АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Студентка: Яник Кристина, группа ФЯБ-11

Читайте также:
  1. III. Третья группа профессиональных вредностей возникает вследствие несоблюдения общесанитарных условий в местах работы.
  2. БЕЛЫЕ ФАРЫ 2 ГРУППА.
  3. Внутригрупповые конфликты и конфликты типа «личность – группа»
  4. Во что ваша группа верит? Верит ли она, что цель оправдывает средства? Бывают ли обстоятельства, когда человеку полезно, если его обманут?
  5. Восточноавстронезийская группа.
  6. ВСЯ ГРУППА
  7. ВСЯ ГРУППА
  8. Вторая группа вопросов
  9. Вторая группа – подталкивающие факторы.
  10. Группа 1131 - Руководители Хныкина Т.С., Карманова А.Е.
  11. Группа 21 ГУ
  12. Группа А

Предмет: Введение в литературоведение.

Преподаватель: Коренькова Татьяна Викторовна.

 

05.09
2 тетради
План написания:
1. Обоснование темы
2. Степень изученности
3. Вывод
4. Библиография (2 источника: печатные, электронные)
Списки выстраиваются по фамилии автора или по степени важности источника
Оформление: ФИО Название - город (М.; Спб (Л.); Ростов н/Д): Наука (Издательство), год издания 2010. - кол-во страниц 512 с.
Характеров Г.Г., Лобанов И.Б. Основы теории литературы: учебник.-Ростов н/Д: Феникс, 2009.-316 с.
Запись сборника: личность в культурном пространстве: Материалы VI Междунар.науч.практ. конференции. Москва, 17-18 ноября 2011г.-М.:изд-во РУДН, 2011.- 335 с.
Балашова О.В. Конфликт культур в современном британском романе. //Личность в межкультурном пространстве: Материалы VI Междунар.науч.практ. конференции. Москва, 17-18 ноября 2011г.-М.:изд-во РУДН, 2011.- С. 5-9.

 

12.09
Художественная литература как вид искусства. Миф - фольклор - литература. Литературоведение и его основные разделы.
Основные функции литературы:
Этимология - наука о происхождении слова.
Литература дословно - буквенность, любой зафиксированный буквой текст, любой письменный текст (учебная, физическая, научная и др.) В узком смысле - художественная литература. Предмет изучения литературоведение ограничен только художественной литературой.
Литература как вид искусства:
Мимесис - подражание, особый вид подражания природе.
Ритм - это повторение,
Рифма - повторение одинаковых окончаний.
Литература - искусство слова и ритма (Аристотель). Литература - искусства слова (наши дни). Литература - творение некой виртуальной реальности (история отделена от искусства на основании различности фактов (Аристотель); литература моделирует реальность.

 

Основные виды словесного тв-ва: миф, фольклор, литература -Коллектив носить. Форма. Кол-во / индивидуальность. Бытования. ВариантовМиф. Коллектив. Устная МножествоФольклор. Коллектив Устная. МножествоЛитература. Индивид. Письменная. Единственный экз.Тип сознания / Традиционность / Вера в реали Точка зрения на мир. Новизна описания Миф. Коллектив. Традиционность ДаФольклор. Коллектив. Традиционность НетЛитература. Индвидуальн. Новизна НетЛитература - самый поздний вид словесного творчества. Для существования литературы необходима система письма (развитая система); литература в разных обществах появляется в разное время, так как каждое общество развивалось до индивидуального сознания по-разному.

 

Пиктограмма - рисунок, переедающий мысль.
Этика - представление о хорошем и плохом.
Литературоведение - наука о литературе, основные разделы: история, теория, критика.
История литературы - изучение движения литературы в плане ее идей(освоение новых тем, отражение представления о человеке и т.п.).
Теория литературы - методы освоения литературы и жанры.
Критика - дает оценку, отражает и формирует вкусы читателей.
Вспомогательные дисциплины -историография (наука об источниках), текстология (наука о тексте), библиография (список литературы по теме, составление указательных работ по указанной теме).
Выделяют литературу и беллетристику (легкое чтиво).
Паралитература - (окололитература, бульварная литература - не создает ничего нового, воспроизводит штампы, находится под большим влиянием СМИ, прикладной характер)

 

19.09
Основные ф-ции литературы (продолжение):
Познавательная (эвристическая) - литература как знание и просвещение.
Общественнопреобразующая и компенсаторная - литература как деятельность и как утешение.
Художественно-консептуальная - анализ состояния мира.
Предвосхищение - литература как предсказание.
Информационная - передача определенной информации.
Каммутикативная - искусство облегчает людям общение.
Воспитательная - роль литературы в формировании целостной личности и катарсис (духовное очищение, которое человек получает путем сопереживания литатурному герою).
Внушающая - суггестия (воздействие на подсознание).
Эстетическая - вызывает восхищение и просие эмрции.
Литература формирует творческий дух и ценностные ориентации.
Гедоместическая - литература как наслаждение. Др.Греки отмечали плотское удовольствие от духовного.

 

Семиотика. Семиотическое представление лит-ры. Знаковость. Искусство слова как вторичная знаковая сис-ма.
Один из важнейших признаков лит-ры худ.условность - принцип худ.изобразительности, обознач. не тождественнность худ.образа объекиу воспроизведения. Худ.образ - особый присущий только искусству, в том числе лит-ре. Способ освоения и преобразования действительности. Специфика образа в том, что он отражает и осмысливает существующую действительность и творит новый вымышленный мир.
Знаковость икусства.
Для искусства в узком значении очень важны знаки. 3 группы: вещи и живые существа; личности; знаки.
Знак - это сема. Наука о знаках - семиотика. Любая деятельность со знаками - семиотическая деятельность. Искусство это семиотическая деятельность.
Сущность знака - замещает нечто. Для того что бы вещь стала знаком, она должна вступить в семиотические отношения.
У каждого знака есть три стороны: означающая=сигнальное имя знака; означаемая=значение знака; актулизированная=смысл.
Знаки должны быть всегда условны (конвенциональные). Знаки могут выть вербальные невербальные. Чтобы служить знаком, замещающее должно быть референтным (сообщающее). Значение знаков - модель некого явления жизни, а не сама жизнь.
Смысл - отношение знаков к понимающему сознанию., всегда контекстуальный. Связанный текст наполнен потенциальными смыслами, который должен актуализировать, т.е. выявить и сделать для себя смыслы действенными и концептуальными.
Любой худ.текст наполнен смыслами. Смысл не является ни объективным, ни субъективным. Смысл интерсубъективен - своей концептуальностью объединяет вокруг себя тех, кто его принимает.
Литература выделяется среди других видов искусства, тем что пользуется уже готовой семиотической системой - человеческим язык. Лит-ра использует язык как первичную сис-му, для того, чтобы создавать тексты вторичной знаковой системы.

 

20.09
Худ.произведение равно литературному произведению как сложная многоуровневая система. Уровни художественной организации литературного произведения. Искусство как прием: норма, ошибка, прием.
Приемы литературы начали изучать в 20 веке. Литературное произведение имеет 2 стороны формальную и содержательную.
Существует связь между формой и содержанием. Самый низкий уровень - языковой.
Прием - сознательное нарушение нормы с целью создания новых смыслов.
Нулевой уровень речи - это норма.
Риторика - изучает создание новых смыслов на уровне языка.
Поэтика - на уровне формы.
Операции со знаками:

  1. Увеличение количества знаков.
  2. Уменьшение количества знаков.
  3. Мена (перестановка) знаков.
  4. Нулевой знак (пробел).

Табу - запрет на слово (табуит).
Эфимизмы - слова, знаменующие табуиты.
Операции со словом создают фигуры речи. На разных уровнях:

  1. В границах слова (морфологолексические).
  2. Со знаками на уровне грамматики и синтаксич.сочетаемости слова.
  3. На уровне содержания (фигуры переосмысления)
  4. На уровне сочетаемости сложных логических фигур.

Формы речи. Морфолого-лексические:

  1. Эпентеза (вставка лишних элементов в речь).
  2. Усечение (глотание букв, звуков).
  3. Графическое изображение (искажение)
  4. Синонимия.
  5. Архаизмы (устаревшие слова).
  6. Экзотизм (заимствование).
  7. Варваризмы (русские слова в вперемешку с иностранными).
  8. Макромическая речь (использование иностранных слов в русской речи).
  9. Неологизмы.
  10. Окказионализмы (брякнуть, шмякнуть, звякнуть).
  11. Заумь (превращение текста в набор звуков и знаков).
  12. Анаграмма (на уровне слова) и палиндром (фраза).

Каламбур - создаются на основе омонимов и омофонов.

Акростих - стих-е котором начал.буквы каждой строки читаемые сверху вниз составляют новые слова и фразы.

Телестих - последние буквы

Мезостих - средние буквы

 

Грамматико-синтаксические фигуры речи - это операции со знаками на уровне граммат. и синтаксич. сочетаемости.
Элепсис - значимый пропуск слова (мы села-в пепел,грады-в прах). Автор добивается многозначиности,вариатиности
Асиндетон - бессоюзие, пропуск соединительного союза
Полисинлетон - многосоюзие
Исключение знаков препинания
Инверсия
Амплификация - нагромождение,чрезмерное перечисление однородных членов.
Анафора - единоначатие
Эпифора - одинаково заканчиваются (рифма)
Стык - окончиние предыдущ фрагманта речи совпадает с началом другой (я мечтою ловил уходящие тени/ уходящие тени погасавшего дня)
Параллелизм- Коля пел, Борис молчал, Николай ногой качал. -параллелизм с расширением(ногой)
Хиазм- обратный параллелизму (ты уедешь к северным оленям, в дальний Казахстан уеду я)
Тмезис- внесение,вставая конструкция
Плеоназм- переизбыток
Метаплазм- нарушение грамматического согласования слов
Обрыв- преостановка речи,недоговоренная фраза.
Разъединение- между определяемым и определением стоит слово (неверная царит над нами Фортуна )
Силепсис (греч. «обобщение», «охватывание») - термин античной стилистики, обозначающий соединение одного сказуемого с несколькими подлежащими.
Аллитерация- фонетически прием,повтор согласных.
Звукоподражание- связь между звуками и смыслом

 

Семантические фигуры речи(тропы,иносказания)
Метафора - переносное значение слова, в основе лежит сравнение (золотые часы-золотые руки). Виды:персонификация,олицетворение
Аллегория - иносказание, выражение абстрактного через конкретное и обратно
Синекдоха - перенос значения по смежности (все флаги будут гости нам)
Метонимия (греч.переименование) - один из художественных тропов (сравн. метафора), способ художественного формообразования, который заключается в сближении, соотнесении и соединении образов по сходству содержания. В результате происходит воображаемое замещение одного значения другим (переименование), рождается новый образ, в котором, однако, сохраняются и легко узнаются черты исходных.
Ирония (от греч.притворство) - иносказание, задача которого – высмеять определённое явление или человека за счёт употребления слов в противоположном значении.
Перефраза - указание вместо имени признак предмета.
Автономазия - замена имени предметом к нему относящимся.
Оксфморон - сочетание несочетаемого.
Катахреза - эпитет противоречит определяемому слову (сладкая горечь).
Антитеза - противопоставление(я царь,я раб,я червь,я Бог).
Наложнение - соединение прямого и переносного смысла в одном и том же слове (они сжигала письма и мосты).
Гипербола - преувеличение.
Преуменьшние( мейозис)
Литота - уменьшение объема значения,основанное на двойном отрицании.

