АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Восстание 1916 год

Читайте также:
  1. Восстание в Твери
  2. ВОССТАНИЕ В ТЫЛУ
  3. ВОССТАНИЕ В ТЫЛУ 1 страница
  4. ВОССТАНИЕ В ТЫЛУ 10 страница
  5. ВОССТАНИЕ В ТЫЛУ 11 страница
  6. ВОССТАНИЕ В ТЫЛУ 12 страница
  7. ВОССТАНИЕ В ТЫЛУ 13 страница
  8. ВОССТАНИЕ В ТЫЛУ 14 страница
  9. ВОССТАНИЕ В ТЫЛУ 15 страница
  10. ВОССТАНИЕ В ТЫЛУ 16 страница
  11. ВОССТАНИЕ В ТЫЛУ 17 страница

Национально-освободительное восстание 1916 г.
Участие России в войне способствовало усилению национально-колониального гнета в Казахстане и вызвало обострение всей совокупности национальных и социальных противоречий. Политика русификации, проводимая царским правительством, массовое переселенческое движение в Казахстан и связанное с этим изъятие земель, а также произвол местных властей привели к национально-освободительному движению 1916 г. охватившему Казахстан и всю Среднюю Азию. К 1916 г. переселенческим фондом было изъято 40 млн га земель, а к 1917 г. — 45.147.765 га лучших пахотных земель и пастбищных угодий. На каждого русского поселенца выделялось до 3,17 десятин обрабатываемой земли, а на одного местного жителя — 0,21 десятина земли. В начале ХХ в. в Туркестане возник 941 переселенческий поселок. В Семиреченской губернии до 98% всех переселенческих хозяйств пользовались наемным трудом. Массовое изъятие земель резко обострило отношения между коренным населением и переселенцами. Этнические конфликты стали характерной чертой жизни в степи.
Причинами роста рабочего и крестьянского движения в Казахстане явились: 1) колониальная политика царизма; 2) массовое изъятие земель у казахов; 3) русификаторская политика царизма; 4) увеличение старых и введение новых военных налогов; 5) империалистическая война, принесшая народу страдания, голод, эпидемии.
Поводом к восстанию послужил царский указ от 25 июня 1916 г. «О реквизиции инородцев Средней Азии и Казахстана для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии», а также на тыловые работы. Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 19 до 43 лет. Планировалось из Казахстана и Средней Азии рекрутировать более 500 тыс. человек. К числу «инородцев» относились казахи, кыргызы, узбеки, таджики, туркмены, дунгане, уйгуры.
Осуществляя царский указ правительство применяло тактику «разделяй и властвуй». 23 августа 1916 г. секретным приказом генерал-губернатора Куропаткина от мобилизации были освобождены: 1) должностные лица местных управлений (волостных, сельских, аульных); 2) нижние полицейские чины из туземцев; 3) представители духовенства (имамы, муллы, мударисы); 4) счетоводы и бухгалтера в учреждениях мелкого кредита; 5) учащиеся правительственных и частных высших и средних учебных заведений; 6) туземцы, занимающие классные должности в правительственных учреждениях; 7) туземцы, пользующиеся правами дворян и потомственных почетных граждан, а также лично пользующиеся правами почетных граждан. Таким образом царизму удалось отколоть от общенационального движения туземную администрацию, часть байства и мусульманского духовенства.
Как только был оглашен царский указ, начали составлять списки призывников. Отсутствие у казахов метрических свидетельств послужило поводом для массового взяточничества и злоупотреблений.
Все эти обстоятельства спровоцировали массовые волнения. Возмущенное население стало расправляться с волостными управителями, аульными старшинами, полицейскими, чиновниками. Они поджигали канцелярии, уничтожали делопроизводство, списки мобилизованных. Постепенно эти стихийные выступления стали принимать организованный характер, их возглавили радикально настроенные лидеры. Руководителями восстания 1916 г. были в Тургайской области Алиби Жангильдин и Амангельды Иманов; в Уральской — С. Мендешев и А. Айтиев; на Мангыстау — Ж. Мынбаев; в Атбасаре — А. Майкутов; в Акмолинске — Сакен Сейфуллин; в Семиречье — Токаш Бокин и Бекболат Ашекеев; в Сырдарьинской области — Турар Рыскулов. Радикальная часть национальной интеллигенции примкнула к восставшим.
Иную линию заняла революционно-демократическая часть казахской интеллигенции, возглавляемая А. Букейхановым и объединившаяся вокруг газеты «Казах». Эти лидеры придерживались тактики «разумного компромисса» с колониальной империей, выдвигая на первый план идею выживания народа, сохранения его этнической целостности. Они предлагали отложить мобилизацию и провести ее после соответствующей подготовки, надеясь в случае победоносного окончания войны создать национальную автономию. С тем, чтобы избежать репрессий, они призывали не оказывать сопротивления властям. Свидетельством такой позиции являются материалы Частного совещания казахов Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей, состоявшегося 7 августа 1916 г. в Оренбурге под председательством А. Букейханова. В частности, в его протоколе говорилось, что царский указ от 25 июня стал известен в форме объявления местных властей, а опубликован так и не был. Он поразил казахов как гром среди ясного неба. Казахи никогда не отбывали воинской повинности, да еще в таком массовом принудительном порядке. Местные власти стали исполнять указ в чрезвычайной спешке с грубостями и злоупотреблениями. Например, в Кустанайском уезде местная власть приказала призывникам явиться через 9–15 дней, а в ряде волостей казахи кочевали от сборного пункта на расстоянии 200–400 верст, в Актюбинском уезде была дана команда явиться на сборный пункт через 10 дней, а здесь казахи также были разбросаны на расстоянии от 200 до 400 верст. На данном совещании подчеркивалось. что записи возраста казахов не соответствовали действительности, они заносятся в списки произвольно, никто их правильностью не интересовался. Некоторые записи заведомо делались неправильно. «Поэтому в степи не редкость 20-летний бий или волостной управитель, когда по закону они должны быть не моложе 25–35 лет. К тому же, — говорилось далее, — местами волостные управители пожелали на почве мобилизации свести счеты со своими врагами, стали сочинять новые списки, включать всех своих противников, другие стали торговать списками, предлагали за деньги изменить возраст призываемых». Народ стал возмущаться, волостные управители Карабалыкской волости Кустанайского уезда и Чингирлауской волости Уральского уезда были убиты населением именно за разнообразные свои злоупотребления. Некоторые волостные управители, желая нанести самый верный удар своим врагам, обвиняли их в сопротивлении мобилизации и «доносили по начальству». Благодаря вышеуказанным злоупотреблениям, говорилось в протоколе, нынешнее поколение впервые познакомилось с отрядами казаков. В Чингирлауской волости по аулам расквартированы 75 казаков, содержание коих обходится киргизам в сутки 25 баранов и 25 пудов овса. В Кустанайском уезде в пределах Аракарагайской волости расквартировано 125 казаков, а в уездах Киньаральской и Миндыгаринской — 125 казаков.
Появление в степи казачьих отрядов навело страх на мирное население огромного района, далее констатировалось в протоколе Частного совещания казахов. Киргизы, до того мирно ожидавшие приема призываемых, заволновались: местами, оставив все свое имущество, взяв на семью две решетки (кереге) и кусок кошмы, откочевали на юг. Молодежь покинула аулы, выехала в степь и неизвестно, куда она направилась. Повсюду киргизы оставили поспевающий хлеб, скошенное сено остается в копнах, гниет и развевается ветром по степи. Хозяйству нанесен непоправимый ущерб, ибо со времени объявления о призыве никто хозяйственными делами не занимается. В Урджарской волости Лепсинского уезда Семиреченской области киргизы, уходя неизвестно куда, потравили скотом весь хлеб и покосы. Вот такая картина предстает, судя по материалам Частного совещания казахов ряда областей Казахстана, проведенного в августе 1916 года. Восстание охватило всю степь. Одним из центров стала Семиреченская область. Здесь после объявления царского указа в начале июля прошли съезды казахов ряда волостей Семиречья, на которых принимались решения об оказании вооруженного сопротивления. 17 июля в Туркестанском крае было введено военное положение. Крупные столкновения повстанцев с карателями произошли в урочище Асы (3 августа 2 тысячный отряд повстанцев напал на отряд помощника уездного начальника Хлыновского), в Каркаре (11 августа более 5 тысяч повстанцев осадили Каркаринскую ярмарку и нанесли поражение карательному отряду Кравченко.) в урочище Самсы (6 августа восставшие Ботпаевской, Восточно- и Западно-Кастекской, Тайторинской Ыргайтинской волостей в количестве 5 тысяч человек окружили и разгромили карательный отряд и овладели ст. Самсы), в районах Кастека, Нарынкола, Чарына, Курама. В середине августа восстание охватило почти все волости Семиреченской области. Для его подавления было направлено 95 рот солдат, 24 сотни казаков, 16 орудий и 47 пулеметов. Несмотря на героическое сопротивление, восстание было подавлено к октябрю 1916 г. Производились массовые аресты, действовали военно-полевые суды. Каратели расправлялись не только с повстанцами, но и с мирным населением, были уничтожены десятки аулов. Более 300 тыс. казахов и кыргызов откочевало в Китай. Оставшаяся часть, 37355 казахских семей были загнаны в бесплодные районы или пустынные зону Прибалхашья. Один из лидеров восставших Бекболат Ашекеев был публично повешен на сопке Бурундай в Семиречье. В Каркары в тюрьме были убиты Жаменке Мамбетов и еще 12 руководителей восстания.

Восстание вспыхнуло также и в Сырдарьинской области, здесь продолжительными были выступления повстанцев в Аулие-Атинском, Чимкентском уездах, но к концу сентября они были жестоко подавлены, а отдельные отряды откочевали в Тургайскую область. Жестокие бои с карателями вели повстанцы в Семипалатинской и Акмолинской областях. Достаточно привести тот факт, что в эти области против повстанцев было направлено 12 кавалерийских сотен и 11 усиленных пехотных рот. Особенно ожесточенные столкновения происходили в сентябре-октябре 1916 г. в Зайсанеком, Усть-Каменогорском, Каркаралинском, Акмолинском, Атбасарском уездах. К концу октября восстание было подавлено. Массовые выступления также имели место на западе Казахстана в Уральской области, упорное сопротивление оказывали повстанцы в Гурьевском и Темирском уездах.

Массовым, упорным и организованным было восстание в Тургайской области, охватившее все ее уезды. По мере нарастания освободительного движения ханом Тургайского очага восстания был избран Абдигапар Жанбосынов, потомок авторитетного в народе Нияз-бия. Главнокомандующим — сардарбеком повстанцев был назначен внук знаменитого батыра Имана — сподвижника Кенесары-хана Амангельды Иманов (1873–1919). Одним из руководителей восстания в данном регионе также был уроженец этих мест Алиби Джангильдин. Была организована слаженная система управления повстанческим движением. Создан Военный Совет — орган управления движением. Организовано снабжение повстанцев продовольствием, производство вооружения, обучение военному делу, создание особых отрядов мергенов. В отрядах восставших была введена строгая дисциплина, десятичный порядок их построения. В Тургайскую степь стекались повстанцы из других областей Казахстана — Сырдарьинской, Акмолинской, Семипалатинской, в ноябре 1916 г. здесь их насчитывалось около 50 тыс.

На подавление восстания в Тургайскую степь был направлен экспедиционный корпус в составе 17 стрелковых рот, 18 казачьих сотен, 4 кавалерийских эскадронов, 18 орудий, 10 пулеметов. 22 октября повстанцы начали осаду Тургая, однако взять его не удалось, так как сюда прибыл карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лаврентьева. Война приобрела партизанский характер, основная. масса повстанцев сосредоточилась в 150 км от Тургая в урочище Батпаккара, где был создан совет по руководству военными действиями, управлению контролируемыми районами. Отсюда совершались рейды против карателей. Восстание продолжалось до 1917 г. и слилось с

событиями Февральской революции.
Восстание 191б г. является составной частью освободительного движения казахского народа, его национально-освободительной борьбы.
Причины поражения национально-освободительного движения 1916 г.: 1) Стихийность движения; 2) Недостаточная организованность в масштабе регионов; 3) Слабость вооружения; 4) Использование царизмом противоречий между переселенцами, казачеством и повстанцами; 5) Малочисленный местный пролетариат не мог оказать существенного влияния на ход событий; 6) Не было единого руководящего и организационного центра; 7) Царская администрация использовала межродовую борьбу казахов; 8) Отсутствие единства в рядах национальной демократической интеллигенции: 9) Предательство феодальных групп.
Историческое значение: 1) Продемонстрировало рост классового самосознания казахского народа; 2) Стало школой вооруженной борьбы против царского самодержавия; 3) Рост национального самосознания народов Казахстана; 4) Осознание национальных интересов, пробуждение к активной политической деятельности; 5) Осознание себя силой, способной к вооруженной борьбе против колониальной экспансии российского самодержавия.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)