АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 2. Философская мысль древнего Востока

Читайте также:
  1. Библия является великим памятником культуры Древнего мира.
  2. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Э. Борохов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 720 с.
  3. Бытие – это философская категория, отражающая совокупность многообразных проявлений мира, существующих в реальности.
  4. Великие русские географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке (XVI-XVII вв.). Освоение Сибири и Дальнего востока. Землепроходцы.
  5. Вопрос 14. Философская антропология М.Шелера
  6. Вселенная собой являет мысль,
  7. Глава II. Пожизненное наследуемое владение: от Древнего Рима до наших дней
  8. Древнего Востока и Античности
  9. Ее тревожила одна мысль: что же с Митчеллом, и каждый раз, накрутывая у себя в голове дурные мысли, слезы вырвались из глаз.
  10. Занятие № (Лекция)
  11. Иллюстрированная семейная энциклопедия. Коллекция Аргументы и Факты. Том 1. М. Астрель 2008г. 62 с.ил. твердый переплет, энциклопедический формат.
  12. Кем в 1922 году была сформулирована мысль о специфике объекта педагогической науке?

1. Специфика Ф. традиции в культуре древних цивилизаций Востока.

2. Проблема бытия, учение об обществе и человеке в китайской Ф.

3. Проблема бытия, учение об обществе и человеке в индийской Ф.

 

СПЕЦИФИКА Ф. ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА

Восток Запад
1.Целостность всех областей духовной жизни и знания, способов познания, человека и природы, человека и общества. Специализация.Стремление к разделению различных областей духовной жизни и знания, специализация наук.
2.Неполный отказ от мифа. Истины мифа не отвергаются логикой, а развиваются, легализуются с её помощью. Противопоставление философии мифу. Критика мифа уже у древних греков.
3.Связь философии и религии. Конфликт религии и науки. Тенденция.
4. Психологизм, социологизм. Ф. - результат познания психики человека (контроля над ней) и роли ритуала в обществе.Фил-ние в Индии и даосизм в Китае связаны с психотехникой. В Китае конфуцианство вышло из размышлений над проблемами государствен-ти и нравствен-ти Рационализм.Ф. рождается из познания логоса (языка, мышления).Большое внимание словесно-рациональному мышлению, логике, доказательствам.
5.Онтология. а) Натурализм (Китай). Представление о гармоничном единстве приро-ды и общества. Гармоничное приспособление к природе и социуму. Индия. Идея единства с природой через колесо рождений. б)Ед-во противоположностей без взаимоотри-цающей борьбы. Противостояние без полного отрицания, сохранение парного единства (инь-ян). Установка на сбалансированность. Р0е 56д  
6. Гносеология.а) Созерцательность – основ-ная стратегия познания: прислушивание к природе, сживание с ней, интуитивное проникновение. б) Целостность. Единство рационального и эмоционального, сознательного и подсознатель-ного как путей познания (например, йога). а) Активизм. Активности человеческого разума.   б) Рационализм. Разум - главный источник познания. Освобождение от влияния эмоций и подсознания в процессе познания.
7. Язык Ф. Доказательства и понятия переплетены с символами, метафорами, притчами. Невозможность однозначного определения понятий. Дао дэ цзин: "Человек высшей благости подобен воде, ибо вода приносит пользу мириадам существ, не соперничая с ними, и находится в том месте, которое все ненавидят. Поэтому она близка Дао". Лунь юй: «Учитель сказал: "Пpедположим, что [какой-то человек] подобен [насыпанной земляной] гоpе и емy не хватает только одной коpзины земли [для завеpшения]. Hо он останавливается. [С таким человеком] я также пpиостанавливаю [отношения]. Пpедположим, что [какой-то человек] пpедставляет собой pовное место. И хотя на [это место] насыпана пока всего одна коpзина, но человек пpодвигается впеpед, я бyдy двигаться впеpед [вместе с этим человеком]"». Создание строгих абстрактных понятий. Следование законам формальной логики. Уже с античности стремление четко и однозначно определить понятия.
8. Цель Ф. Совершенствование нравствен-ной жизни, управления обществом (Китай), выход из сансары (Индия). Даосы ратовали за естественную жизнь, согласующуюся с природой. Конфуцианство полагало, что важно правильно организовать общественную жизнь через ритуал, согласовав ее с указаниями Неба и традициями предков. Для философов Индии главная цель – слияние с сутью мироздания – попадание в нирвану. Объяснение универсальных принципов бытия и познания. Греков интересовало знание само по себе, независимо от его практической пригодности, хотя они и полагали, что мудрец при необходимости может добиться и практического успеха. В Новое время большое внимание начинает уделяться практической пользе Ф. При этом упор делается именно на ее материально-практическую востребованность в науке.
9. Антропология и социальная философия. Космизм, коллективизм, растворение индивиду-ального сознания (эго), интровертированность (обращенность вовнутрь), авторитаризм. Как тенденция: индивидуализм, эгоцентризм (сознание без эго – бессознательное), экстравертированность, демократия.
10.Большая компилятивность (составление текстов на основе чужих текстов, традиция комментирования).Текст -произведение многих авторов (целой школы), создается столетиями. Критичность по отношению к чужим текстам.Большая автономность и самостоятельность текста.

 

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ, УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ В КИТАЙСКОЙ Ф.

Начало Ф. мысли в Китае связано с «Книгой перемен» («Чжоу и»). Она включает «Канон перемен» («И цзин») – 8-7 вв. до н.э. и комментарии («И чжуань» или «Ши и» – десять крыльев) – 6-4 вв. до н.э. Основу «И цзин» составляют возникшие в конце 2 тыс. до н.э. 8 триграмм (бо гуа) и 64 гексограммы. Их происхождение связано с практикой гаданий. Толкование гексограмм и афоризмов Книги перемен составило основное содержание более поздних Ф. книг. Триграммы символизируют стихийную упорядочен-ность природы, систему понятий и языковых знаков. Т. о., в китайской культуре произошла трансформация архаического гадания в этико-космологическую систему.

Относятся к Ян:

______

______ Цянь - творчество, твердость, небо, отец, борьба, голова

______

 

__ __

______ Дуй - разрешение, радостность, водоем, третья дочь, рот

______

 

______

__ __ Ли - сцепление, ясность, огонь, вторая дочь, глаза

______

 

__ __

__ __ Чжэнь - возбуждение, подвижность, гром, первый сын, рождение, ступни

______

 

Относятся к инь:

__ __

__ __ Кунь - исполнение, самоотдача, земля, мать, мягкость, живот

__ __

 

______

__ __ Гэнь - пребывание (конец и начало), незыблемость, гора, третий сын,

__ __ договор, руки

 

__ __

______ Кань - погружение, опасность, вода, второй сын, труд, уши

__ __

 

______

______ Сюнь - утончение, проникновенность, ветер (дерево), первая дочь, бедра

__ __

Политическая раздробленность Китая периода Борющихся царств (к 5-3 вв. до н.э.) способствовала созданию плюрализма Ф. школ, росту их Ф. самосознания через полемику между школами. Объединение Китая с к. 3 в. до н.э. при Цинь и Хань создало социально-политическую базу для начала борьбы с Ф. плюрализмом. К сер. 2-1 вв. до н.э. сохраняются только конфуцианство и даосизм, синтезировавшие в себе учения др. школ. Так, конфуцианство вбирает в себя многое от своего врага легизма. Позже к ним добавляется буддизм. Конфуцианство превратилось в официальную идеологию империи, а даосизм, не без успеха претендовавший на ту же роль при первых ханьских императорах, все в большей степени идет по пути оформления в национальную религию Китая, вместе с тем постоянно играя роль своеобразной "теневой ортодоксии". В это время окончательно утвердились идеи инь-ян, ци, юань ци, у син, бессмертия. Китайская мысль вслед за государством обретают единообразие, которому суждено в основных чертах сохраниться в течение 2 тыс. лет.

 

  Конфуцианство Даосизм
Общие положения
Основатель Кун-Цзы (551-479 гг. до н.э.). Лао-Цзы (Старый младенец) - 6-5 вв. до н.э.
Главная работа Лунь юй - Беседы и суждения. Дао дэ цзин - Канон Пути и его силы.
Основные темы Нравственность и идеальное устройство общества, идеаль-ное правление, идеальный человек. Онтология, достижение состояния иде-ального человека (совершенномудро-го), а позже и бессмертия; тема управ-ления государством. Размышление о пределах культуры, человеческого в человеке.

 

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ

онтология процессов, а не вещей. Вещь – статический аспект процесса, сохранение структуры до ее качественной трансформации. Вещь, т.о., своеобразный вариант процессуальных состояний, а не самостоятельно существующая неизменная единичность.

   
Дао -первооснова мира бытие-небытие (ю-у) Учение о дао наиболее развито в даосизме. В "Дао дэ цзине" учение о 2 Дао – 1) сущность мира, отделенная от вещей и творящая их. Оно постоянно, покоится, вечно, бесформенно, недоступно восприятию и понятийному выражению. Порождающее отсутст-вие/небытие (у) или потенциальное бытие; 2) всепроникающее, изменяющееся, доступное познанию, содержащееся во всех конкретных вещах. Дао как ю - как совокупность всех имеющихся в мире предметов и явлений. В отличие от западной Ф., категории ю-у не находятся в противоречии др. с др. Цель многих даосских медитаций – возвращение в Дао-отсутствие, чтобы обрести новое рождение в качестве бессмертного. Дао не только субстрат мира, но и его высшая всеобщая закономерность (т.е. и материя, и форма в античной Ф.).
Жизненная энергия ци   Ци - динамичная энергия, пронизывающая весь мир. 1)бескачественное первовещество-процесс, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой также хаосом – (хунь-дунь), Великим преде-лом (тай цзи), Великой пустотой (тай сюй); 2) жизненная энергия челове-ка, связанная с кровообращением (через энергетические каналы (цзин) тела циркулирует по всему организму, наполняя жизнью каждую клетку).
Ян - инь Их взаимо-действие рождает Небо, Землю, Человека Космические силы, пронизывающие все явления. Ян – светлое, мужское, активное, инь – темное, женское, пассивное. Если инь убывает, то ян возрастает, но одна сила никогда не может устранить др., поэтому единство и гармония сохраняются. Понятия появились еще в Книге перемен, были разработаны школой инь-ян цзя в 5-3 вв. до н.э. Активно использовались всеми философскими школами.
У син(пять элементов, фаз, рядов действий) Китайцы считали, что все мироздание имеет пятичленную структуру, которая возникает в результате взаимодействия инь-ян. В космологичес-ком плане эта идея выражалась символами: дерево – зарождающееся ян, огонь – зрелое ян, земля – равновесие ян и инь, металл – зарождающееся инь, вода – зрелое инь (порядок взаимопорождения). Но есть также 5 времен года, сторон света, цветов, вкусов, благодатей. Данная категория стала важной частью всех философских систем Китая.

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

  Конфуцианство Даосизм
Неразрывное единство "пути человека" и "пути неба"
Цель жизни Следовать влечению сердца, не нарушая правил, ритуала (ли). Ритуал – символич. действие, которое а) указывает на присут-ствие в нем полноты бытия. б) делает человека человеком, создает пространство культуры; в) устанавливает место человека в рамках социума. Акцент не на внешней стороне ритуала, а на самоуглубленности. Согласовать жизнь человека с космическим порядком, ритмом. Возвращение к первозданной полноте бытия, не разрушенной ритуалом. Проповедь естественности, спон-танности течения бытия и сознания – цзы жань (то, что само по себе таково).
Идеальный человек Благородный муж (цзюнь цзы). Тот, кто постоянно совершенст-вуется, превозмогая самого себя, учится. Благородный муж через ритуал придает свободе разумную меру, не впадает в крайности, готов на разумный компромисс. Душевная стойкость и твердая воля, оптимизм. Его атрибуты – жэнь, сяо (почитание родителей и старших), и (долг), синь (доверие). 1-14. Учитель сказал: "Совершенный муж ест не для того, чтобы насытиться, и живет не для того, чтобы обрести покой. [Совершенный муж] умен в делах и осторожен в словах. Он стремится [к общению с теми, кто] обрел Путь, чтобы исправлять себя. [О таком человеке] можно сказать, [что он] любит учиться". 4-10. Учитель сказал: "Совершенный муж по отношению к Поднебесной не должен иметь ни предвзятости, ни пристрастий. Он должен поступать [только] в соответствии с долгом". Совершенномудрый. Мудрец просто доверяет жизни, его ум свободен от структурирования, обладает цель-ностью, свободен от эгоцентризма и установки на активную целеполагаю-щую деятельность. 56 Дао дэ цзина: "Закрой рот, запри двери, притупи остроту, дай свободу смешению, умерь свет и соединись с пылью мирской – это называется проникновением в Сокровенность". Дао дэ цзин: «Склоняясь, сохраняем целостность. Сгибаемся, затем распрямляемся. Опустошаемся, затем наполняемся. Стареем, чтобы потом обновиться. Уменьшаем, дабы затем достичь завершения. Увеличиваем – и становимся жертвой заблуждения. Таким образом, мудрецы объемлели Единое, делая его принципом Поднебесной; не показывали себя и потому были разумны; не считали себя правыми, потому их правота была очевидна; не превозносили себя, потому достигали успеха; не хвастали, потому могли прожить долго. И лишь потому, что они ни с кем не соперничали, никто в Поднебесной не мог соперничать с ними.
Человечность (жэнь) Спокойно-самодостаточная лю-бовь к людям, рождающая пра-вильный баланс любви и нена-висти, отстранение от крайнос-тей. Внутренняя самодостаточ-ность человека, который обрел в себе силу следовать этическим нормам и одновременно сочувст-вие к окружающим. В то же вре-мя жэнь связано с ритуальной благопристойностью, которая ре-ализуется в золотом правиле мо-рали: "Не навязывать другим то-го, чего не желаешь себе "; "упро-чивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам, и подвигать их на то, на что желаешь подвигнуться сам". В раннем даосизме подвергалось критике как искусственное образование, не свойственное природе. В позднем религиозном даосизме стало одной из важнейших добродетелей – милосердием.
Недеяние у-вэй В моизме принцип ю-вэй (деяния)   Отсутствие произвольной целеполага-ющей деятельности, противоречащей самоестественности Дао и природы. Невмешательство в естественный порядок вещей и ход событий ни с этической, ни с прагматической позиций. Но это особая "активность" "следования вещам", "совершение дел в соответствии с принципами". Отказ от социальных страстей, ритуалов и умеренность, спокойствие во всем. Активность лишена насилия, она естественна, ненавязчива.
Управление государством Конфуцианство. Гуманное правление (жэнь чжэн). Управление средствами этикета и нравственного воздействия, без явного принуждения.   Легизм. Управление силой. Исходил не из нравст-венного начала, а из закона (человек по природе эгоистичен). Закон – средство укрепления влас-ти. Правитель стоит над законом и изменяет его по своему усмотрению. Крити-ка закона недопустима. Награды и наказания как ср. управления. Надзор за чиновниками. Даосизм.Править посредством у-вэй, следуя потоку жиз-ненных метаморфоз. "Предоставляя все само-му себе", он становится истинным властелином мира, обретает необори-мую силу воздействия. Утопии построения общества с минималь-ной дифференциацией.
         

 

 

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ, УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ В ИНДИЙСКОЙ Ф.

 

Веды как исток древнеиндийской философии и всего мировоззрения. В 7-6 вв. до н.э. как оппозиция брахманизму возникли шраманы – странствующие аскеты-проповедники, вокруг которых сформировались школы “искателей истины”. Некоторые из них отрицали Веды, др. давали им свое толкование.

Рамаяна, - эпические поэмы (6 в. до н.э. – 2 в.), всего 18 книг, составная

Махабхарата часть Махабхараты «Бхагавадгита» – философская поэма

(ок. 2 в. до н.э.).

. Веды Упанишады - религиозно-философские мысли учителей (в переводе

Сидеть возле ног учителя и внимать его поучениям), 7-4

вв. до н.э. 150-235 текстов,

Араньяки - абстрактные ритуальные формулы (с 600 г. до н.э.),

Самхиты - сборники гимнов в честь богов

Брахманы - прозаические истории, описывающие правила, ритуалы;

истолкование гимнов-молитв Самхиты (800-600 гг. до н.э.).

Веданги - тексты филологического и астрономического характера

В 6 в. до н. э. – 10 в. н.э. Становление классических школ индийской философии, которые делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные не отвергают авторитет Вед: веданта, ньяя, вайшешика; санкхья, йога; миманса. Неортодоксальные отвергают авторитет Вед: буддизм, джайнизм, локаята

Сквозные философские идеи.

1. Главная цель Ф. – самопознание и освобождение. Индийская Ф. неотделима от психопрактики, выступает во многом как метапсихиология и психотерапия.

2. Ключевые понятия Ф.: круговорот живых существ в колесе рождений-смертей (сансара), «я» или самость (Атман), освобождение (мокша, нирвана). Стержень всех религий Древней Индии (брахманизма-индуизма, джайнизма, буддизма) – учение о карме.

 

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ

В брахманизме-индуизме, веданте и сходных с ними течениях основа мира - Брахман. Аналог западной философской категории «бытие». Абсолютная реальность, вся полнота и одновременно пустота вселенной, непроявленная реальность всего сущего. Абстрактное начало мира (впервые понятие возникло в Упанишадах): нематериальная сила, абсолют, который ни от чего не зависит и определяет все остальное. Брахман творит путем собственных проявлений-трансформаций и его первое воплощение есть верховный бог Ишвара (метаформа паука и перевернутого дерева). Все боги – только воплощение ограниченных аспектов Брахмана. От Брахмана исходит эманация вселенской энергии, вибрация. Мистическое выражение Брахмана происходит через произнесение слога ОМ (АУМ), когда звук последовательно нарастает, проходя через грудь и горло в голову. ОМ, таким образом, также рассматривается как порождающее начало.

Своеобразный онтологический смысл имеет и категория Атман -истинное «Я» - субъект всех психических состояний. Атман «не то, что видит глаз, а то, что видит глазом; не то, что в мысли мыслится, а то, что мыслит мыслью». Сравнимо с такой категорией западной философии как душа. Атман существует фактически вне пространства и времени. Из Упанишад: «Он (Атман), который есть Я в глубине сердца, меньше чем рисовое, ячменное или просяное зерно; (в то же время) То, что есть Я в глубине сердца, превосходит Землю, превосходит ее атмосферу, превосходит небо, превосходит все (известные) миры». Таким образом, индивидуальная человеческая самость (то, что в западной философии именуется как Я, Эго) иллюзорна. В веданте Атман тождественен сознанию. В ньяя, вайшешике, пурва-мимансе атман – особая субстанция, а сознание – ее атрибут. В джайнизма атман=джива – индивидуальная вечная душа. Буддизм отрицает существование атмана, заменяя его пятью скандами – группами элементов, структурированное сочетание которых образует личность.

Тождество Брахмана и Атмана. Это ключевая идея Упанишад. Она сравнима с идеей тождества мышления и бытия в западной философской традиции. Брахман-Атман обозначают тождество микро- и макрокосма. Атман – это персонифицированный аспект вселенского единства, Брахман – универсальный, всеобщий аспект. И хотя физическая реальность откладывает ограничения на человека, но его истинное «Я» всегда остается частью Брахмана. В дальнейшем идея развивалась в веданте и получила разные трактовки. В адвайта-веданте полное тождество Б.-А. В вишиштадвайта-веданте А.и Б. соотносятся как часть-целое. В двайта-веданте атман субстанциально отличен от Брахмана (можно достичь лишь частичного единения А. с Б.

В санкхье и йоге большое значение в онтологии имели категории Пуруша и Пракрити. Пуруша – духовная субстанция, пракрити – мтериальная, первоматерия. Пуруша, отождествляя себя с пракрити, приводит к развертыванию космоса, формирвоанию вещей и сансары. Пуруша независима от пракрити, но отождествив себя с нею, приписывает ее качества и ввергает себя в страдания. Освобождение пуруши от пракрити и пребывание в ее природе реализуется через «прекращение аффективного волнения психики» и достигается с помощью практики йоги. В отличие от санкхьи, йога признает существование личного Бога (Ишвары), никогда не вовлеченного в сансару.

Понятия сансара-карма возникли 8-7 вв. до н.э., но наиболее разработаны были в буддизме.

Сансара. Дух – высшее и доброе, материя – низшее и злое. Все души как источники жизни существуют как проявление Брахмана-Атмана и в силу этого они вечны. Но в данном мире они нагружены материей и пребывают в телах. Тело погружает душу в стихию желаний, страстей, требующих новых тел (питание, жилище и т.д.) Груз материальности на душе возрастает, что удаляет ее от духовного абсолюта. Смерть живого существа означает распад старой оболочки и переход души в новое тело. Этот круг рождений-смертей души – Сансара (круговорот). В сансаре нет эволюции, новая жизнь не является ступенью на пути совершенствования на пути к Абсолюту, это бесконечное повторение. Главной характеристикой сансары является страдание, которое проистекает из желаний. Поэтому цель всех религий Индии – освобождение, выход из круговорота сансары, обретение свободы от страданий. Сансара безначальна (ни одно существо не имело первой жизни).

Карма (дело, действие) – «поступок», «деяние», имеющее моральный смысл и вызывающее определенные благоприятные или неблагоприятные для индивида последствия. Это действие может быть в форме физического поступка, слова, желания, мысли. Если тело существует по законам материальной причинности, то жизнь души регулируется морально-духовной причинностью (дхармой). Знание – желание - поступки. Если душа отдает предпочтение материальному, то это приводит к незнанию - неправильному желанию - злу. Если приоритет духовного, то появляется знание - правильное желание - праведность. В душе существует «память» (результат общей энергии всех действий при жизни). При приобретении нового тела груз памяти сохраняется и влияет на новую жизнь. Карма определяет страну нового рождения, семью, генетические черты (например, врожденные болезни), черты характера и т.д.Судьба всего космоса связана с моральным состоянием населяющих его существ.

Различия понимания кармы. В индуизме последствия кармы определяет Бог (Ишвара). В буддизме карма – объективный безличный закон, действующий автоматически. В джайнизме похоже на буддизм, но карма понимается как тонкая материя, «оплетающая» душу.

Идея освобождения. Для всех течений – выход из сансары. Но что это значит? В веданте – обретение знания тождества истинного Я (Атмана) и абсолютного духа (Брахмана). В религиозной веданте – единение с личностным Богом. В санкхье – разотождествление духа и материи. В джайнизме – освобождение души от связи с неодушевленным миром. В буддизме Хинаяны – угасание страстей и влечений, пресечение неведения. В буддизме Махаяны – постижение своей природы как природы Будды и осознание пустотности (отсутствия самобытия) сущего. Этот мир свободы, антипод сансары называется по-разному: мокша, нирвана, кайвалья, мукти.

Путь освобождения – путь самопознания. В буддизме это «благородный восьмеричный путь», в йоге 8 ступеней совершенствования.

 

Йога. Основатель – Патанджали. Антропология. Душа человека в “грязи”. Жизнь людей порождена незнанием-телесными желаниями-страданием. Выйти из сансары можно, отделив свою душу от материи. Какую же грязь принесла материя? Чистую душу она превратила в ум, который думает о деньгах и др. материальных благах, а путь к ним всегда связан со злом. Материя сделала тело источником низких удовольствий (обжорство и т.п.), тело человека зависит от внешних вещей. Йога как искусство очищения души от следов материи. Путь совершенствования в раджа-йоге. 8 ступеней.

- Яма – нравственный аспект, подчинение желаний добродетельной жизни, воздержание от лжи, лихоимства, половой жизни и накопительства. Гл. - практика ненасилия (ахимса).

- Н ияма – религиозный аспект, изучение священных текстов, поклонение Богу, повторение имени Бога.

- Позы–асаны для выработки состояния сосредоточенности.

- Пранаямя – дыхательные упражнения для овладения гармоничным дыханием.

- Пратьяхара – отвлечение чувств от предметов чувств, достижение бесстрастия, направление сознания внутрь.

- Дхарана – сосредоточение внимания на объекте или идее (“точечное” сознание). Такая интенсивная концентрация на одной мысли приводит к состоянию, в котором все связи с телом и внешним миром исчезают.

- Дхьяна – созерцание, медитация.

- Самадхи – состояние транса, достижение сверхсознания, чистой души вне сансары, выражение чистого Пуруши. Самадхи означает, что душа окончательно погрузилась в себя и навсегда выпала из круга сансары. В этом состоянии всякая психическая деятельность прекращается и тогда истинное Я являет свою природу.

В дальнейшем появились различные виды йоги. Можно сказать, что йога, понимаемая как психопрактика, присуща каждому направлению Ф. Индии.

 

Философия буддизма. Против аскезы джайнизма и роскоши брахманизма – срединный путь. Нравственная направленность. Сохраняет учение о карме. Центральное место в учении Будды 4 истины:

1. Жизнь есть страдание.

2. Причина страдания – стремление к наслаждению.

3. Прекращение страданий связано с уничтожением желаний.

4. Для уничтожения желаний необходимо соблюдение условий и норм поведения: правильное знание, правильные желания, правильная речь, контроль над чувствами.

В суттах и комментариях значительное место уделяется «доктрине зависимого происхождения». Она имеет 2 стороны. Если кто-то действует бессознательно, не контролируя свое поведение, давая выход страстям, то он совершает аморальные поступки и портит карму. Если действовать сознательно, подавлять низменные стороны своей натуры, руководствоваться желанием уменьшить или уничтожить страдание, то человек будет совершать моральные поступки, которые улучшат карму.

В отличие от индуизма, буддизм не принимает политеизма, отрицает пользу крайнего аскетизма, отрицает варно-кастовое деление общества (на первое место ставятся нравственные и профессиональные заслуги человека). На рубеже веков наиболее острые разногласия буддизма и индуизма касались вопросов о роли монашества, его отношения с мирянами и правителями, тонкости доктрины перерождений, философские аспекты космологии и этики и др.

Буддизм в своем изначальном варианте был не в состоянии удовлетворить потребность в отсутствии страдания для масс. Во-первых, такие потребности как пища, сон абсолютно естественны, а их удовлетворение и будет для многих избавлением от страдания. Во-вторых, есть страдания, которые не обусловлены желаниями (засуха, укус змеи и т.д.). Конечно, их можно объяснить кармой, но помощи от этого не прибавится. Человеку же необходимы практические рекомендации по освобождению от страдания. Отсюда «снижение» буддизма до религии и варианта магического буддизма (см. лекцию по культурологии).

Философское осмысление буддизма в виде 2 направлений. Распад произошел ок. 383 г. на Втором буддийском соборе.

Философия хинаяны (тхеравада). Малая колесница. Васубандху. (5 в.).

Учение о дхармах. Первоэлементы мира, нематериальны, единичны, бесконечны числом, не рождаются, не меняются, не исчезают. Состояния дхармы – неволнение (абсолютный покой и пребывание вне сансары) и волнение (комбинирование дхарм в вещи-комплексы, которые со временем распадаются на одиночные дхармы). Сансара, карма, земной мир состоит из волнующихся дхарм.

Путь к нирване – это успокоение человеком своих дхарм. Обретение высшей мудрости – осознание 4 истин буддизма; выполнение религиозных обетов, медитация, ведущая к просветлению и завершающаяся сосредоточением на «неволнении». Освободившись от привязанности к миру, буддист становится архатом (святым) и после смерти физического тела обретает полную нирвану.

В отличие от махаяны спасение достигается самостоятельно, нирвана – конечная цель, нирвана понимается как победа над сансарой, страдание и мир существуют реально, Будда – реальный человек, перешедший в нирвану, более высокого перерождения можно добиться только самостоятельно.

Философия махаяны. Основанием многочисленных философских школ махаяны стало учение махасангика. Спасение достигается с помощью бодхисатв (бодисатв) и целью является превращение в бодхисатву для того, чтобы помогать др., нирвана понимается как осознание своего абсолюта, т.е. освобождения, страдание и мир – иллюзии, Будда – проекция абсолюта, Бог, более высокое перерождение может происходить за счет передачи заслуг другим лицам.

Представители махасангики в отличие от тхеравады постепенно придали Будде статус божества (вобрав в учение элементы магии, мистики и оккультизма); утверждали, что преодолеть страдание возможно через помощь «свыше»; что состояние реинкарнированного существа обусловлено не только кармой, но само по себе является свободным и чистым; создание концепции универсальной пустоты.

Шунья-вада. Учение об универсальной пустоте (одна из основных категорий буддизма). Нагарджуна (2 в.). Подлинная реальность – абсолют, а не дхармы. Дхармы условны и иллюзорны, мир есть пустота. Только мир в целом м.б. абсолютной реальностью, космическим телом Будды. Познать его может только мистическая интуиция. Нирвана = Сансара. Тот, кто достиг освобождения, не знает различий противоположностей.

Виджняна-вада. «Знание, познание». Асанга (4-5 вв.). Виды сознания определяют проявление дхарм. Сами по себе дхармы не порождают мир явлений. Всему живому присущи 3 вида сознания: чувственное, мыслящий ум, космический разум. Подлинная реальность – Абсолют.

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)