 

Логические фигуры речи
Метотеза - (зимою на печи сено косят раки)
Алагизм - сочетание противоречивых понятий
Анахронизм - нарушение во фразе логики временных понятий

 

Д.з.примеры
Акростих - Л азурный день
Уг ас, угас
Но чная тень,
Ах,скрыла нас.
Телестих - Произнося чудесный чистый зву к,
Вишу на колокольне. Высок о!
Неоднократно сам звенеть хоте л,
Разлиться песней сердца далек о,
Но мой язык во власти чьих-то ру к.
Вздохнул бы я свободно и легк о,
Когда бы сам,не по заказу, пе л.
Элепсис - Вместо хлеба-камень, вместо поучения-колотушка (Салтыков-Щедрин)
Полисиндетон - " и пращ, и стрела, и лукавый кинжал" (Пушкин)
Инверсия - "смотри-растопырил ноги как" (Маяковский)
Амплификация - " я тайный замысел ласкал,
терпел,томился и страдал"
Анафора - "наше оружие-наши песни,
наше золото-звенящие голоса"
Эпифора - "Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Вохле мирного огня"
Стык - "О весна без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта..." (Блок)
Параллелизм - "Я-царь,я-раб,я-червь,я-бог"
Хиазм - в жаркое лето и зиму метельную
Тмезис - это не твоя ошибка,а моя. Ты поставил себя выше класса(а я думал,мыс тобой друзья)-наверное,я так плохо тебя воспитывал.
Плеоназм - горьким смехом смеяться.

 

24 ноября голосование, вручение премии, прочитать 3 произведения
ЦДЛ
Федотов Олег Иванович 18окт

 

Художественные образы.
Любое явление творчески обособленное художественным произведением является художественным образом, поэтому пр анализе художественного произведения выделяют художественные образы:

1. Микрообраз - это мельчайшая единица в литературе (тропы, метафоры, и тд)
2. Макрообразы - это образ персонажа, образ действия.
3. Образ произведения искусства в целом.
4. Мегаобраз - это все творчество художниках как единый образ мира и человека в мире.
5. Духовно-практической деятельность художника направленная на создание художественного произведения —--> творческий процесс.

 

Интерпретацией - процесс истолкования литературного произведения, его смысла, идеи и концепции.


Способы интерпретации:

1. Литературоведческая интерпретация - предполагает перевод произведения на понятийно-логический язык.
2. Перевод произведения на лейко-публицистический язык (создание эссе).
3. Перевод произведения на иной художественный язык.


Литературоведческая интерпретация - это аналитически доказывющая рассмотрения произведения в единстве его содержания и формы при котором учитывается миропонимание и художественное мышление автора, его связь с современной ему эпохой и культурно-художественной традицией.

Классификация литературных образов:


1. По предметности:
а) образы детали - выразительная подробность произведения которая несет смысловую нагрузку - пейзаж, портрет, интерьер;
б) образы события - это динамические моменты развернутые во времени или связующие предметные подробности --> одна и та же деталь повторяющая из эпизода в эпизод.
в) образы характером и обстоятельств
г) образы судьбы и мира - это глобальные образы бытия понимания художника

2. По смысловой обобщенности:
а) индивидуальные образы (неповторимый)
б) характерные (отражающие закономерность общественно-исторической жизни)
в) типические образы (выражающий общечеловеческие черты)

 

Литературный характер - это образ человека в литературном произведении, очерченный с известной поднятой и индивидуальной определенностью.

Литературный тип - это обобщенный тип человеческой индивидуальности, наиболее характерн для определенной общественной среды.

Мотив - это устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста. Могут быть разные мотивы.

Топас - (общее место) это образ характерные для целой культуры этого периода, или данной нации. (Мир, как книга)

Архетип - это мотивы и их комбинации наделенные свойством "вездесущности", универсальные устойчивые психологические схемы, бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в архаическом ритуале, мифе, символе, психической деятельности и художественном творчестве.
В современном литературоведение архетипом называют так же неосознанно во принятые и трансформированные мотивы или универсальные сюжеты.

Система образов - это совокупность образов различных масштаб в из взаимных связях и отношениях.
Следует отвечать систему персонажей как совокупность действующих лиц.

Фабула - это событийная подоснова, конца произведения.
Сюжет - обработка фабулы, тем или иным способом для достижения той или иной цели.

Художественный конфликт - конфликт между двумя действующими силами (характерами, обстоятельствами, различными сторонами характера), в ходе развития которого решаются какие-либо существенные для произведения проблемы.

Типы конфликта:

1. Конфликт человек <=> человек
2. Конфликт человек <=> природа
3. Конфликт человек <=> обстоятельство (судьба, природа человека)
4. Комический конфликт

 

Бывает тематическое разделение конфликтов:

1. Экономические
2.. Социальные
3. Этические
4. Психологические
5. Философские
6. Идеалогические и тд.

 

В любом произведение может быть или более конфликтов.

Коллизия - это менее острые конфликты. Сюжетная композиция как правило включает основные и дополнительные ко

Коллизия - это менее острые конфликты. Сюжетная композиция как правило включает основные и дополнительные компоненты.


Обязательные:

1. Завязка (когда конфликт уже обозначился)
2. Развитие действия
3. Кульминация
4. Развязка

 

Дополнительные элементы в композиции:

1. Пролог
2. Эпилог
3. Элементы ретордации

Бродячий сюжет - мигрирует из эпохи в эпоху, из одной страны в другую.

 


18.10
Основы стихосложения.
Основной вопрос стиховедения - ее специфика.
Стих Проза Нехудожественная речь

  1. Рифма. +- -+ -+
  2. Ритм. + + +
  3. Метр (размер)
  4. ?

Панторифма - первая строчка рифмуется с другой.
Лотман доказал, что проза более сложна, чем стихи. Виктор Максимович Жирмунский первым дал определение рифме начала 20века. Рифма - звуковой повтор на конце ритмических групп, имеющий организационную функцию. Рифма - это всякий повтор в метрической композиции стихотворения. Лотман заметил, что рифма это игра слов. Рифма - регулярный звук повтор, имеющий организационную функцию в метрической, строфической и смысловой композиции стихотворного произведения.
Метрическая композиция. Рифма регулирует чередование строк, оказывается в конце ритмических групп, и четко отделяет их друг от друга.
Функция смыслообразующая (эврестическая). Рифма - помощник, подсказывает направление мысли.
Три вида стиха без рифмы: холостой, безрифменный и белый стих.
Белый стих - стих, в которм рифма отсутствует на фоне мощной традиции рифмованного стиха. Отсутствие рифмы воспринимается как урон, дырка, дефект, нарушение привычного хода вещей.
Безрифменный - стих, в котором рифма отсутствует, но ее и быть не должно. (Например в русских былинах и античной поэзии).
Холостой - стих, в котором рифма отсутствует в нарушение, когда идет рифма, а потом ее нет. Ждем одно, а получаем в итоге другое (совсем не рифму).
Эпиграмма - надпись юмористического или сатирического зарактера.
Ритм - правильное чередование соизмеримых отрезков чего-либо во времениили пространстве.
Метр закономерное чередование идентичных ритмических звеньев. Существует несколько систем стихосложения (античная, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая (дольники, тактовик, акцентный), верлибр.

 

Структура стиха.
Анакруза — зачин, измеримый количеством слогов до первого икта (сильного слога)
Основа стиха – последовательность иктов и междуиктовых интервалов от первого икта до последнего (включительно)
Эпикруза — ритмическое окончание, измеряемое количеством слогов в бездарной части клаузулы.
Клаузула — заключитьльня группа слогов, начиная с последнего икта.

Графика закрепляет стиховой ряд как первоэлемент стихотворного ритма во всех стихах стихосложения, как объективный сигнал установки на стих во всех системах стихосложения: и в самой
урегулированный — силлабо-тонической, и в самой не урегулированной — верлибре.

Единство и теснота стихотворного ряда. Это понятие было введено исследователем и русским писателем Ю.Н. Тынянов "Кюхля", "Смерть Вазира Мухтанова". Он издал книгу "Проблемы стихотворного языка".
В условиях единства и тесноты стихотворного ряда слово имеет большое значение.
Мандельштам говорил: "слово есть пучок смыслов."


Стихотворная речь - речь сегментированная на стиховые ряды. Слово в стихе значит больше, чем оно значит.

Д/з размеры стихов и примеры привести.

Д/з читать: Чехов "студент", Аристотель "Поэтика"

 

1.11
Уровень внутренней формы. Типы худ.речи. Речевые хар-ки персонажей.

 

Лит.образ существует в слове.
Худ.речь - работает на создание худ.образа - яз.форма выражения образного содержания произведения словесного искусства.
Лит.язык - обработанная форма общенародного языка воспринимаемая носителями как образцовая.

 

Субъектная организация текста.
Соотношение между объектом и субъектом называется точкой зрения (позиция повествования).
В основе классификации - степень выявления субъекта.
Выделяют три типа повествователей:

  1. Повествователь (автор) - носитель речи невыявленный. Не названный, а как бы растворенный в тексте. Ему присущ дар всеведения и всевидения,он пытается быть максимально объективен.
  2. Личный повествователь - рассказчик, участник событий, отличается своей названностью. Но его комментарий минимален, он свои эмоции не проявляет.
  3. Герой-расказчик - персонифицированный рассказчик, высказывающийся от первого лица и является персонажем произведения, причем он может быть и главным героем, и второстепенным.


Существует понятие образа автора. В современном литературоведении принято различать биографического автора и имплицитного (образ автора). Образ автора имплицитного прикреплен к конкретному произведению.
Норатор - фигура, которойи в произведении отведена функция изложения повествования. Теория литературы противопоставляет автора и норатора, так как автор внеположен произведению, а норратор является частью произведения.

 

Особо выделяется в лит-ре форма потока сознания, впервые появилась у Достоевского и Толстого. Такая форма заключается в описании мимолетных, отрывочных впечатлений и размышлений, которые сочетаются только ассоциативно. Термин "поток сознания" У.Джойс. такой тип повествования повествование от первого лица. Но есть и отличия: цель рассказчика - создать последовательное изложение события, но в потоке сознания целью является функция любых впечатлений, возникающих в момент происхождения какого-то события.

 

Пространственно-временая организация художественного мира. Хронотоп.
Худ.мир - некий виртуальный мир, создаваемый художником и основывающийся на понимании и осознании окр.мира и действительности авторм и на представлениях о мире той эпохи, в которой живет автор.
Сущ.микромир и мегамир.
Микромир - мир худ.произведения.
Мегамир - мир всех произведений одного автора.

 

Время и пространство - 2 важных конструктивных понятия.
Единство времени и пространства - хронотоп.

 

Классификация времени:

  • Время произведения (время, за которойпроходят события лит.произведения)
  • Время читателя (кол-во времени, чтобы прочесть текст)

Структура худ.времени многослойна: может выделяться пласт современности и пласт исторический.
Типология худ.времени, предложенная Бахтиным:

  1. Время, соотнесенное с историческим, противопоставляется
  2. Мифологическое время-время мира, правремя, время до времени.
  3. Утопическое. Противопоставляется мифологическому.
  4. Историческое - конкретное время определенной эпохи.

Другая типология:

  1. Эпическое - внешнее, объективное. Находится в сопоставлении с лирическим.
  2. Замкнутое(сюжетное). Не знаем, что было до и что будет. Противопоставлено разомкнутому (хроникальному времени).
  3. Прерывистое и неприрывное (все, и важное и неважное)

Еще одна типология:

  1. Чистое настоящее и настоящее, соотнесенное с прошлым и с будущим.

Пространство/лопус (место) может быть очень большим и суженным, может быть вымышленным.
Типология худ.пространства, предложенная Бахтиным:

  1. Реальное и условное
  2. Сжатое и объемное
  3. Ограниченное и безграничное
  4. Замкнутое и разомкнутое

Хронотоп - существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, освоенных в литературе.
Бахтин выделял идиллический хронотоп, в котором время циклично, все предсказуемо.

 

Классификация тематики:

1. Главная тема (связь с главным героем)
2. Конкретно-историческая
3. Вечная тема (вечные вопросы)

 

Характеризуют тематику: социальная, национальная...
- мифологическая проблематика (античная литература, фантастика, генетическое осмысление мира)
- национальная (изучение сущности национального характера, менталитет)
- социо-культурная (изучение устойчивых общественных отношений, состояние среды; политическая жизни, моральное состояние общества, межполовые отношения, межвозрастные группы)
- романная проблематика (взаимоотношения со средой, миром, личностью <--- изучает не статично, а в динамике; определенное содержание)

Идейный мир - это область художественных решений, сфера, где становится ясным авторские отношение к миру и его проявлениям.
К идейному миру относятся:

1. авторская оценка (может быть однозначной или неоднозначной);

2. авторский идеал —-> (реконструированный,...);

3. художественная идея (обобщая, эмоциональная образная мысль, лежащая в основе произведения искусства и заключающая в себе определенные осмысления к художникам, к определенным явлениям жизни, эмоциональным <--- оценка), выражается: путем декларирования.;

4. идейно-эмоциональное отношение автора к герою;

5. идейно-эмоциональная ориентация героя (отношение героя к миру)

 

Пафос - глубокая исторически оправданная идейно-эмоциональная оценка, изображаемых характеров, порождаемая их объективным, эмоциональным значением.
Может быть:

· героический пафос

· трагический

· романтический

· сентиментальный

· инвектива

· сатирический

· юмористический

· иронический

· эпико-драматический

 

14.11
3 кредита - 108 б.
Посещение 9 б.
Контрольные 2, каждая 15 б.
Коллоквиум 10 б
Конспекты 5 б
Конспекты лекций 10 б.
Работа на занятиях 12 б.
Письменная работа 7 б.

 

Уровень содержания. Концептуальный уровень. Интерпретация художественного произведения. Герменефтика. Тематика, проблематика и пафос.
Содержание это не тоже самое, что фабула и композиция. Содержание - это то, что хочет сказать автор, что граничит с проблематикой.
Тот пласт жизни, который отражается в литературном произведении называется жизненным материалом. Худ. действительность, положенная в основу произведения - это тема. Тематика - совокупность тем. Выделение какого-то аспекта - проблема. Совокупность проблем литературного произведения - проблематика.
Герменевтика (от греч.герменетис) - наука об искусстве понимания и принципов интерпретации текстов. Существует 2 вида:

  1. Положительная (старая) - та, которая возникла изначально. Правильная интерпретация должна быть единственной. Обнаружение замысла самого автора.
  2. Отрицательная (новая) - интерпретаций может быть много, мнение автора не учитывается.

Сбалансированная концепция предполагает наличие диалогов текстов и культур. Читатель движется через пространство (сфера знаков). Концепцию семиосферы разработал Лотман.
Деконструктивная интерпретация - это когда читатель не пытается понять автора.

 

Форма и содержание произведения - взаимосвязаны и взаимно определяют друг друга.

 

15.11
Тематика.
Виды:

  1. Конкретно-историческая
  2. Вечная
  3. Смешение 1 и 2
  4. Социальная

Основной предмет анализа - характер (реже обстоятельства), часто - вместе.
Типы:

  1. Мифологическая (раскрывается в фантастико-генетическом осмыслении)
  2. Национальная (изучает сущность национального характера)
  3. Социо-культурная (отношения в обществе, состояние среды; политическое, моральное, межполовые, родственные, социальные отношения)
  4. Ромманная (личностный поиск истины, взаимоотношение личности с миром, характер изучается в динамике; авантюрное содержание)
  5. Философская (высшая проблематика, касается абсолютных ценностей жизни, изучает закономерности жизни (человек смертен))


Идейный мир произведения - это область художественных решений, сфера где становится ясным авторское отношение к миру и его проявления.
Идейный мир:

  1. Авторская оценка (может быть однозначной и неоднозначной)
  2. Авторский идеал (может быть выражен по-разному, иногда воплрщен в образе идеального человека; идеал реконструируется)
  3. Художественная идея - обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства, и заключающая в себе определенное осмысление художника определенных явлений жизни и эмоциональное отношение к миру. (оценка эмоций, они могут быть разные)
  4. Пафос - это глубокая исторически оправданная идейно-эмоциональная оценка изображаеммых характеров, пораждаемая их объективным, национальным значением. (Виды: героический, трагический, романтический, сентементальный, инвективный, сатирический, этико-драматический, иронический, юмористический)
  5. Идейно-эмоциональное отношение автора к герою
  6. Идейно-эмоциональное отношение героев (отношение героя к миру)


Современная жанрово-родовая классификация. Понятия о жанре и роде.
Гегель выделяет 2 способа познания мира: субъективное, объективное.
Литературный род - способ познания действительности.
Объективный способ - эпос (познание внешнего мира).
Субъективный - лирика (познание внутреннего мира - эмоции и т.п.)
Драма соединяет в себе два этих начала.
Жанр - конкретная форма художественного произведения, соотнесенная с определенным родом.
Эпос делится на 3 группы жанров исходя из оъема события: большие (эпопея, роман(личность в развитии), роман-эпопея (личность на фоне исторических событий), поэма-эпопея), средние (повесть, поэма) и малые (рассказ, новелла, литературная сказка, басня) жанры.

 

Роман-эпопея - "война и мир", "тихий Дон", "унесенные ветром" —-> соединение процесса развития личности на фоне исторического события.
Существует тематическая классификация романа: психологический, семейно-бытовой, исторический, воспитания, социальный, авантюрный.

21.11
Аристотель «Поэтика».
Искусство - подражание природе. Средства подражания. Можно подражать: ритмом, движением, словом и метром => разделяет искусство на виды.
Литература - мимесис, основанный на подражании словом и метром.Говоря о поедмете подражания он распределяет литературу на жанры.
Мимесис - средство познания мира.
Функции искусства:

  • Познавательная
  • Эстетическая

Разделяет историю и поэтику.

 

Художественные взаимодействия как внутренние связи
художественного процесса. Понятие интертекстуальности.

Художественные взаимодействия - это разнообразные влияния одних художественных явлений на другие, это взаимосвязь между элементами искусства как развивающейся системы, это разные формы культурного диалога внутри искусства данной эпохи или современного искусства с прошлым.
Такое явления называют интертекстуальностью.

Интертекст (связь между текстами).Ввела в теорию Кристева. Ее теория основывается на теории Бахтина о "Диалогизме/диалоге между текстами"

Теорию ИТ развивали во Франции (Алан Барт, Жан Лакан, Жэ Дэрида и др)
Они говорят в своих теориях о интерпретации ИТ, что все сознание человека есть один большой текст. —-> появляется значение "гипертекст"

Гипертекст - текст ветвящийся или выполняющий действие по запросу. Обычно он представляет из себя набор текстов содержащих узлы перехода между ними (ссылки), которые позволяют избирать читаемые элементы последовательно. Классическим примером современного гипертекста является словарь или энциклопедия. В литературоведение - это форма реализации текстового материала, в котором его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных пешеходов связей между ними. Появилась новая характеристика литературного прозаического произведения гипертекстовасти (характеризуются произведения которые содержат внутренний ссылки, в которых отсутствуют линейное повествование). Используется для создания эффекта игры.
"Бесконечный тупик" Дмитрий Галковский
"Хазарский словарь" Милорад Паличь

Взаимодействия могут быть:

1. внутривидовые (внутри одного вида искусства --> меж литературные, меж музыкальные).
2. межвидовые (когда взаимодействуют произведения, относящиеся к разным видам искусства --> экранизации).

 

Интертекст - соотношение одного текста с другим. Диалогическое взаимодействие текстов.

Теория интертекстуальности активно развивалась во Франции. Наше мышление - некий огромный письменный текст.

Есть понятие человеческой памяти, а есть память генетическая, народная. Память отбирает в прошлом именно то, что актуально для современников. Художник, создавая тексты, либо испытывает чье-то влияние, либо сам оказывает влияние.

Взаимодействия могут быть:

1. Внутривидовые (межлитературные, межмузыкальные)
2. Межвидовые (произведения, относящиеся к разным видам искусства: экранизация, искусство театральной декарации, иллюстрация к художественному тексту или наоборот)


Уровни художественных взаимодействий:

1. Уровни отдельных произведений (стилистика, образ, сюжет)
2. Уровень художника (принципы)
3. Уровень художественных течений, направлений, школ.
4. Уровень литературной эпохи.


Рассредоточение - достижения творчества художника растворяются в художественном процессе.
Концентрация - крупный художник концентрирует все достижения литературы.
Художественные взаимодействия могут быть внутри национальные и меж национальные (внутри региональные)

 

29.11


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.)