АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История айкидо

Читайте также:
  1. II. История духа (Geistesgeschichte), образующая канон
  2. IV. Интеллектуальная история
  3. Анализ эволюционных процессов семейной системы (семейная история, семейный мир, семейная легенда, семейный сценарий, жизненный цикл семьи).
  4. Версия №1: история дизайна исчисляется тысячелетиями.
  5. Военная история
  6. Вопрос №31 Понятие рынка. История становления и эволюция взглядов на рынок.
  7. Вопрос №4: «История отечественной социальной психологии».
  8. Вопрос. История появления и развития денег.
  9. Всеобщая история искусства. Искусство Средних веков и эпохи Возрождения
  10. Глобальная сеть ИНТЕРНЕТ. История развития, основные услуги ИНТЕРНЕТ.
  11. Джайнизм. История возникновения и развития.
  12. Из бесед, стихов, каллиграфии основателя айкидо.

Годзо Сиода

Динамическое Айкидо

перевод с японского на английский язык Джеффри Гамильтона

 

Предисловие

Цель этой книги - изложить основы айкидо в форме учебного пособия для начинающих. Описываемые приемы, включающие основные базовые движения, выбраны из ежедневно используемых в учебном центре Tokyo, Yoshinkan.

Я старался, по возможности, дать простую классификацию приемов и описать их простым понятным языком. Однако многие моменты в айкидо, как и во всех японских боевых искусствах, не могут быть адекватно объяснены словами и фотографиями. Но, хотя эта книга ни в коем случае не сможет заменить квалифицированного учителя, я надеюсь, что она будет полезным дополнительным пособием при индивидуальном обучении.

Я очень благодарен Сейши Терада, Такаши Кушида, Киоиши Иноуе, всем инструкторам центра Yoshinkan, которые на фотографиях изображают моих противников, а также тем ученикам, которые тоже тратили на это время и энергию. Я также признателен своим старшим коллегам и директорам центра за помощь и советы по подготовке этой книги. Наконец, я должен поблагодарить Джеффри Гамильтона за перевод этой книги на английский язык и составление раздела по практическому применению.

Гозо Шиода

Предисловие переводчика

Поскольку эта книга исходно предназначена для читателей-японцев, она подразумевает знание основ истории и культур Японии. Более того, для описания техники японских боевых искусств используется определенная терминология, которая может быть понята или угадана большинством японцев, но не имеет смысла в прямом переводе.

Следующие пояснения написаны с целью объяснить, или уточнить некоторые из этих моментов для западного читателя.

САМУРАИ: Еще всего около 100 лет назад Япония была феодальной страной. Земля была разделена на отдельные владения, а общество - на 4 устойчивых слоя. Низшими были купцы, над ними - ремесленники, затем фермеры и, наконец, класс воинов - самураи.

Самурай работал на помещика-феодала. За получаемую плату от него требовалось защищать своего хозяина и, если нужно, умереть за него. После 1600 г. гражданской войны в Японии не было, и в следующие два с половиной века самураи как класс были в основном связаны с управлением, однако, их обязанности по-прежнему включали практику боевых искусств (именно в этот период эти искусства были разделены по направлениям и классифицированы), а также основы самодисциплины и философии, в частности системы дзен.

ПУТЬ: Исходным Японским словом для обозначения боевых искусств было bujutsu- первая часть «bu» означает «военный», вторая «jitsu» значит «искусство». После окончания феодального периода в Японии (с 1860-х гг.) эти искусства изучались меньше с точки зрения практического применения и больше внимания стали уделять элементам философии. Это изменение отразилось в замене второй части названия на 'do», что имеет абстрактное значение «путь» в смысле, подразумеваемом в системе дзен, то есть практика, ведущая к просветлению. Так, kenjitsu стало называться kendo, kyujitsu - kyudo, и т.д.

АЙКИДО: Основной принцип айкидо - «настройка» на противника, позволяющая предчувствовать его намерения и делающая возможным выгодное использование его движения. Этот принцип дал айкидо его название: «ai» значит «встретить», «ki»- дух, и «do» - «путь» в философском смысле объясненном выше.

Айкидо и меч: В объяснении приемов айкидо постоянно упоминается использование меча. Следует сказать, что имеется в виду японский меч, который обычно держат двумя руками и направляют прямо вперед корпуса, при этом руки находятся на уровне солнечного сплетения, а плечи и таз развернуты по отношению к противнику.

При ударе в kendo (японская техника) движение начинается с таза. Когда меч поднят (а именно это положение наиболее часто упоминается в айкидо) создается впечатление, что толчок направлен от таза к локтям с тем, чтобы поднять их. Обе руки поднимаются до или чуть выше уровня лба и находятся на одной линии с центром симметрии корпуса.

ATEMI: Эти удары наносятся в определенные чувствительные точки тела кончиками пальцев, ребром ладони, коленями, пальцами ног, пятками, и т.д. В этом тексте наиболее часто упоминается удар metsubushi («выбивание глаз»), который наносится косточкой у основания среднего пальца в точку, расположенную точно между глазами.

«Фиксированный захват» и «контроль» Выражение «фиксированный захват» применяется в этом контексте для обозначения момента, когда захват становится эффективным, т.е. начинается болевое действие. Словом «контроль» обозначается, как правило, последняя стадия движения, когда противник полностью обездвижен или хотя бы неспособен ни к каким эффективным движениям.

«Раскрытие» корпуса: это удобное обозначение для поворота на одной или другой ноге с одновременным поворотом корпуса, т.е. наподобие открывания двери.

«Смещение вверх»: В прямом смысле означает момент естественного поднятия центра тяжести тела, например, при ходьбе. В переносном - смещение центра тяжести тела противника вверх. Не имеет отношения к простому подниманию вверх.

История айкидо

После окончания войны, и особенно в последнее десятилетие, популярность старинного японского боевого искусства айкидо не только быстро возросла в его родной стране, но и распространилась заграницей, особенно в Америке, Европе и юго-восточной Азии.

Исходно боевые искусства были просто методами защиты и нападения, которые использовали для эффективной самообороны в рукопашной схватке или в схватке с палками. В случаях, когда человек маленького роста и относительно слабый побеждал более крупного противника с помощью определенной техники, это могло быть основой нового направления. Так, в течение многих лет учителя и практики этих искусств, часто в условиях риска для собственной жизни разработали и развили те направления, которые сегодня достигли уровня науки.

Под влиянием буддистских концепций боевые искусства превратились из простого собрания приемов в философские «пути». Области их применения выросли от простой цели убить врага до комплекса элементов, связанных с повседневной жизнью. Иными словами, пути убийства заменились путями жизни.

После исчезновения класса самураев боевые «искусства» стали боевыми «путями» и им стали придавать важное знание как способам повышения моральной устойчивости, необходимой для создания полноценного общества. Тем не менее, в итоге боевые искусства остаются искусствами мужчин-бойцов - самураев и даже когда основная цель победы над врагом потеряет значение они должны будут прекратить свое существование. Соответственно, они не должны становится чисто интеллектуальными упражнениями, не следует уменьшать значение основного «положения» budo и «пути развития техники» не должны исключаться как форма духовных и физических упражнений.

До сих пор еще нет достаточно полной информации об истории айкидо, но хотя, без сомнения, появятся новые данные, материал изложенный ниже достаточно полно отражает состояние знаний на данный момент.

Современное айкидо основано на daito aikijutsu, которое как считают, основал принц Тейджин, шестой сын императора Сева (850-880 г.) Через сына принца Тсунемото оно было передано последующим поколениям семьи Минамото. Время, когда оно дошло до Шинра Сабуро Йошимитсу, младшего брата Йошие Минамото, можно считать периодом закладки основ современного айкидо. Йошимитсу явно был исключительно тренированным и знающим человеком. Говорят, что он придумал большинство своих приемов, наблюдая как паук ловко ловит большое насекомое тонкой сетью. Сохранились упоминания, что Йошимитсу изучал анатомию, вскрывая тела убитых на войне и преступников. Название его дома «Daito Mansion» дало название его системе aikijutsu.

Второй сын Йошимитсу, Йошикийо, жил в Такеда (провинция Кай), и получилось так, что он стал известен под этим именем. В дальнейшем техника передавалась от поколения к поколению как тайное искусство дома Такеда и изучать ее могли только члены семьи и родственники, В 1574 г. Такеда Кинутсугу переехал в Аизу, и техника. Перешедшая к его последователям, стала известна как техника Aizu-todome.

Затем это искусство практиковалось исключительно самураями и сохранялось в семье до выхода Японии из состояния феодальной раздробленности в начале периода Мейджи в 1868 г. В это время бывший главой семьи Сокаку Такеда Сенсей начал учить этому искусству за пределами владений Такеда. Он путешествовал по всей Японии и, наконец, остановился на острове Хоккайдо. Его сын, Токимуне Такеда Сенсей открыл школу Daitokan dojo в Абашири на острове Хоккайдо и продолжает дальше развивать айкидо в качестве основоположника школы Daito.

Самым выдающимся учеником Сокаку Такеда был Морихей Уешиба. Уешиба Сенсей, человек редких способностей, который добавил к школе Daito основные элементы других древних боевых искусств и свои собственные приемы, считается основателем современного айкидо. Многие годы Уешиба Сенсей учил и руководил школой в Вакаматсу-чо в Токио.

В возрасте около 80 лет он сохранял активность. Школа Уешиба Aikido Honbu сейчас работает под руководством его сына Киссемару Уешиба, который с большим успехом посвятил себя распространению айкидо в Японии и за ее пределами.

Способный ученик Уешиба Сенсея, Томики из университета Васеда, очень активен как тренер и занимается в основном развитием спортивного айкидо.

Одним из самых выдающихся учеников Уешиба был Гозо Шиода (9ый дан) автор этой книги и директор школы Aikido Yoshinkan, который внес большой вклад у увеличение популярности айкидо после войны. Шиода поступил в школу Уешиба Сенсея в возрасте 18 лет и жил там 8 лет, еще учеником показывая четкую красивую технику и исключительную энергию, которой он известен сейчас. Как Сокаку Такеда и Морихей Уешиба, Шиода Сенсей небольшого роста и весит всего около 50 кг. Тот факт, что, несмотря на это он стал очень знаменитым, подтверждает, на мой взгляд, рациональность и эффективность айкидо.

Огромный интерес к айкидо после войны, вероятно, зародился в 1954 г., когда в рамках деятельности общества долгожителей было организовано представление японских боевых искусств в Токио. Принявший участие в показательных выступлениях Шиода Сенсей привлек большое внимание, и его выступление было высоко оценено. С этого времени популярность айкидо росла настолько быстро, что в течение года группой финансистов был организован учебный центр Aikido Yoshinkan (президент Соширо Кудо), в число учителей которого вошел Шиода Сенсей.

Если учесть, что до войны айкидо занимались лишь отдельные люди и специальные группы армии и флота, распространение и популярность этого искусства в настоящее время удивительны. Однако для столь быстрого развития требуются квалифицированные учителя, и дальнейшее развитие айкидо будет определяться возможностями подготовки тренеров, способных поддержать высокие стандарты этого искусства.

В заключение, я приношу извинения и благодарность всем учителям, имена которых здесь не упомянуты.

Хироши Такеучи


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)