АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовная культура

Читайте также:
  1. III. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
  2. А ЧТО, ЕСЛИ, ЕСТЬ ДУХОВНАЯ ЩЕЛОЧНАЯ СРЕДА?
  3. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
  4. Античні міста – поліси, їх культура в українських землях.
  5. Белорусская культура периода «застоя».
  6. В первичных культурах клеток
  7. В ____________ обществах массовая политическая культура носит обычно фрагментированный, а не гомогенный характер.
  8. В. Скіфо-сарматська культура.
  9. Виды культуры (доминирующая, субкультура, контр культура).
  10. Виклад і культура тексту
  11. Вопрос №15 Корпоративная культура. Отражение ее в жизнедеятельности предприятия.
  12. Глава 21. Духовная зрелость.
К

ак правило, к ней относят идеологию, мораль, духов­ное общение, художественное творчество (искусство) и религию. Духовная культура вырастает как иде­альная сторона материальной деятельности. Однако при опре­деленных условиях, будучи объективированной, закрепленной в механизмах социальной памяти, духовная культура как ус­тойчивая матрица духовной жизни, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества может играть на различных этапах развития общества ведущую роль. Если исходить из того, что деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие виды как преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная, то в духовной культу­ре можно выделить четыре сферы.

Первая сфера порождается созидательной активностью че­ловеческого воображения. Это — проективный вид деятельно­сти, имеющий величайшую культурную ценность. Она пред­шествует материальной практике, предлагая ей идеальные мо­дели будущих конструкций. В истории культуры проектив­ная деятельность постепенно превратилась в специализирован­ную отрасль духовного творчества. Результаты этого вида дея­тельности — идеальные модели, проекты и чертежи техничес­ких сооружений, конструкций, машин, а также различные мо­дели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования оказывается и сам 1 человек, когда он разрабатывает модели воспитания, измене­ния и совершенствования своей природы, своего будущего. В этой сфере духовной культуры реализуется вектор активнос­ти, направленности в будущее, формируется модель «должно­го», разрабатывается идеал будущего.

Близкую к этому внутреннюю структуру имеет вторая сфе­ра духовной культуры, охватывающая способы познавательной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире.

Знания являются важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры, которая наиболее адекватна мо­жет быть представлена научной деятельностью. В этой сфере духовной культуры интеллектуальные инициативы людей об­разуют некое упорядоченное единство. Непрерывность интел­лектуальных новаций уравновешивается непрекращающимся процессом естественного отбора, проверки добытых знаний. Пе­редаваемые от поколения к поколению знания, принимаемые как «догматическая банальность», не подвергаемая сомнению, с появлением новой интеллектуальной среды, с изменением типа рациональности (совокупности процедур, инструментов интел­лектуальной деятельности, способности к мотивированному вы­бору и выявлению целесообразности) перестают довлеть над ума­ми людей, приводят к резким скачкам в развитии всей куль­туры. Таким образом, в любом обществе складывается незави­симая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.

В процессе образования — вида духовной деятельности — происходит процесс передачи и усвоения новых для человека (но не человечества) знаний, таких как творческое приобщение к научным достижениям общества.

Строение третьей сферы духовной культуры, связанной с ценностно-ориентационной деятельностью, еще более свое­образно. В целом оно определяется все тем же различием пред­метов, на которые обращена данная деятельность. Знание-оцен­ка выступает связующим звеном с названным выше структур­ным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром, они неотделимы от оценочной деятель­ности. Диалектический характер отражения состоит в том, что оно выступает и как познание мира, и как выражение значи­мости последнего для целей общественной практики. Осмыс­ленный характер познания, понимания мира предполагает не просто знание о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценностей самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека — это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями.

Эта сфера, в свою очередь, может быть представлена тремя, подсистемами. Первая, наиболее социально значимая, представлена так называемой моральной культурой, которая дает нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и со­циальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности, друг к другу. Моральную культуру можно определить и как достиг нутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманно­сти в отношениях социальных субъектов, ориентации отноше­ния к человеку как цели и самоценности. Эта культура не тож­дественна рациональной стороне сознания, включает и мораль­ные чувства — убеждения как сплав знания, оценки, веры в общечеловеческую значимость принятых человеком духовных моральных требований и рекомендаций. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива, со­ответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, дос­тоинстве человека и конкретизирующим понятия нормам; со­ответствие средства мотиву, предвидение ценности результата, ответственность за последствия и т.п.

Вторая, ценностно-эмоциональная подсистема этой сферы духовной культуры ярко представлена в художественной культуре. Ее внутреннее строение исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникатив­ной схеме «художник — искусство — публика». Это некая са­моуправляемая система, где элементами являются художествен­ное творчество, художественные ценности, художественное по­требление. В художественной культуре человеческая деятель­ность представлена всеми своими видами, которые не только сливаются, отождествляются в самом искусстве, но, специфически преломленные, входят в художественную культуру, ок­ружающую искусство своими институтами.

Следует отметить, что в искусстве, как и других подсисте­мах духовной культуры, представлены все ее функции. Так, преобразовательная деятельность присутствует в художествен­ной культуре в форме художественного творчества. Коммуни­кативная деятельность входит в нее в виде потребления произ­ведений искусства, поскольку их восприятие есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно-ориентационная деятельность, входя в состав художествен­ной культуры, специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемому в рамках искусствоведческих наук. Центральным звеном художествен­ной культуры является искусство как совокупность деятельно­сти в рамках художественного творчества субъекта и его ре­зультатов — художественных образов.

Огромную роль в духовной жизни человека играет религи­озная культура (третья подсистема). Она основана на религи­озной деятельности как восхождения человека к Богу, вопло­щается культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, глав­ной из которых является Бог как духовно-нравственный Абсо­лют. В религиозной культуре молено выделить идеологичес­кий и психологический уровни; в целом она воплощает особое отношение человека к миру (наряду с практическим, познава­тельным, художественным).

Четвертой сферой духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Формы эти определяются особенностями предмета коммуни­кации. Непосредственным партнером человека в общении мо­жет быть другой человек. Душевный контакт партнеров, в ходе которого происходит обмен информацией, — высокая культур­ная ценность. Общение возможно в группе (семья, круг дру­зей, коллектив). В процессе общения индивидов происходит совместное восприятие ими внешнего объекта или ситуации, восприятие собственных действий, состояний, движений. Ре­зультат коммуникации — это и возможное изменение устано­вок или поведения членов группы под воздействием внешних стимулов, это и достижение определенной степени сопережи­вания, взаимопонимания, согласия между участниками обще­ния.

Духовное общение может происходить не только на межлич-* ностном уровне. Наиболее ценные моменты духовной жизни об­щества входят в фонд культуры, своеобразную память общества. Объективированные в речи, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно «потребляются», распредмечиваются, становятся достоянием сознания людей. Таким образом, осуществляется как бы опосредованное общение между людьми различных поколений, эпох, культур, через объективированные результаты духовной деятельности.

Итак, духовная культура выступает как деятельность, на­правленная на духовное развитие человека и общества, на со­здание идей, знаний, духовных ценностей — образов обществен­ного сознания. Предметными формами духовной культуры яв­ляются результаты духовной деятельности и отношения меж­ду людьми, развитие и реализации способностей человека.

Следует отметить, что духовная культура не тождественна духовному производству, духовным процессам как таковым, она фиксирует в этом производстве творческую ее сторону, нова­ции, достижения, продуктивную, но не репродуктивную сторону. Духовная культура выражает развитие субъектов духов­ного производства, уровень не просто освоения духовных богатств человека, а их приращения.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)