|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Категории «различия» и «тождества». Тождество, нюанс, контрастКатегории «различия» и «тождества». Тождество, нюанс, контраст. Соподчинение элементов формы. Напряженность, «визуальная инерция», движение, визуальное равновесие. Категории «различия» и «тождества». Тождество, нюанс, контраст. Категории «различия» и «тождества» не являются специфическими для архитектурного мышления, они применяются в различных областях человеческой деятельности тогда, когда необходимо определить степень различия между предметами или явлениями, выделить единичное, обладающее особыми свойствами, характеризующими его количественную или качественную определенность. В ряде работ по проблемам информации, семиотики, теории распознания образов показано, что различия и тождества, как результат сравнения воспринимаемых материальных объектов и их элементов по отдельным признакам, лежат в основе информационных процессов. Близкий вывод о различие и тождестве, как основе языка, еще раньше получивший развитие в лингвистике, был сформулирован швейцарским языковедом Фердинандом де Соссюром (1857-1913). Анализ показывает, что в основе художественной выразительности архитектурной формы также лежат отношения различия и тождества между ее элементами по многим признакам и свойствам. Они объективно возникают на уровне собственно материальной организации объекта, и на уровне визуальном, и на содержательно-смысловом. Смысл категориальной оппозиции «различие-тождество» в объемно-пространственной композиции раскрывается при помощи понятий ТОЖДЕСТВО, НЮАНС, КОНТРАСТ. Они играют организующую и регулирующую роль в процессе создания целостной архитектурной формы, определяя меру отношений между другими средствами композиции. Отношения между элементами формы, устанавливающие с помощью этих понятий, называют количественно-качественными, так как они отражают сложный процесс накопления количественных изменений в формах при переходе их в новое качество.
Исходным состоянием при отсчете различия является состояние полного сходства, совпадения, идентичности, т.е ТОЖДЕСТВА. Тождество, как принцип полного сходства, является по-видимому наиболее древним в архитектуре. В любом архитектурном сооружении мы без особого труда можем выделить группы тождественных элементов. Тождественные отношения способны выражать некую массивность, множественность, протяженность, соборность, и т.д. Поэтому формы построенные на основе повторяющихся элементов содержат, чаще всего, дополнения, включения, отличающиеся от основного материала, фона или закономерности. Принцип тождественности лежит в основе модульных систем. Модульность, как выражение строения объемно-пространственной формы, вносит объединяющие начало в отношениях между элементами формы. На принципе тождества основано построение метрических рядов. Тождество по разным признакам и свойствам служит общей организованности, отражая при этом смысловую идентичность визуально отождествляемых элементов. Целостность, организованная на основе тождественных отношений между элементами объемно-пространственной формы носит простейший характер формы ЦЕЛЬНОЙ (монолитной, однообразной, монотонной...).
В НЮАНСных отношениях между предметами или явлениями сходство (повторяемость) выражено сильнее чем различие. Понимание роли нюансных отношений между элементами объемно-пространственной формы в архитектурной композиции связано с представлениями о поступательном развитии, движении, росте и т.д., что находит свое выражение, например, в таких важных характеристиках формы как «верх-низ», или многоуровенность, где каждый последующий уровень нюансно отличен от предыдущего. Нюанс используется с целью создания форм, выражающих спокойствие и равновесие со слабо выраженным движением форм, бесконфликтное сосуществование не лишенное однако НАПРЯЖЕНИЯ и внутренней энергии. Различия между нюансной размерностью отдельных элементов и интервалов служит для построения некоторых ритмических рядов, в том случае, если эти различия нарастают или убывают равномерно. Целостность достигаемая при использовании нюансных отношений меду элементами носит характер однородной формы, не лишенной направленности и ощущения устойчивости.
КОНТРАСТными принято считать такие отношения между сравниваемыми объектами, в которых активно выражено различие, неравенство и противопоставление. Трудности, возникающие в процессе построения целостной объемно-пространственной формы с помощью нюансных и тождественных отношений между ее элементами, объясняются главным образом тем, что в восприятии человека быстрее и активнее фиксируются элементы существенно выделяющиеся среди остальных своими особыми свойствами и признаками – величиной, конфигурацией, положением в пространстве и т.д. Именно поэтому представление о контрасте в композиции связывают прежде всего с акцентированием узлов, отдельных деталей, которым отводится особая роль и поэтому требующим специальных средств для выявления этой роли и обеспечению выразительности формы в целом. Контрастные отношения демонстрируют ритмические ряды и построения, когда различия нарастают или убывают ускоренным образом. Контраст применяется в качестве основы иерархического упорядочивания и создания формы разнородной, но целостной.
Тождество, нюанс и контраст применяются в качестве РЕГУЛЯТОРА отношений между элементами объемно-пространственной формы, определяя место и роль каждого элемента в общей системе. Такие отношения позволяют обеспечить УПОРЯДОЧЕННОСТЬ и ГАРМОНИЧНОСТЬ формы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |