АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 4. 25.02.13

Читайте также:
  1. Занятие № (Лекция)
  2. Иллюстрированная семейная энциклопедия. Коллекция Аргументы и Факты. Том 1. М. Астрель 2008г. 62 с.ил. твердый переплет, энциклопедический формат.
  3. Классическая евгеника как селекция человека. Ее история, принципы, достижения, недостатки.
  4. Коллекция ароматов
  5. Коллекция ароматов
  6. Концепция невроза в гештальт-терапии (лекция)
  7. ЛЕКЦИЯ . МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  8. ЛЕКЦИЯ . УСЛУГИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ.
  9. Лекция 1
  10. ЛЕКЦИЯ 1
  11. Лекция 1
  12. Лекция 1 ( Урбан Валентина Георгиевна)

Общественно-политическая мысль Роисси и ее особенности.

1. Особенности развития политической мысли Роисси (XI-XVII в.в.)

1) Позникновение политических идей

2) Обоснование неограниченной власти монарха

3) «Русская идея»

2. Основные направления развития российской политической мысли (XVII-XIX в.в.)

1) Татищев, Посошков, Прокопович

2) «западники» и «славянофилы»

3) Политический радикализм

3. Политическая мысль конца XIX – начала XX в.в.

 

1. Особенности развития политической мысли Роисси (XI-XVII в.в.)

Первое политическое произведение в России появилось в XI веке (митрополит Илларион): «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве» (XII в.). Создание древнерусского государства потребовало (равно как и укрепление княжеской власти) обоснование ее божественного характера. Государство было ранне-феодальным: в нем сохранились свободные общинники, не был закончен процесс формирования классов. Важную роль играли вечевые традиции.

Начальный период развития политической мысли в Роисси характеризовался наличием общих черт, присущих также процессу установления западных политических учений: первоначально политическая мысль не являлась самостоятельной, а была растворена в религиозных и обыденных представлениях. В образе князя-монарха присутствовали как мифологические и религиозные черты (непогрешимость, правосудность), обосновавшие его божественный характер, так и мирские черты, порожденные общинным укладом жизни.

После принятия государства на Руси политическая мысль до XIX в. развивалась в недрах православия, а на Западе до XVII в. На западе и в Роисси политическая мысль выполняла практическую функцию. Она реагировала на потребности практики в наилучших формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие. На Западе политическая мысль ориентировалась на защиту интересов индивида, ограничение всевластия государства. В Роисси обосновывался приоритет интересов государства, общины, а не личности.

Особенности развития политических идей были обусловлены:

1. Особым видением мира, сложившимся в рамках русской культуры

2. Божественный характер власти православия органично сочетался с уникальной российской традицией – соборностью, порожденной специфическим бытием древнерусского общества

3. Основой социальной организации общества выступала община. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключала существование автономной личности, тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя.

4. Согласно традициям православия, государю предписывалась высокая моральная добродетель (любовь к народу, ответственность за подданных, праведность).

5. Всевластие князя-царя на долгие годы и века стало определяющим принципом политического устройства.

Азиопы =D

В силу географического положения русская политическая мысль развивалась путем заимствования идей, испытывая влияние Западной и Восточной мысли. Символом, который выражал самобытность народа, была русская идея. Она стала центральной идеей политических теорий движения славянофилов. По типу своему Роисся относилась к идеократическому государству: объединение индивидов в нем происходит на основе общей идеи, которую берет на вооружение власть.

То обстоятельство, что русская политическая мысль развивалась внутри религиозной, обусловило ее определенное отставание от западных политических учений. Это выразилось в более позднем осознании значимости идей парламентаризма, демократии, гражданского общества.

Влияние идей французского просвещения (теория разделения властей, общественный договор, естественных прав личности). В Роисси выразилось в том, что власть перестала рассматриваться как божественный дар.

Сторонники идеи просвещенного абсолютизма в Роисси были: В.Н. Татищев, И.Т. Посошков. Они трактовали государство как средство обеспечения всеобщего блага, главное условие – сохранение жизни и продолжение рода. Государство опирается на свод законов, но монарха ставили над гражданами.

Феофан Прокопович (1681-1737 г.г.):

1. Государство – результат сознательного объединения людей

2. Лучшей формой правления признавал абсолютную монархию

3. Пытался соединить идею божественной сущности власти с ее разумным использованием по реализации естественных прав человека

Либерализм.

Как политическая идеология исходит из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. Социально-экономические (наличие среднего класса) и политико-правовые (гражданское общество, верховенство права и закона) условия для развития либерализма в Роисси отсутствовали, его влияние на российскую политическую мысль было ограничено. Теоретические положения либерализма были взяты на вооружение различными политическими организациями: декабристы, западники.

Б.Н. Чичерин - он исходил из идеи общности исторических судеб Роисси и Запада, развивал идею правового государства, выступал за верховенство закона, ограничивающего всякую власть. Полагал, что права даются государством, идеалом считал конституционную монархию.

П.И. Новгородцев отстаивал идею социального государства: только подобные государства гарантируют каждому человеку право на достойное существование, свобода возможна только при наличии необходимых материальных условий.

Ориентация на западные ценности обусловила усиление консерватизма: реакция значительной массы аграрного и городского населения на возможные изменения, происходившие на Западе и грозившие разрушением привычного уклада жизни. Отражал стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности. Сторонники этого течения получили название «славянофилы». Они объясняли неповторимость исторического пути российского общества, идеализировали историческое прошлое страны, русский национальный характер, идеализировали русскую идею.

Ортодоксально-реакционные «славянофилы»: граф С.С. Уваров – министр просвещения, историк Н.М. Карамзин, обер-прокурор синода К. Победоносцев. Их теория – православие, самодержавие, народность, невозможность перенесения в Роиссю западных политических институтов, обосновывали глубокой религиозностью народа, преданностью самодержавию, но выступали за отмену крепостничества, предоставления некоторых свобод.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)