|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭВОЛЮЦИЯ ЭПОСА ПОСЛЕ ГОМЕРАГомеровские гимны – циклизация входящего в состав традиции материала вокруг символически значимого имени. Гимны принадлежат разному времени, это уже традиция и канонизация самой категории авторства как авторитета. Имя Гомера – надличный символ эпической нормы (как библейские книги, книга Иова, например). Циклические поэмы – эпический кикл – круг поэм, приписываемых менее крупным творцам. О них (поэмах) много сведений (Прокл, «Грамматическая хрестоматия», византийский патриарх Фотий – «Библиотека Фотия», «Библиотека» Псевдо-Аполлодора, Павсаний, Авл Геллий), но сами они не сохранились. Значительнее всего представлен троянский цикл – «Киприи» Стасина Кипрского - предыстория Троянской войны; «Эфиопида, «Гибель Иллиона» Арктина Милетского – продолжение «Илиады». «Малая Илиада» Лесха Лесбосского, «Возвращения» Гагия Трезенского, «Телегония» Эвгаммона Керенского (Телегон – сын Кирки и Одиссея). Разрабатывался и сюжет другого похода, тоже объединившего героев Греции – аргонавтика (упоминается в «Илиаде»). Хронологически Арго на 1 поколение предшествует Трое. Предшествуют и фиванские мифы, Эдип – на 2 поколения («Эдиподия», «Фиваида» - о распре Этеокла и Полиника, «Эпигоны» - о сыновьях участников похода семи. О Геракле – «Взятие Эхалии», об олимпийцах – «Титаномахия». Расцвет эпоса заканчивается к середине 6 в. до н.э. Уже в эпоху эллинизма возникнет новый тип – немифологический эпос – научно-диадктический (астрономический, медицинский, естественнонаучный) Особое слово принадлежит Гесиоду. Его творчество воплощает столь фундаментальный для греческой культуры принцип «агона», состязания, «литературной злости». (Я.Буркхардт – «человек агональный»). Принцип требует искать в словесном искусстве собственный шанс, что ведет к растущей дифференциации жанров. Гесиод сам пишет об инициации, которую совершили Музы, превратив неотесанного пастуха в аэда, их слова «Мы умеем говорить много лжи, подобной истине, но умеем также, если захотим, возвещать правду». Своего рода противопоставление «правдивого» дидактического эпоса Гесиода лживому вымыслу эпоса героического. Суровый пастух из «деревни нерадостной Аскры» претендует на то, чтобы говорить самую обычную, житейскую, общезначимую правду, правду богов и общины.
Именно Гомер и Гесиод, по оценке Геродота, создали для эллинов образы их богов. Ксенофан даже обвиняет Гомера и Гесиода за придание богам людских черт и пороков.
Для греков основополагающие тексты античной культуры связаны с двумя именами –Гомера и Гесиода. Тексты повышенной значимости способствуют сплочению общества. Древнегреческая лирика – первая в мировой литературе поэзия индивидуального человека, впервые осмелившегося заговорить или, вернее, запеть о своем и от своего имени. Сергей Ошеров, «Первая ступень» (В кн. «Антология античной лирики»). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |