АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обострение противоречий в английском обществе начала XVII века

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  3. I. Россия в мировом сообществе
  4. III. Достижения студента в общественной деятельности
  5. Административное правонарушение против общественного порядка и нравственности
  6. Алгоритм регистрации индивидуального предпринимателя и действий, необходимых для начала деятельности
  7. Американский профессор Невилл Смелзер утверждал, что социология - это наука об обществе. Социология - socium (общество) logos(наука).
  8. Английская специальная школа конца XIX—начала XX века
  9. Арифметика, алгебра и начала анализа
  10. БУДУЩЕЕ- СОЧЕТАНИЕ НАСТОЛЬКО ИНТЕРЕСНОЕ, ЧТО ЕГО БЫЛО БЫ ПОЛЕЗНО ПРОЧЕСТЬ ЕЩЕ РАЗ С САМОГО НАЧАЛА.
  11. В каком обществе плодотворный творческий труд - дитя свободы - становится основой успеха и процветания человека и общества?
  12. В лучшем обществе

НОВОЕ ВРЕМЯ: ЭПОХА ЕВРОПЕЙСКОГО ГОСПОДСТВА

ЕВРОПА НА НОВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ (середина XVII – XVIII в.)

КРИЗИС СОСЛОВНОГО СТРОЯ В ЕВРОПЕ. БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В АНГЛИИ (1640—1660)

 

Революция середины XVII века в Англии обычно рас­сматривается как своего рода рубеж, разделяющий Средние века и Новое время.

История Средних веков знала немало массовых на­родных движений. Они порождались протестом против религиозных притеснений, поборов и налогов, возмуще­нием произволом иноземных завоевателей, узурпаторов, незаконно завладевших троном. Основной целью этих движений было восстановление прежних порядков.

Применительно к Англии происшедшие в ней в 1640— 1660-е гг. события принято характеризовать как револю­цию. Под этим термином понимаются прежде всего изме­нения, связанные с рождением новых для данного общества форм правления, сменой господствующего слоя и состава правящей элиты, принятием новых ориен­тиров в социальнй и экономической жизни.

Обострение противоречий в английском обществе начала XVII века

Абсолютистская политика английских монархов XVI века позволи­ла короне с одобрения послушного ей парламента ослабить позиции местной земельной аристократии, собрать ресурсы и начать колони­альную экспансию. Были созданы торговые компании, принесшие огромные прибыли. Однако с воцарением Якова I (правил в 1603— 1625) в обществе наметился новый конфликт между монархом, при­ближенными ему сановниками и большинством парламента. Он от­ражал интересы предпринимателей, банкиров и знати, связанных с торговыми компаниями и мануфактурным производством.

При Якове I расточительность двора возросла. Чтобы пополнять казну, король ввел систему продажи монополий (так называли па­тенты на производство определенных видов товаров и их продажу), разорительную для предпринимателей и исключающую конкурен­цию. Сближение с Испанией, предпринятое из династических сооб­ражений — обеспечить брак наследника престола с испанской прин­цессой — было достигнуто за счет торговых интересов Англии. Затем, также из престижных и династических соображений, Яков I вовлек страну в Тридцатилетнюю войну, хотя это ни в коей мере не отвечало интересам Англии и не оказало большого влияния на ход военных действий. Война обернулась лишь новыми убытками и жертвами.

Парламент протестовал против королевского произвола. Палата общин уже в начале царствования Якова приняла документ, назван­ный «Апология», в котором доказывалось, что права парламента вы­ступают «законной», «естественной» нормой, вытекающей из Вели­кой хартии вольностей, и не могут узурпироваться королем. В ответ на протесты король распустил палату общин и не спешил назначать новые выборы (с 1611 по 1614 г. Англия жила без парламента).

Еще более ярко тенденции к установлению самодержавного прав­ления стали проявляться при Карле I (правил в 1625—1649). В 1629 г. он распустил парламент и не созывал его 11 лет, по своей воле вво­дил новые налоги, преследовал оппозицию.

Недовольство произволом получало все более широкое распро­странение. Высокие налоги, торговые пошлины, жесткая регламен­тация деятельности промышленного капитала привели к росту цен. Это болезненно сказалось на положении большей части населения. В связи с продолжавшейся практикой огораживания, сгона аренда­торов с земли, которая отводилась под овцеводство и технические культуры, сокращалась площадь угодий, использовавшихся для производства продуктов питания. Это вызвало удорожание продо­вольствия. Число голодающих, разоренных крестьян, беднейших горожан катастрофически росло. Власти не находили иного ответа, кроме ужесточения законов, запрещающих бродяжничество и по­прошайничество.

Недовольство существующим положением приняло религиоз­ный характер. Противостоящие англиканской церкви, возглавляе­мой королем, протестантские, пуританские религиозные течения объединяли как собственников, недовольных высокими налогами, так и беднейшие слои общества, связывающие надежды на улучше­ние своего положения с утверждением новых религий.

В пуританизме (от англ. «риге» — «чистый») выделялось не­сколько направлений, хотя всем им было свойственно отрица­тельное отношение к англиканской церкви. Пуритане требовали лишить ее земель и привилегий. Пресвитериане, исповедующие кальвинизм, выступали за централизованную церковь, но пола­гали, что ключевую роль в ее иерархии должны играть не назна­чаемые королем епископы, а избираемые старейшины из числа наиболее уважаемых прихожан. Индепенденты (от англ. «inde­pendence»«независимость») считали, что церковь должна со­стоять из самоуправляющихся общин. Многим из них были убеждены, что Бог — в душе человека и человек не нуждается в ритуалах и священнослужителях, чтобы жить в гармонии с са­мим собой и окружающим миром.

Власти преследовали пуритан. Многих из них ссылали в североа­мериканские колонии Англии. Однако это не останавливало роста оппозиционных настроений в стране.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)