АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Часть II: «Теория права»

Читайте также:
  1. I ЧАСТЬ
  2. I. ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ
  3. II часть
  4. II. Основная часть
  5. II. Основная часть
  6. III часть урока. Выставка, анализ и оценка выполненных работ.
  7. III. Творческая часть. Страницы семейной славы: к 75-летию Победы в Великой войне.
  8. III. Творческая часть. Страницы семейной славы: к 75-летию Победы в Великой войне.
  9. Аналитическая часть
  10. Аналитическая часть.
  11. Б) Помните, что единственный способ обрести счастье, - это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого.
  12. Б. Экзокринная часть: панкреатические ацинусы

Лекция № 1 (8): «Типы правопонимания».

План:

I. Доктрина jus natura или теория естественного права. Возрожденное естественное право в России и в мире.

II. Этатистская теория права (юридический позитивизм и нормативизм Г. Кельзана)

III. Социологическая юриспруденция

IV. Философское понимание права

V. Историческая школа права

VI. Психологическая школа права

VII. Реалистическая школа права

VIII. Интегративная (синтетическая) теория права

I. Теорий права много. Можно условно выделить три типа правопонимания:

Ø Естественное право

Ø Юридический позитивизм (легизм)

Ø Юридический тип правопонимания

А.В. Мартышин выделял:

Ø Юридический позитивизм

Ø Социологический позитивизм

Ø Теорию естественного права

Ø Философское понимание права.

Однако идеальной теории для идеального права невозможно найти:

Толстик «Пора прекращать поиски идеального права»; И. Кант «не найдете идеального права». В разных эпохах существовали разные взгляды на типы правопонимания. Изначально в юридической науке и в философии права доминировало естественное право (теория договорного происхождения государства). Разрабатывали эту теорию Гоббс, Спиноза.

Суть теории: права и свободы людям дарованы не государством, а богом или с появлением человека на свет. Эти права и свободы вечные и неотчуждаемые. Государство лишь охраняет соблюдение прав и свобод. Человек изначально рождается равным в своих правах. Право возникло с появление человека разумного (homosapiens). Право появилось раньше государства. Естественное право – это идеал, справедливое право. Различают право и закон. Закон может быть правовым или неправовым.

На рубеже ХIХ – ХХ вв. возникает возрожденное естественное право. Это ответ на вмешательство в экономику, на ужесточение режимов, милитаризацию общества и подготовку захватнических войн. Среди представителей возрожденного естественного права можно назвать Павла Ивановича Новгородцева, Бориса Николаевича Чичерина, Владимира Соловьева, Бердяева. Они считали, что нет исчерпывающего списка прав. Он постоянно пополняется. Характерно то, что значительное внимание уделяется соотношению права и религии. В. Соловьев – религиозный философ.

Возрождение естественного права произошло и после II мировой войны (реакция на геноцид, концентрационные лагеря). Представители: Евгений Трубецкой, Илья Михайловский.

II. В.С. Нерсесянц считал, что есть юридическое легистское понимание права. А.В. Поляков считает, что есть позитивизм, интегративное понимание права и т.д. (классические: теория естественного права, этатизм, социологический подход и неклассические: интегративная юриспруденция). В.Н. Хропанюк считает, что родоначальником юридического позитивизма был Рудольф Штаммлер («Хозяйство и право») – право и хозяйство – это форма и материал общественной жизни. Развитие права – это развитие самого общества. Идеал общества – это общество свободных людей.

Самыми яркими представителями позитивизма были англичане Дж. Остин и К. Бергбом. Считается, что позитивизм появился в 1832 г. в книге Остина «Чтения по юриспруденции».

Суть: - право – это приказ;

- приказ исходит от суверенной власти;

- за нарушение следует наказание;

Право творит государство, суды (в Англии). Нет естественного права, есть только приказы государства. Естественное право – это доктрина. Представители: М. Байтин, В.А. Толстик. Позитивисты не признавали государственного права. Они объясняли это тем, что никто не может привлечь к ответственности монарха. Точно так же они не признавали международного права (невозможно привлечь к ответственности государство; право – это приказ, международный договор – это соглашение; до 1945 г. международного права вообще нет). Томин считает, что международное право – это блеф ХХ века. Международное право – это право сильного. Оно связано с политикой (невозможно привлечь США к ответственности).

Позитивисты разрабатывали догму права, анализировали норму права. Они кодифицировали право, развивали методы толкования права, юридической ответственности.

В.М. Сырых сравнивает естественное право и позитивизм: «любой калека (позитивизм) видит, слышит и действует лучше, чем самая красивая статуя (естественное право)». В.А. Толстик приветствует слияние естественного права и позитивного.

Г. Кельзен – нормативист, неопозитивист. Австрийский ученый, эмигрировавший в США. В 1987 г выходит «Чистое учение о праве». Кельзан считает, что надо изучать право в чистом виде: отдельно от религии, морали, нравственности, географического положения, климата, политики. Он не отрицает то, что это влияет на позитивное право. Но изучать эти явления – это не дело юристов. Юрист должен иметь дело с текстом, идея грунднормы (основной конституционной нормы). Государство без права не существует (как 2 стороны одной медали). В случае локальных актов, именно государство делегирует право этим учреждениям на принятие этих актов.

Социологическая школа

III. Среди представителей это школы права можно назвать Габриэля Феликсовича Шершеневича, Сергея Андреевича Муромцева, Максима Максимовича Ковалевского, Евгения Эрлиха, Роско Паунд, Франсуа Жени, Леон Дюги. Право следует искать не в норме, а в общественных отношениях. В основу кладутся правоотношения, защищенные государством. При этом нормы закона не отрицаются, но и не признаются правом. Само право – это порядок в общественных отношениях. Под правом понимаются юридические действия, применение законов, юридическая практика, правопорядок. Юридическая практика – деятельность, в процессе и в итоге которой есть результат. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений. В процессе возникающих споров, их решает суд, значит судьи творят право. А.В. Мартышин считает, что социологический позитивизм - в реальных социальных отношениях, имеющих последствия и возникающих в различного рода общественных объединениях.

Идеи солидаризма зародились в к. ХIХ – н. ХХ века. Теоретической основой социальной теории права были взгляды И. Канта на общество как единое целое. Л. Дюги разработал «Теорию солидаризма». Он считал, что в обществе нет права приказа индивиду, а индивид не должен противопоставлять себя обществу (коллективу) – идея гармонии, симбиоза, взаимопомощи. Все подчинены обязательной для всех норме, но вытекающей из общей солидарности. Эта норма выше норм государства. Само государство подчиняется идее солидарности. Эти нормы – объективное право. Дюги писал, что человек живет лишь в обществе. Общество существует благодаря солидарности. Солидаризм – природа человека. Существует правило поведения: «не делать ничего, что наносит ущерб социальной солидарности».

Специалисты в области международного права пишут, что солидаризм нашел отражение и в международном праве. При возникновении проблем в мире мы помогаем странам (Ливан, Югославия), списываем долги беднейшим странам.

Леон Буржуа в 1897 г выпустил книгу «Солидарность». Он считал, что существуют не индивиды, а ассоциации людей, связанные совместными узами. У каждого есть права (каждый получает пользу от общежития) и обязанности перед его потомками и современниками.

IV. А.В. Мартышин считает, что нужно выделять философское понимание права. Свобода – принцип права, модель построения общества. Право – мера свободы («то, что не запрещено, то разрешено»).

Сторонниками философского понимания права были И. Кант, В.Ф. Гегель.

V. Основатель данной школы права был профессор университета в Гетингене Фридрих Пухта. Представителями данной школы права были Густав Гуго (1764 – 1844 гг.), профессор Берлинского университета Фридрих Карл фон Савиньи (1779 – 1861 гг.). Гуго отрицал наличие договоров, т.к. общественный договор невозможен. Никакая власть не будет долговременна. Власть и право существуют отдельно. Право возникло из конфликтов. Признак права – принуждение. Но право устанавливается не только государством. Право сравнимо с развитием языка (государство не создавало язык, его создал народ). Право – выражение народного духа. Кодификация права не нужна, а иногда и вредна (кодификация – насаждение).

Несомненным плюсом данной теории является то, что право развивается, а законодатель считается с мнением и жизнью человека. Однако минусом данной теории является то, что естественные права человека отрицаются.

VI. Представителями данной теории были Лев Иосифович Петражицкий, А. Росс, Эллиот, Мэрил, Дж. Дьюги. Петражицкий различал право внутреннее (автономное) и внешнее (гетерономное). Настоящее право – внутреннее право, при этом внешнее не отрицается. Право – это то, как его понимают люди: игорное, детское и т.д. и т.п. Надо различать моральные и правовые нормы, моральный и правовой долг (милостыня нищему – юридически не обязательна, но в дореволюционной России это был моральный долг. При этом есть моральные обязанности, но у нищего нет права на претензии). Правоотношения можно назвать правопритязаниями. Петражицкий раздвинул понимание права. А.В. Мартышин: «колоссальное расширение права». Теория Петражицкого вызывала интерес, много откликов, но нормативисты не признали ее. Плюсом данной теории является уровень правосознания субъектов права. Однако минусом права является то, что оно превращается в субъективный феномен.

VII. Представителем данной теории был немецкий ученый конца ХIХ века Рудольф Иеринг («Цель в праве», «Дух Римского права», «Борьба за право»).

Идеи:

1. Право – защищенный государством интерес (для нас студентов – закончить ИвГУ и устроиться на хорошую работу).

2. Право принадлежит тому, кто пользуется им (владеть, пользоваться, распоряжаться – право собственника; мы реализуем право на бесплатное образование).

3. Все права и свободы получены в результате борьбы (это антипод естественного права и теологической теории). Т.е. права «не упали с неба», а завоеваны кровью (революция 1905 г, 1917 г). История подтверждает, что право динамично, связано с государством. За право могут бороться кто угодно. Но в конечном счете все закрепляет государство.

4. Единство юридических прав и обязанностей. «Нет прав без обязанностей»

5. Только государственная власть на основе установления законов, может применять принуждение к человеку. (Однако и работодатель и муниципалитеты могут применять принуждение)

VIII. По данному вопросу следует смотреть статьи Поцелуева Е.Л. и Павлова А.А.

Сам термин придуман американским юристом Дж. Хоумом в 1958 г. Однако, А.Ф. Черданцев (уральский юрфак) считает, что у данной теории есть недостатки:

1. Интегративная теория смешивает правосознание, идеологию, нормы права и юридическую практику. Это неправильно с точки зрения познания.

2. С точки зрения праксиологии теория ведет к правовому нигилизму.

К интегративной относится теория реалистического позитивизма

Р.А. Ромашова. Она включает в себя синтетическую теорию, коммуникативную теорию права А.В. Полякова, теорию диалога И.Л. Честнова, либертарную теорию В.С. Нерсесянца. Теория основана на интеграции юридического позитивизма и социологической школы права. В рамках данной концепции под правом понимается регулятивно – охранительная система, нормы которой являются общепризнанными и оказывают результативное воздействие на общественные отношения. При этом юридическая догма (формальное право) и правовое понятие представляет собой логически взаимосвязанные и взаимно обогащаемые конструкции. Воспроизведение права предполагает выделение абстрактного и реального права. Абстрактное право представляет собой совокупность норм, в основу системы которых положено выделение публично-позитивного (то, что разрешено), публично-негативного (то, что запрещено) и частного права. Реальное право представлено в формально-юридическом, и функциональном смыслах. В формально-юридическом смысле право – это совокупность формальных институтов, включающих в себя первичные источники (законодательные акты), производные (нормативно-интерпретационные акты) и вторичные (международные акты: нормативный договор и правовой обычай). В функциональном смысле право складывается из правовых норм, общественных отношений, урегулированных нормами права, гарантии реализации и результатов правового воздействия. Действие реального права включает в себя действие права в формальном смысле (вступление нормативного акта в силу, утрата юридической силы) и в функциональном смысле (результат правового воздействия). Для обеспечения результатов правового воздействия государство использует стимулы: страх перед нарушением права; выгодные для субъектов последствия.

Р.А. Ромашов поддерживает либертарную концепцию. В основе этой концепции лежит концепция равенства. Право – это формальное равенство, всеобщая необходимость свободы в общественных отношения, всеобщая справедливость. Гуманные, справедливые законы - правовые законы. Уравнивающее право (справедливость) – дает всем льготы, субсидии.

А.В. Поляков выдвигает коммуникативную теорию. Право – идеальное и материальное, рациональное и иррациональное, должное и сущее, объективное и субъективное, естественное и сконструированное, статичное и динамичное. Право возникает в государстве и в обществе. Появление права в социуме (антропология человека – где общество, там и право). Каждый имеет свой эйдос права (эйдос – образ права). Эйдетическая структура права – система правовых коммуникаций, т.е. система отношений. Субъекты взаимодействуют на основе легитимированных текстов. Основные признаки права:

1. Наличие у субъектов взаимообусловленных прав и обязанностей.

2. Наличие общеобязательных правил поведения (правовых норм), конструирующих права и обязанности субъектов. По их мнению есть индивидуальное право. Они считают, что есть игорное право, спортивное право (чтобы играть, надо договориться о правилах). Существует корпоративное право, особая разновидность которого – каноническое право. А.В. Поляков исповедует аксеологическое право. Алексеев: «Право – величайшее изобретение человечества, сравнимое с изобретением колеса». Однако в западных цивилизациях доминируют права, а в восточных – обязанности.

А.В. Поляков в своей докторской диссертации пишет, что наступила эпоха модерна, следовательно нужно развивать новые теории. Его предшественники П. Сорокин, Л. Петражицкий.

1. Феноменологию права (теория правовых ценностей, понимание права как правомочия)

2. Право невозможно вне социальной коммуникации

3. Право может существовать вне государства. Государство без права существовать не может.

4. Правовой текст представляет собой систему знаков

5. Содержание правовой нормы, ее интерпретация связана с культурой общества, с возможностями и обязанностями субъектов (прокурор и адвокат могут по-разному толковать одну и ту же статью кодекса)

6. Эйдетический центр права заключается в правомочиях.

7. Право – это ценность, специфический феномен и другая его грань – правомерные притязания.

8. Основные ценности права – порядок, свобода, ответственность, равенство и справедливость. Ценность права – юридическая ответственность).

9. Праву присуще психическое принуждение. Возможность применения физического принуждения носит ограниченный характер.

10. Право всегда есть действующее право. Право невозможно вне своего действия. Право должно быть легитимным.

11. Право не существует вне сознания индивида, т.е. и вне правосознания, но оно не отождествляется с правосознанием.

Честнов И.Л. (институт генеральной прокуратуры) в своей работе «Принцип диалога в современной теории права»(СПб., 2002 г) выдвигает «Теорию диалога».

1. Право – социальное явление. На право влияет политика, экономика и т.д.

2. Современное право обусловлено наличием постиндустриального общества, постмодерном как культурным феноменом.

3. Отмечается роль феноменологии, герменевтики, антропологии, синергетики.

4. Наиболее адекватной вызову постмодерна является диалогическая онтология права (суть бытия права в развитии, единстве противоположных моментов, а именно должного и сущего, идеального и материального, общего и особенного). Связь с экономикой, политикой и культурой.

5. Наиболее важным является диалог внешнего права (права как целое) и поведения субъекта.

Материалистическая теория права. Представители: К. Маркс и

Ф. Энгельс. Право – возведенная в закон воля господствующего класса.

Право всегда в интересах имущих: ГД 1906 г (избирательное право имели только те рабочие, которые платили налоги и имели собственное жилье).

 

Лекция № 2 (9): «Право в системе социальных норм».

План:

I. Социальные нормы: понятие, виды, признаки, функции.

II. Соотношение норм права и морали

III. Соотношение норм права и политики

IV. Право и социально-технические нормы

I. Норма – правило, образец, руководящее начало. На латыни это

звучит как «угольник, отвес, который использовали при измерениях». Норма – это признанный обязательный порядок, узаконенное установление. Вообще все нормы можно разделить на социальные (правила, регулирующие отношения между людьми) и технические.

Признаки нормы:

1. Общезначимость (спорное утверждение, т.к. есть, к примеру, корпоративные нормы (церковь), а человек может является атеистом. Значит для него они не обязательны?) - признак выделили

Р.А. Ромашов и Е.Г. Шукшина.

2. Правила поведения людей – абстрактные правила.

3. Нормы носят общий и общеобязательный характер (В.А. Толстик).

4. Нормы создаются сознательно – волевой деятельностью людей (Они создаются нормальными людьми, обладающими сознанием и мышлением. Для того, чтобы создать общеобязательную норму надо обладать сознанием)

5. Нормы обеспечиваются соответствующими средствами (принуждением)

6. Нормы обуславливаются уровнем развития общества (можно проследить развитие отношения к инвалидам, природе и женщинам. Раньше, например, не был запрещен инцест, сейчас запрещен).

7. Это все стереотипы основанные на внутренних и внешних стимулирующих побуждениях (долгое время бытовала идея «курица не птица, женщина не человек», следовательно не было женщин ни в науке, ни в политике) – Кулапов.

8. Все социальные нормы регулируют общественные отношения.

Функции норм права:

1. Регулятивная

2. Охранительная

3. Ориентирующая (Кулапов)

4. Программная (в норме заложены цели и установки. У политической партии есть программы минимум и максимум; у нас задача получить образование).

5. Обеспечительная (обеспечить порядок, регулирования социальных отношений)

Классификация социальных норм:

1. По способу формирования и обеспечения:

a) Нормы права

b) Нормы морали

c) Корпоративные нормы

d) Религиозные нормы

2. По содержанию:

a) Политические

b) Экономические

c) Эстетические

d) Этические

e) Организационные (учредительные)

f) Нормы моды

g) Нормы культуры

3. По признаку закрепления в каких-либо формах:

a) Формально определенные (нормы права, религиозные нормы)

b) Формально неопределенные (нормы моды)

4. По социальной направленности:

a) Позитивные

b) Негативные (геноцид – массовое уничтожение людей по какому-либо признаку)

Обычай – устойчивое, исторически сложившееся правило,

общественно значимое поведение людей, передающееся из поколения в поколение и охраняемое силой общественного мнения.

Корпоративные нормы – нормы общественных объединений,

акционерных сообществ, товариществ, коммерческих и некоммерческих организаций и иных объединений, которые устанавливаются определенной корпоративной организацией и регулируют отношения между ее членами.

Организационные правовые нормы – нормы, которые регулируют общественные отношения, связанные с производственными и организационными вопросами, обеспечивают слаженную работу управленческого аппарата и не требуют оценки с позиции морали. Такие нормы устанавливаются в памятках, методических указаниях и других документах.

II. По данному вопросу следует смотреть статью в журнале

«Государство и право» за 2005 год, № 9.

III. Понятие «политика» одно из самых древнейших. Оно пришло к

нам из Древней Греции (politike – государственные, общественные дела, связанные с властными отношениями). Политика темпоральна (зависит от времени), от господствующих взглядов. Политические нормы, как и правовые нормы нам интересны. Они содержатся в уставах, программах политический партий. Существуют разные формы взаимодействия политических и правовых норм. Профессор Манов выделяет:

1 Взаимоподдержка.

2. Противоборство (обычно в переходные периоды истории; Страны Балтии заявили о восстановлении суверенитета, но с сегодняшнего дня не может возникнуть новая система права. Поэтому некоторое время в этих странах существовали нормы советского права).

3. Солидарность

4. Блокирование (крайняя форма противоборства)

В 1917 году была прекращена деятельность партии кадетов (СНК

принял декрет об объявлении их врагами народа) – юридическое блокирование политической идеологии. В июле 1918 г. произошел мятеж левых эсеров (деятельность этой партии в дальнейшем была запрещена и с этого момента де-факто формируется однопартийная система). Б.Н. Ельцин запретил деятельность КПСС. Коммунисты обратились в Конституционный суд. Он принял Соломоново решение: указ, где запрещалась деятельность партии незаконен, но необходимо прекратить деятельность партийных организаций в воинских частях, государственных учреждениях, государственных ВУЗах.

Сферу политики важно детально регламентировать, т.к. разные партии борются за власть, используя разные способы (важно понимать где, когда и какие источники финансируют партию и партийную борьбу). Кремль хочет, чтобы в России были крупные политические партии, поддерживаемые многими людьми, поэтому был увеличен, в частности, барьер прохождения до 7 %.

Профессор Манов выделяет различия политических и правовых норм:

1. Политические нормы выступают как правила, регулирующие отношения классов, сословий, социальных групп по поводу политической власти. Правовые нормы возникают из отношений собственности. А.С. Мамут: правовые нормы возникают из товарообмена.

2. Нормы права формально определены. Это означает, что они где-то содержатся: нормативные договоры, правовые прецеденты, правовые обычаи. Они достаточно конкретны. Политические нормы не всегда фиксируются в официальных формах.

3. По способам учреждения: законы, нормы принимаются субъектами правотворчества. Созданием политических норм занимаются политические партии и их лидеры (в восточных деспотиях – жрецы; в античных полисах – философы. Политики; в феодальных государствах – церковь;

В советский период существовало доминирование политики над правом

(действовали внесудебные органы: прокурорские двойки, тройки, которые проводили репрессии).

В современности все наоборот. Однако создан международный уголовный суд, а Россия, США и т.д. не ратифицировали устав 1998 г.

Право должно доминировать над политикой. В современном праве присутствуют принципы гуманизма, равенства перед законом и судом, принципы ответственности должностных лиц независимо от их положения. Т.е. право современных демократических государств совершенно.

IV. К техническим нормам можно отнести правила техники эксплуатации электрических приборов. Эти нормы регулируют отношения человека и техники. Нормы высевки семян, рацион животных, их выгуливание – это все технические нормы.

Другими словами есть нормы сугубо технические: правила сборки мебельного шкафа, но скажем ремонт техники (гарантия) – технико-юридические нормы. ПДД – технико-юридические нормы. Сборка – разборка автомата – технические нормы, а несение боевого дежурства, транспортировка оружия – технико-юридические. Правила техники безопасности – технико-социальные нормы.

Многие технические нормы «написаны кровью», т.к. они возникали в результате опыта.

 

Лекция № 3 (10): «Понятие нормы права».

План:

I. Понятие и структура норм права.

II. Способы изложения норм права.

III. Виды правовых норм.

I. С.А. Комаров определяет норму права, как «общеобязательные установления или санкционированные и охраняемые государством правила поведения, выражающие обусловленные материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействуя на общественные отношения в целях их упорядочивания».

Норма права – общеобязательное правило поведения, установленное государством и охраняемое силой государственного принуждения.

Признаки нормы права:

1. Нормы права исходят от государства (от народа – референдум, международной организации – договор и т.д.)

2. В норме права закреплены за участниками правоотношений права и обязанности.

3. Это образец, эталон поведения.

4. Это первичный элемент права.

5. Содержится в источнике (форме) права (современное право писанное)

6. Охраняется в некоторых случаях силой государственного принуждения.

7. Справедливость

8. Гуманизм (право не может быть несправедливым. Однако для этатистов здесь ничего нет проблемного, но если различать право и закон, то 7 и 8 не подходят. С точки зрения естественного права право всегда справедливое, а с точки зрения этатистов не всегда.)

О.Э. Лейст писал, что норма – это правило прошлого, обращенное в будущее. Он отмечает, что права и нормы носят общий характер. С помощью норм права регулируют типичные общественные отношения.

С.С. Алексеев писал, что юридические нормы – воплощение единства формы и содержания в праве. Он говорил, что юридические нормы многоплановы, но все-таки конкретны по содержанию.

Структура:

1. Гипотеза: всегда определяет условия обстоятельства. Гипотеза определяет круг лиц, к которым адресована норма. Составы при которых данная норма вступает в действие).

2. Санкция – кара, наказание, вид и мера наказания, если субъекты не выполнят предписание диспозиции (традиционный подход).

С.А. Лазарев писал, что государство само не издает правовую норму, а уполномочивает на это других (уставы и программы политических партий, которые написаны их лидерами), а государство их санкционирует (Минюст утверждает регистрацию политической партии). На втором съезде колхозников (в 30-е гг.) был принят устав колхозной сельскохозяйственной артели. Де-юре государство делегировало принятие устава колхозникам.

А.В. Малько (Саратовская государственная академия права) считает, что санкция – может употребляться в позитивном смысле (не только как вид кары, но и поощрительные меры за правомерное поведение – задержание насильников, спасение утопающих). Поощрительные санкции могут быть в виде материальных выплат, моральных возмещений.

Если гипотеза – это первичный элемент, диспозиция, как правило на втором месте, санкция на третьем: «Если, то, иначе».

И гипотеза, и диспозиция, и санкция могут быть разные. Простая гипотеза – одно обстоятельство, один фактор (ст. 444 ГК РФ); сложная – п. 4 ст. 101 УК РФ; альтернативная – ст. 387 ГК. Простая диспозиция – п. 1 ст. 269 ГК РФ; сложная описательная – ст. 249 ГК РФ; альтернативная – п. 2 ст. 246 ГК РФ; санкции: простая – предусматривает одно наказание (абсолютно определенная), относительно определенная – указано минимальное и максимальное наказание или верхний предел (п. 1 ст. 161 УК РФ), альтернативные санкции – позволяет выбрать меру воздействия. Деление норм было предложено М.С. Строговичем и Голунским.

Существуют разные взгляды на структуру: одни считают, что есть двухзвенная структура (Р.З. Лившиц: гипотеза и диспозиция как правило не разграничиваются): в конституционном праве (в статьях конституции нет санкций), в особенной части УК и в КоАП. Сторонники трехзвенной структуры контраргументируют: не надо путать статьи Конституции с нормами права. Ведь за нарушение конституционных норм все равно идет наказание в соответствии с УК. Есть компромиссный подход, что у разных норм, все по-разному.

II. Нормы права содержатся в статьях нормативно-правового акта, нормативного договора. Когда все три элемента изложены в одной статье, то это считается прямой способ изложения. Отсылочный способ – когда чего-то не хватает и содержится ссылка на другие статьи этого акта или к другому, но конкретному акту (ст112 УК РФ отсылка к 111 УК РФ; ст. 6 Конституции ссылается на ФЗ и т.д.). Бланкетный способ – отсылка по недостающим элементам делается не к конкретной статье, а к определенного рода правилам или нормативным актам.

III. 1. По формам (источникам):

a) Обычай

b) Нормативный договор

c) Нормативно-правовой акт

d) Прецедент

2.По времени:

a) Постоянные (если не указан срок; большинство норм или кодексы)

b) Временные (ЧП, ВП, осадное положение, во время военных конфликтов или аварий)

3. По действию в пространстве:

a) Локальные (2 подхода: 1. Нормы, действующие в определенной местности; 2. Нормы, закрепленные в локальных актах, уставы учреждений, предприятий).

b) Акты местного самоуправления

c) Нормы субъектов РФ

d) Акты, действующие на территории всей РФ

e) Межрегиональные акты, акты региональных организаций

f) Нормы международного права(7 принципов ООН, обязательные для всех)

4. По кругу лиц:

a) Адресованные всем лицам

b) Адрес узкой группе лиц (гражданин, военнослужащие, инвалиды, сироты)

c) Персонифицированные (Указ В.В. Путина № 1 о привилегиях Ельцина и его семьи)

5. Методы и способы правового регулирования:

Способы – это дозволения, обвязывания, запреты, стимулирования, поощрения, рекомендации. Примером могут служить все резолюции в международном праве. Они все изначально носят рекомендательный характер и обретают силу лишь, когда достаточно ратификационных грамот + прошествии времени.

Методы правового регулирования: императивный и диспозитивный. Императивные нормы – обязательные нормы, от которых нельзя отступать. Диспозитивные нормы – предоставляют определенную свободу выбора поведения. Однако есть поощрительный (стимулирующий) и рекомендательный способ.

6. По отраслям:

a) Нормы гражданского права

b) Нормы уголовного права

7. По сферам:

a) Частные

b) Публичные

8. По юридической силе:

a) Законы

b) Подзаконные акты

9. По критерию степени общности содержания:

a) Нормы – принципы

b) Общие нормы (нормы в общей части УК)

c) Конкретные (специальные; в специальной части УК)

10. По степени активизации социально – политической деятельности

a) Обычные (сел в трамвай – заплатил 6 рублей)

b) Поощрительные (стимулирующие)

11. По предмету воздействия:

a) Социальные

b) Социально – технические

12. По способу изложения норм права:

a) Прямые

b) Ссылочные

c) Бланкетные

13. По функциям права:

a) Регулятивные

b) Охранительные

Виды норм права:

1. Отправные нормы права – исходные, первичные нормы, определяющие исходные основы правового регулирования, общественные отношения, цели и задачи, принципы, направления, методы. Пример: нормы начала, конституционные положения; Россия – правовое государство, ФП – республика, ФГУ – федерация, ПР – демократический (установлено в Конституции).

2. Нормы - принципы

3. Определительно-установочные – предписывают определенные цели и задачи отрасли права, правовых институтов, форму и средство правового воздействия.

4. Нормы – дефиниции (предписание содержит определение)

5. Коллизионные нормы – предписания, принимаемые с целью

разрешения противоречий, либо установления порядка разрешения противоречий между юридическими нормами. При противоречии руководствуются временем издания или юридической силой.

 

Лекция № 4 (11): Источники (формы) права

План:

I. Понятие нормы права.

II. Внутренние и внешние нормы права

III. Источники права в идеальном, материальном, гносселогическом смысле слова.

IV. Классификация и характеристика форм права

V. Свод законов РФ

I. Источник – это то, что обуславливает содержание норм права, то где содержатся нормы права. Выделяют внутренние и внешние формы права. Внутренняя форма права – это структура, система, элементы нормы права; система права. Внешняя форма права – выражение нормы права во вне. Если рассматривать источники права в идеальном, материальном смыслах, то источник и форма – это не тождественные понятия, а в формально – юридическом смысле они совпадают. Источник в идеальном смысле (в идеологическом смысле) – это идеи: правового государства, федерализма, равенства граждан перед законом и судом. Теперь это нормы – принципы. Но сначала это была доктрина и только теперь эти идеи стали нормами. Источник в материальном смысле – имеется в виду экономика. Т.е. если экономика построена на внеэкономическом принуждении рабов – рабовладельческое право; крестьян – феодальное право; нет внеэкономического принуждения – буржуазное право.

А.А. Павлов любит выделять вещественные источники: памятники права. В гносеологическом смысле слова по Комарову нужно рассматривать только памятники права. На самом деле мы изучаем и действительное законодательство, поэтому в гносеологическом смысле источники надо рассматривать шире.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.033 сек.)