|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Искусство римской империи конца 1 в. до н. э. – 1 в. н.эНовый подъем архитектура переживет в период правления династии Флавиев (69-96 гг. н. э.). Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75-80 гг. н. э.). Рим и до постройки Колизея располагал несколькими амфитеатрами, но после грандиозного пожара в 64 г. н. э. понадобилось новое сооружение. Римский император Веспасиан, правивший с 69 года н. э., распорядился начать строительство амфитеатра, который должен был носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие невиданными прежде размерами и красотой. Амфитеатр поначалу назвали Флавиевым (Amphiteatrum Flavium). Он был возведен на дне искусственного водоема, вырытого при предшественнике Веспасиана, императоре Нероне, для его знаменитого роскошного Золотого дома (Domus Aurea). Подобный выбор места был весьма выгоден не только с технической, но и с политической точки зрения, как бы демонстрируя разрыв с прежней декадентской роскошью. Веспасиан разрабатывал планы строительства с не меньшим, чем Нерон, размахом, но это было строительство для общественных нужд, а вовсе не для ублажения личных капризов императора. По иронии судьбы Нерон впоследствии как бы отомстил Веспасиану за столь откровенное пренебрежение: с VIII века Флавиев амфитеатр получил название Колизей (от лат. Colosseus – громадный) и есть основания полагать, что этим именем он обязан статуе Нерона, которая стояла неподалеку (Веспасиан не захотел ее сносить, распорядился только заменить у скульптуры голову и переименовать ее в статую Аполлона). В плане Колизей имеет вид эллипса, длина которого по продольной оси достигает 188 м. Высота Колизея – 50 м., в окружности он достигает почти 500 м., наружные стены облицованы травертином, своды – кирпично-бетонные. Торжественно освящен Колизей был в 80 году н. э. уже наследником Веспасиана, его сыном императором Титом. Но и тогда, несмотря на официальное открытие, строительство еще не было полностью закончено: верхняя трибуна для зрителей была построена лишь при преемнике Тита, императоре Домициане. Отличительная особенность этого сооружения – большое число ярусов. Наружная стена Колизея имеет 4 яруса: три нижних представляют собой аркады; четвертый – сплошную стену, расчлененную пилястрами и прорезанную небольшими окнами. В древности арки второго и третьего этажей были украшены статуями. Пропорции ярусов Колизея создавали у зрителя двойственное впечатление. Нарастание ярусов снизу вверх вызывает представление о колоссальной высоте амфитеатра и усиливает ощущение его грандиозности. Однако это впечатление умеряется, когда зритель замечает убывание по высоте в отношениях «золотого сечения» ряда членений: арочных пролетов средних ярусов относительно нижнего и высоты трех верхних членений четвертого яруса. Ордер играет значительную роль в композиции фасада. Выступы полуколонн и пилястр, их пьедесталов и антаблементов выгодно изменили фактуру огромной поверхности Колизея, придали ей рельефность, вызвали игру светотени, оживившую статичную массу стены. Ордерные рамки вокруг каждой арки, слагающиеся в сетку из близких по размерам ячеек, позволяют стоящему у подножия Колизея сразу оценить их величину в сопоставлении с его собственной фигурой и проникнуться ощущением непостижимости этого величественного сооружения. Архитектура Колизея показывает, сколь гениально просто можно упорядочить и направить движение несметных скопищ (вместительность – 50 тыс. человек). 80 арок первого яруса служили одновременно и воротами. На входных билетах были номера, указывающие, в какие именно ворота следует входить (император со своим приближением имел отдельный вход.), а сложная система лестниц, маршей и проходов обеспечивала естественный и легкий доступ на трибуны к местам, также расположенным в три яруса. Нижний ярус – знатные вельможи и богатые коммерсанты, второй – для свободных граждан Рима среднего сословия, последний – для простого люда. На самых верхних рядах сидели рабы, вручную управлявшие 36 лифтами (10 рабов на один лифт). Особо следует отметить, что предусмотрительные римляне заботились о своем эмоциональном спокойствии: убитых выносили через специальный выход. Кроме того, создатели Колизея сконструировали хитроумную систему проходов и подъемов, по которым дикие, разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье, попадали прямо на арену. Многие компоненты этих сооружений сохранились до наших дней, равно как и тумбы и консоли на последнем, четвертом, этаже. Когда-то на них держались опорные мачты (всего 240 мачт), на которых при необходимости над всей ареной амфитеатра натягивалась огромная парусиновая крыша. Хитроумный механизм, состоявший из парусов, канатов и подъемных блоков, приводили в действие приставленные к нему моряки императорского военного флота Classis Miseniensis (располагались еще выше рабов). Благодаря столь богатой технической оснащенности и четкой организации размещения зрителей, Колизей приобрел славу архитектурного сооружения, намного опередившего свою эпоху. В Колизее с особой ясностью проявился своеобразный характер восприятия римлянами их любимого вида зрелищ. Каждый из десятков тысяч зрителей, приходивших в амфитеатр, видел со своего места массу римлян, заполнявшую здание. Он растворялся в этой толпе, охваченной одним настроением и наслаждавшейся кровавым представлением. Лозунг «Хлеба и зрелищ» воплощался здесь с поистине римским размахом, зрелище обрамлялось великолепной архитектурной рамкой, вызывавшей сознание праздничности происходящего, доступности его для огромного числа свободных граждан Рима, их слияния в огромную массу, противостоящую людям на арене. Наконец, огромная спокойная незыблемая масса Колизея служила как бы символом незыблемости и того строя (императора), который давал этот праздник римской толпе. Но в период варварских вторжений великий и вечный Колизей был разрушен и в следующие века являлся чем-то вроде общественных каменоломен. Еще в XVII в. Барберини, родственники папы Урбана VIII, брали здесь камень для постройки своего дворца, в то время как сам папа распорядился изготовить из бронзы Пантеона балдахин для собора св. Петра. Отсюда поговорка, основанная на игре слов «barbari» и «Barberini»: «Что не доделали варвары, сделали Барберини». По многим преданиям в Колизее было убито множество христиан. Поэтому, еще в 1312 году перешедший во владение церкви, в 1744 году Колизей был освящен, и, хотя весьма скудные и отрывочные сведения дают основания полагать, что христиане действительно претерпевали здесь муки за веру, в 1926 году на арене амфитеатра был установлен большой черный крест, назойливо бросающийся в глаза. В наше время южный фасад здания сильно поврежден, северный же хорошо сохранился, и отсюда здание воспринимается почти во всем своем первоначальном великолепии, а особенно величественно оно выглядит ночью, выхваченное из тьмы потоками света. Другим выдающимся произведением времени Флавиев была триумфальная арка Тита, воздвигнутая в 81 г. Мощная по формам однопролетная арка (ширина пролета 5,33 м) украшена колоннами с композитными капителями (по четыре колонны с каждой стороны). Колоны несут раскрепованный (то есть образующий выступы над капителями) антаблемент, над ним – высокий, строгий аттик с посвятительной надписью. Все сооружение (15,4 м в высоту) было задумано как своеобразный постамент для статуи императора Тита на квадриге (статуя не сохранилась). Арка Тита отличается большей монументальностью и пластическим богатством. Свод арки декорирован розетками. Внутри арки – рельефы с изображением Тита и его войск, вступающих после победоносного окончания Иудейской войны (70 г. до н. э.). В рельефах развертываются сцены, исполненные движения, с фигурами, идущими не вдоль фона, а из глубины, по диагонали, в разные стороны, так что фон рельефа воспринимается как реальное пространство. Сильная выпуклость фигур, сложность ракурсов способствовали живости изображения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |