|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫФ.Энгельс: «Разрешение противоречий рабства дается в большинстве случаев покорением гибнущего общества другими, более молодыми и сильными, но пока эти последние, в свою очередь, покоятся на рабском труде, происходит лишь перемещение центра и весь процесс повторяется на высшей ступени» Новую эпоху в греческой истории открывают установление в Греции македонского владычества (Греция завоевана Македонией, затем обе станут добычей Рима). 338 г.до н.э. – битва при Херонее, победа македонского царя Филиппа II над коалицией греческих полисов, затем дальнейшие завоевания Александра Македонского. Он создал громадную империю (в ее составе были Македония, Греция, Персия, территории Малой Азии и Северной Африки), которая после его смерти в 323 г. до н.э. распалась на ряд эллинистических государств (Македония, Египет – монархия Птолемеев, Сирия – монархия Селевкидов, Вифиния, Пергам и др.). Биографию Александра можно посмотреть у Плутарха в «Параллельных жизнеописаниях». Весь этот период после смерти А.Македонского (323 г. до н.э.) и до 30 г. до н.э. (в этом году последняя эллинистическая монархия – Египет – была завоевана Римом) называется эпохой эллинизма (IV-I вв. до н.э.). В это время греческая культура окажется в новых, постклассических условиях своего бытования. Завоевание Александром и его преемниками Востока привело на новые территории большое количество греков, возникающие города становились рассадниками греческой культуры, расширяющиеся сети дорог и торговые связи давали новые возможности. С другой стороны, греческие города после восточных походов наполнялись толпами рабов из завоеванных стран. Остров Делос – один из крупнейших невольничьих рынков. Громадные богатства, захваченные в землях Востока, сосредоточились в руках правителей, принявших по восточному обычаю титулы царей. На поприще греческой литературы стали выступать и представители других народов – египтяне, вавилоняне, евреи, сирийцы. Основные черты эпохи эллинизма: А) смена республиканского устройства (такое устройство характеризует греческие полисы в классический период) военно-бюрократической монархией. ( Т.е. власть в руках одного человека, который правит, опираясь на войско и армию чиновников – македонские завоеватели использовали политико-экономическую структуру захваченных государств, привычную для Востока) Греки больше не граждане полиса, но подданные монархии. Человек, по сути, отстранен от участия в политической жизни, решения проблем государства (раньше, в условиях полисной демократии агора – народное собрание - на площади решало эти вопросы). В таких новых условиях распространяются аполитизм, социальная индифферентность, падение полисного патриотизма, угасание гражданских чувств, ослабление традиционной религии с ее богами и героями – покровителями полиса; замкнутость в сфере узколичных интересов и космополитизм – приметы идеологии этой эпохи. Б) смена национальной обособленности - когда греки противостоят всему остальному, варварскому миру – широкими межнациональными связями. Аттика становится периферией греческого мира (ойкумены), европейская Греция переживает период экономического и политического упадка. Возникают новые центры экономической и культурной жизни(г.Александрия в Египте – назван в честь Македонского). Происходит перемещение центров средиземноморской торговли на восток и перетекание туда активной части населения. В 4-3 вв до н.э. Грецию покидали десятки тысяч людей, уезжавших на Восток, в Египет. Они создавали себе новое отечество, привыкали к новым богам и обычаям. Маркс: «Высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет – с эпохой Александра». Греческий мир теперь простирается от Индии до Эфиопии. Возникает вариант общегреческого языка, языка эллинистических государств – койне ( на базе аттического диалекта - македонский двор был аттикизирован -, вобравшего некоторые особенности других диалектов, в частности, ионийского). Он приходит на смену прежнему, полидиалектному состоянию греческого языка полисного периода. Продвижение на Восток означало также глубокое взаимодействие греческой и восточной культур (заимствование восточных культов (Исида и Сарапис; мать богов Кибела и ее возлюбленный Аттис) - религиозный синкретизм, влияния в области стиля); В) в эпоху эллинизма формируются новые философские течения; они стремятся осуществлять руководство поиском критериев правильной жизни. Это отход от онтологии (изучения основ бытия) в область этических учений, поисков критериев правильной жизни. Стоицизм, эпикуреизм, кинизм – эти учения сходятся в намерении достичь индивидуального спокойствия духа – такого важного в эпоху социальных потрясений Вместе с тем новые философские школы продолжают разработку уже созданных учений, приспосабливая их к новым условиям. (Эпикурейцы продолжают линию материализма Демокрита, стоики возрождают учение Гераклита). Эллинистическая эпоха систематизирует прежние учения, создает биографии философов. Стоики (основатель школы – Зенон, преподавал в так наз. Пестрой Стое – расписном портике, отсюда и название) разрабатывали фундамент духовной жизни, главное в котором – понимание связанности человека роком, свобода человека – в осознании этого. Стоики искали именно нравственной свободы, свою цель видели в твердом и неуклонном осуществлении добродетели. Идеал стоиков - преодоление страстей, согласие с природой, сила духа, сознательное принятие порядка вещей и всех превратностей судьбы, душевное равновесие, умение владеть собой во всех испытаниях. Стоическая идея космополитизма созвучна эпохе, когда политическая карта была нестабильна. («Для меня как Антонина град и отечество – Рим, как человека – мир»). Эпикурейцы (основатель – Эпикур, его школа наз. «сад Эпикура») исповедуют необходимость ухода в безмятежное существование мудреца, освободившегося от ложных представлений (страх смерти и богов – боги ведут блаженное существование в межмирных пространствах и не интересуются людьми), мешающих индивидуальному спокойствию и счастью. Эпикуреизм – это не проповедь наслаждений, хотя наслаждение и объявляется благом (культ наслаждений исповедует умонастроение, называемое гедонизм ), но стремление мудреца избежать ненужных страданий, достичь внутренней независимости, душевного спокойствия, мудрой созерцательности, свободы от страха и страстей. По Эпикуру, пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Киники (родоначальник учения – Антисфен, ученик Сократа) считаются последователями Сократа. Проповедуют самодостаточность мудреца, независимого от материальных благ, пренебрегающего условностями цивилизации (Диоген Синопский, живший «в бочке» - самый знаменитый представитель кинизма). Истинная независимость – добродетель, которая обходится удовлетворением самого насущного и потому не может быть отнята ни у бедняка, ни у раба. Общая направленность эллинистических философских учений – защита личности от житейской суеты и треволнений, проповедь самовоспитания (в классическую эпоху герой - уже состоявшаяся добродетель, в эллинизме – движение к ней), утверждение самодостаточности и независимости мудреца, достижение индивидуального спокойствия духа. Таким образом, энергия индивидуума направляется в сторону внутреннего самоуглубления, личного совершенствования. Счастье нужно искать не во внешнем мире, а в себе самом.
Для литературы эллинизм означал отход от общественно-политических, религиозных проблем. Это некоторое «измельчание» проблематики, сужение горизонтов, но и новые открытия в области частного человека, его психологии. Понятен в связи с этим и интерес литературы к приватному, к быту, погруженность в повседневность. Истории литературы важно, что в эллинистическую эпоху происходит дальнейшее освобождение мысли от мифологического мировосприятия: религия приобретает более абстрактный характер, размывается предыдущий четкий антропоморфизм, число богов больше, но больше и скептицизм; наблюдается устойчивая тенденция к пантеизму. На смену старому, доступному всем мифологическому образованию, приходит риторическое, доступное не всем (риторы, учителя красноречия – высокооплачиваемая категория). В эпоху эллинизма происходит значительный прорыв в области естественных наук: десятки имен математиков, географов, астрономов этого времени дошли до нас (Эвклид, Архимед, Эратосфен). Самыми заметными событиями в литературе этого периода можно считать появление новоаттической комедии и деятельность александрийской школы поэзии. Новоаттическая комедия прославлена именем Менандра Афинского. В отличие от древнеаттической комедии Аристофана, новоаттическая комедия не обращается к общественно-политической (или религиозно-философской проблематике. Это бытовая драма, без хора, без песнопений и танцев. В ней практически никогда не участвуют боги или другие мифологические персонажи. Важная роль принадлежит случаю (богиню Тюхэ эллинизм очень чтит). Действующие лица – обычные люди, причем Менандр создает галерею типических характеров: скряга и ворчун старый отец, легкомысленный и влюбчивый вертопрах-сын, обиженная/обесчещенная, но добропорядочная девушка, развратная, но благородная в своих помыслах гетера, ловкий хитрец и пройдоха раб, хвастливый простак солдат и др. Фабула новоаттической комедии от начала до конца вымышлена (не связана с мифом), погружена в семейный быт (хотя какие-то контуры общественной ситуации тоже определяются). Менандру принадлежит пьеса «Третейский суд», сохранившаяся примерно на 2/3 и очень показательная (репрезентативная) в отношении эстетики новоаттической комедии – тайна рождения, подкинутые дети(см.хрестоматию). Полностью сохранилась комедия «Дискол» - «Брюзга»(другие переводы – «Угрюмец», «Ворчун»). (Куплена на базаре в Александрии в 1956 г.) Менандр – создатель комедии нравов и интриги. (Один из рабов замечает, что счастье и несчастье приходят к человеку не от богов, которым некогда было бы заниматься каждым человеком в отдельности, а от собственного нрава человека.) Влияние Менандра на Рим и литературу новой Европы огромно. Это влияние угадывается в творчестве Плавта, Теренция, Шекспира, Мольера, Мариво, Гольдони и др.(вместо фигуры раба появится слуга).Знаменитый александрийский филолог Аристофан Византийский замечал: «Менандр и жизнь, кто из вас кому подражал?». Большие отрывки из Менандра были найдены французскими учеными при демонтаже картона, в который были завернуты египетские мумии. Малый комический жанр этого времени известен по так называемым «Мимиямбам» Герода (Геронда)- 3-й в.до н.э. Мимиямбы – маленькие бытовые сценки с 2-мя-3-мя действующими лицами. Заметным центром эллинистической культуры становится город Александрия Египетская. (Афины сохраняют свой авторитет как город храмов, философских школ и т.д., но отток деятельного населения на Восток, в новую столицу греческого мира наблюдается!) Монархия самого Александра просуществовала очень недолгий срок, без традиций. Его преемники должны были создать определенный культурный облик своих государств. Монарх стремится быть покровителем искусств, почитателем и собирателем культурного наследия прошлых веков. Александрия знаменита музеем – греч. «мусейон» – заведение муз. Здесь была библиотека (до 700 тыс. экземпляров), своего рода научно-исследовательский центр, где и возникла наука филология. Цель александрийских филологов – собрать, переписать, упорядочить, создать ученые комментарии ко всем текстам и сохранять всю греческую словесность. Здесь был и прообраз высшей школы – ученые читали лекции. Здесь возникла критика (Аристарх (2-1 вв.до н.э.) – реальное лицо, филолог и комментатор, чье имя – нарицательное для обозначения строгого судьи произведения). Литература, созданная александрийскими филологами, получила название александрийской поэзии. Ее несхожесть с творчеством предыдущего, классического периода очевидна. Прежний художник взыскует в первую очередь признательности своих сограждан, помнит о своей ответственности перед полисом. В эллинистическую эпоху полисные узы рвутся, но, освободившись от них, поэт попадает на службу к царям. По сути, это первый в истории вариант поэта-профессионала и вместе с этим появляются и первые мотивы лести божественному монарху, на службу к которому стремится иной поэт: «Полный важности взор Александра, и весь его облик /Вылил из меди Лисипп. Словно живет эта медь!/ Кажется, глядя на Зевса, ему говорит изваянье: / «Землю беру я себе, ты же Олимпом владей!» (Эпиграмма Леонида Тарентского) Большинство монархов приближают к себе литераторов и философов, чтобы прославиться. Еще одна трещина в социальном единстве заключается в том, что поэт отныне – выразитель интересов и чаяний просвещенного меньшинства, его не занимает необразованная толпа, его поэзия – для знатоков. Александрийская поэзия считается книжной, ученой, лишенной общественного пафоса. Александрийцы пишут «для себя и для муз».Начитанность поэта – обязательный критерий. (Элегия Гермесианакта (4-й век) о влюбленных поэтах, начиная с Гомера, любившего Пенелопу; т.е. любовная элегия выглядит элегией мифологической) Каллимах – теоретик и практик нового направления. Он возглавлял библиотеку, составил ее знаменитый каталог «120 таблиц», написал книгу ученых элегий «Причины» - о происхождении некоторых обычаев, обрядов, празднеств. Известна элегия «Локон Береники» - о появлении созвездия (Береника – жена Птолемея Третьего), об Аконтии и Кидиппе – родоначальниках знатного семейства с о-ва Кеос. Принципы, выдвигаемые Каллимахом как главой александрийцев: 1)тщательная отделка текста; 2) предпочтительна малая форма – не эпос, а эпиллий («эпосик»), элегия, эпиграмма; 3)оригинальность, поиск редких и малоизвестных вариантов мифов. Каллимах: «Кикликов стих ненавижу, дорогой идти проторенной, где то туда, то сюда, толпы бредут, не хочу. То, что нравится многим, не мило мне; мутную воду пить не хочу из ручья, где ее черпают все»). Каллимах о любви: «Рада гонятся она за бегущим, Что же доступно, того вовсе не хочет она». Овидий скажет о Каллимахе – «Не дарованьем своим, так мастерством он велик». Известный литературный противник Каллимаха, его бывший ученик – Аполлоний Родосский, стремившийся возродить прежний героический эпос (см. его поэму «Аргонавтика» - в 4-х книгах, перенасыщена мифологической, географической, этнографической ученостью). Идея возродить гомеровский тип эпоса не могла быть реализована, поскольку гомеровский эпос создавался как история подлинного героического прошлого, в эпоху эллинизма миф – предмет научных поисков и эстетизма. В Ионии и Афинах мифы еще не были чисто литературным материалом. Их использование если и не было связано с глубоко религиозными переживаниями, то соотносилось с традиционными преданиями, культовыми празднествами. Все последующие восемь веков – с 3 го до н.э. по 5 н.э. – к мифу применялся литературный подход. Особенное значение для последующих веков приобрело творчество Феокрита – создателя жанра идиллии (греч. «картинка, песенка»). У Феокрита были и городские сценки с обычными, неприметными жителями в качестве персонажей, но наиболее важны его буколические идиллии (римское «пастораль») – поэтические состязания пастухов на лоне прекрасной природы. (Место действия – Сицилия, Кос). Буколический комплекс – не просто нарядная картинка, эстетизация и стилизация пастушеской жизни, но тоска поэтов всех времен по гармонии природы, человека, его труда и его чувств, по простоте и безыскусности. (Теперь идиллией называем стихотворение простого, грациозного, умиротворенного содержания). См Феокрит, «Полифем и Галатея» - ироничная трактовка буколики. В это время создан и немалый пласт эллинистической прозы ( историографической, фантастической о путешествиях и др.). Здесь много имен, но мало великих имен. Эллинистические писатели не получили у греков значения классиков. Говорят об исчерпанности жизненных сил античного греческого мира. Закат античности затягивается вследствие римских завоеваний, усвоения Римом эллинистической культуры. Лосев А.Ф.: «В истории культуры очень часто бывают такие эпохи разложения, которые гораздо богаче и продолжительнее классических эпох. Если говорить о классике в узком смысле слова, т.е. о времени между греко-персидскими войнами и Пелопоннесской войной, то вся эта классика займет каких-нибудь 2 или 3 десятилетия. В сравнении с этим то, что мы называем эллинизмом, т.е. разложением греческой классики, занимает огромный промежуток времени с 4-го века до н.э. и кончая 5-м веком н.э. Таким образом, эллинизм существовал по крайней мере 900 лет. И тем не менее эллинизм есть все же в своей последней основе не что иное, как постепенное разложение греческой классики». ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА Уже в 146 г. до н.э. материковая, балканская Греция превращается в римскую провинцию; был взят и разрушен богатейший город Коринф. Противостояние закончилось покорением и остальных областей греческого мира. В строгом смысле слова римский период греческой литературы начинается со времени полного подчинения Риму всех греческих областей, т.е. с 30 г. до н.э., когда был присоединен Египет. Внеиталийские провинции управлялись проконсулами, наделенными неограниченной властью; бесконтрольное хозяйничанье вело к разорению провинций, приближало упадок античного мира. Многие образованные греки перебираются в Рим из разоренной отчизны. В культуре этого времени – соединение греческих и римских элементов, кроме того, в поток собственно античной культуры вливаются восточные начала. Характерная черта – синкретизм во всех областях духовной жизни: науке, философии, религии, искусстве. Большинство философов, ораторов, писателей – не греки чистой крови, но уроженцы эллинистических держав (Малой Азии, Сирии, Египта, даже далекого Понта). Но все ими созданное входит в историю древнегреческой литературы, не только потому, что объединяется общим – древнегреческим языком, но и вследствие общности стилевых черт, общности системы образования – из Афин она распространяется по всему эллинизированному, а затем и всему романизированному миру. Ее принято называть «риторической школой», через нее проходит практически вся молодежь высших классов. (Лукиан, древнегреческий писатель родом из сирийского города Самосаты, подчеркивает: «Риторика воспитала меня и ввела в число эллинов»). Софисты – публичные ораторы и преподаватели искусства красноречия – характерная фигура этого времени. Литературная стилистика этой эпохи пребывает под влиянием двух тенденций – азианизма и аттикизма. Азианизм – восточная высокопарность, цветистость, манерность. Азианизм встречает противодействие со стороны аттикистов, которые требуют возвращения к стилю афинских ораторов и писателей классической поры. Культ чистого аттического языка рассматривается как важнейшее орудие для овладения литературным наследием прошлых веков. Это и стремление возродить величие и державность Греции. Грек по-прежнему горд своей культурой, своим эллинством. Возрастает значение общеэллинских состязаний, почитание дельфийского оракула. Особенность, отличающая греческую литературу эпохи римского владычества от литературы классической Греции и произведений эпохи эллинизма: небольшое число чисто поэтических произведений, угасание лирики и драмы. Преобладают прозаические жанры: античный роман как образец приключенческих и фантастических фабульных повествований, сатирические диалоги в прозе, научно-художественные произведения. Важное место принадлежит уроженцу г.Херонея в Беотии Плутарху (1-2 вв. н.э.), создателю жанра жизнеописания («Параллельные жизнеописания» - серия парных биографий греческих и римских деятелей: Александр Македонский – Юлий Цезарь; Демосфен – Цицерон и т.д.) с его кредо «Великим натурам бывают присущи не только великие доблести, но и великие пороки» (биография Антония). В биографии Македонского говорится, что иногда характер человека лучше раскрывается в незначительном поступке, в остром слове, шутке, нежели в осаде городов и кровопролитных сражениях. Плутарха ценили последующие века за созданный им идеал доблести и гражданственности. Сюжеты из его биографий черпала литература последующих веков. Плутарх оставил также труд «Moralia» («Моральные трактаты») на этическую тематику, где широко использовал философскую продукцию прошлых веков, в т.ч. и не дошедшую до нас. Сатирик Лукиан (2-й в.н.э.) получил от Энгельса прозвище «Вольтер классической древности» за нещадную критику всех областей современной ему духовной жизни: риторики, ораторов, философов, религий и священнослужителей. В его творчестве отражен идейный упадок античного мира, предшествовавший краху экономическому и политическому. В молодости Лукиан много путешествовал, вел жизнь странствующего софиста – оратора-философа. Насмешкой над увлечением риторикой и ее бессодержательными, но изысканными творениями звучит речь «Похвала мухе» - риторический парадокс, посвященный восхвалению предмета, явно никакой похвалы не заслуживающего (см. в эпоху Возрождения – Эразм Роттердамский, «Похвала глупости»). После риторики Лукиан подвергает критике бесконечные споры сторонников разных философских школ. При этом философский диалог, прежде служивший серьезным целям (сам Диалог жалуется на Лукиана: «Я размышлял о богах, о природе, о круговращении вселенной и витал где-то высоко над облаками, а сириец стащил меня оттуда»), становится жанром, включающим сатирическое содержание – сатирический диалог «Продажа жизней» - Зевс и Прометей бодро торгуют с аукциона руководителями философских школ. Положительную оценку у Лукиана получает только философ-киник Менипп («Разговоры в царстве мертвых»). Мифологически-религиозные представления также снижаются в интерпретации Лукиана (диалоги «Зевс трагический», «Разговоры богов» - своего рода скандальная хроника Олимпа). Чисто литературная пародия, созданная Лукианом - «Правдивая история». Самый поздний жанр греческой словесности – роман, появившийся еще в эпоху эллинизма, но сформировавшийся окончательно во 2-м –3-м вв. н.е. Термином «античный роман» обозначают достаточно типичные произведения с устойчивой сюжетной схемой: необычайной красоты герой и героиня, зарождение любви, препятствия, разлука, приключения и злосчастья, испытание верности, стойкость, хэппи-энд. Такое повествование можно назвать любовно-авантюрным романом (Гелиодор, «Эфиопика»). Наибольшая слава выпала буколическому роману Лонга «Дафнис и Хлоя» - пасторальная атмосфера соединяется здесь с элементами новоаттической комедии (тайна рождения детей) и трогательным в своей первозданности и наивности описанием зарождения и расцвета любовного чувства между юными героями. 4-й и 5-й вв.н.э. отмечены сильным воздействием христианской догматики и апологетики на древнегреческом языке, но это уже не античная литература в собственном смысле слова. Перевод библии на древнегреческий называется «Септуагинта», т.е. перевод семидесяти толкователей. Произведения христианских писателей сосуществуют рядом с древнегреческой литературой, пользуются ее языком, но исходят из принципиально иной, нежели античная, картины мира. Вместе с тем, установка на героя-мученика, претерпевающего столько страданий, характерная для поздней античной словесности, роднит ее с особой разновидностью греко-восточного повествования, ареталогией, с будущими рассказами о святых мучениках христианства. Эстафету греческой словесности примет Византия, тогда как римская (латинская) возобладает в Западной Европе.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |