АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическое консультирование в социальной работе

Читайте также:
  1. A. Характеристика нагрузки на организм при работе, которая требует мышечных усилий и энергетического обеспечения
  2. Адлерианское консультирование
  3. Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации с его Управлением экономической и социальной безопасности, Межведомственной комиссией (МВК) и секцией научного совета.
  4. Бихевиоральное и когнитивно-бихевиоральное консультирование
  5. В работе
  6. В работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» изложена так называемая _____ гипотеза происхождения человека и общества.
  7. Виды психологической помощи в семье: информирование, психологическое консультирование, консультирование супружеских пар, групповое семейное консультирование.
  8. Возрастание социальной остроты проблемы общественной помощи слабоумным во второй половине XIX века
  9. Вопрос 1. Объект и предмет социальной антропологии
  10. Вопрос 2. Как отразится на работе системы зажигания перегорание резистора R3 в коммутаторе ТК-200?
  11. Вопрос №20: «Описать социальную адаптацию как функцию социальной психики личности».
  12. Вопрос №2: « Структура современной социальной психологии».


Консультирование занимает важное место в социальной работе. Так, автор одного из практических руководств по практике социальной работы, изданного Британской ассоциацией социальных работников в качестве учебника, В. Колшед в главе, посвященной консультированию, приводит следующий перечень качеств эффективного консультанта (Coulshed, 1991, p. 45):

1. Эмпатия, или понимание, - усилие увидеть мир глазами другого человека.

2. Уважение - такое отношение к другому человеку, которое подразумевает веру в его способности справиться с проблемой.

3. Конкретность, или способность быть определенным и точным, - способ коммуникации с другим человеком, при котором имеет место все углубляющаяся ясность в отношении своих высказываний.

4. Знание себя и принятие себя, а также готовность помочь в этом другому.

5. Подлинность - способность быть настоящим во взаимоотношениях.

6. Конгруэнтность - совпадение того, что сообщается вербально, с языком тела.

7. Непосредственность ("immediacy" - способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) - работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с примером того, что имеет место и в повседневной жизни клиента.


Все больше специалистов, занимающихся теорией психотерапии и консультирования, склоняются к мнению, что качество межличностных отношений между клиентом и психотерапевтом или консультантом является более важным фактором, чем то, какую именно философию, метод или технику исповедует и использует помощник: консультант или психотерапевт. Это было продемонстрировано как для консультирования, так и для психотерапии и обучения (Aspy, Roebuck, 1977).
В ряде исследований показано, что между эффективностью психотерапии и качествами, проявляемыми психотерапевтом, существуют более сложные взаимоотношения, но в целом фактически все авторы согласны с тем, что существует взаимосвязь между эффективностью помощника и его эмпатией, уважением к клиенту и подлинностью его поведения. Эти исследования также пролили свет на ряд других факторов, которые обсуждались в научной литературе как имеющие возможное влияние на эффективность психотерапии (в данном случае речь шла только о психотерапии, а не о помощи). Они показали, что:

  • наличие того факта, что сам психотерапевт прошел курс собственной психотерапии, не является гарантией эффективности психотерапии;
  • пол и национальность (расовая принадлежность) не связаны с эффективностью психотерапии;
  • ценность степени опытности психотерапевта как фактора, обусловливающего эффективность психотерапии, весьма дискуссионна: по крайней мере было показано, что человек не обязательно является более успешным психотерапевтом, если у него имеется больше психотерапевтического опыта;
  • психотерапевты, которым присущи собственные эмоциональные проблемы, чаще являются менее эффективными в работе;
  • помощники более эффективны в тех случаях, когда они имеют дело с клиентами, разделяющими их собственные жизненные ценности.


По поводу предпоследнего положения заметим, что, по данным американских исследований, для эффективных психотерапевтов является характерным некоторый прошлый опыт личностной боли, однако этот опыт не должен непроизвольно актуализироваться в процессе работы с клиентом. Очевидно, что именно неполезность такой актуализации травматического опыта терапевта и проявилась в приведенных результатах, но это никак не означает, что психотерапевт или консультант как-то выделяется свои исключительным "психическим здоровьем" и отсутствием эмоциональных проблем по сравнению с другими.
В целом подобного рода исследования отмечают существование того феномена, что помощник и клиент могут подходить или не подходить друг другу: никто не может быть эффективным помощником для любого и каждого клиента. Однако остается невыясненным то, каким образом можно обеспечить данное совпадение клиента и психотерапевта для максимальной эффективности психотерапии. Некоторые авторы (например, Nelson-Jones, 1983) считают, что консультанту недостаточно быть только заботящимся и понимающим: он также должен обладать навыками эксперта.
Ряд публикаций посвящен развитию навыков консультирования. Списки этих навыков еще более различаются, чем списки качеств "эффективных консультантов", и доходят до 45 пунктов. Во многих подобных работах, даже посвященных консультированию в социальной работе, где позиция консультанта является априорно более активной, чем в других видах консультирования, подчеркивается, что наиболее важным является "позволение людям услышать самих себя" (Coulshed, 1991, р. 46). Напомним, что этот принцип был открыт Фрейдом и описан им через известную метафору о том, что психоаналитик является "зеркалом пациента". Параллель с принципами техники психоанализа не случайна: мы можем продолжить нахождение соответствий между описаниями проявления контрпереноса и следующими умениями профессионального консультирования (там же, p. 49):

  • предоставлять человеку возможность закончить говорить без реагирования со стороны консультанта;
  • точно отражать и воссоздавать содержание беседы и чувства;
  • перефразировать сказанное другим;
  • подытоживать этап интервью так, чтобы продвинуть беседу дальше;
  • прояснять собеседнику свою собственную роль;
  • использовать открытые вопросы;
  • использовать суфлирование так, чтобы способствовать продвижению собеседника вперед в его повествовании;
  • создавать безопасные условия для разворачивания чувств собеседника;
  • предлагать экспериментальное (т. е. идущее от реального, а не воображаемого опыта) понимание проблемы, ситуации;
  • чувствовать, как другой человек воздействует на консультанта;
  • быть толерантным к молчанию;
  • контролировать свою собственную тревогу и расслабляться;
  • фокусироваться на "здесь и теперь" так же легко, как и на "там и тогда";
  • определять направление и держать фокус в ходе беседы;
  • регистрировать проявления амбивалентности, непоследовательности и уметь противостоять им при необходимости;
  • находить и ставить общие цели;
  • быть толерантным к болезненным темам;
  • генерировать и обсуждать альтернативные планы действий;
  • оценивать затраты и выигрыш в случае достижения цели;
  • начинать, продолжать и заканчивать каждую сессию и весь контакт в целом.


Интересной представляется и научная дискуссия о том, являются ли психотерапевтические и консультативные отношения специфическим видом межличностных отношений или нет. В рамках гуманистического и клиенто-ориентированного подходов считается, что психотерапия не "является специфическим видом взаимоотношений, отличным от отношений, которые имеют люди в их повседневной жизни" (Rogers, 1957, р. 135). Этот взгляд разделяют и другие специалисты, занимающиеся вопросами теории помощи в широком смысле этого термина. Так, Л. Бреммер считает, что "отношения помощи имеют много общего с дружбой, семейными взаимоотношениями, отношениями с пастором. Все они направлены на удовлетворение основных потребностей человека, и, будучи сведены к своим основным компонентам, все они выглядят достаточно сходными" (Brammer, 1973, p. 51). Эту позицию разделяют Дж. Эган (Egan, 1975), который создал свои тренинговые программы для эффективных межличностных взаимоотношений; Р. Кархаф и Б. Беренсон (Carkhuff, Berenson, 1976, р. 72), которые считают консультирование "образом жизни"; И. Иллич с соавторами (Illich et al., 1977), которые выражают обеспокоенность тем, что в связи с ростом армии специалистов по консультированию люди теряют способность и привычку оказывать психологическую помощь друг другу; М. Скалли и Б. Хопсон, которые подчеркивают, что консультирование является "только набором убеждений, ценностей и стратегий поведения, которые должны быть все в большей степени присущи обществу в целом" (Scally, Hopson, 1979, р. 98). Ряд теоретиков и практиков считают необходимым осуществить "демистификацию" помощи и консультирования.
Каждый человек, берущийся оказать помощь другому, должен иметь определенную модель того, что он собирается делать, даже если эта модель почти не сформулирована им самим для себя. Цели помощи должны быть определены, несмотря на то что они могут существенно меняться в процессе оказываемой помощи и варьировать в широком диапазоне: от помощи клиенту почувствовать себя лучше до научения его оказывать психологическую помощь самому себе. Для помощника крайне важно осознавать ценности, лежащие в основе его профессионального поведения, а также идеологическую и философскую подоплеку оказываемой им помощи. Л. Бреммер (Brаmmer, 1973) считает, что помощник при построении своей собственной теории помощи проходит три стадии. На первой стадии он отражает и перерабатывает личный опыт, начинает осознавать свои ценности, нужды и потребности, стиль коммуникации и характер воздействия на окружающих. Затем или наряду с этим он изучает труды других теоретиков и практиков и то, как они осознавали свой личный опыт и использовали его для построения собственных теорий. И в завершении помощник объединяет первое и второе в свою уникальную теорию. (Необходимо заметить, что эта последняя теория является не только теорией помощи другим, но и собственной теорией себя.)
Вместе с тем усилия теоретиков и практиков были направлены и на создание некоторых общих описательных моделей помощи. Так, Р. Кархаф распространил идеи К. Роджерса относительно психотерапии на помощь в целом. Он описал три стадии помощи - когда клиенту помогают: а) исследовать, б) понимать и в) действовать, а также навыки, необходимые помощнику на каждой из этих стадий (Carkhuff, 1974). А поскольку эти навыки являются в основе своей не только профессионально важными, но и важными для эффективного образа жизни вообще (на чем автор принципиально настаивает), то лучшим способом помощи человеку он считает систематическое и прямое обучение навыкам работать, учиться, строить отношения с людьми, вести нормальный образ жизни: "Главной задачей помощи является наведение моста через пропасть между уровнем навыков помощника и уровнем навыков получающего помощь" (Carkhuff, Berenson, 1976, р. 81). Для него помощь эквивалентна обучению (в этом его модель сходна с бихевиоральными моделями), но обучению тем навыкам, которые дадут людям способность в большей степени контролировать собственную жизнь.
Л. Бреммер создал интегральную, эклектическую модель, близкую к модели Р. Кархафа, расширив ее до восьми стадий:

а) вхождение в проблему,

б) классификация,

в) структурирование,

г) построение взаимоотношений,

д) исследование,

е) консолидация,

ж) планирование,

з) завершение.


Он также выделил семь кластеров навыков, важных для "понимания себя и других" (Brammer, 1973).
А. Ивей предложил модель, названную им "микроконсультирование"; ее особенностью является детальная разработка составных элементов консультативных навыков и создание тренинговой программы для обучения этим элементам через просмотр видеозаписей, затем моделирование и практикование (Ivey, 1971). Н. Каган с соавторами (Kagan et al., 1967) также разработали микроконсультативную модель, ставшую одной из наиболее популярных в Америке в качестве тренинговой; ее отличительной чертой являются проводимые с супервизором сессии, на которых помощник и получающий помощь обсуждают совместно пережитый в процессе консультативной помощи опыт. Возможно, самой влиятельной и широко используемой после модели Р. Кархафа стала модель Дж. Эгана (Egan, 1975), в которой нетрудно заметить сходство с концепцией Р. Кархафа. Она включает предварительную стадию, предшествующую собственно помощи и требующую от помощника проявления навыков заботы и внимания к получающему помощь. Затем следуют стадии:

1) реакции на запросы другого и исследования самого себя;

2) интегративного понимания и динамического (т. е. меняющегося и углубляющегося в ходе процесса) самопонимания;

3) содействия в осуществлении целенаправленных действий и собственно действий (первой в каждой строке является цель, которую преследует консультант, а второй - которую преследует клиент).


Л. Лоугари и Т. Рипли (Loughary, Ripley, 1977) продолжили тенденцию демистификации консультирования, предложив простую схему помощи (см. рис.), которая может быть адресована непрофессиональным помощникам наряду с профессиональными.

Средства помощи включают в себя информацию, идеи и навыки (такие, как, например, слушание и отражение опыта). Стратегии - это планы того, как использовать средства, и первым шагом всегда является перевод формулировки проблемы в формулировку желаемого исхода. Четырьмя позитивными исходами являются: изменение эмоционального статуса клиента; развитие способности к пониманию; принятие решений; осуществление принятых решений.
Модель М. Скалли и Б. Хопсона (Scally, Hopson, 1979) была выработана в ходе обучения консультированию более чем 3000 человек. Авторы придерживаются также явно выраженной клиент-центрированной ориентации и являются противниками узкого профессионализма (и даже лицензирования) в консультировании. Они считают, что существуют три основные цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие самого помощника и создание здоровых микро- и макросистемы для функционирования индивидуумов. При этом они настаивают, что главной является вторая цель - личностное развитие помощника, так как видят здесь залог эффективности консультирования. Они не одиноки в этом мнении: ряд других авторов также подчеркивают, что помощник может помочь в той степени, обучить тому уровню осознавания себя и тем навыкам, которыми владеет он сам (Aspy, Roebuck, 1977). Помощникам необходимо осознавать и прояснять для себя свои собственные социальные, экономические, политические, нравственные и культурные ценности и быть способными идентифицировать и отделять их от ценностей своих клиентов. Дело в том, что помощники, так же как и другие люди, видят в окружающих отражение своих собственных черт, - считают М. Скалли и Б. Хопсон, - поэтому для видения другого и понимания его необходимо видеть границу между образом себя и образом другого человека. Это обеспечивает более высокую вероятность адекватной направленности и в конечном итоге эффективности оказываемой помощи. Но для того, чтобы быть в этом уверенным, помощнику необходимо постоянно осознавать динамику своего собственного личностного развития. Самоосознавание, которое служит принципиально важным профессиональным качеством помощника, является не результатом (психотерапии, самоанализа и пр.) или стадией, которых нужно достичь, а процессом, который происходить в течение всей жизни человека. Осознавая этот постоянный процесс собственных изменений, мы таким образом обеспечиваем и некоторый контроль над направлениями нашей работы с людьми. Кроме того, самоосознание помощника позволяет ему яснее увидеть те свои навыки, которые нуждаются в дальнейшем развитии. Чем больше диапазон различных навыков, которыми владеет помощник, тем большему числу различных людей он сможет помочь.
ЦЕЛИ ПОМОЩИ (ПО СКАЛЛИ И ХОПСОНУ, 1979)
Самоусиление других (помощь другим в их усилении себя).
Развитие осознавания (себя, других людей, окружающего мира).
Формулирование собственных целей.
Формирование ценностей.
Развитие навыков.
Поиск и получение информации (о себе, о других людях, о мире).
Личностное развитие помогающего
Развитие способности, уровня и диапазона навыков самоосознания.
Мониторинг собственного самочувствия и развития.
Использование своих умений и навыков для помощи другим в их развитии.
Оказание и получение поддержки.
Взаимодействие с индивидуумами и системами, приобретение опыта такого взаимодействия, изменение их и собственные изменения под их воздействием.
Создание здоровых микро- и макросистем

Помощники обучаются и развиваются не только в процессе профессиональной подготовки, но и в процессе работы, если они умеют отражать собственный профессиональный опыт. Когда мы взаимодействуем с другими, мы, в свою очередь, подвергаемся воздействию с их стороны и изменяемся в конце взаимодействия по сравнению с тем, какими мы были вначале. Те люди, группы, сообщества и системы, с которыми мы взаимодействуем в процессе помощи, меняются (как бы ни были незначительны эти изменения), но эти изменения носят взаимный характер. Иногда этот опыт становится бесценным для самого помощника, что не уменьшает важность того факта, что помощнику всегда должна быть предоставлена возможность поддержки (со стороны коллег, супервизора), которой он может при необходимости воспользоваться. Он также должен развить в себе навык заботиться о себе и уметь отказывать в помощи, если он видит в этом угрозу собственному состоянию. Все это объясняет тот контекст, в котором ряд теоретиков говорят о личностном развитии помощника как о главной цели помощи.
Специальный интерес - особенно для нашего бурно развивающегося общества - представляет понимание сущности здоровых систем. Эти системы обладают рядом следующих качеств (Scally, Hopson, 1979):

  • существуют для того, чтобы служить развитию индивидуумов;
  • ценят и поддерживают те виды поведения, которые несут в себе уважение, подлинность и эмпатию;
  • поощряют своих членов к сотрудничеству, к тому, чтобы разделять общие цели;
  • открыты для внутренних и внешних стимулов к изменениям;
  • время от времени переоценивают свои цели, методы и эффективность;
  • скорее динамические, чем статические в своем функционировании;
  • оказывают и получают поддержку от своих членов;
  • признают важным и приветствуют проявления потенциала членов системы и полагаются на этот потенциал;
  • используют скорее стратегии разрешения проблем, нежели такие стратегии, как, например, поиск виновных;
  • используют те методы, которые совпадают с преследуемыми целями;
  • приветствуют ситуации, когда члены объединяют свои потенциалы и усилия, разделяют друг с другом общие цели и каждый член движется своим собственным путем к общим целям;
  • проявляют заинтересованность в обратной связи от членов, периодически оценивают свое функционирование и реагируют на результаты оценки;
  • обеспечивают членам доступ к тем звеньям системы, от которых зависит существование членов;
  • имеют эффективные и чувствительные линии коммуникаций внутри и вне системы;
  • открыто исследуют возможные различия во мнениях и используют стратегии ведения переговоров, поиска компромиссных решений и заключений контрактов для достижения максимально возможного позитивного результата;
  • всегда открыты для альтернативных идей и решений.


Приведенные характеристики здоровых функционирующих систем могут применяться для анализа и оценки систем любого рода и уровня: от семьи до государственной системы. В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов:

  • улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
  • изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
  • способность принять решение;
  • способность осуществить принятое решение;
  • подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
  • получение поддержки;
  • приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
  • поиск и изучение альтернатив;
  • получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
  • развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
  • получение информации;
  • реагирование на действия других людей и ситуацию.


Каждая из пяти целей, приведенных в части "самоусиление других", взаимосвязана с другими четырьмя, хотя каждая оперирует различными сторонами психической жизни субъекта. Осознавание помогает субъекту сохранять субъективно активную позицию даже при невозможности реально изменить ситуацию. Наличие целей позволяет направить осознавание в сторону принятия ответственности за свои желания и истинные цели своего поведения. Ценности (они, на наш взгляд, являются ядром любых личностных изменений) определяют то, ради чего субъект осознает, формулирует и формирует цели, добывает необходимую информацию и приобретает нужные навыки. Отсутствие или неосознание собственных ценностей ведет к фиктивному, иллюзорному, а возможно, и к патологическому развитию личности. Ценность - это убеждение, которое было свободно выбрано из ряда альтернатив после взвешивания последствий каждой альтернативы; человек оберегает, поддерживает ее и делится ею с общественностью; поведение человека строится в соответствии с его ценностью и носит последовательный и настойчивый характер (Raths, Harmin, Simon, 1964). Человек, который строит свое поведение на основе ценностей, признает ценность себя и других, работает во благо здоровых систем, его деятельность носит проактивный (proactive - направленный скорее на будущее, чем на прошлое) характер, он помогает другим людям увеличивать и использовать их потенциал. Информация представляет собой материал, который субъект может использовать для осознавания себя и окружающего мира, а также для формирования собственных целей. Информация равноценна силе. Действительно, организации, сообщества и отдельные люди очень часто строят свою деятельность и безопасность на основе объема информации и ее источников, находящихся в их распоряжении. При этом нужно понимать, что информация - это не просто количество знаний, но и концепция того, как эти знания получать и как их использовать. Эти действия, равно как и другие: осознавание, формирование целей и ценностей, требуют формирования навыков. Только навыки позволяют реализовать наши ценности в поведении (мы можем верить, что мы сами ответственны за наше достоинство, но нам необходимо уметь достигать того, что мы считаем достойной ситуацией).
Для многих людей образование является ценностью, но даже для успешного обучения в школе ученик должен уметь планировать свои цели и действия, организовывать время, читать и писать (как мы знаем, даже взрослые обладают этими навыками в различной степени), получать знания самостоятельно, принимать решения, работать в группе и др. Это особенно важно помнить помощнику в процессе консультирования, предоставления информации, рекомендаций и советов: формирование навыков требует времени, терпения, поддержки и усилий, "даже" если речь идет об умении и навыке родителей, например, самим играть с ребенком (а не просто покупать ему игрушки или отправлять в деревню к бабушке, "где ему будет хорошо"). Навыки (точнее, работа по их вырабатыванию) являются нашей платой за желаемые изменения. Хопсон и Скалли (Hopson, Scally, 1980) предложили следующий перечень жизненных навыков и умений (life skills), которые являются нашими "издержками" во имя развития и процветания.
Я и ТЫ (навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с тобой):

  • эффективно общаться;
  • завязывать, поддерживать и завершать отношения;
  • оказывать и получать поддержку;
  • действовать в ситуациях конфликта;
  • давать и получать обратную связь.


Я и ДРУГИЕ (навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с другими):

  • быть настойчивым;
  • оказывать влияние на людей и системы;
  • работать в группах;
  • конструктивно выражать свои чувства;
  • развивать силу и потенциал других людей.


Я (навыки, которые мне нужны, чтобы действовать и расти):

  • читать, писать и считать;
  • находить информацию и ее источники;
  • конструктивно думать о проблеме и конструктивно разрешать ее;
  • знать, использовать и развивать свой творческий потенциал;
  • эффективно организовывать свое время;
  • делать большую часть необходимого здесь и сейчас, в настоящем;
  • исследовать свои собственные интересы;
  • исследовать свои ценности и убеждения;
  • ставить цели и достигать их;
  • обустраивать, оборудовать свою жизнь;
  • критически переоценивать свою жизнь;
  • находить причины, которые заставляют меня делать то, что я делаю;
  • быть позитивным относительно самого себя;
  • справляться с жизненными переменами, уметь адаптироваться к ним;
  • принимать конструктивные решения;
  • быть проактивным;
  • проживать свои негативные эмоции;
  • иметь дело со стрессовыми ситуациями;
  • достигать и поддерживать хорошее физическое самочувствие;
  • управлять своей сексуальностью (получать удовлетворение, но не зависеть от нее).


Я и ОТДЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ
Образование:

  • находить возможности и пути для обучения;
  • выбирать, что изучать;
  • учиться.


Работа:

  • находить возможности работать;
  • сохранять работу;
  • менять работу;
  • выживать в ситуации возможной безработицы;
  • находить баланс между активной вовлеченностью в работу и остальными сферами жизни;
  • уйти на пенсию и находить удовольствие в пребывании пенсионером.


Дом:

  • выбирать стиль жизни;
  • поддерживать и сохранять дом;
  • жить с другими людьми.


Досуг:

  • выбирать между различными вариантами проведения досуга;
  • увеличивать, расширять свои возможности проводить досуг;
  • при необходимости использовать свой досуг для приработков.


Сообщество:

  • быть умелым, цивилизованным членом сообщества (например, не разрушать структуру сообщества и его систему потребления);
  • развивать и использовать свое политическое сознание и самосознание;
  • при необходимости пользоваться общественными структурами.


Что касается навыков собственно консультирования, то одни авторы подчеркивают важность профессионализации этой области, поскольку считают утопической (и в ряде случаев вредоносной) концепцию возможности существования консультирования, свободного от какой бы то ни было системы ценностей, будь это личностные, гражданские, философские, политические или иные ценности. Другие авторы (например, Р. Нельсон-Джоунс, Л. Бреммер, чью точку зрения мы разделяем) подчеркивают важность осознания консультантом той психологической парадигмы, в которой он осуществляет помощь: не важно, какая теория, но она должна быть. Вызывает опасения, особенно в условиях нашего общества с его стихийно складывающейся практикой оказания психологической помощи, одна из любопытных "крайне левых" позиций, заключающаяся в том, что профессионализация и лицензирование в области консультирования видятся потенциально вредными для общества. Приводится несколько аргументов в пользу этой точки зрения. Прежде всего профессионализация консультирования, как считается, подразумевает, что существует особый, специфический род взаимоотношений между оказывающим и принимающим помощь. Противники же лицензирования как раз и подчеркивают, что консультирование является просто одной из общечеловеческих форм отношений между людьми, формой, к которой общество должно стремиться в своем развитии. Кроме того, в лицензировании профессиональных консультантов они видят антидемократическую и противоречащую принципам гуманистической психологии тенденцию "навешивания ярлыков": одни могут и имеют право оказывать помощь, другие - нет. (Безусловно, негативные последствия постановки диагноза или "навешивания ярлыка" хорошо известны в психологии: человек начинает ему соответствовать.) Поэтому они считают, что консультирование не сводится только к профессиональному практикованию, что оно может быть в широком смысле образом жизни. Ряд консультантов по этим причинам принципиально не признают термин "психотерапия", поскольку, по их мнению, использование этого термина разделяет общество на тех, кто психически нездоров и нуждается в помощи, и тех, кто ее оказывает.
Понимание консультирования как "помощи людям в их оказании помощи самим себе", как это определяет, например, М. Херберт, позволяет представить этот процесс следующим образом:

Консультант
Использует: Помогает клиенту:
Навыки построения взаимоотношений: - уважение - подлинность - эмпатия Чувствовать себя ценным, понимаемым и быть подготовленным доверять консультанту
Навыки исследования и прояснения (ситуации, чувств, мыслей, действий, фантазий, мотивов и т. п.) - достигать договоренности с клиентом и соблюдать договоренность - задавать вопросы - обобщать сказанное - выделять главное и фокусироваться на нем - отражать сказанное клиентом - конкретизировать - конфронтировать Говорить и исследовать; глубже понимать что, как и почему; видеть возможные выборы; обдумывать альтернативы и выбирать из ряда альтернатив
Навыки планирования: - формулировать цели - планировать действия - владеть стратегиями разрешения проблем Развивать способность к ясному целеполаганию; формировать конкретный план действий; осуществлять (при поддержке) то, что необходимо сделать


Таким образом, консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности. М. Катц (Katz, 1969) писал, что консультирование занимается не тем, чтобы научить людей принимать мудрые решения, а тем, чтобы научить их принимать решения мудро. Именно таким образом можно достичь действительного самоусиления (т. е. увеличения и более широкого использования собственного потенциала) клиента. В консультировании не поощряется пассивность и зависимость клиента. Напротив, создается ситуация, когда клиент чувствует себя принимаемым, услышанным, заслуживающим уважения и неоцениваемым. Это способствует развитию его доверия к самому себе и увеличивает его способность принимать собственные решения.
Так же как и в теории психотерапии, в теории консультирования не утихают дискуссии между представителями различных школ. В части отношения к процессуальным характеристикам эти дискуссии можно кратко обозначить следующим образом: консультировать, анализировать или обучать?
Как более молодое по сравнению с психоанализом и психотерапией направление психологическое консультирование испытало влияние методологических различий в подходах к проблемам личностного развития и человеческого страдания. Психоаналитические корни можно найти в методах консультирования детей и родителей в ситуациях задержек развития ребенка; в раннем вмешательстве ("early intervention" - работа с младенцем и его родителями); в консультировании по поводу расстройств питания (булимия, анорексия); в видах посттравматического консультирования, основанного на работе по разрядке предшествующих, часто детских, психологических травм (например, переоценочное соконсультирование X. Джекинса (Jackins, 1965)).
Ряд консультантов, представляющих когнитивно-бихевиоральный подход, настаивают, что эффективное консультирование является по существу обучением или переобучением клиента. Они считают, что консультирование может увеличивать зависимость клиента от консультанта, если не ставить задачу обучения клиента жизненно важным для него навыкам. Так стали появляться программы обучения различным жизненным навыкам ("Lifeskills Teaching Programmes"), например: "Как быть неагрессивно настойчивым", "Как эффективно организовывать свое время", "Как завязывать, поддерживать и заканчивать взаимоотношения", "Как быть позитивным по отношению к самому себе", "Как эффективно проживать жизненные изменения" и т. п. Подобные программы трансформируют понятие "компетентность" в понятие "способность обучаться" тем навыкам, которые позволят человеку действительно взять на себя заботу о своей жизни и/или о жизни другого человека. Авторы этих программ также считают, что эффективное обучение позволяет скорее предотвращать возможные кризисы, чем "лечить" и консультировать по их поводу (Hopson, Scally, 1980).
Так же как психолог может работать в различных профессиональных "амплуа" в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи. Однако еще раз подчеркнем, что сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей, лежащих в основе оказываемой помощи.

Контрольные вопросы

1. Чем научный период в развитии социальной работы отличается от донаучного?

2. Какие дисциплины является пограничными с социальной работой?

3. Какова роль психологии в социальной работе?

4. Чем профессиональная помощь отличается от непрофессиональной?

5. Чем убеждения (например, социальных работников) отличаются от знаний и навыков?

6. Что делает определенную область знаний и практики профессиональной для общества?

7. Как изменялся предмет социальной работы по мере развития этой области?

8. Какие профессиональные дилеммы могут стоять перед представителями помогающих профессий?

9. Нужна ли теория для уже развитой практики социальной работы?

10. Каковы профессионально важные качества социального работника?

11. Назовите важнейшие этические правила психолога. Какие из них могут быть неосуществимы в реальной практике на сегодняшний день?

12. Какая может быть ответственность за нарушение этических правил в профессиональной деятельности?

13. Что такое "здоровые" человеческие системы?

14. Каковы преимущества и ограничения групповых форм помощи?

15. Как вы представляете себе идеальное терапевтическое сообщество?

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.)