|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Творчество юного поэта. Формирование мировоззренияУже в конце 1813 г. его поэтическое дарование было замечено. Чириков в ведомости о «Свойствах воспитанников» о Пушкине пишет: «Легкомыслен, ветрен, неопрятен, нерадив; впрочем, добродушен, усерден, учтив, имеет особенную страсть к поэзии». Через год Чириков характеризовал Пушкина так: «Легкомыслен, ветрен, иногда вспыльчив; впрочем, весьма обходителен, остроумен и бережлив. К стихотворству имеет особенную склонность. Подает надежду к исправлению». В ходе политических событий 1812 года, когда французами была взята Москва, под угрозой оказался и Петербург. Многочисленные полки солдат, проходившие в то время через Царское Село, некоторая напряженность обстановки не могли не отразиться на сознании, мировоззрении лицеистов. Все это способствовало развитию либерально-патриотических настроений учеников. За пределами лицея, Пушкин встречался с умными и блестяще образованными гвардейскими офицерами – П.Я. Чаадаевым, Н.Н. Раевским, П.П. Кавериным, М.Г. Хомутовым, В.Д. Олсуфьевым и др. В беседе с ними он рассуждал о свободе и дышал ею. Воспитание свободой и воспитание вольных чувств и стремлений были условиями – и самыми благоприятными для Пушкина – быстрого становления его поэтического таланта. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений:
…Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! «К Чаадаеву», 1818
Вначале Пушкин и его раннее творчество находились под влиянием французской литературы и поэзии, однако позднее Пушкин резко выступал против всякого рода воздействия французской литературы на русскую. Одинаково естественным для Пушкина было следование французским поэтическим образам в юности и резкий отказ от него в зрелости. Во французской литературе XVIII в. дороже всего был для Пушкина ее свободный и свободолюбивый дух: он и имел положительное воздействие на юную пушкинскую поэзию. В сознании Пушкина-лицеиста французская литература связана была прежде всего с Вольтером. Это была литература озорная, иногда фривольная, резко критическая и резко ироническая. Под воздействием французской литературы Пушкин уже в самых первых своих опытах мог чувствовать себя свободно, легко, мог и подражая оставаться самим собой. Важно и то, что после французского влияния ни одно другое иноязычное влияние не могло быть ни столь же прочным, ни столь же глубоким. Для поэта, наученного французской литературой принимать все критически, оно, во всяком случае, не могло быть сколько-нибудь закрепощающим влиянием. Недошедшие до нас произведения Пушкина, написанные в лицейские годы, далеко не ограничиваются простыми опытами. Есть ряд свидетельств, называющие крупные произведения, нам не известные. Так, в дневнике Пушкина под датой 10 декабря 1815 г. дан перечень его поэтических замыслов: «Вчера написал я третью главу Фатама или разума человеческого: Право естественное. Начал я комедию – не знаю, кончу ли ее. Третьего дни хотел я начать ироническую поэму: Игорь и Ольга, а написал эпиграмму на Шаховского, Шихматова и Шишкова. Летом я напишу Картину Царского Села». В «Материалах для биографии А.С. Пушкина» Анненков пишет: «Некоторые из его товарищей еще помнят содержание романа «Фатам», написанного по образцу сказок Вольтера». Итак, среди недошедших до нас лицейских произведений Пушкина были два романа, две комедии, поэму эпическую и поэму описательную. Все это свидетельствует, что Пушкин уже в юные годы ставил себе задачей создание крупного, значительного по замыслу и содержанию произведения. К числу крупных произведений лицейского периода, дошедших до нас, принадлежит неоконченная поэма «Монах». Она была обнаружена в архиве Горчакова в 1928 г. Следующей за «Монахом» попыткой такого рода является «Бова». Поэма эта относится к 1814 г. Время создания определяется содержанием: в «Бове» упоминается Наполеон в качестве «императора Эльбы». По собственному свидетельству Пушкина, еще в Лицее начал он писать «Руслана и Людмилу». Очевидно, это и был следующий за «Бовой» эпический замысел Пушкина, на этот раз доведенный до конца. Но вся поэма в целом уже принадлежит Петербургскому периоду. И те части, которые были написаны в Лицее, по-видимому, подверглись решительной переработке. К числу фрагментов больших замыслов можно было бы отнести и большое стихотворение 1816 г. «Сон», т.к. оно имеет подзаголовок «Отрывок». Отрывок этот может быть отнесен к шутливой разновидности дидактических поэм. Основную часть дошедшего до нашего времени лицейского творчества Пушкина составляют мелкие стихотворения. Характер их довольно пестрый, особенно вначале, когда еще не определились собственные наклонности и вкусы мальчика-поэта. Среди них выделяются: «К Батюшкову», «Гроб Анакреона», «К лире», «К Галичу». Одно из лучших произведений Пушкина Лицейского периода – стих «Городок». Оно написано в 1815 году и представляет собой по жанру дружеское послание в духе тех посланий, какие в большом количестве создавал Батюшков, а вместе с ним и другие поэты начала XIX века. Дружеские послания – весьма распространенный жанр в русской поэзии этого времени. Его популярность во многом объясняется малой канонизированностью жанра, его принципиальной неустойчивостью, свободой выражения; дружеское послание - это род непринужденной беседы, не ограниченной строгими формальными рамками. Таковым оно было в поэзии Батюшкова, такое же оно и в поэзии молодого Пушкина. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |