АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Структура общества. Концепции строения общества

Читайте также:
  1. APQC структура классификации процессов SM
  2. III. Диалектика: ее суть структура и альтернативы.
  3. III. Социальная структура и стратификация
  4. S: Установите соответствие между типом общества и экономическим развитием данного общества.
  5. S: Установить соответствие между типами общества и их характеристиками.
  6. Административная структура ММЦ «Валко. Новая звезда»
  7. Адміністративно-правові відносини, їх структура, особливості та види.
  8. Акцентная структура слова в русском языке. Система акцентных противопоставлений. Функции словесного ударения.
  9. Акцентная структура слова в русском языке. Функции словесного ударения.
  10. Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества. Экологические последствия воздействия человека на растительный мир. Защита растительных сообществ.
  11. Архитектурой компьютера называется ее логическая организация, структура и ресурсы, которые может использовать программист.
  12. АРХІВНІ ДОВІДНИКИ В СИСТЕМІ НДА: ФУНКЦІЇ ТА СТРУКТУРА

Общество как система.

Строение общества. Статус как статическая характеристика; виды статусов. Социальная роль как динамическая характеристика.

Социальные общности и группы.

Стратификация общества. Исторические типы страт.

Социальная мобильность.

Социальные институты и организации.

Взаимодействия множества людей приводят к образованию социальных общностей, действующих обособленно друг от друга. Характерным для членов общностей является осознание принадлежности к общности и противопоставление «своих» «чужим», наличие системы духовных ценностных регуляторов внутренней солидарности. Общности могут быть формальными и неформальными, органическими в результате саморазвития и неорганическими, созданными искусственно. Общности можно также разделить на общества и социальные группы, разница между которыми относительна. Как большая группа может подняться до статуса общества, так и общество, поглощенное более крупным, ставится в положение большой группы.

Понятие «общество» применяется часто, но дать его определение непросто: выделяя какие-то отдельные его черты, ученые нередко упускали другие. Поэтому от самого простого определения: «Общество — это самая большая группа, в которой приходится жить людям, в которую включаются все другие группы», до почти всеобъемлющего, данного Э. Шилзом, — широкий диапазон, в который попадают все остальные дефиниции. Итак, общество — это объединение людей: 1) не являющееся частью более крупного общества; 2) допускающее браки между «своими»; 3) пополняющееся преимущественно детьми «своих»; 4) имеющее территорию, которую считает собственной; 5) обладающее собственным названием и историей; 6) управляемое собственной системой власти; 7) существующее дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; 8) сплачиваемое общими ценностями (культурой). К этому, на наш взгляд, следует добавить язык общения, обладающий собственным набором символов.

Отличительной чертой общества является также способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей, т. е. к самоорганизации. Уже основоположники социологии (Сен-Симон, Конт, Спенсер) отмечали наличие в обществе функционально связанных частей, что позволяет говорить о нем как о системе. Впоследствии эти представления были развиты другими учеными, наиболее известными стали теории Маркса и его современных последователей, Т. Парсонса и др.

Стабильность общества обеспечивается его структурой. Социальная структура включает такие элементы, как статусы, роли, группы, институты, страты и др. Их взаимодействия описываются сторонниками функционализма и теории конфликта по-разному, хотя приемы анализа и были сходными.

С точки зрения функционалистов основными элементами структуры выступают статусы – «ячейки», соответствующие отдельным функциям и чертам индивидов, которые и заполняются социальными группами. Статусы отражают положение индивидов в социальной структуре. Статусы могут быть «приписанными» от рождения, — как пол, раса, этнос, титул или наследуемое звание, и достигаемыми, — как профессия, религиозная, политическая, национальная и т. п. принадлежность. Статус может быть личным, имеющим значение в малой группе, и социальным, важным и для группы, и для общества в целом как часть социального института. Основными статусообразующими факторами считаются образование, власть, богатство, доходы, престиж.

Иерархия статусов снизу доверху представляет собой социальный институт — важнейший элемент структуры общества. Социальный институт представляет собой главную составляющую самоорганизации общества. Его происхождение связано с фундаментальными потребностями индивида и общества к самовоспроизводству, пище, самосохранению, управлению, передаче знаний от поколения к поколению и некоторыми другими. Сущность каждого социального института первоначально состояла в выполнении функций по обеспечению той или иной фундаментальной потребности, а затем эти функции дополнялись. Некоторые социальные институты (труд, семья) появились прежде «человека разумного» и послужили факторами формирования общества. В отличие от институтов социальные организации являются элементами структуры, целенаправленно созданными людьми для реализации своих потребностей.

Если статусы представляют собой статическую характеристику структуры, то социальные роли – это динамические черты выполнения функции, различающиеся качеством и разным пониманием прав и обязанностей, предоставляемых статусом. Статусные «ячейки» в структуре общества заполняются социальными группами. При возникновении социальных отношений индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и видах.

Каждый человек участвует во всевозможных формах общественной жизни. Он одновременно может быть членом семьи, производственного коллектива, спортивной секции, религиозной организации. Индивид живет в каком-либо городе или деревне, а значит, принадлежит к определенной территориальной общности, имеющей свои границы. Он является гражданином определенного государства и является представителем определенной нации.

Социальные группы и общности - это необходимый способ существования людей, их взаимосвязи и взаимодействия между собой и с обществом в целом. Именно благодаря социальным общностям и именно в них создаются все необходимые условия и средства, которые способствуют развитию личности и удовлетворяют ее потребности и интересы.

Социальные группы и общности сами являются субъектами общественной жизни. Их деятельность влияет на устойчивость общества, на его интеграцию и функционирование, а вместе с этим определяет характер и содержание процессов изменения и развития. От характера социальных групп зависит, как функционируют семья, школа, государство, наука, пресса, здравоохранение, каков результат их деятельности.

В зависимости от того, из каких групп состоит общество, в каком иерархическом положении они находятся по отношению друг к другу (кто лидирует, а кто подчиняется), от проводимой ими идеологии и практических действий во многом зависит тип государства, его общественно-политическое устройство.

Итак, социальные группы – это группы индивидов, взаимодействующих друг с другом на систематической основе и осознающих свою идентичность группе. Группа – фундамент человеческого общества, поскольку само оно – одна из групп, но только самая большая. Численность групп на планете превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Критериями социальной группы являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и другие. Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом, а также та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы. Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. По мнению ученых, многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность – это итог групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Люди выживают только сообща. Изолированный индивид, скорее, исключение, нежели правило.

Значение изучения социальных групп для социологии связано с тем, что они оказывают на человека неизмеримо более сильное воздействие, формируют микросоциальную среду нашего существования в обществе.

Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации; 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля; 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия.

Интенсивные групповые взаимодействия являются важнейшей отличительной чертой социальной группы и проявляются: в непосредственной мотивации взаимодействий не личными потребностями, а интересами всей группы; в обеспечении эффективной системы внутригрупповой коммуникации и системы обмена информацией; в контроле действий членов группы, с тем, чтобы направлять их к достижению групповых целей; в приспособлении к условиям социальной среды, угрожающей существованию группы или ее деятельности, обеспечивая безопасность группы; в институционализированном характере этих взаимодействий. В свою очередь, институционализация социальных взаимодействий в группе проявляется: в статусно-ролевом дифференцировании членов группы (каждый член группы занимает определенный статус внутри группы и выполняет соответствующие данному статусу роли); в формировании устойчивой внутренней структуры (иерархии), обеспечивающей успешное функционирование группы; в наличии формальных и неформальных отношений (групповых норм, традиций, обычаев).

Современное общество представлено многообразными социальными группами. Они выделяются по профессиональным, религиозным, социально значимым критериям, а также в зависимости от размеров группы.

По способу организации социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.

Формальная группа - это группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата. В формальной группе определена штатная структура соподчиненности, формальный лидер. Зафиксированы в нормативных документах функции, цели, правила поведения. Это помогает добиться высокой упорядоченности, планируемости и управляемости действий всех членов группы для достижения основных целей социального института или организации.

Благодаря формализованному характеру отношений формальная группа может объединять значительное число членов. Структура, тип поведения и функции такой группы определяются системой более высокого уровня, группой большего масштаба или общества в целом.

В рамках формальных групп или самостоятельно люди объединяются в неформальные группы, где единственным или ведущим принципом объединения служат прежде всего взаимные склонности и положительное отношение друг к другу.

Неформальная группа - это объединение людей, сформированное на основе межличностных отношений и не имеющее официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса.

В основе возникновения неформальной группы могут быть родственные связи, близость проживания, общие интересы и увлечения. Это самодеятельные кружки, круг друзей юности, содружества соседей по даче и другие. По формам своей деятельности неформальные группы могут быть закрытыми, когда доступ в них ограничен, и открытыми, когда доступ свободен. Закрытые неформальные группы - аристократические и элитарные клубы, открытые - клубы по интересам в домах и дворцах культуры, компании единомышленников в учреждениях. Они бывают устойчивыми и неустойчивыми, влиятельными и маловлиятельными. Неформальная группа, как правило, является частью формальной группы, грани между ними довольно подвижны. Так, скажем, неформальная группа, возникшая на основе какого-либо вида любительства, может легко стать формальной. Как только в неформальной группе, возникшей на основе какого-либо вида любительства, определяется порядок членства в ней, принимается устав, избирается руководство, группа становится формальной.

Иногда в неформальной группе может возникнуть совместная деятельность, в этом случае она приобретает некоторые черты формальной группы, в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, роли и позиции.

Неформальные группы можно разделить на дружеские контактные группы с положительной социальной направленностью и группы, цели и интересы которых идут в разрез с целями, нормами и ценностями общества. Следует отметить, что в официальных группах обычно развита широкая система неформальных отношений и неформальных групп. Это обстоятельство важно для функционирования официальной группы и тем более производственных коллективов. В неформальной группе взаимоотношения складываются на основе эмоциональной близости и взаимных симпатий, что ведет к созданию благоприятного социально-психологического климата в официальной группе. В официальной группе, трудовом коллективе существует строгое распределение ролей и отношений между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, в отличие от этого, в неофициальных группах члены этого же коллектива объединены еще дружескими чувствами, взаимными симпатиями, общими интересами.

В неформальной группе центральное место занимает лидер, вокруг которого объединяются члены группы. Если руководитель официальной группы не пользуется авторитетом, то его функции выполняет лидер неформальной группы.

Авторитет руководителя любого коллектива зависит не только от его деловых качеств и профессиональных знаний. Руководитель должен проявлять интерес к существующим в коллективе неформальным отношениям, знать о симпатиях и антипатиях между членами коллектива и уметь разрешать возникающие в связи с этим конфликты.

Деление малых групп на формальные и неформальные впервые было предложено Э. Мэйо, который сделал вывод о наличии в бригаде как формальной, так и неформальной структуры, а также показал значение неформальной структуры бригады, возможность использовать ее как фактор воздействия на бригаду в интересах компании.

Группы могут быть номинальными (социальные категории), реальными и агрегатными, первичными и вторичными.

Номинальные группы выделяют для статистического учета населения. Это искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения. Они необходимы в хозяйственной практике. Например, общая или посезонная численность пассажиров пригородного транспорта для правильной организации движения.

Критерием выделения реальных групп служат реально существующие признаки: пол, доход, национальность, возраст, родство и брак, профессия (род занятий), место жительства.

Указанные и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых и они осознаются субъективно. Представители одной и той же реальной группы имеют схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

Агрегатные группы – это совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. К ним относят аудиторию (радио, телевидение), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, прохожие). Агрегаты сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, выражают случайное скопление людей.

По степени частоты социальных контактов социальные группы можно разделить на первичные и вторичные.

Первичная группа - это небольшая группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности. Это может быть семья, группа друзей.

Понятие «первичная группа» было введено в 1909 г. Ч. Кули применительно к семье, которую он считал первичной, так как она является первой группой, осуществляющей процесс социализации. К первичным группам он также относил группы друзей и группы ближайших соседей. В социологии данный термин стал использоваться при изучении любой группы, которой были присущи тесные личные отношения между ее членами. Первичные группы выполняют как бы роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Благодаря им человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям и способен участвовать в жизни всего общества.

Значение первичных групп очень велико в период раннего детства, так как происходит процесс первичной социализации индивида. Сначала семья, а затем первичный учебный и трудовой коллективы оказывают огромное воздействие на формирование личности. В них происходит процесс социализации личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Каждый индивид находит в первичной группе интимную среду, симпатии и возможности реализации личных интересов. Первичная группа - это чаще всего неформальная группа, так как формализация ведет к превращению ее в группу другого типа.

Ч. Кули отмечал две основные функции малых первичных групп: выступление источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей последующей жизни, и выступление средством поддержки и стабилизации взрослого человека.

Вторичная группа — это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные. Она более многочисленна и может состоять из двух или нескольких первичных. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулируется правилами. Вторичная группа ориентирована на цель. Основное значение в этих группах придается умению членов группы выполнять определенные функции. Она менее сплочена и ее члены очень часто мало знают друг о друге. Между ними нет эмоциональных отношений, что свойственно членам семьи и друзьям. Например, школьный коллектив, курс в вузе и другие.

Социальные группы различаются и по другим основаниям. По размерам группы бывают большими и малыми. Есть группы, в которых присутствуют непосредственное личное взаимодействие и контакты, что свойственно небольшому количеству людей. В качестве малой социальной группы можно определить семью. Это общность, складывающаяся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание. Семья, как правило, начинается с заключения брака. Существует два основных типа семейной структуры: нуклеарная (состоит из взрослых родителей и детей) и расширенная (включает нуклеарную семью и многих других родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер). По форме брака семья делится на моногамную и полигамную. При моногамии речь идет о браке между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамией называется брак между одним или несколькими индивидами. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией, а брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой брака является групповой брак – между несколькими мужчинами и женщинами.

Распределение властных отношений в семье также различается. Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой, являются патриархальными, т. е. власть мужчины распространяется над другими членами семей. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. В современном мире произошел переход к эгалитарной семейной системе. Основу такой семьи составляет равноправный добровольный, свободный от принуждения, материальных расчетов, вмешательства или давления третьих лиц союз женщины и мужчины. В такой семье не ущемляются права и достоинство мужчины и женщины, обеспечивающие каждому из них равные возможности профессионального, интеллектуального и духовного роста.

Сегодня семья является экзогамной, т. е. подчиняется запрету на браки близких родственников. Кроме того, современные люди продолжают более или менее придерживаться и норм эндогамии, которые ограничивают возможность их выбора. Такие факторы, как вероисповедание, расовая принадлежность, социальный класс и уровень образования определяют группу, внутри которой индивид предпочитает искать спутника жизни.

Большие группы разбросаны в пространстве, это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности. Например, россияне – это определенная общность, русских по национальности граждан России тоже можно назвать социальной общностью. Студенты СЗТУ, имеющего свои филиалы и представительства во многих городах страны, – большая социальная группа. Малые группы относятся к первичным, все остальные – к вторичным.

Наиболее крупными социальными группами в обществе являются социальные общности.

Социальные общности – это реально существующие большие объединения социальных групп, имеющие относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп.

Социальные общности возникают и формируются на основе своей культурно-исторической самобытности (народ и нации), родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенные, половозрастные), на различии территориально-региональных и поселенческих признаков (городские и сельские общности). Для племенихарактерны кровнородственная связь между его членами, деление на роды и кланы, общность территории, элементов хозяйства, самосознания, обычаев, культов и самоуправления. В свою очередь, род состоит из нескольких семей, из нескольких родов – клан, носящий имя предполагаемого предка. Народность– исторически сложившаяся языковая, экономическая и культурная общность людей, по численности превышающая племя. Кровнородственные связи не охватывают всю народность. Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая общность, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Общего предка и общего происхождения у членов нации нет, они могут исповедовать разные религии и говорить на разных языках, но их связывает общая история и культура.

Организованные общности возникают в процессе перерастания кратковременных действий в продолжительные и устойчивые связи, которые характеризуются единством целей (трудовых, спортивно-досуговых, музыкально-досуговых, социальных, политических).

Противоположностью социальной общности являются публика и толпа. Французский социолог Г. Тард сравнивал толпу и публику и считал, что публика представляет собой духовную общность, где индивиды рассредоточены, но духовно связаны друг с другом.

Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес, с исчезновением которого рассеивается и толпа. Г. Лебон видел в толпе разрушительную силу. Воодушевленная общими чувствами и собравшаяся в одном месте, группа людей готова следовать за любым лидером. Толпу отличает анонимность, психическое заражение, внушение и подражание.

В целом, социальные институты и социальные группы находятся во взаимной зависимости. Они оказывают влияние и одновременно подчиняются развитию друг друга. Например, семья одновременно является и социальным институтом, и социальной группой, удовлетворяя важнейшие общественные потребности. Как основные общественные институты, так и социальные группы остаются неизменными в течение тысячелетий, изменяясь лишь в деталях под воздействием времени, и являются основными составляющими любого общества.

Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Социальные слои расположены здесь по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу. Неравенство – это непреходящий факт всякого общества. Речь идет о социальном неравенстве, которое воспроизводится в устойчивых формах, отражающих политическую, экономическую и культурно-нормативную структуру общества. В реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство – специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Неравенство – это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Для изучения структурированного социального неравенства, т.е. в исследованиях любых систематических форм неравенства групп людей, возникающих в качестве непроизвольных последствий социальных процессов и отношений, в социологии применяется термин «стратификация». Когда мы задаем вопрос, почему существует бедность, какие шансы имеет человек, родившийся в среде рабочего класса, достигнуть позиции в среднем классе, то мы задаем вопрос, касающийся социальной стратификации. Таким образом, социальная стратификация представляет собой сердцевину макросоциологии, которая изучает общества как нечто целое, сравнивает их, пытаясь понять процессы социальной стабилизации и изменений.

Термин «стратификация» заимствован из геологии, где обозначает расположение геологических пластов. В социологии понятие «страта» обозначает слой общества. Хотя все социологи признают, что неравенство широко распространено в обществе, они по-разному определяют его сущность и причины.

Одно из первых объяснений неравенства было предложено Э. Дюркгеймом. В работе «О разделении общественного труда» Дюркгейм сделал вывод, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. В одном обществе высоко ценится достижение религиозного спасения, что было характерно для пуритан в колониальные времена. Другое общество может считать социальной ценностью материальное богатство. Все сферы жизни общества – закон, религия, семья, труд и т. д., могут образовать иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся.

Второй аспект теории Дюркгейма состоит в утверждении, что люди в разной мере талантливы – некоторые из них больше одарены, чем другие. При обучении эти различия усиливаются. В процветающем обществе самые талантливые должны выполнять наиболее важные функции. Для привлечения лучших и одаренных общество должно способствовать социальному вознаграждению их заслуг.

В 1954 г. К. Дэвис и У. Мур опубликовали теорию, разработанную на основе концепции Э. Дюркгейма. Подобно Э. Дюркгейму, они считали, что неравенство помогает обществу обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности выполняют наиболее умелые. Однако некоторые функции остаются основными для всех обществ. К ним относятся религия, управление, а в более сложных обществах – технология. Религиозная деятельность является ведущей, на ее основе формируются общие убеждения и ценности. Эта функция очень важна, поэтому религиозные деятели обычно вознаграждаются в большей мере, чем рядовые члены общества. Речь не обязательно идет о финансовом вознаграждении: социальной наградой становится признание и уважение.

Управление – еще одна ключевая функция. Правители обладают значительно большей властью, чем те, кем они правят. Для правящего слоя усиление власти – награда, но они часто становятся обладателями и более весомой доли богатства, их престиж выше, чем у простых людей.

Согласно Дэвису и Муру, еще одной ведущей сферой деятельности является технология. «Техники» действуют в специальных областях – например, в сфере совершенствования военного и сельскохозяйственного оснащения. Поскольку этот вид деятельности требует длительной и тщательной подготовки, общество должно предоставлять специалистам технического профиля большие материальные блага, чтобы стимулировать стремление людей предпринимать усилия в этом направлении.

Таким образом, сторонники теории функционализма рассматривают неравенство как естественный способ обеспечения выживания общества. Иную точку зрения представляют сторонники теории конфликтов. По их мнению, неравенство является результатом такого положения, когда люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (главным образом богатство и власть), имеют возможность извлекать для себя выгоды.

Многие идеи по проблеме социального неравенства сформулированы в марксистской теории стратификации и класса. Согласно К. Марксу, человеческую историю можно разделить на периоды в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров, — он назвал это способом производства. В период феодализма основным способом производства было сельское хозяйство: дворянин владел землей, а его подданные её возделывали. В капиталистический период владельцы предприятий платят своим работникам, которые используют заработанные деньги для покупки товаров и услуг по своему желанию и потребностям.

Способ производства определяет экономическую организацию каждой формации. По мнению Маркса, это основной аспект жизни общества. В экономическую организацию входят технология, разделение труда и, самое главное, отношения, складывающиеся между людьми в системе производства. Эти отношения играют ключевую роль в марксистской концепции классов.

Маркс утверждал, что при любом типе экономической организации есть господствующий класс, который владеет средствами производства (фабриками, сырьем и т. д.) и осуществляет контроль над ними. Благодаря экономической власти господствующий класс решает судьбу тех, кто на него работает. В феодальном обществе дворяне осуществляют контроль над крепостными, в капиталистическом обществе буржуазия – над пролетариатом. Согласно Марксу, сущность взаимоотношений между господствующими и эксплуатируемыми классами состоит в том, что правящий класс эксплуатирует трудящийся. Форма этой эксплуатации зависит от способа производства. При капитализме владельцы собственности покупают труд рабочих. Именно трудом рабочих из сырья создается продукт. Когда продукт продается, владельцы собственности получают прибыль. Маркс делал вывод, что в конечном итоге рабочие поймут: прибавочная стоимость поступает в карманы владельцев средств производства, осуществляется эксплуатация. Это вызовет неизбежный конфликт между рабочими и собственниками, высшим проявлением которого, по мнению Маркса, будет революция. Революция станет всемирной, что приведет к свержению капитализма и переходу к социализму.

Предсказание Маркса не сбылось, капитализм не привел к результатам, которые он предполагал. Во-первых, произошло значительное расслоение внутри пролетариата. В экономике заметно увеличилась сфера услуг: являясь наёмными работниками, люди из этой сферы не обязательно идентифицируют себя с рабочим классом. Также очевидно, что правительство и сами капиталисты стали больше учитывать нужды и требования рабочих вследствие политического давления и благодаря системе заключения коллективных договоров. Многие социологи приняли основные принципы теории Маркса, но поставили под сомнение идею о том, что экономическая организация является главной причиной конфликта между людьми.

Р. Михельс исследовал деятельность профсоюзов и политических партий конца XIX – начала XX века и пришел к выводу о том, что олигархия (власть немногих) складывается в любом случае, если численность организации превышает определенную величину. Эту теорию называют «железным законом олигархии». Тенденция к концентрации власти обусловлена главным образом структурой организации. Огромное количество людей, составляющих организацию, не может обсуждать вопрос, чтобы начать действовать. Они возлагают ответственность за это на нескольких лидеров, власть которых возрастает.

«Железный закон» характерен для организации всей социальной жизни, а не только экономики. Так, например, Р. Дарендорф утверждал, что классовый конфликт определяется характером власти. Он вызван не экономическими отношениями между начальством и подчиненными, скорее его причиной является власть одних над другими. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу конфликта; последний может возникнуть в любой организации (в больнице, военном формировании, университете), где существуют начальник и подчиненные. Дарендорф предложил использовать в качестве основы социальной стратификации политическое понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого критерия он разделял современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь управляющие подразделяются на собственников и несобственников – «бюрократов-менеджеров». Управляемые также делятся на две подгруппы: «высшую рабочую аристократию» и «низшую» - неквалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится «новый средний класс».

М. Вебер, писавший свои труды через несколько десятилетий после Маркса, также не считал организацию экономики основой стратификации. Вебер выделил три основных компонента неравенства. Первый компонент – имущественное неравенство. Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата. Богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов – крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров. В этих суждениях теория Вебера совпадает с теорией Маркса. Однако Вебер выявляет второй компонент неравенства — группы людей в различной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж; он ввел понятие статусных групп. Члены статусных групп ведут особый образ жизни. Заметно сходство в их манере говорить, стиле одежды и т. д. Богатство оказывает большое влияние на статус человека, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства. Например, профессора в учебных заведениях, священники, государственные служащие имеют более высокий престиж, чем главарь мафии, доходы которого велики, а социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой группы).

Помимо богатства и престижа Вебер отметил третий фактор стратификации. Речь идет о власти, по своей сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Особое значение Вебер придавал политическим партиям в формировании системы власти в обществе.

