|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. Методы прогнозирования и поиска идейПо типу используемой информации можно выделить три группы методов прогнозирования: - интуитивные; - статистические; - аналитические. Метод прогнозирования – это формальная процедура для решения конкретной задачи. Интуитивные (эвристические, экспертные) имеют этапы: - организация процедуры экспертизы; - подбор экспертов; - проведение экспертного опроса; - обработка результатов опроса. Для организации процедуры экспертного опроса организуется группа в составе: руководитель, организаторы, эксперты, группа обработки данных. Примером статистических методов могут быть латентные переменные. Необходимо использовать знания дисциплины «Объективные измерения в образовании» [2]. Аналитические модели используют различные подходы и теории: теория игр, катастроф, распознавания образов, линейного и выпуклого программирования и т.д. Методы поиска идей инновации. Идея (греч. idea – понятие, представление) инновации означает общее понятие об использовании определенных новшеств для претворения замысла. В творческом процессе можно выделить три этапа: замысел (появление идеи), план идеи, реализация плана. Методы поиска: анализ (греч. analysis – разложение, расчленение), синтез (греч. synthesis – соединение, составление), абстракция (лат. adstractio - отвлечение) обобщение понятий, прогнозирование (предвидение, предсказание), метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, морфологический анализ, синектика и др. [1]. Наиболее распространенным и известным является мозговая атака, состоящая в публичном представлении каждым своих идей, которые тут же развиваются и дополняются другими. Метод мозговой атаки применяется обычно при нехватке новых идей. Он основывается на том, что для активизации мышления человека нужно, вырвав его из привычной обстановки, поместить в необычные условия (в данном случае ситуационные игры), ничем не напоминающие обычные совещания. Как показывает практика, группой из десяти человек за полтора часа может быть выдвинуто до ста оригинальных идей. В то же время считается нормальным, если специалисты отвергнут 90 процентов из них. Профессиональная мозговая атака осуществляется постоянной по составу группой специально обученных людей. Она требует полного равноправия и раскованности участников. Ее процедура выглядит следующим образом. На первом этапе руководитель сначала кратко сообщает участникам, сидящим за общим столом лицом друг к другу, суть проблемы, причины ее возникновения, возможные последствия принятия и непринятия решения. Затем в течение 10 – 15 минут происходит обдумывание идей и их неупорядоченное перечисление при продолжении генерирования. Выступать можно много раз (но не подряд), в то же время запрещается совещаться, спорить, критиковать, оценивать, обращаться за поддержкой к руководителю. Существуют определенные правила выдвижения идей, к которым относятся: краткость изложения; уважительное отношение к партнерам; учет их компетентности; образность, конкретность, демонстрация не только преимуществ, но и слабых мест, возможных альтернатив; использование риторических вопросов и провокационных высказываний, элементов юмора; регулярное подведение промежуточных итогов; показ возможности достижения успеха. Количество идей здесь важнее качества, поэтому поощряется максимальное число высказываний, на первый взгляд, даже самых бессмысленных, ибо в каждом из них может содержаться рациональное зерно. На втором этапе происходят обсуждение, уяснение, комбинирование идей по таким критериям, как соответствие поставленным требованиям; сроки и возможность реализации (отсутствие таковой); необходимость дополнительных затрат; применимость в другой сфере деятельности и проч. На третьем этапе идеи оцениваются и ранжируются на основе различных критериев (последовательно выбираются самые интересные и те, от которых можно отказаться, набравшие при голосовании наибольшее или наименьшее число баллов и т.п.). Кроме прямой мозговой атаки существует несколько других разновидностей этого метода: - обратная мозговая атака, направленная на критику существующих идей; - двойная мозговая атака, когда группа из 20 – 60 человек обсуждает предварительно поставленную проблему в течение 5 – 6 часов в два этапа с перерывом, во время которого можно неофициально критиковать высказывания и с учетом этой критики работать дальше; - конференция идей (совместная работа в течение нескольких дней 4 – 12 человек); - индивидуальная мозговая атака, когда человек поочередно выступает в качестве генератора идей и критика. Элементы этого метода присутствуют во многих других. Источники инновационных идей (по Питеру Друтру, США): - неожиданное событие (успех учителя, отношение детей к чтению, результаты опроса и т.д.); - различные несоответствия (ожидание и поведение детей, запросы и т.д.); - потребность процесса (слабые места, контроль, стимулирование); - изменения в структуре отрасли (новые модели школы); - демографические факторы; - изменения в ценностях и установках; - новые знания. Что общего во всех названных источниках идей? Скорее всего это несоответствие между должным (желаемым, требуемым) и сущим (реальным, имеющимся), иными словами, - проблемы. Вот почему важно соблюдать связь между анализом (с акцентом на собственные проблемы школы) и поиском идей для модели новой школы [3].
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |