|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные идеи работы «Социология революций»Жизненный путь и общая характеристика творчества Питирим Сорокин, русско-американский социолог (1889—1968), переехал в США из Чехословакии осенью 1923 г. по приглашению американских социологов. Первые годы Американского периода деятельности он работал в Университетах штатов Минессота, Иллинойс, Висконсин, с осени 1930 г. - в Гавардском университете, где возглавил новый социологический факультет Все творчество в США выдающегося социолога XX в. рассмотрено в рамках двух: периодов — Миннесотского и Гарвардского. В годы миннесотского периода (1923—1930) им было написано две крупные работы «Социология революций» (1925) и «Социальная мобильность» (1927). А так же работы «Социокультурная динамика»(1937-1941), «Общество, культура и личность»(1947), «Причуды и слабости современной социологии»(1956), «Современные социологические теории»(1966).В 1964 году Сорокина избирают президентом Американской социологической ассоциации. Последние два десятилетия своей жизни социолог занимается не только научным творчеством, но и практической работой: изучение возможностей альтруистического поведения. Умер ученый 11февраля 1968 года в своем доме на Клифф-стрит, в городе Винчестере, пригороде Кембриджа, где прожил большую часть жизни в США. Основные идеи работы «Социология революций» В своей книге «Социология революций» он доказал, что революции и сопутствующие им войны усиливают дезинтеграцию общества. Ценности и идеалы, воспроизводимые в революционный период, чаще всего иллюзорны. Их анализ позволил социологу сформулировать закон «Социального иллюзионизма». Для доказательства действительности и жизненности этого закона он сравнивает ряд лозунгов, выдвинутых Февральской и Октябрьской революциями в России 1917 года, с действительностью, наступившей через два - три года. К примеру, ставилась задача ликвидировать, разрушить пирамиду социального неравенства, но вместо одного неравенства появилось другое – у людей не стало даже формальных прав, включая право на жизнь. Обещали всем хлеб - получили голод и вымирание. Хотели и обещали всем уничтожить капитализм – разрушили средства производства и обращения. Как только теперь выясняется, закон «Социального иллюзионизма» активно работает в странах, оторванных от достижений мировой цивилизации в области свободы и демократии. Социолог отмечает, что революции, несмотря на побуждения самих революционеров, изменяют поведение людей не в лучшую сторону, культивируя вражду, ненависть, злобу, обман, разрушение. Освободиться от этих явлений никому не дано, они неизбежны, ибо революции криминализируют поведение людей. Они приводят к установлению авторитарного режима, который держится на культивировании образа врага и поддержании дефицита. Сорокин прогнозировал падение власти коммунистов России в связи с прекращением войны и ростом «сытости» населения, однако ошибся в сроках, полагая, что это произойдет достаточно быстро. Еще один закон, сформулированный Сорокиным для общества кризисного периода, был назван им законом позитивной и негативной полеризации. В соответствии с этим законом люди во время кризисов ведут себя неоднозначно: одна часть общества становится более склонной к социальной аномии (негативный полюс), другая — к моральному совершенствованию и религиозности (позитивный полюс). Реформы общества в условиях его кризиса должны исходить, по мнению Сорокина, из интегральной сущности человека и ни в коем случае не препятствовать его базовым инстинктам. Для этого, как минимум, необходимо, чтобы: а) сущности человека соответствовала форма производства и распределения благ; б) государство, в конечном счете, стимулировало творческую активность населения; в) утвердился морально-правовой порядок, единый как для власти, так и для населения. Социолог утвердил, что в форме производства должна быть заложена постоянно действующая пружина, именуемая «личным интересом» работника. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |