|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этапы разработки цветовой композиции (выбор эмоционально-образного решения, выбор цветов, компоновки цветовых пятен, гармонизация цветов и т.д.)Первоначальная художественная идея в общих чертах должна быть зафиксирована в предварительном эскизе; при этом решается, что в будущем рисунке станет доминирующим — цвет и колористические отношения или ритмический узор форм. В эскизе в общих чертах определяются ритмический разброс пятен цвета, размеры последних, локальный цвет и т. д. В процессе дальнейшего уточнения первоначального колористического замысла используется один из двух способов работы над эскизами: живописно-пятновой или графический. В первом случае художник движется от общего к частному (поэтому-то способ и целесообразно применять при создании сложных композиций). Во втором случае работа начинается с выявления наиболее существенной в композиционном отношении его части, которая постепенно дополняется другими элементами второстепенного плана и колористическими деталями, развивающими общую идею колорита. Здесь уже художник движется от частного к общему. Очень часто художник комбинирует оба указанных способа. Объединение различных частей композиции средствами цвета особенно важно как композиционный прием в так называемых разбросанных композициях. Колористических тем в сложной композиции может быть две или три; в этом случае задача художника сводится к тому, чтобы организовать их, выявить зависимость одной темы от другой. Отдельно надо сказать о такой характерной особенности, как условное решение пространства. Последнее может трактоваться в одном, двух или трех пространственных планах. Определенное значение здесь имеют цвета выступающие (теплые, насыщенные, светлые) и отступающие (холодные, слабонасыщенные и темные). Необходимо только, чтобы цвета разных колористических тем имели свой пространственный план; другими словами, нужно, чтобы они зрительно воспринимались сближенными по насыщенности и светлоте. Особую роль в рисунках играют ахроматические цвета (правда, в композиции они могут приобретать некоторый хроматический оттенок — теплый или холодный). Белый цвет активизирует звучание цветовых тонов и их насыщенность и одновременно придает общему колориту легкость, воздушность. Не случайно белый цвет широко используется при оформлении таких торжественных событий, как молодежные фестивали, физкультурные праздники и парады, олимпийские игры и т. д. Черный цвет, наоборот, собирает композицию, делает возможным сосуществование даже дисгармоничных цветов при их контурной обводке этим цветом. В сочетании с черным цветом сильнее звучат насыщенные контрастные цвета (достаточно вспомнить искусство Палеха). Нейтральный серый цвет и особенно средний серый придают колориту сдержанность, мягкость; вместе с тем открываются возможности усиления звучания цветовых тонов, используемых в сочетаниях с ахроматическими серыми цветами. Оптическое смешение обогащает общий колорит, повышает колористическое звучание цветов (особенно если мотивы имеют белый контур). Когда оптическому смешению подвергают контрастные взаимно-дополнительные цвета, происходит следующее: если цвета имеют значительную площадь, они взаимно усиливают, подчеркивают один другой; если же такие цвета располагаются в очень мелких формах, они, напротив, обесцвечиваются, превращаясь в ахроматический цвет. Существенным условием гармонизации цвета в композиции является взаимное проникновение цветов одной колористической темы в цвета другой темы.
5. Цветовая композиция. Понятие «цветовая композиция». Типы цветовых композиций (ахроматические, монохромные и т.д.), особенности использования в искусстве. Этапы разработки цветовой композиции (выбор эмоционально-образного решения, выбор цветов, компоновки цветовых пятен, гармонизация цветов и т.д.). Цветовая композиция - совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной фигуре или в пространстве), организованную по какой-либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление. Типы цветовых композиций: Первый тип — монохромия. В композиции доминирует один цветовой тон или несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного. 1. Классическая простота и ясность художественного языка (Древнегреч. живопись,барокко и реализма XVII в.) 2. Сильно направленное к определенной цели воздействие (русские иконы «Владимирская Божья матерь», «Архангел Михаил»). 3. Сосредоточенность на внутреннем мире человека (средневековая живопись Китая и Японии). 4. Старость, угасание жизненных сил, трагизм. 5. Простота, доходчивость, броскость (геральдика — знамена, гербы, массовой культуры, реклама). Второй тип — полярная цветовая композиция. Доминантой служит пара контрастирующих цветов, противоположных в цветовом круге. Эти цвета могут быть дополнительными (противоположными в 10-ступенном круге), контрастными (противоположными в 6-ступенном или 12-ступенном круге) или близкими к ним, т.е. большом интервале любого круга. Полярную композицию могут составить только два цвета, например красный и зелено-голубой; желтый и синий; красный и синий и т.д. применяется в след.случаях: 1. Для выявления противопоставлений, напр. фигура и фон; большое и малое; верх и низ; добро и зло и т.д. 2. Для достижения эффекта декоративности. 3. С конца XIX в. и позже полярная цветовая композиция используется для передачи световых эффектов. При этом свет и тень окрашиваются в контрастные или дополнительные цвета. 4. Сочетание желтого с синим или оранжевого с голубым (малой насыщенности) может выражать состояние покоя, умиротворенности. 5. Если полярные цвета насыщены и не приведены к гармонии, то такая композиция используется для изображения конфликтности, трагизма (живопись экспрессионистов, сюрреалистов). Третий тип — трехцветная композиция. Основу трехцветной композиции могут составлять: триада основных цветов (красный, зеленый, синий), триада основных красок (красный, желтый, синий), а также любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг (лучше всего — 12-ступенный). Трехцветие — самый сложный тип цветовой композиции. Для восприятия зрителем трехцветие труднее, чем другие типы композиции. В нем как бы заключена сложная мысль, кот. не всегда можно выразить словами. Поэтому трехцветие мы видим в искус. древности и средневековья, проникнутом религиозными идеями. Часто роль желтых и оранжевых членов триады выполняло золото. В живописи нашего времени происходит активный процесс упрощения и сокращения изобразительных средств. Постимпрессионизм, например, упрощает картину и отказывается от иллюзии пространства. Сокращается количество цветов, но зато каждый из них занимает большую площадь и берет на себя более значительную роль. Вот тут и оказывается незаменимой триада. Триада использована во многих работах Матисса, Петрова-Зодкина, Мондриана. Четвертый тип — многоцветие- называют такую цветовую композицию, в кот. доминируют четыре или больше хроматич. цвета. Обычно в многоц. используются 2 осн. пары, или 4 осн. хроматических цвета: красный, желтый, зеленый, синий, а также их оттенки. Этот тип композиции уместен в следующих случаях: 1. Там, где изображено большое количество фигур и предметов (древние росписи). 2. Там, где передается природный пейзаж, богатый красками, или натюрморт с цветами, фруктами и т.д. (реалистическая живопись XVII-XX вв.). 3. Там, где стремятся к «космичности» произведения, где оно должно служить моделью всего мира (интерьеры храмов, гобелены и картины на космические темы и т.д.). 4. Там, где мир рассыпается на «осколки», где господствует хаос или просто «веселая неразбериха» (живопись дадаизма, поп-арта, ярмарочно-аттракционный дизайн). Пятый тип - многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону. Такая цветовая композиция представляет собой как бы синтез многоцветия и монохромии. Она встречается главным образом в пейзажной живописи, когда художник стремится передать солнечное или лунное освещение. В белорусской живописи такой тип композиции можно видеть в пейзажах В.А. Громыко, в картинах Б. Аракчеева, А.В. Барановского). Шестой тип - ахроматическая цветовая композиция. Такая композиция может состоять из белого и черного, а также всех промежуточных серых тонов. В нее могут включаться небольшие по площади акценты хроматических цветов. Ахроматическая цветовая композиция широко применяется в дизайне (станки, приборы, аппараты), в проектной графике — архитектурной и дизайнерской, а также в станковой и книжной графике. Ахроматической гамме отдают предпочтение в тех случаях, когда хотят сосредоточить внимание на форме. Разновидностью ахроматической композиции является полухроматическая, где серые заменены полностью или отчасти коричневыми цветами. Этапы разработки цветовой композиции (выбор эмоционально-образного решения, выбор цветов, компоновки цветовых пятен, гармонизация цветов и т.д.). В каждом случае должно быть найдено равновесие частей целого и определена главная тональность композиции. Определяя тональность цветового сочетания нужно знать, что это - цветовой тон, который преобладает в композиции либо по интенсивности, либо по занимаемой площади; все остальные части композиции взаимодействуют с ним в соответствии с законами цветового контраста и его следствиями. Сильно насыщенные колера следует применять с осторожностью, особенно, если они занимают большую площадь окраски. Одинаково важную роль играют соотношения всех трех характеристик цвета: цветовой тон, насыщенность и светлота. Композиция цветовых пятен, так же как предметов и фигур, подчиняется законам масштабности, равновесия, ритма, пропорциональных отношений и, конечно, законам цветовой гармонии.
6. Смешение цветов. Основу мастерства художника-оформителя составляет умение получать цвета, необходимые для решения разнообразных композиционных, функциональных и эстетических задач. Получить новый цвет можно с помощью двух способов: Аддитивного или слагательного смешения; Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |