АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мифы, встречающиеся у Гомера: о походе аргонавтов, о подвигах Геракла, об осаде Фив, о гневе Мелеагра

Читайте также:
  1. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТА

2 плана (пласта) повествования – олимпийский и героический.

Олимпийцы – боги, олимпионики – победители состязаний. Боги систематически ответственны за поддержание мирового порядка. Но и – томились от скуки, ценили зрелищную сторону войн.

В поэмах по 24 книги – по числу букв греческого алфавита. Русский переводчик «Илиады» – Н.Гнедич. (Пушкин о нем: «Ты, коему судьба дала /и смелый ум, и дух высокий /И важным песням обрекла /отраде жизни одинокой»). «Одиссею» перевел поэт В.А.Жуковский.

 

Жанровая специфика: в центре эпоса – событие, причем судьбоносное для целого народа. Аристотель различал эпос, лирику и драму по способу изображения действительности: 1)рассказ о событии как чем-то отдельном от себя; 2) подражающий остается самим собой; 3) все изображаемые персонажи представлены как действующие. Гегель различал литературные роды по предмету изображения: эпос – событие, лирика – душевное состояние, драма – действие.

Энциклопедизм поэмы (энциклопедией греческой жизни называл поэму Н.Гнедич): в эпосе – вся обрядовая практика греков (жертвоприношения, погребения), характер ведения боя, материальная культура (оружие, доспехи, посуда, предметы быта) – мир эпоса изобилен. Картины мирной жизни, природы посреди баталий – благодаря сравнениям. Ахилл горюет о Патрокле – это лев, тоскующий по похищенным детям, ищущий следов похитителя; «гнев и ярость его обымают». Физическая любовь с космическим масштабом – песнь 14, «Обольщение Зевса». Точность батальных зарисовок: «Мощным ударом сраженный, главой он, лицом и устами /Прежде ударился в дол, чем своими коленами, павший». О стреле, не попавшей в цель, дрожащей, вонзившись в землю: «Не отведав цветущего тела/ Алкает им насытится». Яркий пример энциклопедичности – эпизод «щит Ахилла» - выкован Гефестом, это доспехи бога. У краев щита – небо, земля, море, солнце, звезды. Затем – 2 города: свадьба, пир, суды, дети с колосками, сбор винограда, певец с лирой; стадо; лев, пастухи, тихая долина, хоровод цветущих юношей и девушек.

Эпический стиль: монументальность, определяемая масштабностью тематики и характером ее изображения; величественность, неспешность, включенность в природный круговорот (погибшие – листва с осенних деревьев; извечное «Встала из мрака младая…»), подчиненность року, констатация неизбежности, неотвратимости происходящего, неумолимости судьбы). Гегель: рок царит скорее в эпосе древних, нежели в их трагедии. «Будет некогда день…» – произносит Агамемнон в 4-й песни, Гектор в 6-й, и Зевс. Предсказания, знамения (троянцы видят знамение – орел уронил добычу, не донес до гнезда; Гектор: «Знамение лучшее – за отечество храбро сражаться. Вместе вперед, иль на славу кому, иль за славою сами»), вещие сны – голос Судьбы. (Судьба – индивидуальное соотношение личности с универсальным миропорядком, со всеобщей закономерностью. Эпический герой равен своей судьбе, идет навстречу ей. Драматический – в ситуации выбора). Стилевые приметы эпоса – постоянные эпитеты (море – «немолчношумящее», герои – «шлемоблещущие», псы – «празднобродные», Гектор – «конеборный», т.е. сражающийся с колесницы); повторы (занимают1/3 текста). Ретардирующая техника эпоса: формульные стихи, традиционность повторов, пространность сравнений, хронологическая несовместимость (действия, происходящие одновременно, изображены как последовательные), гекзаметр – стихотворный размер эпоса.

Тяга к чудесному.

Этика: самоощущение себя звеном в цепи поколений: «Что нерожденные скажут?». Воинская доблесть, выдержка, стойкость в невзгодах, мудрость в совете, изысканность в речи, уважение к родителям и смерти. (Кебрион – возница Гектора, убит Патроклом: «И величествен он, на пространстве великом / В вихре праха лежал, позабывший искусство возницы»). Люди – сильные, красивые. Физическая ущербность – только Терсит. Гуманизм – сцена в шатре Ахилла. Приам: «В ноги упав, обымает колена и руки целует, страшные руки, детей у него погубившие многих». Оба плачут о горестях человеческого существования. Зевс: «Ибо из тварей, которые дышат и ползают в прахе / Истинно в целой вселенной несчастнее нет человека».

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)