатомические структуры основания головного мозга.
  12. Аннотация дисциплины «Источники питания для сварки»

 

Вегетарианская диета состоит из продуктов растительного царства и, главным образом: из зёрен мучных хлебов, из фруктов, из стручковых плодов и из орехов, - с прибавлением к ним молока и молочных продуктов, как-то: сыра, масла, сметаны и творога, с полным исключением мяса животных, в том числе рыбы и дичи, и различных, мясных продуктов, как например: жира, почечного сала, свиного сала и т. д.

Для каждого из нас существует масса оснований к переходу на вегетарианскую диету; но мы укажем здесь только 24 наиглавнейших.

 

Первым основанием должно назвать мнение наиболее известных учёных, как–то: Гассенди, Линеус, Даубентон, Кувье, Лоренс, Белл, Овен и многих других, утверждающих, что все внутреннее и наружное строение человека ясно указывают, что плодоядная диета есть самая естественная его диета. Анатомия человека чрезвычайно схожа с анатомией обезьян высшего порядка. Между тем эти обезьяны питаются исключительно орехами, фруктами и зёрнами, и хотя их можно приучить к употреблению мясной пищи, но они становятся от неё толстыми и менее здоровыми и смирными. Человеческие зубы не схожи с зубами ни мясоедных, ни травоядных животных, но более всего похожи на зубы обезьян. Кроме того, человек не имеет такого большого и сложного желудка и такого длинного кишечного канала, как у травоядных; не имеет он и такого простого мешкообразного желудка, большой печени и короткого кишечного канала, как у мясоедных животных. Эти другие анатомические признаки ясно подтверждают, что безубойное питание есть самое нормальное питание человека. Некоторые из противников вегетарианского питания ссылаются на то, что у каждого человека так же, как и у мясоедных животных, есть так называемые глазные зубы; но не следует упускать из вида, что глазные зубы человека совершенно не годятся для той цели, для какой существуют глазные зубы у мясоедных, т. е. для разрывания мяса. У обезьян эти зубы гораздо более развиты, чем у человека, и употребляются ими для обороны, или для просверливания твёрдых растительных веществ. Вегетарианская диета, будучи естественной диетой для человека, доставляет ему все материалы, необходимые для укрепления человеческого тела, и производит ещё то, что процессы пищеварения происходят самым натуральным образом без малейшего расположения к расстройству желудка. Мало этого, – крепкие кости, твёрдые мускулы и вообще наиболее крепкое сложение человека – находятся в безусловной зависимости от этой диеты.

Вторым основанием служит то, что мясо не содержит в себе такого, что бы не могло быть найдено в растительном царстве; наоборот, убойная пища, будучи лишена сахара и крахмала и, имея в себе чрезвычайное количество мясных составов, - должна быть признана очень несовершенной пищей. Тогда как между продуктами растительного царства можно выбрать себе пищу, подходящую ко всякому климату и ко всяким условиям жизни, потому что некоторые из зёрен, стручковых плодов, фруктов и орехов заключают в себе значительно большее количество мясных составов, нежели само мясо, а некоторые в избытке содержат в себе производителей тепла и силы, - т. е. крахмал, масло и сахар. Волокнистые и белковые вещества овощей до того схожи с волокнистыми и белковыми веществами мяса животных, что весьма трудно различаются по форме; и химические анализы не способны открыть разницу между ними.

Третье основание то, что даже при самых благоприятных условиях мясо животных никогда не может быть свободно от вредных для здоровья человека элементов и нечистот, так как жизненный процесс обмена веществ в животных идёт своим чередом так же, как и в человеке; и в то время, когда в связках и кровяных сосудах появляются здоровые и обыкновенные элементы, в то же самое время, по тем же самым связкам и сосудам стремятся к испражнительным выходам системы изнуренные, отжившие, иногда даже разрушенные и болезнетворные элементы животного организма. Ясное дело, что когда этот жизненный процесс обмена нарушается насильственной смертью животного, то все эти испорченные вредные вещества задерживаются в трупе убитого животного с той большой пропорцией нечистой жильной кровью, которая до момента смерти стремилась вывести эти вредные вещества вон из организма; и нет таких способов, нет такой силы, которая могла бы удалить из мяса убитого животного все эти вредные элементы. И хотя таким великим гигиенистом как Моисей, и предписано неукоснительно давать совершенно стекать крови с убитого животного, но этим достигается очень немного: кровь стекает только по крупным артериям; по мелким же и в особенности по, так называемым волосным сосудам истечение её никогда не может быть полным, так как с прекращением тепловой жизненной энергии кровь застывает и остаётся в мясе.

И, если серьёзнее вдуматься в это положение вещей, то мы увидим, что труп животного, погибшего естественной смертью, безопаснее для нас, нежели труп животного, убитого нами в пищу: первый мы не будем есть и из чувства брезгливости и из боязни заразиться имеющимися в нём вредными началами; а второй мы будем употреблять в пищу, хотя в нём будут те же вредные и те же заразные начала.

Четвёртое основание. Большую часть животных, убитых для продажи, следует отнести к разряду нездоровых. Происходит это исключительно от искусственного и ненормального разведения их людьми, эксплуатирующими человеческую страсть к употреблению мяса. Насколько ненатуральны эти условия, можно судить хотя бы по такому факту: пишущему эти строки нынешним летом пришлось наблюдать в одном из крупных сельских хозяйств Тамбовской губернии (этот материал был написан в прошлом веке - А. Б.) такой метод, практикуемый для усиленного разведения овец: баранов ежедневно и по несколько раз поили водкою и давали им в пищу белый хлеб. Кроме того, по утверждению величайших авторитетов, среди животных существует масса заразных болезней, которые очень легко передаются человеку при употреблении им мяса больных животных, и эти болезни таковы: трихоноз, чума, свиной тиф, воспаление лёгких, карбункул, болезни ног и рта, рожа, туберкулёз (чахотка) и т. д.

Пятым основанием служит господствующее доказательство вегетарианцами того, что они наслаждаются сравнительною льготою от болезней. Есть масса людей, которые, после перехода на вегетарианскую диету, совершенно избавились от таких болезней (большею частью хронической формы), как подагра, ревматизм, несварение желудка, запор, падучая болезнь (эпилепсия – А. Б.), паралич, развивающиеся грудные болезни и тому подобное, - и есть ещё больше людей, которые, благодаря этой диете, прямо наслаждаются жизнью в буквальном смысле этого слова. Вообще же люди, практикующие эту диету, легко переносят всевозможные несчастья; быстро оправляются от ран и хирургических операций; кроме того, диета, лишённая мяса, вылечивает застарелые язвы, тогда как другие средства оказываются совершенно бесполезными. Хорошо известны также и такие примеры, как филантроп Джон Говард, который, будучи вегетарианцем, безнаказанно для своего здоровья посещал темницы и другие злополучные жилища, в которых свирепствовала лихорадка и был ужасно заражен воздух.

Шестым основанием следует назвать наблюдения медиков, которые обратили специальное внимание на причину и лечение пьянства и доказали, что чем сильнее у больных страсть к мясу, тем упорнее держится эта болезнь, и желание опьянения уменьшается соразмерно воздержанию от употребления мяса, так что некоторыми авторитетами науки установлено, как факт, что во многих случаях единственным верным лекарством против этого ужасного проклятия служит полная вегетарианская диета.

Седьмым основанием – это повеление Господа человеку при сотворении мира, выраженное в следующих словах: ″ вот я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу″ (Бытие I). И ни Библия, ни другой какой авторитет не доказывает, что анатомия современного человека настолько изменилась против той, ради которой Создатель приведёнными выше словами дал заповедь о пище, чтобы мы имели основание перейти на пищу, чуждую нашей природе.

Восьмое основание то, что хотя человек под влиянием каких бы то ни было условий жизни и очень давно перешёл на всеядную диету, - однако, когда Божественные и нравственные законы, формулировавшиеся к обузданию дурных человеческих наклонностей, ясно выразили ненормальность человеческого питания, - люди должны забыть минувшее и возможно строже отнестись к самим себе. Ведь никто не будет отрицать того, что, хотя во времена иудейства, а, может быть, даже в начале христианства допускалось рабство, но раз оно было осуждено и сделана попытка к уничтожению его между всеми народами, - трудно предположить, чтобы нашлись защитники рабства, оправдывающие его тем, что оно держалось ещё в незапамятные времена. Точно таким же образом следует разрешать и великий вопрос о пище не воззванием к прошедшему закону, которому уже не повинуются современные потребители мяса, - а ссылкою на великие принципы Евангельских законов Божественной любви. И как Божественный Учитель, обсуждая вопрос фарисеев о браке, сослался на первоначальные основы брачной жизни, выраженные Великим Творцом вселенной при сотворении первых людей такими словами: ″потому человек оставит отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут (два) одна плоть″ (Бытие, гл. II) – точно также и вопрос о нормальной диете человека должен найти свой ответ в тех законах о пище, которые были даны человеку первоначально при его творении и которые служат нашим седьмым основанием.

Девятое основание. Вегетарианская диета, чуждая намерений доставлять страдания животным, проливать их кровь, благотворна для чистоты мыслей, целомудрия и тихого согласного права. Способствуя физическому развитию, она совершенствует также душевные качеств человека и, кроме того, в не малой степени способствует здоровому развитию умственных способностей. Так что чистые и непорочные средства для естественной жизни человека, влияя на саму жизнь, делают чистыми и непорочными сами дела жизни.

Десятое основание. Вегетарианская диета даёт более моложавый и приятный вид человеку. Адам Смит в своём сочинении ″ Богатство народов″ говорит, что самые прекрасные женщины в Британских владениях находятся между низшим классом населения Ирландии, - которое обыкновенно питается картофелем. Библейские отроки: Даниил, Ананий, Мисаил и Азария, питаясь овощами и простою водою, были прекраснее и полнее телом всех тех отроков, кои питались яствами с царского стола.

Одиннадцатое основание то, что лучшие чувства гуманных мужчин и сострадательных женщин возмущаются против жестокости истребления животных, против печального их вида, против несчастного, разрывающего душу и сердце их крика, против беспрерывного кровопролития и против всех тех отвратительных ужасов, кои неминуемо сопровождают:разведениескота, приготовляемого в пищу людям; перегон его из одного края земли в другой, и, наконец, резню этих несчастных страдающих, чувствующих и, несомненно, мыслящих существ.

Двенадцатым основанием должно служить то, что бесчеловечно и себялюбиво, создавать целому классу населения отвратительное, жестокое и нездоровое занятие мясника – занятие, которое и научно и по опыту должно быть признано не только совершенно не нужным, но и абсолютно враждебным для лучших интересов человеческого поколения.

Тринадцатое основание. Если бы треть всего свободного пространства каждой страны можно было отдать под посевы хлебного и стручкового растения, как, например, под горох, бобы, и тому подобное; другую треть под картофель, свёклу, репу и другие корнеплоды; а остальную треть разведению фруктов, лесам и пастбищам для таких домашних животных, как быки, коровы, бараны, овцы; словом, - для тех, чей труд, молоко и шерсть нам полезны, - не подлежало бы сомнению, что самые маленькие государства были бы в состоянии пропитать население, во много раз больше, чем в настоящее время, и были бы совершенно независимы от запасов крупных заграничных государств.

Четырнадцатое основание то, что страна, сельское население которой, главным образом, обрабатывает землю для зерновых хлебов, фруктов и растений и, кроме того, занимается пастбищами, - всегда имеет пред собой блестящее будущее, так как её народ олицетворяет собой здоровье, силу, мощь, и нация такой страны прогрессивно процветает и растёт.

Пятнадцатое основание. Если бы употребление мясной пищи было признано не нужным, убийство ради псовой и ружейной охоты – вообще, было бы повсемирно осуждено, как зверство, - то во многих малоземельных государствах большое пространство ″сохранённой″ земли было бы обработано и засеяно растительными продуктами, - дав при этом массу труда, а с ним и пищу массе свободных рук и голодных ртов, - и, вместе с тем, удешевив стоимость жизни, понизило бы численность нищеты до минимума.

Шестнадцатое основание. Мясо, содержа в себе от половины до трёх четвертей своего веса воды, по крайней мере, в 3-4 раза дороже пшеницы, овсяной муки и других зёрен, как-то: бобов, чечевицы, гороха, которые содержат в себе только 14 процентов воды.

И смешанная диета из мяса и овощей стоит каждому человеку в 3-4 раза дороже, чем вегетарианская, если даже в последнюю входит сыр, молоко и масло. То само собою становится очевидным, что не логично и безрассудно платить за худшую пищу большую сумму.

Семнадцатое основание то, что неисчислимое количество трудящихся людей и их жён, при существующей убойной диете, должно соблюдать строгую экономию и иметь большое самоотвержение, чтобы кое-как сводить концы с концами; между тем, благодаря вегетарианской диете, как более дешёвой и экономной, - они могли бы быть свободны от многих забот и имели бы лишние деньги для лучшей у себя обстановки в доме, для приобретения литературы, для поездок за город, для улучшения своего эстетического вкуса и для лучшего познания природы в её разнообразных видах.

Восемнадцатое основание. Дети естественно предпочитают спелые фрукты и мучные блюда мясу и лучше развиваются от них; так как вообще признано, что есть много мяса детям безусловно вредно. И, без сомнения, если бы дети не были окружены убеждениями родителей и силой их примера, - они никогда бы, по одному только влечению природы, не приобрели привычки есть мясо, потому что это противно природе. А между тем какой глубокий и вместе с тем ужасный разлад вносится в юную душу ″малых сих″ при их воспитании. С одной стороны в них силятся вкоренить любовь ко всей одушевлённой природе и страх причинить боль и страдание всякому творению; а с другой стороны – личным примером утверждают в них ложное понятие о том, что резня животных для употребления в пищу с неизбежными при этом для них страданиями, безусловно необходима и справедлива.

Девятнадцатое основание то, что с тех пор, как мир имеет историю, люди немало обязаны приобретаемыми богатствами, делаемыми подвигами и победами, - силе, терпению, смелости и разумной способности к труду животных, не употребляющих мяса. Всякий труд животных на земле исполняется только травоядными: лошадьми, быками, мулами, слонами и верблюдами. И ни одно мясоедное не обнаруживает того терпения и той твёрдости, которыми богата хотя бы одна лошадь, работающая ежедневно с утра и до вечера почти что без отдыха. Доктор Челли докладывает, что видел гориллу, питающуюся обыкновенными фруктами и орехами, которая в своих руках без явного усилия сломала ружьё, нечаянно выроненное одним из её преследователей; а известный натуралист доктор Дункан уверяет нас, что это животное по своей природной силе превосходит африканского льва.

Двадцатое основание. Все те, которые живут на вегетарианской диете, тяжелее весом, мускулистее, терпеливее, имеют более хладнокровия для владения самим собою в припадках гнева; богаче силою воли; способнее к выносливости; к совершению больших подвигов, чем те, которые живут на смешанной диете. Профессор Форесс, экспериментируя над англичанами, употребляющими в изобилии мясо; над шотландцами и ирландцами, употребляющими большею частью зерновые похлёбки, картофель и хлеб, - доказал, что шотландцы и ирландцы превосходят англичан в высоте роста, в весе и силе. Лапландцы, питающиеся мясом, составляют слабую тщедушную расу; тогда как финны, которые обитают в том же климате и питаются главным образом продуктами земли, составляют такую же прекрасную расу, как шведы и норвежцы. Причину этой разницы, говорит доктор Ламб, следует объяснять преимуществом диеты последних.

Двадцать первое основание. Спартанцы, которые в истории народов стоят вне всякого сравнения по силе мускулов, по физической энергии и способности выносить труд, - были вегетарианцы, также как греческие и римские армии во времена их лучших побед, и отступление от этого рода питания и простых привычек вызвало их быстрый упадок. Точно также и в эпоху общественных игр в Греции, где мускульная сила проявлялась во всевозможных её видах, - участники этих игр только тогда служили предметами общего удивления и восторга, когда они придерживались суровой вегетарианской диеты; но когда впоследствии убойное питание завоевало себе главенствующее положение, те, кто ранее отличался силою, становился ленивым, изнеженным и слабым.

Двадцать вторым основанием должно служить то, что многие из открывших свету новые области мысли и шедших по непроторённому пути науки, делались вегетарианцами по собственному убеждению. Из целой массы имён в древних годах могут быть указаны: Будда, Пифагор, Эмпедокл, Платон, Овидий, Эпикур, Музмий, Сенека, Плутарх, Св. Иаков, Тертулиан, Климент Александрийский, Порфирий, Златоуст, император Юлиан Пруденций; в позднейшие времена: Корнаро, Томас Мор, Монтень, Лессио, Гассенди, Бекон, Рей, Коулей, Эвелин, Мандевиль, Мильтон, Боссюэт, Ньютон, Линеус, Томсон, Эке, Чайн, Кокки, Руссо, Вольтер, Честерфильд, Гартлей, Веслей, Говард, Сведенборг, Франклин, Бернард де Сент-Шерри, Прессавен, Ламб, Гуфеланд, Шелли, Байрон, Филлипс, Бродертон, Алькот, Глейзе, Грэхэм, Ламартин, Мишле, Струве, - не перечисляя уже множества имён ныне существующих авторитетов и гениальных людей.

Двадцать третье основание. Раз доказано и может легко быть проверено каждым, что жизнь человека не только не сократится, а, наоборот, продолжится, а здоровье и счастье улучшится безубойною диетою, то ни справедливость, ни сострадание, ни милосердие не могут оправдать той возмутительной жестокости, которая ежедневно совершается для насыщения извращённых и неестественных вкусов.

Двадцать четвёртым и последним основанием должно служить то, что вегетарианство само по себе есть протест против тех зол, которые более всего тревожили и тревожат богатые и сильные нации, - т. е. против роскоши, невоздержанности и пороков. Оно совершенно отвергает то, что достигается ценою жизни невинных животных, оно учит любви, милосердию и справедливости ко всем и поощряет воздержание, бережливость, непорочность, человеколюбие и вообще всё, что способствует благосостоянию, мирному развитию и нравственному улучшению человеческого рода.

 

В заключение этого раздела можно сделать очень важный (судьбоносный) вывод: МЯСНОЕ ПИТАНИЕ – ИСТОЧНИК БОЛЕЗНЕЙ, ВЕГЕТАРИАНСТВО – ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ!!!

 

ФРАГМЕНТЫ КНИГИ К. Моэс-ОСКРАГЕЛЛО ″Природная пища человека″

 

Ниже я представляю вам принципиальные фрагменты книги великого польского учёного, исследователя, экспериментатора прошлого века КОНСТАНТИНА МОЭС-ОСКРАГЕЛЛО, так и не понятого своими современниками. Будем надеяться, что его спасительные для человечества идеи будут реализовываться в большем объёме разумной частью человечества Земли. Надеюсь, и эта книга послужит этому.

- В важном вопросе человеческой жизни-вопросе питания - господствует до сих пор удивительно хаотические понятия. Лошадь, бык, осёл, самый жалкий червяк не тронет того, что ему вредно; он знает отлично, какая пища для него природная, необходимая; один только человек, этот царь природы, со своим разумом не умеет отличить полезное от вредного.

- Логическое рассуждение о том, чем мы должны питаться, на основании сравнительной анатомии, физиологии, этики, антропологии, политической экономии, преданий религии и в особенности гигиены, приводит к неопровержимому выводу, что человек по природе своей не принадлежит к породе хищных, как кошка, собака, ястреб, ни к травоядным, как бык, лошадь, верблюд, ни к всеядным, как свинья, медведь и другие, а к какой-то другой породе, именно - к породе плодоядных (выделено мною - А.Б.), подобно самым развитым обезьянам, т. е. человекообразным (приматам): горилла, шимпанзе и орангутанг ближе всего подходят к человеку. Все особенности устройства нашего тела исключают всякое сомнение: устройство рук, сочленение челюстей, зубы, форма желудка и кишечного канала, желчного пузыря и слепой кишки, нервная система, устройство мозга, перистальтические движения желудочно-кишечного пути и т. д.

- Один из греческих реформаторов, Триптолемий, говорит: ″Знайте же, что мясо животных не для вас; кто убивает для съедения животное, тот должен будет умереть, потому что уже перестал быть человеком″.

Известный Бернарден де Сен-Шерр учил: ″Дети должны приучаться к растительной пище, которая для человека природная. Народы, питающиеся растительностью, самые сильные и самые красивые; меньше всего подвергаются болезням и пагубным страстям и доживают до глубокой старости. Вегетарианство производит благотворное влияние на красоту тела и равновесие души″. Ламартин утверждал, что ″придёт время, когда люди будут питать такое же отвращение к животному мясу, какое питают теперь к человеческому″. Гумбольт тоже сказал, что вследствие привычки есть животное мясо человек чувствует меньшее отвращение к людоедству.

- Доктор Нагель пишет: ″Если родители дают своим детям мясо вопреки их природе, то через это ускоряется кровообращение, в крови происходит сильное волнение, делающее кровь восприимчивой к воспалениям. Дети, правда, тогда румяны, полнощёки и ″цветут здоровьем″, но это не настоящее здоровье. Они подобны румяному яблоку, в котором гнездится червяк и подтачивает их здоровье, - малейший ветер сваливает их с дерева″.

Насколько благодетельно действует растительная пища на детей, могут подтвердить опыты, произведённые в сиротском доме в Алабаме, на берегу Гудзона. Когда в 1829 году, - говорит доктор Комбе, - открыли приют на 70 человек, 4 – 6 детей постоянно лежали в больнице. Прошло три года, и стали кормить детей растительной пищей, и тогда больница стала пустовать. Дети стали бодрее и веселее, деятельнее и общительнее. До того времени бывало ежегодно по несколько смертных случаев, теперь в течение нескольких лет не было ни одного. Профессор Грагам говорит об этом приюте: ″Последствия вегетарианского питания для детей так очевидны, что их нельзя не заметить и не признать. Умственные и физические силы этих детей блестяще развились, их наблюдательность и понятливость привели меня в изумление″.

- Знаменитый Бекон сказал: ″Дети обыкновенно с мясом воспринимают всякие преступления″.

- Доктор Алькот в свою очередь сказал: ″Пока человечество будет употреблять мясную пищу, до тех пор напрасны будут все усилия излечить болезни″.

- Наше обхождение с животными служит лучшим мерилом поступков с людьми. Кувье выразился так: ″Человек не похож ни на одного из хищных; по количеству и расположению зубов он ближе всего к орангутангу, животному плодоядному. Равным образом и кишки человека, в каждой важнейшей части, соответствуют растительному питанию. Правда, что неохота к воздержанию от мясной пищи так велика, что много лиц слабых духом не в состоянии побороть себя, но это нисколько не говорит в их пользу.

- Профессор Овен пишет: ″Обезьяны, так похожи на человека, питаются плодами, зёрнами, ядрами орехов и другими плодами, в которых образуются самые вкусные и самые питательные ткани в растительном мире. Большое сходство между зубами у четвероруких и у человека указывает на то, что человек создан для питания плодами".

- У Пуше встречаем такое мнение: ″Высказали великую истину, называя человека плодоядным. Все особенности, как его желудочно-кишечного пути, так и устройство зубов доказывают это блестящим образом″.

- Привожу мнение профессора Лаверенца: ″Устройство зубов у человека не имеет ни малейшего сходства с зубами плотоядных. Хотя у человека и есть клыки (я бы назвал эти клыки просто ″клыкообразными″ зубами - А. Б.), но они не выдаются, как у плотоядных животных, и не исполняют тех функций, что у них″.

Присмотревшись внимательно к зубам, челюстям и непосредственным органам пищеварения, мы приходим к убеждению, что человеческий организм ближе всего подходит к организму высшей породы обезьян, которые все, без исключения, в диком состоянии – плодоядны.

- Число больниц и домов для умалишённых растёт с удивительной быстротой. В той же прогрессии увеличивается число страдающих нервными, мозговыми, желудочными и лёгочными болезнями; так же возрастает число алкоголиков. В одном из медицинских журналов за 1876 год читаем: ″Никто не станет возражать, что уровень здоровья и телесной силы значительно быстро, даже заметно понижается. Рост мельчает, мускулы атрофируются, чистота расы и гармония пропорциональности частей тела постепенно исчезают″. Все государства Европы должны были уменьшить размер груди и роста при воинских наборах, потому что не хватало людей нормальной меры. Некоторые государства вторично даже сбавили меру. Все эти явления находятся в прямой связи с количеством потребляемых человечеством наркотических средств: мяса, алкоголя и табаку.

Все это мнения людей науки я привёл не потому, что сам ищу доказательств в авторитетах, но потому что есть многие, которым эти ″авторитеты″ необходимы, которые авторитеты ставят выше своего мнения; наконец, есть и такие, у которых нет возможности решать эти вопросы. Вообще же опытные пути для всех открыты, и задача настоящей статьи есть указание этого пути.

- Как сказано было раньше, по своему телосложению человек ближе всего подходит к породе обезьян человекообразных, которые в диком состоянии все суть плодоядны. Но так как человек не обезьяна, и наоборот, то и в отношении естественного питания у них обоих должно происходить большое различие. Так оно и есть в действительности.

Одно из главных различий между человеком и обезьяной составляет то обстоятельство, что у человека две руки и две ноги, а у обезьяны 4 руки. Основное различие между рукой и ногой составляет устройство и способ прикрепления большого пальца, который у обезьян - на всех четырёх оконечностях одинаковый – делает её способноё к схватыванию и поддержанию своего тела. Такое устройство нижних конечностей обусловливает жизнь на деревьях. У человека же две руки и две ноги. Устройство последних и способ прикрепления большого пальца поставили человеку в удел хождение по земле, а руки указывают на собирание. Отсюда прямой вывод, что обезьяне предназначено жить на деревьях и питаться плодами, назначение же человека – жить на земле и собирать семена и хлебные зёрна и ягоды, т. е. плоды, как кустарников, так и деревьев. Значит – человекообразные обезьяны суть животные плодоядные, а человек злакоплодоядное.

Пищу свою человек должен принимать в таком виде, в каком принимает её вся живая тварь, именно в сыром; нельзя же думать, чтобы природа не знала лучше всяких врачей, поваров и аптекарей, чем питать свои создания. Природа так устроила человека, что он может находить и потреблять пищу в готовом виде. Неужели в таком важном деле природа поставила человека ниже всяких других животных? Ведь это было бы нелепо. Вследствие жарения, варения, печения, брожения, дистиллирования и всяких других искусственных способов приготовления пищи до некоторой степени разрывается природная, органическая связь элементов в пище, отчего она теряет питательность, а иногда становится даже совсем вредною. Так, например, вследствие варения и брожения здоровой самой по себе ржи получается яд, известный под именем алкоголя. Яблоки и виноград – превосходная пища, приготовленные же из них сидр и вино составляют яд. Сочная душистая груша в сыром виде одним своим ароматом способна вызвать слюну во рту; если же мы её сварим или испечём, то она теряет свой аромат, делается приторной, так что для исправления вкуса надо прибавить сахара. Куда же девались аромат, вкус, а вслед за тем и питательность её? Огонь уничтожил, разъединив органическую связь частиц. Если в сыром виде для насыщения достаточно бывает полуфунта (200 грамм – А. Б.)зерна, плодов и орехов, то вареных, не считая приправ в полтора раза больше. Огонь уничтожает жизненное начало в зерне, тогда как способность производить дальнейшую жизнь, и есть собственно необходимое условие, лучший показатель человеческой пищи.

- Природной пищей человека нужно считать хлебные зёрна и плоды в сыром и само собою в зрелом виде, а именно: рожь, овёс, пшеницу, ячмень, гречиху и др.; летом: крыжовник, смородину, землянику, клубнику, малину, чернику, вишни, черешни, арбузы, тыквы, дыни, огурцы; под осень: всевозможных сортов груши, персики, абрикосы; осенью: каштаны, виноград и в особенности яблоки, которых родится около 1200 всевозможных сортов; дальше идёт целый ряд орехов, больших и малых, простых и грецких, заключающих в себе сладкие жировые вещества; затем всевозможные ягоды, отличающиеся каждая особыми достоинствами и качествами: сочные, душистые, сладкие, кисленькие и т. д. и т. д. Вот какими дарами природы окружён человек. А он пачкается в крови убиваемых им животных, с тем, чтобы трупы их схоронить внутри себя, где, разлагаясь, они причиняют ему всякие болезни и муки, стремясь освободиться от которых хотя временно, он одуряет себя различными наркотиками.

- Кто питается правильно, тот и жизнь ведёт правильную, и польза такой

жизни сказывается всё яснее и яснее. Одно из преимуществ безмясного питания ест полная независимость от третьих лиц, от времени дня и года.

- Весь месячный запас вегетарианца помещается в буфете на одной полке; когда откроешь дверцы, аромат разливается по всей комнате.

- Там, где имеется немного зерна и воды, вегетарианец может смело пропитаться, тогда как обыкновенный человек при недостатке огня, горшков, соли и т. п. может, пожалуй, умереть с голоду.

- Независимость личности, как одно из последствий растительного питания, передаётся постепенно в общественные отношения, возвышая нравственный уровень общества и налагая на него свой облагораживающий отпечаток.

- Каковы наши дети, таково и наше будущее. Всякому небезызвестно, что способ питания и воспитания детей, т. е. то, на какой пище, в какой атмосфере и в каких телесных упражнениях воспитываются дети, - решительным образом влияет на их настоящее и будущее.

- Каждый человек, питающийся сырыми плодами, овощами и хлебными зёрнами, будет иметь сильный, здоровый желудок, хотя придёт к этому постепенно, так как благотворное преобразование органа питания и соединённое с ним возрождение всего человека приходит только постепенно. Всякий, поставивший себе непременным условием достижение этой задачи, не замедлит почувствовать происходящие в нём благотворное перерождение и всецело отдастся стремлению к чистому образу жизни и питания.

- Зубы у человека, питающегося ″по-человечески″, не теряют своей крепости и перламутровой белизны до глубокой старости, что мы наблюдаем у восточных народов, питающихся исключительно растительной пищей. Уже ежедневное пережёвывание горсти зерна убеждает нас, что самый лучший врач не в состоянии дать лучшее средство для укрепления зубов и поддержания их гигиены.

Питаясь по-вегетариански, мы заметим, что для насыщения понадобится несравненно меньше зерна, чем самого лучшего хлеба, испечённого из этого же зерна, что служит лучшим доказательством того, что зерно содержит в себе какое-то питательное вещество, которого не достаёт в хлебе. С точки зрения так называемой ″чисто-научной″ объяснить это можно было бы вот как: вследствие варения и жарения в большей части уничтожаются растительные клеточки, из которых каждая живёт более или менее отдельною или самостоятельною жизнью. При жевании сырых плодов такого уничтожения клеточек не бывает, а поглощаются в большинстве случаев цельные, механически отделённые клеточки, от чего, вероятно, и зависит их большая питательность.

- Те, у кого дух способен одержать победу над плотью и её злыми привычками, должны пользоваться именно этой силой (привычки), но только в положительном направлении, помня слова Пифагора: ″Усвой себе только тот образ жизни, который твой разум признал наилучшим, а привычка сделает его для тебя самым приятным″. Так как все переходы в природе бывают постепенны и медленны, то непосредственное возвращение к нормальной жизни доступно будет только для немногих.

- По мере того как организм, при посредстве разумного питания очищается, оздоравливается, он крепнет, и тогда наступает кризис в виде сильных лихорадок, выделения пота, поносов или обыкновенных оздоравливающих, так называемых воспалительных болезней. Тогда-то особенно надо остерегаться лекарств или такого ухода, которые могли бы задержать усилия организма от оставшегося в нём болезнетворного вещества. Если под рукой не найдётся такого врача, который лечит не лекарствами, а теми средствами, которые указывает сама природа, то лучше ничего не делать, поддерживать в помещении больного, чистый воздух - во всём остальном руководиться инстинктами больного и личным опытом; выздоровление наступит немного позже, но зато тут не грозит никакая опасность. Опасаться в этом случае нечего, напротив: надо радоваться, потому что чем сильнее бывает кризис, чем сильнее оздоравливающая болезнь, тем больше уверенности в том, что организм приобрёл новые силы. Со временем такие кризисы повторяются всё реже и реже, а после очищения организма полностью оставляют его.

- Только жизнь, согласная с природой, может дать нам неизменное здоровье. При правильном, соответствующем человеку питании и образе жизни, сил и тела прибавляется, является жизнерадостность, в сердце вселяется любовь ко всей природе, согбенный стан выпрямляется, кожа приобретает белизну и свежесть, часто даже волосы, преждевременно поседевшие, снова темнеют. Достигнувший таким путём здоровья и способности энергичного противодействия дурным влияниям, человек тогда почувствует себя совершенно обновлённым.

Какую удивительную силу заключают в себе растительные элементы, мы видим на носороге, лошади и верблюде. Слон всё могущество своих мускулов получает от травы. Сила и выносливость идут вслед за растительным кормом. Словом, верблюд, лошадь, осёл, бык, благодаря своей выносливости, впряжены человеком в работу. Лев, тигр и другие плотоядные развивают в себе только разовую силу, выносливости же не имеют. Оттого то человек и не приучил их к работе. Плодоядная горилла, достигающая семи футов высоты, обладает упругими, как сталь мускулами и костями; сила у неё так велика, что когда она, рассерженная, ударяет себя кулаком в грудь, то издаёт звук как из турецкого барабана; случается она вступает в борьбу со львом и выходит победительницей. Но как бы ни были убедительны примеры из царства животных, личный пример и примеры из жизни народов всего полезнее и убедительнее.

- О громадном росте, силе, ловкости и благородных нравах славян, как о результате растительного питания, свидетельствуют византийские и германские летописцы. Прокопий в VI веке пишет: "Роста славяне высокого, нравы и обычаи у них простые, гнева и лжи не знают". Маврикий в VII веке говорит: "В труде выносливые, они (славяне – А.Б.) легко переносят голод и холод, наготу и недостаток".

- Когда такие знаменитые путешественники, как Кук, Дюпон-Дюрвиль, Лаперуз, привезли первые известия об открытых ими разных странах в Океании, жители которых, питаясь исключительно одной растительной пищей, отличались необыкновенной силой и кротостью, стройностью и красотой тела, то сразу никто им не верил, признав их рассказы преувеличенными, тем более, что позднейшие путешественники уже этого не подтвердили. Однако, оказывается, что те и другие были одинаково правы, так как именно европейская цивилизация привила им плотоядность, пьянство, а вслед за тем разврат, разнузданность, а ещё дальше – оспу, сифилис и целый ряд других болезней, взявших оттуда своё начало. Остров Отаити, насчитывающий во время открытия около 100 тысяч человек здорового, красивого и необыкновенно сильного, всегда благополучного населения, теперь едва насчитывает 9000 человек, совершенно выродившихся и обнищавших.

- Не могу здесь обойти молчанием один смешной, но весьма поучительный случай. Доктор Вурм издал в Штутгарде книжку под заглавием: "Вода, как домашний друг здорового и больного". Судя по заголовку сочинения, д-р Вурм должен быть весьма передовой человек. В этой книжке учёный врач передаёт весьма странные вещи о вегетарианстве: "Если бы люди стали жить по вегетарианстве, им пришлось бы поедать громадное количество огородных овощей, как, например, капусты или моркови 24 фунта за раз, чтобы подкрепить организм необходимым количеством питательных единиц. Пришлось бы есть целый день, или они ослабли бы до такой степени. Что еле могли бы передвигать ногами и т. п." О, святая химия! таковы-то логические выводы науки о питании! На это известный вегетарианец Шульц возражает ему в № 12-ом вегетарианского журнала " Вегетарианское обозрение" за 1884 г. "Если таково ваше мнение, то я предлагаю вам или вместо вас кому-нибудь другому из представителей плотоядных пари в 1000 марок, предназначенных с моей стороны для развития вегетарианского дела, и отправимся вместе в путешествие, сейчас. Зимой или летом, пешком, на 10 дней, делая ежедневно по 6 географических миль. Каждый из нас нужный, по его мнению, запас пищи на всё время путешествия, за исключением воды, должен иметь с собой. Я обязуюсь не есть в течение дня больше (меньше, думаю, не возбраняется) 300 гр. хлебного зерна и 250 гр. изюму или сушёных ягод, т. е. всего вместе один фунт пищи, кроме воды. Увидим, как далеко вы уйдёте со своими мясными консервами, ветчинами и колбасами, и кому скорее изменят силы. Кто первый устанет, тот проиграет". И вот с тех пор прошло несколько лет, и я не слышал, чтобы д-р Вурм или кто-нибудь из сторонников мясоедства вступил бы в предложенное состязание. Видно, гораздо удобнее и полезнее в покойном кабинете создавать законы, оправдывающие собственные ошибки, для поблажки своим страстям, чем добросовестно служить истине.

- Природную человеческую пищу составляют плоды и спелые хлебные зёрна в том виде, в каком их создаёт природа, т. е. в сыром. Втакомвидеоникрепкиисвежи, здоровы, привлекательны, красивы, сладки и заманчиво пахнут. Эти особенности их, при потреблении их в пищу, передаются нашему телу. Крепкая пища требует сильного и вместе продолжительного пережёвывания, усиленного пищеварения во рту; при усиленном дроблении пищи зубами выделяются обильные пищеварительные соки – основа всякого здорового пищеварения.

- Человек есть то, чем он питается.

- Тело умершего или убитого человека мы называем трупом, точно также тело издохшего животного. Тело же убитого быка деликатно зовём "говядиной". К чему это различие? Так или иначе труп остаётся трупом; ведь нет никакой существенной разницы между трупом человека и трупом животного. Как тот, так и другой подвержены после смерти гниению и разложению. Мы инстинктивно и вполне естественно избегаем трупов, питаем к ним непреодолимое отвращение. Труп же быка … съедаем! От трупа коровы, издохшей на дороге, мы сторонимся; тот же труп, распяленный в мясной лавке, вовсе нас не пугает, а с блюда мы уже уплетаем его с величайшим наслаждением и хороним в своей собственной утробе. С наступлением болезни начинается медленное разложение тела; с наступлением же смерти то же разложение идёт быстро. Существует закон, по которому тела существ, лишённых жизни, разлагаются на свои минеральные части, которые предназначаются для питания растений, а те в свою очередь идут на поддержание жизни животных и т. д.

- Животные, откармливаемые на убой, мало двигаются, начинают плохо переваривать; вместо здоровых тканей образуются жир и кишечная гниль, и вследствие недостатка движения удаление (физиологическое) этой гнили замедляется; она всё более и более проникает в ткани тела, так что, наконец, когда животное готово на убой, оно пропитано собственною гнилью или самоотравой, и, следовательно, оно совсем больное. Чтобы это заметить, не надо быть вовсе физиологом. Это нам скажет обоняние. Производит ли тучная свинья впечатление здорового животного, не воняет ли она, будучи даже чисто вымытой? Такой же противный запах и от жирных людей. У животных, приведенных на бойню, накапливается ещё более гнили, а после убоя начинается уже быстрый распад, который не в качественном, а только в количественном отношении отличается от разложения настоящей падали. Степные быки, томимые голодом и жаждою, охотничья дичь, преследуемая смертельной тревогой, содержат ещё больше гнойного яда и потому разлагаются ещё скорее. Можно указать ещё и другие образования обратного метаморфоза, как мочевина, мочевая кислота, креатин и др.; затем, не говоря уже о чахоточном яде коровы, мясе находятся различные микроорганизмы, как трихины, зародыши глистов и т. п., которые размножаются в нашем организме и тканях, и мы поймём, какой опасности подвергаемся, когда едим мясо, - какими трупами питаемся, рискуя своим здоровьем и жизнью. Поэтому мы постоянно болеем; наш организм, обречённый на борьбу с этими пагубными влияниями, всё более слабеет, и жизнь наша угасает преждевременно.

Продукты распада, будучи для организма самоотравлением, для другого являются ещё более сильным ядом. Гнилостная природа мяса, его способность быстро разлагаться, вместе с содержащимся в так называемом свежем мясе гнилостными болезнетворными веществами, делает мясо крайне опасной пищей. Алкалоиды, раздражая нервы, возбуждают в них усиленную деятельность; отсюда минутное ощущение подкрепления, как после водки. Влияние водки и мяса на организм, ни к тому, ни к другому не привыкший, очень сходно: они одуряют, опьяняют и, наконец, вызывают сонливость. "Всего вкуснее бывает мясо коровы, - говорит профессор Тролл, - которая болела бугорчаткой; оно очень нежно и имеет особенный, высоко-ценимый сладко-ароматический вкус, происходящий от поджаренного содержимого нарывов и болячек, которые люди с аппетитом высасывают". И это ещё не всё: какой хозяин продаст на убой совсем здоровую корову или быка, годного к работе? В деревне употребляют преимущественно больных животных. Почему никто не ест мясо плотоядных животных? Потому что мясо плотоядных отвратительно на вкус, что происходит от их мясного корма. Коршуны, вороны, волки, лисицы и т. д.- это ходячие мертвецкие. Людоеды в Африке и на острове Суматре говорят, что мясо их соседей вегетарианцев имеет приятный вкус и запах, мясо же английских матросов, которых они при случае съедали, было горькое, невкусное, отдавало табаком, который матросы жуют в большом количестве, и водкой, и портилось вообще очень скоро.

Мясо заражает кровь, сообщает ей гнилостный характер, сгущает, разгорячает её, делает человека ленивым, нервным, возбуждает страсти и вообще вызывает болезненное настроение. Это настроение совсем похоже на настроение хищных или плотоядных животных, всегда угрюмых, злых и яростных; и это весьма понятно, так как здесь существует довольно полная аналогия. Если плотоядные люди, кроме мяса, едят и овощи, то это приносит им мало пользы, так как благодетельное влияние овощей и фруктов уничтожается употреблением возбуждающей пищи.

Плотоядные животные и люди, по мере употребления мясной пищи, приобретают неприятный запах, а запах их кала невыносим. Травоядные имеют здоровый запах (лошади, коровы), и кал их ни для них самих, ни для других не бывает противен. Мясоедные вовсе не потеют: ещё никто не видал, чтобы собака или лошадь потели; люди, употребляющие мясо, потеют меньше, чем вегетарианцы, потому они более склонны к заболеванию.

До какой степени мясо, и возбуждающие напитки заражают кровь, достаточно убедили нас последние войны: франко-русская и русско-турецкая. У русских и немецких солдат раны с трудом заживали, между тем как такие же раны у турецких и туркменских солдат, питающихся почти исключительно растительной пищей и не употребляющих других напитков, кроме воды, заживали замечательно быстро. Раны, смертельные для европейцев, для них оказывались вполне излечимыми.

Если бы существовало мясо, свободное от гнилостного разложения, то, не принимая уже во внимание нравственных мотивов, оно было бы возможной пищей постольку, поскольку оно есть продукт растительной пищи. Потребляя поэтому мясо, мы потребляли бы, собственно говоря, растения; но такое рассуждение несостоятельно. Эти растения, однажды уже переваренные, усвоенные, утилизированные, теряют то значение, какое имеет свежая растительная пища.

"Но ведь мясо питательно, - говорят медики, - незачем, значит, и рассуждать много". Посмотрим, какого они сами мнения об этой питательности. По новейшим исследованиям известного доктора Лемана, которые он проводил над собою лично, и по опытам врачей Лавеса и Жильберта, произведёнными над животными. Оказалось, что количество мочевины, заключающееся в моче, находится в прямом соотношении с количеством поглощённых белков. Леман утверждает, что 5\6 белковины, находящейся в мясной пище, проходит в мочу в виде мочевины. Когда он потреблял ежедневно по 30 гр. белковины, то 25 гр. её он находил в моче, следовательно, только 1/6 шла на питание тела. И это ещё сомнительно, как показывает последний спор профессора Фойта с Зеегеном.

- Мясо и другие возбуждающие вещества разгорячают и потому уже вредны. В состоянии возбуждения или какого-нибудь аффекта организм не переваривает и ничего не усваивает. Пища выходит не переваренная и, несмотря на чувство сытости, сил не прибавляется. Для правильного пищеварения и усваивания необходимо нервное равновесие. Вышеописанные опыты объясняют отчасти, почему почти все плотоядные люди, прожив лет 30, страдают перерождением почек. Употребляя мясо и возбуждающие напитки, мы обременяем почки непосильной работой: они должны переработать 5\6 мяса в мочевину, чтобы спасти организм. Употребляя умеренно разные горячительные напитки, мы ещё больше способствуем расслаблению и вырождению почек, а затем появляются ревматизмы, водянки и т. п.

Одним мясом никто не в состоянии питаться и одну неделю. Производили опыты над здоровыми солдатами: нескольких из них кормили лучшей свежей говядиной, но исключительно одной говядиной. Двое заболели уже на третий день, а у остальных после 4-х дней сделалось сильнейшее расстройство желудка, потом воспаление, так что надо было скорее спасти их растительной диетой, иначе бы они умерли… С растительной пищей совсем другое дело. Вообще мясо сообщает крови своё гнильное свойство, делает людей апатичными, ленивыми, вследствие чего у них является позыв к другим возбуждающим средствам, которые в свою очередь разгорячают кровь, развивают страсти и дикость нравов. Если вместе с растительной пищей давать лошадям мясо, то они становятся дики и неукротимы. Сырое мясо более возбуждает, чем варёное. Англичане употребляют мясо почти сырое и потому дурное влияние мяса на них очевиднее, чем на других народах. Такое одичание в духовной жизни, вызываемое мясом, развивает в них надменность, неспособность объективного понимания и другие дурные наклонности, принижающие характер. Теория борьбы за существование возникла благодаря мясу.

Об убивании животных, употреблении их трупов в пищу с точки зрения нравственной я не буду здесь говорить. Но замечу, что придёт время, когда люди также будут содрогаться при мысли об употреблении мясной пищи, как теперь содрогаются при мысли об употреблении в пищу человеческого мяса.

Водка, пиво, вино. Важнейшей составной частью этих возбуждающих напитков есть алкоголь, которому они и обязаны своей распространённостью. Алкоголь даже и наукой признан врагом органической жизни – ядом. Водка и наливки всех сортов и названий заключают в себе 45 – 60% алкоголя, пиво 2 – 6%, вино 8 – 12%.

Сторонники спиртных напитков говорят, что они питают и согревают. Посмотрим, на чём основан этот самообман. Если спирт увеличивает температуру тела, то с другой стороны он вызывает большое улетучивание этой теплоты, и последнее превышает; результатом этого является понижение температуры, что уже доказано тысячами термометрических измерений. Усиленное улетучивание теплоты происходит следующим образом. Спирт вызывает расширение кровеносных сосудов в коже, вследствие чего большее количество тёплой крови проходит через холодную поверхность, и таким образом больше теплоты выходит наружу. Расширение сосудов объясняется так. В стенках сосудов помещаются мелкие кольцевидные мышцы, которые постоянно находятся в деятельном состоянии. Это состояние сжимаемости зависит от нервных тканей, проникающих к этим кольцевидным мышцам и имеющих один общий центр в мозгу. Алкоголь парализует этот центр, нервный импульс прекращается, кольцевидные мышцы слабеют, сосуды расширяются, кровь приливает к коже, что обнаруживается её краснотой. Краснота лица после вина, которую мы объясняем как последствие возбуждения, есть не что иное, как следствие расслабления (парализации).

Мы говорим, что спирт согревает во время холода. Это ощущение теплоты – обман; мы чувствуем только большой прилив крови к поверхности, а на самом деле температура тела понижается. Этот обман чувств происходит от ослабления мозговых центров, которые служат проводниками ощущения холода.

Вообще доказано, что все последствия употребления спирта, которые мы обыкновенно называем возбуждением, суть не что иное, как проявление расслабления (парализации). Пьяница в конце концов умирает от чрезмерного понижения температуры тела. Обессиление сопровождается психическими явлениями. Прежде всего ослабляется ясное суждение и критическая способность, вследствие чего начинает уже преобладать жизнь чувственная, освобождённая от уз самокритики: человек становится откровенным, словоохотливым, беззаботным и отважным, потому что он не видит уже опасности, полностью теряя порой контроль над собой.

Одуряющее влияние спирта проявляется главным образом в том, что оно заглушает все чувства забот и самых ужасных душевных страданий. Этим и объясняется весёлое настроение пьянствующей компании. Спиртные напитки вовсе не вызывают ясных суждений: это – предрассудок; возбуждение есть только начало умственного расслабления; по мере понижения самокритики, развивается чувство себялюбия.

Совершенная бесполезность и даже вред самых небольших приёмов спирта доказаны лучше, чем научными доводами, теми многочисленными опытами, которые были произведены в войсках; эти опыты убедили, что солдаты во всех климатах, в жару, в морозы и в непогоду переносят легче все неудобства самых тяжёлых походов тогда, когда им вовсе не дают спиртных напитков.

Спирт заглушает тоже одно из мучительнейших чувств – чувство скуки. Скука, так же как утомление, является некоторым регулятором деятельности нашего организма. Как утомление заставляет нас искать отдыха, так скука, напротив, заставляет искать труд, без которого наши мускулы и нервы слабеют и приходят в расстройство, и человек рискует перестать быть здоровым. Если мы не устраняем скуки каким бы то ни было трудом, то она всё больше и больше усиливается и, наконец, доходит до невыносимого состояния. Интересно проследить, к каким отчаянным средствам прибегают ленивые и пошлые люди, чтобы избежать скуки без собственных усилий. Они постоянно шатаются по гостям, меняют одно место на другое, от одного развлечения переходят к другому. Но все эти лавирования были бы напрасны, люди были бы, наконец, вынуждены изощрить свой мозг и направить свои мускулы к какому-нибудь труду, если бы не было одурманивающих веществ. Спиртные напитки освобождают их легко от этой давящей скуки. Пьяницы никогда не осознают своей пошлости и пустоты. К ним не приходит сознание. Нет у них никаких желаний, им не нужны идеалы, у них есть средство приятного самоодурения. Нет ничего пагубнее для развития человека, ничто в такой степени не подрывает и не уничтожает всего, что есть в нём лучшего, и ничто так верно не убивает энергии, как систематическое заглушение скуки спиртными напитками. В этом отношении пиво, может быть, ещё вреднее водки.

В пользу слабых напитков, как пиво и вино, говорят, что они способствуют пищеварению. На самом же деле нам известно, что это неправда, и это подтверждается многочисленными опытами, как над людьми, так и над животными. Доказано, что даже небольшие приёмы спирта уже задерживают и мешают пищеварению. Влияние спирта на органы пищеварения следующее: он изменяет химический состав пепсина и пищеварительного желудочного сока; при постоянном употреблении он производит сначала легкое, а потом хроническое воспаление слизистой оболочки и катар желудка и кишок. Спирт способствует расширению печени и производит воспаление, вследствие чего начинается расширение, сокращение и отвердение её. Также пагубно действует спирт и на другие органы: на сердце, почки, кровь, глаза, мозг и его оболочки, на всю нервную систему и на все ткани по отдельности. Известно, что спирт есть источник многих болезней, что ни один орган не остаётся не повреждённым им. Английские врачи доказывают, что половина болезней происходит от употребления спирта, и почти все доктора уже соглашаются в том, что на самом деле много болезней возникает благодаря ему, а именно: болезни нервные, начиная с лёгкого раздражения и до крайнего бешенства; и, кроме того, эти болезни в высшей степени наследственны. Оказалось, что из 300 детей – идиотов – 145, у которых родители были закоренелыми пьяницами.

Точно так же известно отношение пьянства к преступлениям, 70% преступлений в Берлине приписывают спирту, в Англии же от 70 – 80%. Далее известно, что в большей части цивилизованных стран 20 – 40% сумасшедших мужского пола обязаны своей ужасной судьбой спирту.

Между семьями, обречёнными на жизнь за счёт общественной филантропии в Англии, 75% впало в нищету благодаря пьянству главы семейства; в Женеве и в Париже 80%, а в Германии даже 90%. Эта ужасная нищета представится яснее, когда вместо процентных чисел возьмём безотносительные. "В Соединённых Штатах, сообщает министр Эверет, употребление спиртных напитков обошлось за 1860 – 1870 гг. в 3 000 000 долларов, испортило 300 000 человеческих жизней, заставило 100 000 детей воспитываться в приютах; 150 000 человек привело в тюрьмы и рабочие дома, было причиной 2 000 самоубийств, принесло 10 миллионов долларов потери от поджогов и преступлений и, наконец, обрекло на нищету 20 000 вдов и миллионы сирот". Это происходит в Америке, где все должны скрывать употребление спиртных напитков, так как общественное мнение осуждает это строго. Что же происходит в тех странах, где употребление спиртных напитков считается обществом мало предосудительным? И не забывайте, что приведённые выше цифры составляют только небольшую часть того, что в действительности делается под влиянием спирта; и, кроме того, влияние спиртных напитков, употребляемых в небольших количествах и приносящих, хотя и менее заметный, но едва ли не больший вред, не принимались нами в расчёт. А в повседневной жизни сколько слёз, страданий, болезней, мучений, сколько безнравственности приносит спирт, как потребителям его, так и лицам, им близким; как он подрывает и физические, и нравственные силы. Это одинаково относится как к отдельным личностям, так и к целым семьям и даже обществам; одним словом, спирт бывает причиной личных и социальных бед. Спирт пагубнее мяса; он принижает человека, делает его неспособным к труду, равнодушным к окружающей жизни и природе. Спирт же убивает в людях желание высших радостей. Тяжело плетётся пьяница к ближайшему кабаку, располагается там и прилипает к лавке, как смола. Спирт притупляет в человеке все способности, и самые чистые, возвышенные радости жизни становятся для него недоступными, - в нём гаснут все лучшие чувства.

Все усилия уничтожить пьянство будут до тех пор бесплодны, пока причины их не будут устранены. Основной же причиной является неправильное питание, то - есть мясоедение.

Лицо пьяницы теряет разумное выражение. У кутил скоро исчезают благородные черты лица и заменяются нахальным выражением. Половина всех мужчин в Германии обезображена так называемым умеренным употреблением пива. Хотя у нас (в Польше – А.Б.) и в малой части не употребляют столько пива и так систематически, как в Германии, всё-таки его употребление на ряду с другими вредными напитками, как водка, вино, чай, кофе, приносит нам не менее вреда. Источником наших недостатков предприимчивости и твёрдости, нашей беспомощности можно считать наркотики: спиртной, табачный и другие вредные привычки.

Кофе, чай и ка к ао. Все эти наркотики заключают в себе однородные алкалоиды – опасный яд. Этот яд в кофе называется кофеином, в чае – теином, а в зёрнах какао – теобромином. Кроме того, они заключают в себе некоторые эфирные масла, по вредности не уступающие алкалоидам. Одуряющие свойства кофе и чая ставят их на ряду со спиртными напитками. В них нет никаких питательных частей; дубильная кислота, заключающаяся в них, мешает переваривать пищу. Говорят, что кофе питает; это мнение ошибочно, так как питательность его зависит от сливок или молока. Все наркотики со временем ослабляют пищеварительную способностью влияние их на нервы и на кровь (бессонница, сердцебиение, раздражительность, лихорадочное состояние) известны всем. Китайцы – и те не вполне одобряют чай: они заметили, что от употребления его слабеют силы мужчин, что и у нас замечено на многих.

Опиум, гашиш, морфий – всё это ядовито - одурманивающие вещества, последствия которых весьма схожи с предыдущими. Сначала они возбуждают до горячечного состояния, затем приводят к одурению и притуплению, к полному бессилию, гораздо худшему по физическим и моральным последствиям, чем под влиянием спиртных напитков.

Табак. Табак, так же как и другие одурманивающие вещества, содержит в себе ядовитые части, а именно синильную кислоту, аммиак, окись углерода и особенно сильный алкалоид, называемый никотином. Никотин содержится в листьях, семенах, соке и в дыме табака. Однако, новейшие исследования показывают, что никотин не есть единственный и самый сильный яд, делающий табак столь вредным. Во-первых, один уже дым скверно влияет на человеческий организм, засоряя ткани, особенно в лёгких; во-вторых, заключающийся в нём яд – креозот – усиливает этот вред. Важнее всего то, что в табаке заключаются ещё и другие по существу своему неизвестные летучие вещества, которые играют главную роль в отравлении человеческого организма и в заражении крови. Замечено, что такое отравление проявляется всего сильнее у лиц, курящих табак, который заключает в себе менее всего никотина, т. е. гаванские сигары. Табак других стран, в особенности европейских, заключающий гораздо больше никотина, безвреднее вышеупомянутых. Самое пагубное влияние на здоровье оказывают те из гаванских сигар, которые издают всего больше аромата, т. е. самые дорогие. Отсюда можно вывести прямое заключение, что именно этот аромат и есть самый вредный (тоже самое касается и сигарет – А. Б.). О степени отравления табаком и его проявлениях достаточно обширные сведения собрал доктор Таваргер и высказал их на съезде врачей в Вене. Самые видимые проявления – это нарушение правильности кровообращения и деятельности пищеварительных органов. Самым обыкновенным проявлением бывает сердцебиение, которое часто при воздержании от курения проходит, но иногда и остаётся. Если, несмотря на это предостережение природы, продолжают курить, тогда наступает расслабление сердца, одышка и даже бывают случаи удушья. Французские врачи заметили, что постоянно курящие погибают от болезней сердца, а именно от ожирения или от паралича, и от нервных болезней, преимущественно спинного мозга.

Для полной характеристики курения послушаем, что говорит Альфонс Карр. "Заглянем в прошлое, - говорит он: - лет 300 назад, когда посол Никот привёз во Францию первые образчики табака, чтобы поднести их Екатерине Медичи. Представим себе, что он исхлопотал для себя аудиенцию для себя у тогдашнего кардинала Иоанна Лотарингского, которому доложено было следующее:

"Монсеньёр! Финансы государства расстроены. Позвольте предложить вам новый налог, который никому не будучи в тягость и не вызывая ни малейших жалоб, принесёт государству около 100 миллионов. Это будет косвенный налог, к которому никто не будет принуждаем, однако почти все примут в нём участие.

"- Готов вас слушать, сказал бы кардинал.

"- Мой план, Монсеньёр, таков, чтобы оставить за государством исключительное право продажи зелья, которое обращённое в порошок, можно нюхать или жевать, можно также его курить и вдыхать дым.

"Если бы кардинал выслушал это довольно спокойно, то, вероятно ответил бы:

"Аромат этого зелья превосходит, надо полагать, запах амбры и розы?

"Н-нельзя сказать… пахнет довольно скверно.

"Тогда это, может быть, какое-нибудь радикальное средство, панацея, лекарство какое-нибудь, предохраняющее человека от всевозможных болезней и смерти?

"Нисколько, - сказал бы посол? – кто привыкнет постоянно нюхать это зелье, тот ослабляет свою память и обоняние, испытывает головокружения, может даже ослепнуть и подвергнуться удару (инфаркту – А. Б.).Кто его жуёт, тот приобретает смрадное дыхание и ужасные боли в желудке. Курящий его испытывает при первых же опытах боль в сердце, тошноту, головокружение, колики и часто потеет. Работники, приготовляющие это зелье, худеют, бледнеют, испытывают колики, рвоту, головные боли, головокружение, подёргивание мышц, острые и продолжительные болезни лёгких и …

"- Да это зелье – яд! – воскликнул бы кардинал, не дослушав окончания проекта.

"- Совершенно справедливо, монсеньёр, - ответил бы посол: - оно содержит в себе один из сильнейших ядов.

"- Как?! И вы думаете меня убедить, что найдутся глупцы (или сумасшедшие – А. Б.), которые захотят это зелье курить и впихивать себе в нос, платя нам за это деньги?

"- А то как же; придёт время, когда таких дураков наберётся больше 30 миллионов (в настоящее время их сотни миллионов – А. Б.)".

Кардинал, без сомнения, велел бы выпроводить этого человека или же поместить его в дом для умалишённых. Но на этот раз кардинал жестоко бы ошибся. Слова посла сбылись. Одни французы выкуривают, нюхают и жуют табаку более 28 миллионов кг в год. В Германии же на одного человека приходится табаку втрое больше, чем во Франции.

- Употребление наркотиков влияет на уменьшение сил у мужчин, такое же влияние оказывают они и на женщин. В Мюнхене половина матерей не способна выкармливать грудных детей, благодаря обильному употреблению пива, которое способствует атрофированию молочных желёз. Проф. Ранке говорит: "Трудно представить большую противоположность, как напр. Гречанка, которая, питаясь преимущественно одними только маслинами, сама кормит грудных ребят, и зажиточная здоровая крестьянка наших окрестностей (Бавария), которая не в состоянии выкормить своего ребёнка". Проф. Боллингер говорит: "Если только 20% матерей не может выкормить грудью ребёнка, то это уже роковым образом свидетельствует о вырождении". Нигде болезни сердца так не распространены, как в Мюнхене, а в Берлине случаи помешательства от пьянства увеличились в промежуток 1880 – 86 гг. вдвое. Это происходит от возрастающего употребления тяжёлого баварского пива.

Во времена римских цезарей (Нума Помпилий) муж имел право развестись с женой, если заметил, что жена напилась вином. Строго запрещалось гражданам до тридцатилетнего возраста употреблять вино. И тогда Рим был могуч и долго оставался таким. Когда же укоренились пьянство и обжорство, народ измельчал и упал; и однако древний мир совсем ещё не знал пряных кореньев, водки, пива, кофе, чаю, ни минеральных лекарств, ни привитого яду (оспы). Каково


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.027 сек.)