|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Управление процессамиПроцесс (process) -это пользовательская программа при ее исполнении в компьютерной системе. Для выполнения процесса требуется ряд ресурсов, включая время процессора, память, файлы, устройства ввода-вывода, сетевые устройства и др. В классической схеме UNIX, при создании процесса для него создается новое пространство виртуальной памяти, т.е. таблица страниц для отображения виртуальных адресов в физические, своя для каждого нового процесса. При этом расходуются значительные ресурсы. Если учесть, что в UNIX каждая команда пользователя (например, ls – вывод содержимого текущей директории) запускается как отдельный процесс, то становится понятным, насколько "дорога" операция создания процесса в классическом смысле. Поэтому еще в 1980-х гг. появилась концепция облегченного процесса (lightweight process) – выполняемого в том же пространстве виртуальной памяти, что и процесс-родитель. При создании нового облегченного процесса ОС создает для него только стек – системный резидентный массив в памяти, предназначенный для поддержки выполнения процедур процесса и хранящий их локальные данные и связующую информацию между ними. ОС отвечает за следующие действия, связанные с управлением процессами: Создание и удаление процессов. При создании процесса необходимо создать в памяти соответствующие системные структуры (таблицу страниц, стек и др.). При удалении процесса память, занимаемая ими, освобождается, а также выполняется закрытие всех файлов и освобождение всех других ресурсов, которые использовал процесс, если последний не сделал этого явно. Приостановка и возобновление процессов. Выполнение процесса приостанавливается при выполнении синхронного ввода-вывода, а также системного вызова или команды (типа suspend). Сразу отметим, что использовать подобные операции явной приостановки процессов следует с осторожностью, так как приостанавливаемый процесс может находиться в своей критической секции – выполнять обработку общего ресурса, к которому каждому процессу предоставляется монопольный доступ, так что при его приостановке возникает ситуация тупика (deadlock) – приостановленный процесс не может освободить ресурс, а конкурирующий процесс не может его получить. При приостановке процесса ОС сохраняет состояние его выполнения, а при возобновлении – восстанавливает. Синхронизация процессов. Процессы работают параллельно и при этом конкурируют за общие ресурсы, а также должны в некоторые моменты вычислений ожидать наступления некоторых событий. Для предотвращения возможных конфликтов и несогласованностей, например, race condition - несогласованного доступа к общим данным, при котором один процесс читает старые данные, а другой их в этот же момент обновляет, - ОС предоставляет средства синхронизации (например, семафоры и мониторы, рассмотренные в следующем разделе). Взаимодействие процессов. При своей параллельной работе процессам необходимо взаимодействие, с целью согласованного решения различных частей одной и той же задачи. Процессы могут взаимодействовать с помощью передачи сообщений друг другу, а также с помощью, так называемых условных переменных и рандеву (все эти виды взаимодействия рассмотрены позже). ОС предоставляет все эти средства, в виде системных вызовов, для организации адекватного и удобного взаимодействия процессов. Семафоры. В 1966 г. в работе [17] проф. Эдсгер Дейкстра предложил новый способ синхронизации процессов, ставший классическим, - семафоры. Двоичный семафор (binary semaphore) – переменная S, которая может находиться в двух состояниях: "открыт" и "закрыт"; над S определены две операции ("семафорные скобки"): P(S) – закрыть, V(S) – открыть. При попытке закрыть уже закрытый семафор происходит прерывание, и ОС добавляет текущий процесс в очередь к закрытому семафору. Операция V(S) активизирует первый стоящий в очереди к S процесс, который успешно завершает операцию P(S). Если семафор S уже открыт, операция V(S) не имеет никакого эффекта. Таким образом, если предположить, что аппаратура и ОС поддерживают подобную концепцию семафора, то она является удобным инструментом для синхронизации по ресурсам. Назовем критической секцией код, который может выполняться несколькими процессами параллельно и осуществляет доступ к некоторому общему для всех процессов ресурсу – глобальной области памяти, общему файлу и т.д. Обозначим код критической секции critical_section. Если допустить, что данный код может выполняться параллельно в нескольких процессах напрямую, то может возникнуть уже известная нам ситуация race condition ( конкуренция за общие данные): один процесс может изменять ресурс, а второй в этот момент считывать его (некорректное) состояние, либо два процесса одновременно будут пытаться изменять один и тот же ресурс, что приведет к нарушению его целостности. Таким образом, для критических секций необходимо решить задачу взаимного исключения (mutual exclusion) – в каждый момент времени не более чем один из параллельных процессов может выполнять критическую секцию. С помощью семафоров Дейкстры эта задача решается легко и изящно: код критической секции должен иметь вид P(S); critical_section; V(S); В самом деле, предположим, что несколько процессов выполняют данный код. Первый из них, который начал выполнять операцию P(S), закрывает семафор S и получает доступ к критической секции. Все остальные процессы, которые пытаются выполнить операцию P(S) над закрытым семафором S, прерываются и попадают в очередь к закрытому семафору. Когда первый процесс закончил работу с ресурсом, он открывает семафор S операцией V(S) для первого процесса из очереди, который, выполнив P(S), вновь закрывает семафор, и т.д. Очень важное свойство операций P и V в следующем: они атомарны (atomic) для других процессов, т.е. если процесс начал выполнять операцию P(S) или V(S), то никакой другой процесс до ее завершения не может также начать выполнять аналогичную операцию. Подведем итог: для синхронизации процессов по общему ресурсу необходимы взаимное исключение выполнения критических секций и атомарность операций синхронизации. Однако следует заметить, что использование семафоров – далеко не идеальный способ синхронизации, с точки зрения надежности. При их неаккуратном использовании возможна ситуация тупика (взаимной блокировки, deadlock), при которой образуется цепочка процессов, бесконечно ждущих друг друга. Простейший способ создать deadlock – использовать два семафора S1 и S2, так, что первый параллельный процесс пытается выполнить код P(S1); P(S2), а второй – код P(S2); P(S1). Очевидно, что при любом соотношении времен выполнения операций будут закрыты оба семафора, на которых и будут "висеть" оба процесса, не в состоянии двинуться дальше. Как же избежать подобных ситуаций? Ведь ни компилятор, ни операционная система не подскажут программисту правильный способ использования семафоров. Очень легко также "забыть" вызов V(S) и, тем самым, сделать общий ресурс "навеки" недоступным для других процессов. Один из способов решения этой задачи заключается в том, чтобы использовать специальные инструменты и технологии, автоматически обеспечивающие "правильную" последовательность применения операций над семафорами. Один из таких инструментов – аспектно-ориентированное программирование [19]. Мониторы – еще один, более надежный способ синхронизации, предложенный в 1974 г. одним из классиков компьютерных наук профессором Чарльзом Хоаром [18]. Монитор – многовходовый модуль M, в котором определены общие для процессов данные D (скрытые) и (абстрактные) операции P1, … PN над этими данными (в виде процедур). В каждый момент не более чем один из параллельных процессов может вызвать какую-либо из операций: M.Pi (X, Y, …) Вызов каждой операции монитора – атомарен (как и операции над семафором). Монитор – еще один удобный механизм синхронизации процессов по ресурсам. Он более надежен, чем семафоры, поскольку вызов операции монитора автоматически обеспечивает разблокировку ресурса после завершения вызова. Мониторы включены Ч. Хоаром в разработанный им язык Concurrent Pascal для параллельного программирования и разработки операционных систем. Подробнее о семафорах и мониторах – в специальных разделах курса, посвященных управлению процессами и синхронизации процессов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |