|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема бытия в истории философии
С самой античности людей интересовал вопрос первоначала. Сначала был поставлен вопрос так: «Что есть бытие?», затем «Что есть бытие?», «Как можно мыслить бытие?». Мифологическое первоначало временно, оно не подходит для общего. Первые философы применяли для обозначения первоначала стихии. Фалес – из воды. Гераклит – из огня. Эмпедокл – из ветра. Анаксагор говорит, что первоначало – это ум («нус»). Пифагор говорил, что первоначало – это число, т.к. оно является совокупностью предельного и беспредельного. Беспредельное нельзя осмыслить, понять. Парменид нашел философскую категорию, которая помогала развивать первоначало – это бытие. В бытии все вещи едины. Написал поэму «О природе». Бытие есть все то, что есть. Парменид характеризовал бытие следующими свойствами: · бытие единственно; · бытие однородно; · бытие безгранично; · бытие вечно; · бытие неподвижно. Принцип Парменида, согласно которому «ничто не возникает из ничего и не переходит в ничто, но все возникает из другого и переходит в другое». В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержатся три важных момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непостижимо. Эти принципы по-разному были интерпретированы Демокритом, Платоном и Аристотелем. Демокрит. Пересмотрев тезис элеатов о том, что бытие едино, Демокрит мыслит бытие как множественное - атомы, а небытие - как пустоту. Но при этом он оставил в силе главные тезисы элеатов - бытие есть, а небытия нет, бытие познаваемо, а небытие непостижимо. Даже принцип единства бытия сохранился у Демокрита по отношению к каждому атому - он у Демокрита неделим. Платон предложил иную интерпретацию бытия. Подобно элеатам, он характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувствам. Однако бытие у Платона множественно; но эти многие не физические атомы, а умопостигаемые нематериальные идеи. Платон называет их - истинно сущее. Бестелесные идеи Платон называет «сущностями», поскольку сущность - это то, что существует. Бытию противостоит становление - чувственный мир преходящих вещей. Утверждая, что небытие ни выразить, ни мыслить невозможно («Софист»), Платон, однако, признает, что небытие существует. В противном случае, говорит он, было бы непонятно, как возможны заблуждение и ложь -«ведь ложное мнение - это мнение о несуществующем». Иное по своему статусу ниже бытия: оно существует лишь благодаря своей причастности бытию. В свою очередь, бытие как взаимосвязанное множество идей существует и может быть мыслимо лишь в силу своей причастности к сверхбытийному и непознаваемому Единому. Понятие бытия, рассматривается Платоном опять-таки в трех аспектах: бытие и небытие; бытие и знание; бытие и Единое. Аристотель. У Аристотеля сохраняется понимание бытия как начала вечного, самотождественного, неизменного. Он выделяет два начала как два аспекта бытия. Первое начало – материя. Это начало вне времени, в нем вещи существуют лишь в возможности. Материя у Аристотеля бесформенна, неопределенна, пассивна, безжизненна, бескачественна. Второе начало – форма. Именно она – источник определенности реальных единичных предметов. Она делает все потенциальное, заложенной в материи, актуальным. Но своим собственным бытием форма не обладает. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика». Понимание бытия в Средние века. У истоков средневековой философии и теологии стоит Августин. Бытие у Августина есть благо. Бог - это благо как таковое, или «простое благо». «Благом сотворены все блага, но не простые, а потому и изменяемые» (Там же, XI, 10). Сотворенные вещи, по Августину, только причастны бытию или имеют бытие, но сами не суть бытие, ибо они не просты. «Простою называется та природа, которой не свойственно иметь что-либо такое, что она могла бы утратить» (там же). Так как высшая сущность есть само бытие, ей не может быть противоположна никакая другая сущность, но лишь небытие; следовательно, зло - это небытие. У Боэция, разработавшего аксиомы: 1) Разные вещи - бытие и то, что есть; само бытие не есть; напротив, то, что есть, есть благодаря бытию. 2) То, что есть, может быть причастно чему-нибудь, но само бытие не может быть чему бы то ни было причастно. 3) То, что есть, может иметь что-либо помимо того, что есть оно само; но само бытие не имеет в себе ничего, кроме себя самого. 4) Разные вещи — просто быть чем-нибудь и быть чем-нибудь по своей. 5) Для всего простого его бытие и то, что оно есть, одно и то же, для сложного — не одно и то же (см. Боэций. «Утешение философией». М., 1990, с. 162). Только в Боге, который есть само бытие, тождественны бытие и сущность; Он есть простая субстанция, которая ничему не причастна, но которой причастно всё. Все, что существует в мире, сотворено Богом. В понимании бытия, тем самым, выделяются две ипостаси: подлинное бытие – бытие Бога, и неподлинное бытие – бытие всего того, что им создано. Бытие Бога вечно, неизменно, самотождественно, ни от чего не зависит, является источником всего. Неподлинное же бытие существует как факт творения, а не само по себе. Оно изменяемо, несамостоятельно, конечно. Пантеистическая концепция Спинозы. «О Боге, человеке и его счастье» Единой основой всего сущего у него является Природа или Бог. Природа понимается как причина самой себя, она существует через саму себя и познается сама собой. Бог Спинозы – это бесконечная безличная сущность, главное назначение которой – быть началом и причиной всего. Идеалистические трактовки бытия в философии Нового времени связаны с понятием о сознании. В различных вариациях такого рода установка представлена в идеях Декарта «Первоначала философии» («мыслю, следовательно, существую»), в монадологии Лейбница, в толкованиях бытия философами субъективными идеалистами как совокупности ощущений (Беркли, Юм). В полной мере идеалистическая линия в понимании бытия в рассматриваемый период времени позиционирует себя в классической немецкой философии (Кант, Гегель). В ней бытие трактуется либо как способ связи наших понятий и представлений (Кант), либо как первая ступень в развитии духа к своему подлинному существованию (Гегель). В последнем случае духовное бытие человека сводится к логической мысли как объективно-идеальной сущности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |