|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные направления деятельности А.В. ГоловнинаА.В. Головнина выделял два главных направления, которые необходимо было развивать в рамках своей деятельности на посту министра. Первое заключалось во всестороннем образовании человека. Предлагалось воспитывать не просто специалиста, а именно личность, развитую и в нравственно-религиозном, и в умственном, и в физическом, и в эстетическом аспектах. Второе направление подчинялось цели развития науки и ее распространения в России[13]. В данной работе нас больше будет интересовать первое направление его деятельности, так как оно посвящено образовательной политике. Головнин считал необходимым всесторонне образовывать все классы народа. В своих проектах он всячески пытался поддерживать талантливых учащихся путем увеличения фонда различных стипендий и льгот. Так, положение, не вошедшее в университетский устав, предполагало «облегчение доступа к слушанию университетских лекций лицам неимущим, но доказавшим свои познания»[14]. Крайне важным Александр Васильевич считал религиозно-нравственное образование молодых людей. По его мнению, религия давала человеку возможность и силы противостоять пагубным влияниям новых идей. Для повышения качества богословского образования было увеличено количество соответствующих кафедр до трех в каждом из шести университетов, на которые распространялось действие устава 1863 года. В гимназиях и прогимназиях было увеличено число уроков закона Божия, законоучителям было существенно повышено жалование, также они были введены в состав педагогических советов, чтобы иметь влияние на ход педагогической и воспитательной работы. Для поддержания религиозно-нравственного образования Головнин просил духовной ведомство объявить конкурс на составление руководств по церковной истории и законоведению для использования их в учебных заведениях. Для Головнина истинное образование представляло гармоничное развитие всех сил и способностей человека[15]. Для развития эстетического образования он предлагает ввести преподавание курса изящной словесности, пения и музыки во всех учебных заведениях, а также украшать классы хорошими гравюрами, фотографиями, картинами и статуями[16]. Для физического воспитания министр предлагал по возможности в каждом учебном заведении устраивать гимнастические залы, школы плавания, верховой езды и ввести преподавание фехтования[17]. Одним из важнейших направлений деятельности Головнина был университетский вопрос. Полагая, что все студенческие беспорядки были следствием поверхностного образования и подверженности пагубным идеям, министр стремился к установлению и поддержанию высокого качества образования в университетах. Для этого был усилен контроль за строгостью вступительных испытания (студентам мог стать человек, получивший достаточное общее образование, основанное на изучении древних языков и их литератур). Также в планы Головнина входило улучшение кабинетов, лабораторий, пополнения библиотек. Большим недостатком университетов того времени Головнин отмечает нехватку преподавателей, которые могли бы «с честью занять профессорские кафедры». Для подготовки к профессорской деятельности необходимо было продолжить практику их обучения за границей с целью знакомства с достижениями западноевропейских коллег. Также, министр видел незаинтересованность ученых сословий к интересам их университетов вследствие отсутствия прав и ответственности за внутреннее управление университетами, что приводило к научному застою и незрелым увлечениям[18]. К тому же, с лишением университетов автономии, как отмечает Головнин, нарушилась связь профессоров с учащейся молодежью, которые будучи удалены от воспитательной работы не могли повлиять на предотвращение волнений и беспорядков. Новый устав давал университетам большую свободу во внутреннем управлении, все решения отныне принимались советом университета, состоящим из профессоров. Каждый университет издавал свои особенные правила об обязанностях учащихся, о порядке в университете, о взысканиях, о нарушение этого порядка, о контроле над занятиями студентов. Головнин считал нужным сократить количество изучаемых предметов, чтобы усилить фундаментальность изучения оставшихся и устранить их поверхностность. Благодаря новому уставу университетский совет мог принимать решения о разделении факультетов на отделения, речь шла о более углубленной специализации студентов. Конечной целью своей деятельности Головнин видел «развитие и возвышение в человеке духовной природы над инстинктами животными, над низшею природою»[19]. Для достижения этой цели требовалось принятие действенных мер по распространению знания, успеха науки, «распространения здравых понятий и опровержения ложных и вредных учений и вообще усиления умственной деятельности»[20]. Успешное развитие духовной природы в человеке может происходить, по мнению Головнина, только в условиях простора и свободы. Под этими понятиями министра подразумевал ни больше, ни меньше свободу печати, преподавания, съездов и собраний, публичных лекций, чтений, а также свободу вероисповедания. Александр Васильевич не исключал, что при подобной свободе будут нарушения. Он предлагает бороться с ними исключительно при помощи законного суда, так как «истина торжествует только вследствие открытой, совершенно свободной борьбы с ложью»[21]. Таким образом, А.В. Головнин пытался создать систему образования, которая давала бы не просто знания в определенной области науки, но создавала бы человека достойного эпохи Великих реформ, гражданина, уважающего законы и ценящего свободу, всесторонне развитого. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |