АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы движения. Спад Первой волны

Читайте также:
  1. E) первой половине 1920-х гг.
  2. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  3. II Организационные формы антиглобалистского движения.
  4. Na-катионирование воды первой ступени
  5. V1: Глобальные проблемы окружающей среды
  6. Будучи человеком у меня были иные проблемы, я была зависима от иного – от денег. Бедность – болезнь всех времён.
  7. Виды ВК. Проблемы разграничения
  8. Виды циклов. Длинные волны Кондратьева
  9. Возрастание социальной остроты проблемы общественной помощи слабоумным во второй половине XIX века
  10. Вопрос 42. Видовая пара, объективные критерии ее установления. Типы видовых пар. ВП в лексико-грамматическом разряде глаголов движения.
  11. Вопрос №19: «Описать социально-психологические проблемы социализации личности по Э. Эриксону».
  12. Вспомогательная школа Германии после первой мировой войны

Однако сразу же начались и проблемы. Пятидесятнические общины вскоре прославились тем, что катастрофически не могли ладить друг с другом. Проповедники соревновались в количестве «обращенных грешников», в силе и мощи «явлений Святого Духа», в экстравагантности внешних проявлений переживания «нисхождения Духа». Вскоре появилась и серьезная критика движения со стороны евангелических общин. «Первая волна» пятидесятничества стала утрачивать свою новизну и популярность и приобретать институциализированные формы.

На сегодняшний день в Америке существуют такие крупные пятидесятнические церкви, как «Церковь Бога» (не путать с армстронговской «Всемирной церковью Бога»), «Пророческая церковь Бога», «Пророческая церковь» и др. Все эти объединения в своем учении придерживаются формулы о трех степенях духовного роста: обращение, возрождение, крещение Духом Святым. Кроме того, существуют другие пятидесятнические церкви, ранее состоявшие в «Движении святых», но впоследствии вышедшие из него из-за мелких доктринальных разногласий. Такие церкви, как «Ассамблея Бога», «Международная церковь четырехугольного (четырехстороннего) Евангелия», «Независимая ассамблея Бога» и другие, признают не три, а только две ступени духовного возрастания: обращение и крещение Духом Святым.

Пятидесятнические движения дробятся и по национальному признаку: пуэрториканские, негритянские и др. Многие из перечисленных групп входят в различные союзы и ассоциации, такие как ассоциация «Ассамблея Бога», «Пятидесятническая ассоциация», «Пятидесятническая ассамблея мира», «Пятидесятническая церковь святости» и др. (1, с. 128).

Нельзя не сказать еще и о пятидесятниках - «единственниках», настаивающих на единственной правильной формуле крещения: «Во имя Иисуса Христа», а не «Во имя Отца, Сына и Святого Духа». Единственники считают, что есть только одно лицо Божества — Иисус Христос. Отец и Святой Дух — это лишь аспекты одной личности Христа, а Троица — это папистская выдумка.. В 1913 году на “кемп-митинге” в Лос-Анджелесе проповедник Р. Мак-Алистер заявил, что истинной формулой крещения является крещение имя Иисуса Христа,” а не имя Отца и Сына и Святого Духа.” Речь Мак-Алистера произвела сильное впечатление на одного из лидеров пятидесятничества Ф. Эварти, выступившего через некоторое время с доктриной, согласно которой существует лишь одно, а не три лица Бога, а именно — Иисус Христос. Отец и Святой Дух — это всего лишь аспект Его одной личности, и будто крещение во имя Троицы — все равно, что не крещение, и таких необходимо перекрещивать. Основные пятидесятнические деноминации отвергли единственников, как унитаристскую ересь, после чего в движении произошел еще один раскол.

В каком-то смысле стремления первых пятидесятников очевидны и понятны. Пятидесятничество возникло в недрах североамериканского евангелического движения — постпостпротестантского феномена, сводящего христианство к самому примитивному внеисторическому и внекультурном у уровню. Принцип sola Scriptura (ничего, кроме Писания) на этой ступени был доведен до абсурда — до своего логического конца. Традиция и историчность Церкви отвергались. Но думающий человек не мог не обратить внимания на то, что евангелические группы, казалось бы, наконец пришедшие к общему знаменателю, никак не могли добиться единомыслия между собой: каждая община придерживалась собственного толкования Писания, отличного от толкования евангелического прихода на соседней улице. Оказывалось, что нужен некий инструмент для чтения и понимания Писания, причем этот инструмент должен быть бесспорным.

Для нас очевидно, что спор между евангеликами и православными — это не спор между Писанием и Преданием, а спор между Преданием и преданиями. В каждой из евангелических групп имеется свое маленькое предание, восходящее, самое большее, к дедушке пастора или к его отцу, или (что наиболее вероятно) начатое самим пастором. Пастор толкует Писание в свете своего предания, а прихожане принимают это толкование. Те, кто не принимают, уходят к другому пастору, у которого тоже есть свое предание. (5, с. 242).

Лишь единое Предание, которое, по словам прот. Георгия Флоровского, является жизнью Святого Духа в Церкви и которого вне Церкви не существует, может быть подлинным критерием христианской жизни в Духе и Истине. Но американские евангелики конца XIX — начала XX вв., стремясь вернуться к самому началу христианства (что свидетельствует об их вполне верном ощущении отсутствия преемственности в своей организации и несомненном отрыве от корней), даже не подозревали о существовании подлинного Предания. Отсюда их стремление к обретению Святого Духа, Который должен был бы положить начало подлинной христианской жизни, восстановить преемственность с ранней Церковью и сделаться главным критерием истинности их веры, их организации, предания их пастора. Беда в том, что явление Святого Духа и крещение Им было понято ими как субъективные экстатические переживания, «знамения и чудеса». Обычная массовая истерика и индуцированная эйфория сделались для них признаками переживаемой ими «личной Пятидесятницы». И в конечном итоге, хотя первые пятидесятники пока еще не готовы были этого признать, личные переживания и ощущения стали для них несравненно более важным фактором, чем само Писание, с «очищения которого от всех «личных человеческих наслоений», вроде бы, все начиналось. Более того, личные ощущения и переживания, вызываемые более или менее искусными манипуляторами, стали даже не критерием для понимания Писания, а самоцелью и знаком, подтверждающим силу и власть пастора, который способен «низвести Святой Дух» на свою паству. Круг замкнулся...

В период между двумя мировыми войнами пятидесятничество окончательно сложилось и оформилось. Группы, говорившие о возрождении и преображении всего мирового христианства, стали деноминациями — одними из многих. Время от времени появлялись новые пятидесятнические проповедники, пытавшиеся «возродить первоначальные идеалы», но их усилия в конце концов затихали. (3, с. 115).

Ситуация изменилась лишь с начала 60-х годов, когда мир захлестнула «Вторая волна» пятидесятничества. Она стала известна как «харизматическое движение».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефимов И. Современное харизматическое движение. – М.: Феникс. – 2005.- 345 с.

2. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Издание 3-е, переработанное и дополненное. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2002. – 455 с.

3. Зноско-Боровский М. Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство. Сравнительное богословие. – СПб. «Алетейя». – 2008. – 382 с.

4. Лункин, Р. Пятидесятничество и харизматическое движение. — В: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. T. II. М., Кестонский Институт — Логос, 2003, 241—387.

5. М. А. Жеребятьев, В. В. Феррони Феномен новых религиозных движений //Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и путях реализации свободы совести. — М., 2005. — С. 240—250.

6. Ревуненкова Н. В. Протестантизм. — СПб.: Питер, 2007. – 244 с.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)