|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 2. 11.02.13История политических учений. 1. Зарождение политических учений 2. Политические учения (ПУ) античности Зарождение политических учений. Платон (427-347 г.г. до н.э.) и Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) Три основных вопроса политико-правовых учений: 1) Происхождение политической власти и государства (на основе договора между властью и народом, на основе Божественной воли, в силу естественных причин) 2) Сущность власти государства 3) Формы государства (правильные и неправильные, существующие в интересах народа и нет) Теории (что такое свобода?): 1) Государство обязано подчинять себе личность 2) Личность должна подчинять себе государство, интересы отдельной личности выше интересов государства 3) Необходим компромисс личности и государства С позиции угнетенных классов на политику смотрели: Т. Мор, Ш. Фурье, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Взгляды господствующих классов отражали: Н. Макиавелли, Ш. Монтескье.
Политические учения античности. Наибольшее развитие политико-правовые учения получили в Древней Греции. Древнегреческое государство возникло в начале 1го тысячелетия до н.э. История этого государства связана с историей полисов – городов-государств, существовавших в условиях постоянной борьбы за власть. Большинство полисов различались по своему политическому строю. Именно там и тогда сформировались многие формы политического устройства. Платон (427-347 г.г. до Н.Э.), настоящее имя – Аристокл («широкий»). Его произведения: «Законы», «Государство», «Политик». Платон создал проект идеального государства. Оно должно обладать четырьмя главными добродетелями: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость. 1. Делил общество на три сословия: мудрецов-философов, воинов, ремесленников-земледельцев. 2. Полное подчинение основной массы граждан государству. 3. В государстве должен существовать предел обогащения граждан. 4. Государственная собственность на землю и дома. 5. Государственная регламентация общественной и личной жизни. 6. Единомыслие в полисе, наличие идеологии. 7. Жесткое ограничение общения граждан полиса с иностранцами для сохранения единомыслия. Вывод: лучшее государство по Платону – там, где правит аристократия (власть лучших). Идеальное государство не вечно, вследствие порчи нравов и несовершенства человеческой натуры оно разрушается, и возникают следующие нисходящие формы: 1. Тимократия («тиме» - честь) – это власть честолюбцев, власть воинов. 2. Олигархия («олигос» - немногие) – это власть кучки богачей, бедняки не допускаются к власти, в результате – классовая борьба. 3. Демократия – власть народа, власть простолюдинов. 4. Тирания – управление силой, чрезмерное рабство, полное отсутствие добродетелей в государстве. Выход из порочного круга Платон видел в установлении власти аристократов. Охлократия – власть толпы. Аристотель (384-322 г.г. до Н.Э.) – ученик Платона. Произведения: «Никомахова этика», «Афинская политика», «Политика». Постулаты Аристотеля: Называл политическую науку высшей среди всех наук, ибо она учит жить людей по справедливым законам и иметь целью общее благо. Политика у него – это высшая форма жизнедеятельности, ибо через нее между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого. Являлся автором Патриархальной теории (государство произошло из разросшейся семьи, вследствие природного стремления людей к общению). Полис для Аристотеля являлся самым совершенным сообществом. Он защищает права индивида и частной собственности, но против неограниченной частной собственности, так как возникают сверхбедные и сверхбогатые, государство должно заботиться о бедных. Аристотель производил сословное деление общества на рабов (это не должны быть греки), варваров (чужеземцы) и граждан полиса. Если Платон говорил о рабстве неопределенным, то для Аристотеля рабство было естественным и необходимым, поскольку люди не равны по природе, одни умны, другие не обладают достаточным знанием, их уделом может быть только простейший физический труд. Кроме того, рабы нужны для того, чтобы освободить аристократов от тяжелого труда и предоставить им возможность заниматься наукой, управлением и искусством. Формы государства по Аристотелю: 1. По количеству правящих в государстве лиц. · Правит один · Правят немногие · Правят большинство 2. По цели в государстве · Правильные (преследуют цель общего блага граждан) · Неправильные (цель – личная выгода правителей) К правильным он относил: · Монархия · Аристократия · Полития – правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития: черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатства) и демократии (свобода). В политии существуют уравнивающая (в торговле) и распределяющая (в уравнении имущества) справедливости. Формы государства у Аристотеля могут меняться, поскольку люди стремятся увеличить или уменьшить социальное неравенство. Также Аристотель выводил зависимость политического устройства от климата, территории, числа населения и характера граждан. Все право он делил на естественное (существует в силу природы) и условное (устанавливается государством). Естественное право для него было выше условного.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |