|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Суть подготовительного характера гимназического обучения – в развитии рассудка
8. Обращение внимания педагогического процесса к субстанции переводит речь об образовании из психологической и социальной плоскости в плоскость философскую. Ценность и значимость философского образования оказывается не в тренировке индивидуальной психической способности на диковинных предметах – всеобщих абстракциях, и не в социализации личности путем усвоения моральных понятий, а единственно - в развитии субстанции. «Собственную сущность философии следовало бы видеть в том, чтобы это внутреннее весомое содержание[24] приобретало спекулятивную форму» (1, 568). А «для обучения в гимназии остается среднее звено, которое нужно рассматривать как переход от представления и веры (в отношении этого внутренне весомого содержания) к философскому мышлению. Такое среднее звено следовало бы видеть в обращении с всеобщими представлениями, а точнее, с формами мысли (Gedankenformen [25]), общими для рассуждающего и философского мышления» (1, 568). Развитие рассудка заключается в осуществлении перехода от формы «представлений» и «веры» к “философскому мышлению”. Если не осуществлен обозначенный переход, то у человека субстанциальная основа для занятий спекулятивной философией есть только в себе, а не для себя – это значит, что человек не подготовлен для учебы в университете, не прошел необходимого подготовительного этапа, его мышление еще непосредственно, а не опосредовано. Цель гимназии как учебного заведения – это создать все необходимые условия для развития субстанции-субъекта. Сказав о развитие субстанции, Гегель выразил, на основании своей философии, суть образования вообще. Поэтому преподавание такого учебного предмета как “философия” оказывается на самом деле образовательным процессом вообще. И преподавание философии оказывается сутью образования вообще и гимназического образования в частности, а не одним из многих учебных предметов. Гимназическое образование - одна из ступеней на пути духа к себе, этап в превращении (развитии) субстанции-субъекта в дух.
9. Относительно круга знаний, вообще преподаваемых в гимназии, Гегель пишет следующее: следует исключить историю философии, т. к. без спекулятивной идеи преподавание философии становится рассказом о случайных мнениях, что легко приводит к презрительному отношению к философии и возникает мнение, что напрасно тратить силы на эту науку. Точно также следует исключить и собственно метафизику, однако, кроме той ее части, которая излагается под названием “доказательства о существовании бога”. Рассмотрение этого содержания имеет значимость в качестве предварительного знакомства с формальным движением человеческого ума (см. 1, 572). Предметы, которые полезно включить в подготовительные занятия будут следующие: 1) Эмпирическая психология. Здесь преподается представление об ощущениях органов чувств, о воображении, памяти и др. Этот материал предпосылается изучению мышления как такового. Речь здесь должна идти об отличных от мышления способностях духа и о различии между представлениями, мыслями и понятиями (см. 1, 570). 2) Начальные основы логики. Здесь преподавание могло бы распространяться на “учение о понятии, суждении и умозаключении и их видах, затем на учение об определении, подразделении, доказательстве и научном методе” (1, 570). Далее было бы целесообразно познакомиться с кантовскими категориями - “коренными понятиями рассудка”. Этим самым, говорит Гегель, мы бы открыли негативную, формальную перспективу на разум и идеи, что послужило бы предпосылкой для их дальнейшего изучения в университете. Следовало бы упомянуть об антиномиях, но исключив кантовскую метафизику. Благодаря изучению основ логики, “в сознание учеников войдут и побывают там формы мышления[26]”(1, 571). Таким образом, изучение начальных основ логики предотвратит вырождение изучения философии в пустой формализм. 3) Мораль. На этих занятиях в гимназии можно было бы приводить правильные и определенные понятия о природе воли и свободы, права и обязанности. Другие общеобразовательные предметы в гимназии: “немецкий язык наряду с ознакомлением с отечественными классиками, арифметика, позже алгебра, геометрия, география, история, физиография, включающая космографию, историю природы и физику, философская пропедевтика, затем французский (для будущих теологов также древнееврейский), рисование и каллиграфия” (3, 408); «военные упражнения» (см. 6, 330)
10. Но зачем вытаскивать на свет образовательного процесса «седую древность», разве нельзя взять и придумать совершенно новое, лучше и краше старого? Гегель разъясняет, что истинно новое – это старое, поставленное в новое отношение к целому. Ибо только тогда существенное столь же сохраняется, сколь и изменяется, тогда только не рвется связующая нить между его (существенного) многообразными формами. Только при таком способе действовать: новое – не есть что-то сиюминутное и случайное, а старое – не есть что-то лишь минувшее, и также случайное, которое безболезненно может быть отброшено в угоду новому. Стало быть, когда ученик гимназии изучает древнюю классическую античную культуру или догматическое содержание религии, то в мире сейчас должно происходить что-то существенное. Или сформулировав иначе, что-то существенное как этот гимназист, сохраняясь, обретет свою новую форму. И это будет именно то самое (не такое же, но то самое) существенное, которое и в древние времена было, но в иной форме. А значит это такое существенное, которое не подвержено времени, всегда юно и живо, т.е. – вечно. А вечна – только истина. Понятно, что такое воззрение Гегеля на новое и старое в образовательном процессе следует из его философского осмысления философского предмета. По истине, считал Гегель, есть только Абсолютная Идея. А все открывающееся познающему индивиду как налично существующее – есть формы ее (Идеи) реального бытия. И сам гимназист в том числе. Но мало гимназисту быть просто Идеей в-себе, надо еще и развиваться, становится Идеей в-себе-и-для-себя. А потому у гимназиста, будущего ученого, всего два пути: сможет ли он как Идея стать духом или нет. Если нет, то гимназист может стать успешным специалистом, добропорядочным семьянином, законопослушным гражданином, но не быть. Вот так – не быть и точка. Точнее, не быть реальным бытием Идеи. Как видно, это совсем иная перспектива образовательного процесса в школе: помочь человеку пробудиться к абсолютной духовной деятельности! Задачка еще та. Актуальна ли эта тема для нашего времени и Отечества? Думаю, что – да, как никогда. В сравнении с этой грандиозной панорамой, нарисованной Гегелем, цели современного образования в нашей стране – бесконечно далеки от нее. И это вселяет оптимизм. Ибо, дальше удаляться от истины уже некуда. А потому рождение нового не за горами. Но опять же не дурного нового, а новой формы вечного. Если мы хотим сказать что-то существенное об образовании и воспитании индивида, то надо раскрывать этот процесс с точки зрения всеобщего духа. Обращение к духу переводит речь об образовании из психологической и социальной плоскости в плоскость философскую. Ценность и значимость образования оказывается не в тренировке индивидуальных психических способностей, и не в социализации личности путем усвоения морали, а в развитии духа. Поэтому, чтобы саморазвитие Идеи не пресекалось, Гегель выделяет истинный способ действия из двух неистинных, таких, когда разрывается непрерывность между старым и новым. Мы могли бы эти способы сейчас назвать как дурной консерватизм – охраняющий старую форму и тем самым удушающий живое содержание и дурное новаторство – создающее новую форму для мертвого, пустого, неистинного содержания. Поэтому Гегель и говорит, что учебное заведение, построенное на истинном принципе, достойно всяческих похвал и не только оно, а равно и правительство, действующее только таким образом – достойно назваться мудрым. Оно действует: «тем, что ставит старое в новое отношение к целому и, таким образом, столь же сохраняет существенное, сколь изменяет и обновляет его» [И1, 399]. Мудрое правительство своими действиями создает условия для развития истинного содержания, движущегося через все моменты различения понятия: Всеобщее, Особенное, Единичное. И собственно, только такое правительство само причастно истинному содержанию. Гегель демонстрирует мудрое решение правительства, реализующее этот принцип в отношении образования, на примере преподавания латинского языка. Причем эта часть гегелевской речи о месте изучения древнего языка в сменившихся исторических обстоятельствах жизни Европы XVII-XIX веков имеет философскую ценность и стоит того, чтобы на него отвлечься, ибо здесь Гегель в исторических событиях вскрывает их внутреннюю логику. Его спекулятивный метод позволяет ему в как бы простом повествовании об изменении места латинского языка в научном образовании показать развитие всеобщего содержания в реальном материале. Мне представляется, что эти этапы развития таковы: в начале единичное положено как абстрактно всеобщее; далее через обособление и полагание самостоятельными внутренних противоположностей и доведение их противоречия до крайности; и в конце концов: снятие внутреннего противоречия в развитом всеобщем как новом единичном. Гегель пишет: до известного исторического момента, когда поднялся голос протеста [21],, изучение латинского языка было существенным и единственным средством более высокого образования. Но «нельзя считать образованным народ, который не может выразить всех сокровищ науки на своем собственном языке и свободно двигаться в нем с любым содержанием» (3, 400). Мудрое правительство же стало развивать народные школы на национальном языке, дало возможность изучать науки в специализированных учреждениях вне древней литературы, но не отбросило изучение древних языков, а сохранило его для высшего образования. Таким образом, латинский язык ставится в новое отношение к образовательному процессу как целому и вместо того, чтобы воплощать в себе все научное образование – становится его частью. Преподавание древних языков, сохраняясь в новом учебном плане, должно определяться новыми целями. Ранее, изучение латинского языка считалось существеннейшей частью научной подготовки, и было единственным средством более высокого образования, даже считалось важной самостоятельной целью. Данное «умаление» значимости изучения латинского языка в деле научного образования, на самом деле, ничуть не умаление. Так именно развивается всеобщее содержание. Ибо перестав замещать собой все научное образование целиком, перестав быть «целым» образованием, изучение латинского языка становится самостоятельной деятельностью. А лишь получив право на самостоятельное развитие в своей обособленности, изучение латинского языка само станет завершенным «целым». И будет от этого больше истины как в нем самом, так и в образовательном процессе, богатеющем от своего богатого, развитого момента. Действуя только таким образом может быть достигнута полнота развития, как самого момента, так и всеобщего целого. Не будучи истинно «целым», – всеобщим, – каждое особенное только как момент раскрывает свою истинную цель и обретает истинную ценность. Если же особенное пытается удержать себя как псевдовсеобщее, то либо содержание тихо умирает, оставив от себя пустую форму, либо форма лопается от внутренних противоречий и являет уродливое содержание. Изучение древних языков (не только латинского), став моментом системы образования, приобретает более возвышенное предназначение, чем то, когда оно замещало собой все образование. Если ранее изучение латинского языка предназначалось для научного образования индивида, то только теперь изучение древних языков раскрывает свое истинное предназначение для иной культуры, иного времени: поставить на собственные ноги культуру, искусство и науку какого-либо народа. Здесь опять проявляется Гегель-философ. Ибо в его философской системе как раз показывается, что для абсолютного содержания нет ничего иного как чего-то чуждого. Иное с необходимостью нужно для полноты себя самого. Понятно, что в философии у Гегеля речь идет не о складывании двух кусков, а о философском снятии. И для национальной культуры и для индивида истинным будет не подражание чужому (это может быть только в период младенчества), и не взятие себе чужого как есть, без изменений, истинным будет усвоение, т.е. развитие своего благодаря существенному в чужой форме. И только существенному, без случайного.
11. Гегелевскую точку зрения на преподавание философии в гимназии, хотелось привести как пример научного подхода в решении образовательных проблем в отличие от множества произвольных мнений. Научный подход берется в том смысле, что это есть осуществление необходимого, логически связанного познания в процессе исследования. Если вопрос о научности гегелевской системы – это предмет исследований и полемики для философов, то логичная взаимосвязь его философской системы с тем, что Гегель говорит в различных сферах наличного бытия, например, праве, искусстве или в системе образования – это научный факт не только для философов. Обращаясь к Гегелю, хотелось подчеркнуть то положение дел в организации образовательного процесса, которое складывается у нас в России после отмены общего идеологического основания для всех сфер науки, – диамата, – а именно, что после цементирующего единства теперь настал момент разлагающей множественности. Ни то, ни другое не есть, говоря словами Гегеля, что-то живое, органичное, только конкретное единство, т.е. логическая система есть развивающееся живое. Наука умрет, если она не вылечится от яда субъективизма, если ее законным научным основанием будет считаться принцип «мнения». Проблемой для российской педагогики оказывается уже само понятие образования и связанный с ним вопрос о его цели. В Законе РФ «Об образовании» в редакции от 07.08.2000 г. написано следующее: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Образование – это целенаправленная деятельность. Но в российской педагогической мысли нет единой концепции образования, а, следовательно, и целей много[27]. На движении к какой цели надо строить образование, если все они научны? Или не все? Что есть тогда научное определение «образования»? И соответственно, для какой цели преподавать философию? И шире – что такое вообще философия? Это необходимые вопросы, ответы на которые должен знать каждый, кто научно подходит к образованию. Гегелевский взгляд был приведен потому, что у него есть ответы на эти вопросы, пусть особенные ответы, но все-таки есть. Для нас Гегель не мировоззренческий идеал, но в смысле сознательности своего мировоззрения – он не самый последний пример для представителя научного мировоззрения.
Первоисточники: П1. G.W.F. Hegel: Werke in 20 Bänden; Suhrkamp Verlag 1970,
Источники: И1. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т., М.:”Мысль”, 1977. И2. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. Академия Hаук СССР, институт философии, издательство Социально-экономической Литературы. Мысль, Москва — 1970. И3. Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть 1. Феноменология духа. СПб: Наука, 1999.-444с.-перевод Г.Шпета. И4. Гегель Г.В.Ф. "Наука логики"/ СПб.: "Наука", 1997. - 800 с.
Источники: 1. Гегель Г. В. Ф. О преподавании философии в гимназиях / Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. Сост., общая редакция и вступительная статья А. В. Гулыги. М., «Мысль», 1970. С. 563-574. 2. Hegel G. W. F.?ber den Unterricht in der Philosophie auf Gymnasien/ Werke: [in 20 B?nden] / [Red. Eva Moldenhauer und Karl Markus Michel.] – Frankfurt am Mein: Suhrkamp, 1995. Bd. 4, St. 31-41. 3. Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии (29 сентября 1809 г.) / Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. Сост., общая редакция и вступительная статья А. В. Гулыги. М., «Мысль», 1970. С. 397-410. 4. Hegel G. W. F. Hegels Selbstanzeige (Intelligenzblatt der Jenaer Allgemeinen Literatur-Zeitung, 28. Oktober 1807) / Werke: [in 20 B?nden] / [Red. Eva Moldenhauer und Karl Markus Michel.] – Frankfurt am Mein: Suhrkamp, 1995. Bd. 3, St. 592-593. 5. Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии (2 сентября 1813 г.) / Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. Сост., общая редакция и вступительная статья А. В. Гулыги. М., «Мысль», 1970. С. 410-416. 6. Hegel G. W. F. Rede zum Schuljahrabschlu? am 14. September 1810 / Werke: [in 20 B?nden] / [Red. Eva Moldenhauer und Karl Markus Michel.] – Frankfurt am Mein: Suhrkamp, 1995 St. 327-343. 7. Гегель Г. В. Ф. “Энциклопедия философских наук”/ в 3-х т., М.:”Мысль”, 1977. 8. Гегель Г. В. Ф. “Феноменология духа”/ СПб.: “Наука”, 1994. [1] «Aber die Weisheit der Regierung…, da? sie das Alte in ein neues Verh?ltnis zu dem Ganzen setzt und dadurch das Wesentliche desselben ebensosehr erhalt, als sie es verandert und erneuert». Hegel G. W. F., 1809 – цитаты здесь и далее по Hegel G. W. F. Werke: [in 20 Banden] / [Red. Eva Moldenhauer und Karl Markus Michel.] – Frankfurt am Mein: Suhrkamp, 1995. [2] Texte zur Philosophischen Propadeutik. Том 4 указанного немецкого издания. Тексты переведены на русский язык не полностью. Здесь раскрывается в конспективной форме содержание предметов философской подготовки для высших, средних и младших классов. [3] Gymnasialreden. Том 4 указанного немецкого издания. Речи переведены на русский язык не полностью. В них Гегель как ректор гимназии обращается к широкой публике, присутствующей на церемонии окончания учебного года. В популярной форме он излагает основные принципы и цели учебного процесса в гимназии [4] Rede auf den Amtsvorg?nger Rektor Schenk am 10. Juli 1809 [5] Rede zum Schuljahrabschlu? am 29. September 1809 Речь переведена на русский язык. Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии (29 сентября 1809 г.) / Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. Сост., общая редакция и вступительная статья А. В. Гулыги. М., «Мысль», 1970. С. 397-410. [6] Речь включает философские размышления об отношении единичного (личного) и общего (общественного) на 2-х новых предметах: «преподавание закона божьего» и «военные упражнения»; а также о важности самостоятельного усилия в учебе; о требованиях к семье в воспитании детей для успешной учебы в школе. [7] Большая часть речи посвящена «отношению школы и школьного занятия к нравственному образованию человека»; а также раскрыто значение школы как средней сферы «между семьей и миром». [8] Речь переведена на русский язык. Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии (2 сентября 1813 г.) / Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. Сост., общая редакция и вступительная статья А. В. Гулыги. М., «Мысль», 1970. С. 410-416. [9] Речь идет о должной индивидуальной дошкольной подготовке к общественному обучению; о разном уровне учеников в освоении учебного материала; о серьезности и небрежности в учебе. [10] Bericht?ber das Gymnasialschuljahr 1811/12 (Auszug) Том 4 указанного немецкого издания. Идет речь о необходимости для тех, кто посвящает себя науке, большихобъемов знаний и исполнительских навыков; о самостоятельном усилии в учебе; о пагубности для образования отсутствие надзора в семье за детьми. [11]?ber den Vortrag der Philosophie auf Gymnasien. Privatgutachten f?r den K?niglich Bayrischen Oberschulrat Immanuel Niethammer Том 4 указанного немецкого издания. Нитхаммер занимал важный пост в баварском министерстве образования. Именно он, увлеченный реформой образовательной системы, нашел в 1808 г. для Гегеля пост ректора классической школы для мальчиков в Нюрнберге. [12] Der Vortrag der philosophischen Vorbereitungswissenschaften in dem Gymnasium bietet zwei Seiten dar: I. die Lehrgegenst?nde selbst, II. die Methode [13]?ber den Unterricht in der Philosophie auf Gymnasien, Berlin, 16. April 1822 Том 11 указанного немецкого издания. Доклад переведен на русский язык. Гегель Г. В. Ф. О преподавании философии в гимназиях / Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. Сост., общая редакция и вступительная статья А. В. Гулыги. М., «Мысль», 1970. С. 563-574. [14] «P?nomenologie des Geistes», Том 3 указанного немецкого издания. [15] «Die Wissenschaft der Logik». Тома 5 и 6 указанного немецкого издания. [16] «Enzyklop?die der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse». Тома 8, 9 и 10 указанного немецкого издания. [17] Предполагалось, что будет 2-ой том, но в 1812 г. замысел Гегеля о системе наук изменился и продолжения «Феноменологии» никогда не было написано – В. К. [18] «Dieser Band stellt das werdende Wissen dar. Die Ph?nomenologie des Geistes soll an die Stelle der psychologischen Erkl?rungen oder auch der abstrakteren Er?rterungen?ber die Begr?ndung des Wissens treten… Sie fa?t die verschiedenen Gestalten des Geistes als Stationen des Weges in sich, durch welchen er reines Wissen oder absoluter Geist wird» (4, 593). [19] das K?niglich Preu?ische Ministerium der geistlichen, Unterrichts- und Medizinalangelegenheiten. [20] (2, 35) В.К. [21] Здесь явно Гегель обращается к истории своего народа, к Лютеру – зачинателю протестантизма, который впервые перевел Библию на немецкий язык. [22] Гегель говорил, что он лютеранин, и хотел бы умереть таковым, поэтому речь идет о религии, как ее выразил в протестантизме М. Лютер. [23] «…Stoff aber enthalt nicht nur fur sich den Inhalt der Wahrheit, der auch das Interesse der Philosophie bei eigentumlicher Weise der Erkenntnis ausmacht, sondern er hat in ihm zugleich den unmittelbaren Zusammenhang mit dem Formellen des spekulativen Denkens» (2, 34) «…предмет содержит не только для себя содержание истины, и представляет собой интерес для философии как своеобразный способ познания, но и одновременно он имеет в этом содержании непосредственную связь с формальным спекулятивного мышления» - В.К. [24] классической древности и догматического содержания религии – В.К. [25] (2, 35) В.К. [26] «…f?rmliche Gedanken in den Kopf bekommen und darin gehabt zu haben» (2, 37) ученики «должны получить в голову и иметь там формальные мысли» - В.К. [27] См. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие. / М.: «Прометей», 1996; Краевский В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? / Волгоград, 1996; Педагогика: Пед. теории, системы, технологии / учебник, ред. С.А.Смирнов, 4-е изд., испр., М.: Академия, 2000; Педагогика / ред. Ю.К. Бабанский, М.: Просвещение, 1983; Педагогика: Учеб. пособ. для студ. педвузов и пед. колледжей / ред. П.И. Пидкасистый, 3-е изд. (дораб. и испр.), М.: РПА, 1998; Педагогика: учебное пособие для студентов пед. уч. заведений / ред. В.А. Сластенин, 3-е изд., М.: Школа-Пресс, 2000; Педагогика: уч. пособие / науч. ред. Л.А. Колосова, Воронеж: изд. ВГТУ, 1998; Педагогика: уч. пособие / ред. В.Г. Максимов, Чебоксары, 1999; Педагогика: Учеб. пособ. Харламов И.Ф. -М.,1990; Кусжанова А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы.- Оренбург, 1993
[i] Педагогика и логика, Глава IX. Заключение. Методические и практические выводы из анализа системы педагогических исследований / сб. под. ред. Г.П. Щедровицкий, М.: «Касталь»: ТОО «Международный журнал «Магиструм», 1993, с. 7,. [ii] « DasAbsoluteistderGeist; dies ist die höchste Definition des Absoluten. - Diese Definition zu finden und ihren Sinn und Inhalt zu begreifen, dies, kann man sagen, war die absolute Tendenz aller Bildung und Philosophie, auf diesen Punkt hat sich alle Religion und Wissenschaft gedrängt; aus diesem Drang allein ist die Weltgeschichte zu begreifen.», П1, Band 10, Seite 29. См. рус. И1, Т 3 с. 29. [iii] «Рабы Робски обколоты Коэльо», «Аргументы и факты», №37, 9 сентября 2009 г. [iv] «Der Geist und Zweck unserer Anstalt ist die Vorbereitung zum gelehrten Studium», П1, Band 4, Seite 314. См. рус. И1, 398 [v] «die Vorbereitung auf Gymnasien zum spekulativen Denken und dem Studium der Philosophie überzugehen». П1, Band 11, Seite 33. См. рус. И2 Т 1 С. 567. [vi] «den Geist erst für substantiellen Inhalt zu erregen und die schon fertige Eitelkeit und Richtung auf die gewöhnlichen Interessen zu überwinden, welche sonst nun so leicht ihre Befriedigung findet». П1, Band 11, Seite 35. См. рус. И2 Т 1 С. 568. [vii] «nur der geistige Inhalt, welcher Wert und Interesse in und für sich selbst hat, stärkt die Seele und verschafft diesen unabhängigen Halt, diese substantielle Innerlichkeit» П1, Band 4, Seite 319. И 2 Т. 1. С. 403. [viii] Der eine Gegenstand, den ich hierher rechnen möchte, würde das Studium der Alten sein, insofern dadurch Gemüt und Vorstellung der Jugend in die großen geschichtlichen und Kunstanschauungen von Individuen und Völkern, deren Taten und Schicksalen wie von ihren Tugenden, sittlichen Grundsätzen und Religiosität eingeführt werden. П1, Band 11, Seite 33. См. рус. И2 Т 1 С. 567. [ix] daß uns daher auch Gesetze und Pflichten sich in lebendiger Gestalt, als Sitten und Tugenden zeigen, nicht in der Form von Reflexionen und Grundsätzen, nach denen wir uns als entfernten und auferlegten Vorschriften richten. П1, Band 4, Seite 365. И 2 Т. 1. С. 414. [x] «Mit diesem mechanischen Momente der Spracherlernung verbindet sich ohnehin sogleich das grammatische Studium, dessen Wert nicht hoch genug angeschlagen werden kann, denn es macht den Anfang der logischen Bildung aus, - eine Seite, die ich noch zuletzt berühre, weil sie beinahe in Vergessenheit gekommen zu sein scheint. Die Grammatik hat nämlich die Kategorien, die eigentümlichen Erzeugnisse und Bestimmungen des Verstandes zu ihrem Inhalte; in ihr fängt also der Verstand selbst an, gelernt zu warden». П1, Band 4, Seite 322. См. рус. И2, Т 2, «Речи директора гимназии 29 сентября 1809 г.», с. 406. [xi] «Somit aber findet ein beständiges Subsumieren des Besonderen unter das Allgemeine und Besonderung des Allgemeinen statt, als worin ja die Form der Vernunfttätigkeit besteht». П1, Band 4, Seite 323. См. рус. И2, Т 2, «Речи директора гимназии 29 сентября 1809 г.», с. 407. [xii] «Unter diesem Gesichtspunkt würde ich hier den dogmatischen Inhalt unserer Religion in Erwähnung bringen, indem derselbe nicht nur die Wahrheit an und für sich, sondern sie auch dem spekulativen Denken so sehr entgegengehoben enthält, daß er sogleich selbst den Widerspruch gegen den Verstand und das Darniederschlagen des Räsonnements mit sich führt». П1, Band 11, Seite 34. См. рус. И2 Т 1 С. 567. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.) |