Согласно рассмотренным выше теориям, неравенство, или стратификация — это результат конкретных экономических и социальных условий. Противоположная точка зрения изложена в репутационной теории Л. Уорнера, представляющей оригинальную модель социальной стратификации. Он подразделил правящие группы по четырем основным параметрам: доход, профессиональный престиж, образование и этническая принадлежность, и на этой основе выделил шесть страт:

1. «Высший высший класс», включающий богатых людей «знатного» происхождения.

2. «Нижний высший класс», состоящий из людей высокого достатка, однако не имеющих аристократических корней.

3. «Высший слой среднего класса», сформированный из высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, имеющих высокие доходы: врачей, юристов, владельцев капитала.

4. «Нижний средний класс», представляющий главным образом «белые воротнички» (наёмных работников непроизводственной сферы).

5. «Высший слой низшего класса», состоящий из «синих воротничков» — заводских рабочих и прочих работников физического труда.

6. «Низший слой низшего класса», отличающийся наличием самых бедных и отверженных членов общества.

Во всех названных теориях предметом исследования является социальное неравенство, однако взгляды авторов расходятся в определении главного компонента неравенства – богатство, власть или престиж. Есть основания полагать, что эти теории не являются взаимоисключающими, в любом данном обществе система стратификации может складываться в результате сочетания разных социальных сил. Таким образом, социальная стратификация представляет собой структурно регулируемое неравенство, в котором люди ранжируются в соответствии с той социальной значимостью, которой обладают социальные роли и различные виды деятельности.

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основных системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Рабство – это экономическое, социальное и юридическое закрепощение людей, граничащее с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Неотъемлемой чертой рабства является факт владения одних людей другими на правах собственности. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах. Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, становился собственностью своего кредитора. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т. е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоёвывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов. Формы рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, преступники, осужденные на пожизненные работы, превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти. Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой — рабом (не имеющим прав). Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:

· патриархальное рабство – раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, мог вступать в брак со свободными;

· классическое рабство – раб лишался всех прав (на семью, на собственность, право свидетельствовать на суде и проч.), считался собственностью хозяина.

Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек является собственностью другого, а низший слой лишен всяческих прав и свобод.

Кастой называют социальную страту, членство в которой определяется исключительно рождением человека. Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамках собственной группы — и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту. Индийское общество - наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи - купцы и ремесленники; шудры – низший слой простолюдинов. Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.

Клан – это род или родственная группа, связанная хозяйственными или общественными узами. Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников - кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов.

Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т. е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или классовой принадлежности, — одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным «скатиться вниз» по классовой лестнице.

Социальная структура не является статичной, индивиды время от времени изменяют свое социальное положение и статус. Все социальные перемещения личности или группы составляют процесс мобильности. Иными словами, под социальной мобильностью понимается любое перемещение индивида или группы в социальном пространстве.

Термин «социальная мобильность» был введен в научный оборот в 1927 году П.А. Сорокиным. Исходным моментом исследования социальной мобильности выступает понятие «социальное пространство», трактуемое им как «некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли». Это социальное пространство неоднородно и многомерно, и каждый индивид занимает в нем определенное «социальное положение», которое устанавливается путем взаимодействия с другими индивидами и группами индивидов. Сорокин попытался здесь связать два принципа: принцип структурной тождественности механизмов любого социального взаимодействия и принцип определяющей роли внутригрупповых различий в структуре общества. Основной посылкой, с которой начинает Сорокин свой анализ, является видение индивида как участника многих общественных структур, рассматриваемых им как сложная сеть взаимопроникающих друг в друга социальных систем и подсистем. Проблема общественной дифференциации решается на основе внутригруппового различия статусов индивида. Под социальным статусом Сорокин понимает совокупность прав и привилегий, обязанностей и ответственности, власти и влияния, которыми обладает индивид. Именно статусные различия индивидов определяют социальную стратификацию общества, которая понимается им как «дифференциация данного населения в иерархически расположенных слоях». Нестратифицированного общества или группы никогда не было. Коллективная жизнь индивидов влечет за собой организацию поведения и отношений между членами группы и общества, что вызывает расслоение на управляющих и управляемых. Неодинаковые условия проживания, физические и биопсихические различия людей также вызывают неизбежную стратификацию общества. Рассматривая большое количество конкретных форм расслоения общества, Сорокин выделяет как основные три типа – экономический, профессиональный, политический. Все они находятся между собой в тесной зависимости.

Между различными стратами и внутри каждой из них существуют перемещения индивидов, обозначенные «социальной мобильностью». Согласно его определению, «под социальной мобильностью понимается переход индивидуального или социального объекта или ценности – всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, от одного социального положения к другому». Основную причину социальной мобильности Сорокин видит в постоянном «дефекте» любого общества, заключающегося в том, что общество всегда отстает в распределении благ для людей в соответствии с их личными качествами и способностями. Это несовершенство общества усугубляется «биоантропологическими и демографическими» факторами. Говоря о социальной стратификации, Сорокин выделяет и жестко разграничивает два периода в жизни общества. Первый – «нормальный» — состояние относительной стабильности общества, которому соответствуют свои социальные законы. Второй – так называемый «бедственный» период, при котором нарушается обычное течение этих законов вследствие деструктивных процессов (войны, голода, революций и т. п.), сопровождающихся общественной дестабилизацией и дезорганизацией.

Разработанная П.А. Сорокиным теория мобильности предполагает возможность перемещения индивидов и социальных групп на одном уровне, а также перемен в их социальном статусе. Принято выделять два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса. Например, смена человеком гражданства, семьи при разводе и повторном браке, переход работника на другое место работы при сохранении профессионального статуса и т. д. Вертикальной мобильностью называется изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса. Переход человека к более высокому классовому положению называется восходящей социальной мобильностью, противоположный переход – это нисходящая социальная мобильность. В качестве примеров можно привести служебное повышение работника (профессиональная мобильность), улучшение благосостояния человека (экономическая мобильность), переход чиновника на другие уровни во властной иерархии (политическая мобильность).

В любом обществе одновременно существуют индивидуальная и групповая мобильность. Возможности продвижения вверх для групп или индивидов обусловлены особенностями системы стратификации, т. е. тем, какое значение придается приписанному и достигнутому статусу. Когда институты общества придают главное значение приписанному статусу, проявляются тенденции к коллективной или групповой мобильности. Один из примеров – кастовая система в Индии. Даже теперь, когда под влиянием западных ценностей и социальных институтов открылись возможности индивидуальной мобильности, кастовая мобильность сохраняется в несколько измененной форме.

В обществе, где придается большее значение достигнутому статусу, преобладают тенденции к индивидуальной мобильности. Несмотря на то, что классовые различия, обусловленные приписанным статусом, действительно существуют, здесь поощряется стремление людей к повышению своего социального положения.

Анализируя социальную мобильность, следует иметь в виду, что любое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Вертикальная мобильность осуществляется в обществе, следовательно, в нем должны быть пути, по которым происходит перемещение индивидов из одного слоя в другой. П. Сорокин назвал их «каналами вертикальной циркуляции», выделив армию, церковь, школу, семью и собственность. К ним также можно отнести политические, экономические и профессиональные организации. Каналы вертикальной циркуляции, несмотря на различия в масштабах и формах, существуют в любом обществе. Данные о социальной мобильности позволяют судить о степени открытости общества.

Иерархия статусов снизу доверху представляет собой социальный институт - важнейший элемент структуры общества. Социальный институт представляет собой главную составляющую самоорганизации общества. Его происхождение связано с фундаментальными потребностями индивида и общества к самовоспроизводству, пище, самосохранению, управлению, передаче знаний от поколения к поколению и некоторыми другими. Сущность каждого социального института первоначально состояла в выполнении функций по обеспечению той или иной фундаментальной потребности, а затем эти функции дополнялись. Некоторые социальные институты (труд, семья) появились ранее «человека разумного» и послужили факторами формирования общества. В отличие от институтов социальные организации являются элементами структуры, целенаправленно созданными людьми для реализации своих потребностей.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятия «страта». В чем сущность теории социальной стратификации?

2. Назовите основные модели социальной стратификации.

3. Какие критерии лежат в основе деления общества на страты?

4. Объясните процесс формирования социальных страт в рамках теорий функционализма (Э. Дюркгейм, К. Дэвис и У. Мур).

5. По каким признакам происходит дифференциация общества с точки зрения авторов теорий конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф)?

6. Что отражает понятие «социальная мобильность»?

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.)